Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Второй конституционный период или Османская Турция в 1908-1914 гг.



Первые дни после восстановление конституции были наполнены ожиданиями счастливого будущего, революционной эйфорией. Наступила «недолгая весна революции»:

«Русский агент в Стамбуле так описывал происходившее: «Громадные сборища народа прошли до сих пор без всякого нарушения порядка… Власти не разу не вмешивались, даже при выпуске заключенных они не помешали овациям. Говорили речи: выступали женщины, сыновья министров и шейх-уль-ислама, имамы, офицеры; все подчеркивали значение дарованной свободы и кончали провозглашением здравия за султана. При каждом удобном случае толпа выражал благодарность армии. Офицеры, разукрашенные эмблемами свободы и флагами, разъезжали по городу, смешиваясь с толпой. Следует еще отметить, что мусульмане всячески афишириют, что считают христиан своими братьями». (Петросян, с. 360)

Подобное происходило по всей территории Османской империи: люди самых разных сословий, наций, вероисповеданий выходили на улицы, площади, происходило массовое братание всех и вся. Казалось, что конституция решит все накопившиеся за долгие годы проблемы. Можно было подумать, что наступило торжество османизма. Но не прошло и нескольких месяцев и революционная эйфория начала спадать.

Сами младотурки не вошли в состав нового правительства состоявшего из чиновников, сделавших карьеру при Абдул Хамиде II. Зато младотурки получили большинство во вновь избранном парламенте — Меджлисе: 150 мест из 230. Кроме того, под влиянием младотурок оставалась большая часть вооруженных сил империи. Вернувшийся из эмиграции Риза-бей стал председателем парламента. Но руководящий центр младотурок остался в Салониках, а его состав, как и до революции, оставался в тайне.

Шли месяцы, а проблемы, ставшие причиной революции так и не решались — проблемы как в вопросах национально-государственного устройства, так в социально-экономической сфере. Младотурки не собирались предоставлять автономию не турецким народам империи, полагая, что достаточно и декларируемого конституцией равноправия всех народов империи в духе османизма. Но со временем стало ощущаться, что османизм младотурок несколько отличается от османизма времен Танзимата. Младотурки добавили в него элементы зарождающегося турецкого национализма — тюркизма. Также младотурки не были готовы решать социальные вопросы, как то, наделение крестьян землей, или улучшение положения рабочих. Не были они в состоянии в одночасье решить и проблему капитуляций, которые тормозили развитие османской экономики. По авторитету младотурок и революции в целом нанесли удар соседние страны — Австро-Венгрия объявила о присоединении Боснии и Герцеговины, а Болгария объявила о полной независимости — таким образом, получалось, что революция послужила толчком к дальнейшему распаду Османской империи.

Накопившиеся за послереволюционные месяцы противоречия взорвали ситуацию весной 1909 г. 13 апреля (31 марта по юлианскому календарю — в турецкой литературе мятеж еще именуют «события 31 марта») в Стамбуле началось восстание против парламента и младотурок. Ударной силой мятежа стали части стамбульского гарнизона, вдохновителями и организаторами представители старой бюрократии, ближайшее окружение султана часть духовенства, уволенные со службы младотурками офицеры. Причастность к планированию событий самого Абдул Хамида II остается под вопросом, хотя известно, что активное участие в мятеже приняли его ближайшие родственники. Мятежники, численность которых достигала до ста тысяч, установили контроль над столицей. Начались преследования младотурок. Как бы под давлением восставших Абдул Хамид II назначил нового главу правительства. Младотурецкие лидеры бежали из города. В сложившейся ситуации инициативу взял на себя Салоникский комитет партии «Единения и прогресс». В Македонии стали формироваться отряды для подавления мятежа. На начальном этапе одним из организаторов этих мероприятий был тогда еще мало кому известный офицер Мустафа Кемаль, но позже он был отодвинут младотурецкими лидерами на второстепенные роли. Командующим объединенными силами младотурок – «армией действия» стал Махмуд Шевкет паша. 23 апреля верные младотуркам войска вошли в Стамбул. В ходе упорных боев в течение нескольких дней мятеж был подавлен. Расправа над восставшими была суровой — было казнено около 80 человек, среди которых родственники султана, высшие чиновники — паши, журналисты, но большинство — 50 человек — солдаты. Многие были заключены в тюрьмы, тысячи солдат были высланы из Стамбула. 27 апреля решением парламента, и с одобрения высшего должностного лица духовенства — шейх уль ислама Абдул Хамид II был отрешен от трона и выслан в Салоники. Так закончилась эпоха последнего османского самодержца. Как уже было отмечено выше, большинство оценок этого правителя до недавнего времени носила негативный характер, однако в последние годы в самой Турции выходит много изданий с прямо противоположными оценками. И видимо дискуссия о том, кем же был Абдул Хамид II - «кровавым султаном» или последним защитником ислама на османском троне еще далека от завершения.

