Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Арабские страны в составе Османской империи.



Османское господство на Ближнем Востоке начинается с XVI в., после того как турки разгромили Мамлюкский султанат. Но в те века арабы не воспринимали османское завоевание как иностранную оккупацию, уже на протяжении многих столетий арабами управляли инородные династии: тюркские, курдские, монгольские, черкесские. И никто из этих правителей не посягал на арабскую идентичность, наоборот, для самих завоевателей арабский язык, арабская культура становились в итоге важнее их собственных традиций. Кроме того, с XVIII столетия османский суверенитет над арабскими странами носил большей частью номинальный характер, местные правители, признавая авторитет турецкого султана-падишаха, высылали дань в Стамбул, но в целом проводили вполне самостоятельную внутреннюю, а в ряде случаев и внешнюю политику. В XIX в. Порта, смогла усилить свою власть в ряде арабских стран. Однако в начале ХХ в. османская власть в арабских странах все больше начинает восприниматься как чужеземное господство. Этому способствовала политика модернизации и европеизации, проводимой в Османской империи со времен Танзимата – отказ от концепции мусульманского государства. Еще большее отторжение вызвала попытка обязательного преподавания турецкого языка в арабских школах, предпринятая уже младотурками. На этом фоне происходит пробуждение самосознания арабов и становление арабского национализма.

Наиболее крупной и многонаселенной арабской страной в составе Османской империи страной был Египет. Еще с XVIII в. эта страна была слабо подконтрольна Порте, а в XIX в. со времени правления Мухаммада Али (1805-1849), начинавшего как османский наместник (хедив) и ставшего полновластным хозяином страны, Египет становится де-факто независимым государством и даже ведет успешные войны протии Стамбула. Но с 1882 г., после подавления восстания Ораби-паши, Египет оказался оккупированным британскими войсками и лишь чисто формально до 1914 г. считался частью Османской империи. Социально-экономическое положение Египта было во многом схоже с Турцией. Крупные займы в европейских банках и итог банкротство в 1876 г. Господство иностранного капитала, особая роль инонациональной компрадорской буржуазии. Различия с Турцией были в политическом статусе — с 1882 г. Египет потерял национальный суверенитет и стал полуколонией Великобритании. Местные правители хедивы имели очень мало властных полномочий, реальный контроль над ситуацией в стране находился у британской администрации. В то время как ни одна из европейских держав не имела полного контроля над Османской империей, что оставляло для османской политической элиты поле для маневра, возможность лавирования между различными центрами силы. Попытки же египетских политиков (Мустафа Камиль) обратиться за помощью к Франции, Германии были обречены на провал. Оккупация Египта английскими войсками нарушила естественно-исторический процесс развития страны.

«Становление капитализма не было прервано, однако его развитие пошло по пути, характерному для большинства стран Азии и Африки. Экономика страны была полностью поставлена в зависимость от иностранного, прежде всего английского капитала. Египет превратился в страну монокультуры хлопка...» (История Востока IV кн. 2, с. 331).

В годы британской оккупации Египет откатился на несколько десятилетий назад в области образования: закрывались учебные заведения, падал уровень элементарной грамотности. Если одна часть египетского общества, прежде всего интеллигенция, выступала против британского присутствия, то другая часть (компрадорская буржуазия, часть интеллигенции и др.) была за тесное сотрудничество с оккупационными властями. При том неверно было бы считать всех их антипатриотами. Многие полагали, что британское присутствие будет способствовать прогрессу страны. Среди тех, кто не отвергал сотрудничество с британцами были и последователь Джемальэтдина аль-Афгани Мухаммед Габдо. Также следует учесть, что несмотря на почти что колониальное правление, в Египте было гораздо более свободно, чем при Абдулхамиде в Османской империи. Англичане даже поощряли выпуск газет, направленных против деспотизма турецкого султана. Именно в Египте увидела свет работа Юсуфа Акчуры «Три вида политики», ставшая важной вехой зарождения и становления идеологии тюркизма. В 1906-1910 гг. в Египте наблюдается активизация политической жизни. Это было связно с русской революцией 1905-1907 гг., революционными событиями в Иране, а затем и младотурецкой революцией. В этот период происходит становление первых политических партий Египта. Также следует отметить, что в те годы египетская элита еще не порвала с идеей османизма. В Египте пристально наблюдали за революционными событиями в Стамбуле, сопереживали туркам во время Триполитанской и Балканских войн, и даже оказывали в частном порядке посильную помощь.