Действия младотурок по свержению султана не соответствовали положениям конституции 1876 г. Их лидерам было очевидно, что документ нуждается в значительной переработке. Последующие месяцы в конституцию вносились серьезные поправки, которые по сути радикально переработали текст основного закона, изменив не только его букву, но и сам дух. Есть даже мнение, что после 1909 г. это была уже новая конституция. Суть всех изменений была в расширении полномочий парламента и правительства за счет прерогатив султана. Возведенный младотурками на трон Мехмед V Решад (1908-1917) не имел практически никакой власти и не обладал самой волей, стремлением к власти. Реальная власть оказалась в руках Центрального комитета партии «Единение и прогресс», который диктовал свою волю через парламентское большинство. Теперь младотурки вошли в состав центрального правительства и стали занимать высшие должности на местах, заняли дипломатические должности и пытались контролировать армию.

В первую очередь младотурки принялись за реформы государственного управления, армии, полиции, жандармерии. Также важное место отводилось преобразованиям в сфере просвещения. Военная реформа проводилось при содействии немецких специалистов, хотя говорить об абсолютной прогерманской ориентации младотурецких лидеров было бы не совсем верно. Младотурки пытались проводить сбалансированную внешнюю политику, главной задачей которой было предотвратить распад империи. Но ситуация уже мало зависела от османского правительства. С одной стороны проявления недовольства вплоть до восстаний охватили почти все окраины империи, волнения происходили в Албании, в арабских владениях, особенно в Йемене, Македонии, Восточной Анатолии. А с другой стороны свои территориальные претензии к ослабевшей Османской империи предъявляли и соседние государства.

Италия уже давно проводила политику экономической экспансии в отношении последних африканских владений Османской империи – Триполитании и Киренаики (нынешняя Ливия). Заручившись поддержкой великих держав, прежде всего Великобритании, осенью 1911 г. Италия начала военные действия. Используя многократный перевес в численности войск, а также техническое превосходство итальянцы смогли успешно высадиться на африканском побережье. Османская империя не могла отправить серьезные подкрепления – итальянский флот господствовал в Средиземном море, а Великобритания, объявив «нейтралитет», не позволила туркам использовать для транзита территорию Египта. Тем не менее, ряд офицеров-добровольцев смогли добраться в Африку окольными путями и приняли участие в войне, среди них были Энвер-бей и Мустафа Кемаль. В военные действия активно включилось и местное население, итальянцы не могли установить полный контроль и несли потери. Война приняла затяжной, партизанский характер. Тогда итальянский флот перекрыл пролив Дарданеллы, из-за блокирования черноморский проливов османская экономика несла большие потери, также потери несли и западные компании. И под давление европейских держав Османская империя подписала 18 октября 1912 г. мир с Италией, уступив ей Триполитанию и Киренаику.

Воспользовавшись поражением Османской империи в войне с Италией, политические противники младотурок совершили в июле 1912 г. переворот. Его возглавила созданная в ноябре 1911 г. партия «Свобода и согласие», в которую вошли многие оппозиционные партии и группы. Новую партию поддерживали представители большинства национальных меньшинств, которым она обещала провести в жизнь принцип автономии национальных областей при сохранении политической целостности страны. В июле 1912 г. оппозиция добилась отставки правительства, поддерживаемого младотурками. Новый кабинет министров находился под влиянием партии «Свобода и согласие». В августе 1912 г. они добились и роспуска парламента, в котором большинство принадлежало младотуркам. Затем была объявлена амнистия, распространившаяся и на реакционные элементы, совершившие преступления при режиме «зулюма». Младотурки, потерпев поражение, начали готовиться к борьбе в новых условиях. В августе 1912 г. они провели очередной съезд партии в Стамбуле, а затем их Центральный комитет перебрался в Салоники. 18 октября произошли большие перемены и в Стамбуле. Кабинет министров ушел в отставку, а новое правительство возглавил ставленник партии «Свобода и согласие» Кямиль-паша.