В пер. пол. XIX в. Обширный регион, куда входят современные Сирия, Ливан и Палестина, продолжительное время находились под контролем правителя Египта Мухаммада Али. После ухода египетских войска в 1840 г. османская армия вновь вступила в Сирию. Однако это были уже другие османы, прошедшие через реформы Махмуда II и начало Танзимата. Как отметил российский консул в Бейруте турки, изгнанные из Сирии «в чалмах и туфлях», через восемь лет возвратились в «в фесках, в узких куртках, в лакированных сапогах». (История Востока IV кн. 1, с. 379) И дело было не только в новых мундирах. Все последующие десятилетия арабы будут иметь дело не с традиционным мусульманским правлением, как это раньше было в составе Османской империи от Селима I и до начала XIX в., а с обновленной европеизированной Турцией, стремящейся во всем подражать западным странам. Мусульманское население Сирии было недовольно уравниванием в правах с христианами, что становилось причиной волнений и восстаний. Также протест всего населения региона вызывал рекрутский набор в регулярную армию. Но постепенно османским властям удалось стабилизировать ситуацию, в первую очередь навести порядок, повысить уровень общественной безопасности. К концу XIX в. Сирия не уступала по темпам развития балканским и анатолийским провинциям Османской империи. Отмечается рост населения, увеличение площади обрабатываем земель, появление зачатков промышленности. Разумеется, развитие, как и самой Турции, носило полуколониальный характер при доминировании иностранного капитала. Абдулхамид II всячески старался завоевать симпатии сирийской элиты, местных суфийских авторитетов. После событий 1908 г. в Сирии как и по всей империи активизируется политическая жизнь: происходят митинги и собрания, начинают выходить новые издания, возникают всевозможные общества и патриотические организации. Однако вскоре младотурки жестко берут бразды правления в свои руки, и также как это было при Абдулхамиде правят опираясь на местную элиту: землевладельческую знать, чиновников, улемов. Патриотические настроения были широко распространены лишь среди немногочисленной городской интеллигенции. Но сирийские националисты вплоть др первой мировой войны лишь стремились усилить позиции арабов, превратить Османскую империю в турецко-арабское государство. Сепаратистские настроения преобладали лишь среди христианских организаций в Ливане, которые ориентировались на Францию.

В Ливане в XIX в. османским властям приходилось балансировать между враждовавшими общинами друзов и христиан-маронитов. В конфликт вмешались европейские державы, под давлением которых Порта провела реформы согласно которым в политическом устройстве Ливана с 1842 г. утвердился принцип конфессионализма. Это принцип сохраняется и в настоящее время. После краткосрочной французской оккупации с 1861 г. Ливан становится автономным образованием, во главе с губернатором из османских христиан не ливанского происхождения.

В Палестине на рубеже веков набирает обороты еврейская миграция. Важной вехой в этом процессе стало образование Всемирной сионистской организации (ВСО) в 1897 г. При Абдул Хамиде II османские власти не чинили препятствий расселению евреев, а после младотурецкой революции в 1908 г. отделение ВСО появляется и в самой Палестине.

По сравнению с Сирией Ирак представлял собой очень отсталый регион. До трети населения составляли кочевники. Экономика была основана на орошаемом земледелии и соответственно очень сильно зависела от природно-климатических условий. Османское господство здесь было восстановлено в 30-е гг. XIX в. и сопровождалось наводнением и эпидемией чумы, что вызвало катастрофическую убыль населения. Важную роль в социально-экономическом развитии Ирака сыграл видный политический деятель, реформатор, один из авторов конституции 1876 г. Ахмед Мидхат-паша, пробывший в Багдаде в качестве губернатора с 1869 по 1872 гг. Он уделял большое внимание вопросам земледелия. При нем была приведена в порядок ирригационная система и проведена реформа землепользования. Было ликвидировано общинное землепользование. Кочевники были вынуждены переходить к обработке земли. В итоге сформировались прослойки крупных и мелких землевладельцев. На рубеже веков Ирак становится ареной противостояния британских и германских интересов. Наивысшего накала это противостояние достигло в связи с попыткой Германии реализовать проект Багдадской железной дороги. Как и в Сирии в мировоззрении образованных слоев иракского общества господствовали концепции османизма и панисламизма. Идеи арабского национализма начали распространятся лишь накануне первой мировой войны.

Наиболее сложными для контроля со стороны Порты были территории на Аравийском полуострове.Попытки Османской империи восстановить полный суверенитет над аравийскими эмиратами на побережье Персидского залива привели к столкновениям с Великобританией. К началу первой мировой войны Британии удалось нейтрализовать влияние Турции и установить свое господство в этом регионе. Катар, Бахрейн, Договорный Оман (нынешние Объединенные арабские эмираты), Кувейт и Маскат (нынешний Оман) оказались в той или иной степени зависимы от Лондона.

С начала 70-х гг. XIX в. Порта усиливает свое военное присутствие в Йемене. Здесь османам пришлось столкнуться с сопротивлением шиитов-зейдитов, которые неоднократно поднимали восстания против имперских властей. Также против турок выступали и суфии — идрисиды. Во время Триполитанской войны помощь йеменским повстанцам оказывала Италия. А в Южном Йемене (Аден) закрепилась Великобритания, с которой Порта была вынуждена заключить конвенцию о разделе сфер влияния. Бесконечные восстания в Йемене отвлекали огромные материальные и людские ресурсы Османской империи, продолжительное время этот регион оставался одной из болевых точек всей державы, наряду с Македонией, Албанией и Восточной Анатолией.

Важнейшим регионом для Порты на Аравийском полуострове безусловно оставался Хиджаз. Обладание главными святынями ислама - городами Мекка и Медина делало Османскую империю самым значительным мусульманским государством, подтверждая статус халифата. Османский суверенитет в Хиджазе был восстановлен в 1840 г. В годы Танзимата в регионе проводятся реформы системы государственного управления. Вводится гражданская администрация, строятся школы, госпитали, появляется телеграф. Также главным содержанием реформ было уменьшение влияния традиционных правителей Мекки шерифов из рода пророка Хашимитов и усиление власти назначаемых Портой губернаторов. Особое внимание Хиджазу уделял Абдул Хамид II. На благоустройство святых мест, и улучшение условий для паломников тратились огромные средства из бюджета империи. Кульминацией достижений Абдул Хамида II стало завершение строительства Хиджаской железной дороги в 1908 г.

«Стремление сохранить регион под османской властью стало выражением панисламистского содержания идей того периода» (История Османского государства, с. 92).

Не смотря на все усилия османских властей местная знать представляла собой скрытую оппозицию, именно она не позволила достроить дорогу до Мекки. В 1908 г. шерифом становится Хусейн ибн Али, который 16 прожил при султанском дворе и прекрасно разбирался в османской политике тех лет. Он смог убедить османские власти в своей преданности, а сам тайно имел контакты и с арабскими националистами и с представителями Великобритании.

Крупнейшим государственным образованием во внутренних районах Аравийского полуострова в конце XIX в. был эмират Джабель-Шаммарво главе с кочевой династией Рашидидов. Они номинально признавали суверенитет Османской империи и выпрашивали у Порты оружие и денежные средства. В 1902 против Рашидидов выступили Саудиды, нашедшие приют в Кувейте. Абдель Азиз (Ибн Сауд) смог отвоевать у Рашидидов Эр-Рияд и восстановил ваххабитский Саудитский эмират. Борьба Абдель Азиза с Рашидидами и Османской империей в целом была в интересах Великобритании. В первые годы после взятия Эр-Рияда Саудиты воевали с племенами вассальными Османской империи, но в 1904 г. им пришлось столкнуться уже непосредственно с турками. Борьба разгорелась за область Касим в Цетральной Аравии. В итоге османское командование по договоренности с Абдель Азизом было вынуждено эвакуировать войска. Из 4,5 тысяч военнослужащих в Медину и Ирак вернулась только одна тысяча. Для Османской империи это было полным поражением. Таким образом восстановленный Абдель Азизом Саудитский эмират быстро превращался в главную силу Центральной Аравии. Ибн Сауд пытался заручиться поддержкой англичан против турок, но британцы воздерживались от конкретных обязательств, хотя и проявляли заинтересованность в будущем превратить Риядский эмират в зону своих исключительных интересов. Желая продемонстрировать свою лояльность перед Стамбулом шериф Мекки Хусейн время от время организовывал военные операции против владений Абдель Азиза, а в 1912-1913 гг. даже закрыл его сторонникам доступ в хадж, чем нанес им как моральный, так и материальный урон. Так закладывалась база будущего конфликта между Хашимитами и Саудитами.

Одним из интереснейших явлений в жизни Аравии начала ХХ в. было движение ихванов (дословно «братья»). Нет точных сведений о том, что сам Абдель Азиз стоял у его истоков, но он в полной мере воспользовался им в собственных интересах. Движение возникло приблизительно 1912-1913 гг. в пределах владений Ибн Сауда в Недже. Представители различных арабских племен переходили к оседло-земледельческому образу жизни, сочетая крестьянский труд с военным делом. Сам Абдель Азиз не был религиозным фанатиком, но на начальном этапе всячески поощрял ихванов и оказывал им материальную помощь. Своими набегами ихваны покончили со своеволием кочевой бедуинской знати, помогая тем самым Абдель Азизу в деле централизации страны. С помощью ихванов в 1913 г. Абдель Азиз отвоевал у турок богатую область Аль Хаса, обеспечив себе выход в персидский залив от Кувейта до Катара.

«Бедуины, которые поселились в хиджрах, считали, что они покинули джахилию, т. е. состояние доисламского невежества, и приняли подлинный ислам. Они с таким рвением принимались распространять свои убеждения, что избивали неприсоединившихся к ним кочевников и оседлых, считая их немусульманами». (Васильев, с. 259).

До прихода в хиджры (поселения ихванов) многие бедуины имели лишь самое поверхностное представление об исламе. Став ихванами они, как и любые неофиты, были более решительны и фанатичны, чем обычные мусульмане. Более того, прочих мусульман ихваны называли «многобожниками» и не отвечали на их приветствия. Изучая быт и нравы ихванов можно проследить корни радикального исламизма и в наше время.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.