Не успев закончить одну войну, Османская империя оказалась втянутой в новый масштабный конфликт, гораздо более опасный — началась первая Балканская война. Истоки Балканского конфликта уходят в средние века, когда османские турки перешли Черноморские проливы и приступили к завоеваниям в Европе. В последующие столетия Османская империя постепенно теряла свои балканские владения. Но полностью «загнать» турок обратно в Азию не удалось даже Российской империи. И вот к концу 1912 г. Балканские государства, объединившись в «Балканский союз» пришли к единому мнению, что настал удобный момент, что бы нанести Османской Турции решающее поражение. Болгария и Сербия, руководившие Балканским союзом, стремились овладеть большей частью Македонии; кроме того, болгарские правящие круги путем присоединения Салоник и Западной Фракии рассчитывали получить для Болгарии выход к Эгейскому морю, а сербская верхушка, разделив с Грецией Албанию, стремилась приобрести выход к Адриатическому морю. К тому времени Османская империя была ослаблена восстаниями в Македонии и Албании и итало-турецкой войной, чем и решили воспользоваться страны Балканского союза.Поводом к объявлению войны послужил отказ Турции провести реформы в своих европейских, владениях, направленные на предоставление автономии Македонии и Фракии, и отменить начавшуюся мобилизацию турецкой армии. 9 октября 1912 г. Черногория начала военные действия против Турции. 18 октября в войну вступили Болгария, Сербия и Греция. Силы балканских союзников составляли более полумиллиона солдат, из которых более трети составляли болгары. Турция к моменту открытия военных действий выставила менее 400 тысяч человек. В первые же дни опреде­лилось полное превосходство войск союзников над войсками Османской империи. Вооруженные силы Турции в это время находились на стадии реорганизации и перевооружения, сказалась и внутриполитическая нестабильность в Османской империи. Наиболее ощутимый удар нанесла болгарская армии, которая одержала ряд побед над турецкими войсками во Фракии и в начале ноября подошла к Чаталджийским высотам в 35-45 км от Стамбула. В Македонии, Албании и Эпире силы союзников, обладавшие двойным превосходством, также добились больших успехов. Здесь турецкие войска были разгромлены или же блокированы в нескольких крепостях. Греческие войска 7 ноября заняли Салоники. В Эгейском море греческий, флот господствовал, блокировав выход из Дарданелл. Таким образом, Османская империя оказалась перед лицом полного разгрома. Лишь ценой огромных усилий туркам 17 —19 ноября удалось отбить болгарские атаки на Чаталджийские позиции. Непосредственная угроза Стамбулу была снята, это способствовало заключению 3 декабря 1912 перемирия между Турцией и союзниками. Судьбу мира или войны должна была решить конференция послов в Лондоне. Так завершился начальный и наиболее важный этап первой Балканской войны.

Новые власти воспользовались началом Балканской войны, чтобы обрушить репрессии на своих политических противников. Были арестованы многие активные деятели младотурок. Но когда поражения на фронтах стали очевидны, и правительство было готово на конференции послов уступить некоторые европейские владения Османской империи, младотурки вновь стали набирать силу и возвращать утерянное влияние в войсках. 23 января 1913 около 200 офицеров под командование Энвер-бея захватили здание Высокой Порты и вынудили правительство уйти в отставку. Новое правительство возглавил близкий к младотуркам Махмуд Шевкет-паша. Военные действия возобновились, но переломить ход войны Турции не удалось. После ряда новых поражений Османская империя была вынуждена 30 мая подписать Лондонский мирный договор на условиях отторжения от нее почти всех европейских территорий, за исключением узкой полосы от Дарданелл до Босфора. Позиции младотурок внутри страны вновь ослабли. 11 июня 1913 года был убит великий визирь Махмуд Шевкет-паша. В ответ власти обрушили репрессии в отношении своих политических оппонентов. Были запрещены все политические партии, и наступил период диктатуры младотурков, который продлился до 1918 г. Власть сосредоточилась в руках триумвирата: Энвер-паша – военный министр, Талаат-паша министр внутренних дел и руководитель партийного аппарата «Единение и прогресс», Джемаль-паша – военно-морской министр, губернатор Сирии. Должность великого визиря (садразама) в разное время занимали Энвер-паша и Талаат-паша.

Тем временем началась вторая Балканская война – страны победительницы не смогли мирно разделить отвоеванные османские земли. Самое крупное государство Балканского союза – Болгария столкнулось с тремя другими странами – Грецией, Сербией и Черногорией, кроме того, ситуацией воспользовалась Румыния и ударила по Болгарии с севера. Османская империя также не осталась в стороне, турецкие войска под предводительством Энвер паши начали продвижение на север и вернули контроль над Эдирне. Болгария была вынуждена капитулировать. По новому договору с Болгарией Эдирне отходил к Османской империи, таким образом, оформились нынешние границы европейской части Турции.

Лидеры младотурок четко осознавали, что без сильной экономики не может быть сильного независимого государства. В программе партии «Единение и прогресс» утверждалось, что государство должно играть активную роль в развитии промышленности и сельского хозяйства. Был принят «закон о поощрении промышленности», облегчавший закупку машин и промышленного оборудования за рубежом. Однако еще с конца XIX в. управление государственными финансами находилось в руках кредиторов Османской империи, также сильной давление на национального производителя продолжал оказывать капитуляционный режим. Все попытки османских властей пересмотреть экономические отношения с державами наталкивались на жесткое противодействие. Османская империя продолжала брать крупные займы за рубежом. Сохранялся дефицит государственного бюджета.

Во внешней политики после балканских войн усилилась ориентация на Германию. В 1913 г. в османскую империю прибывает германская военная миссия под предводительством генерала Лимана фон Сандерса. Но было бы не совсем верно говорить о предопределенности вступления Турцию в будущую войну на стороне Германии. Османские власти прекрасно осознавали последствия большой войны для судьбы империи и всячески пытались уклониться от участия в военных союзах, стремились проводить политику балансирования и нейтралитета.

До балканских войн концепция османизма, с элементами тюркизма — турецкого национализма, еще продолжала доминировать в идеологической сфере Османской империи. После потерь огромных территорий в Европе, Османская империя по сути превратилась в государство турок и арабов. И здесь для нейтрализации зарождавшегося арабского национализма вновь стал востребован абдулхамидовский панисламизм. Но попытки османских властей призвать арабов к единению на основе общей религии уже не могли ослабить центробежные силы.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.