Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Василий Андреевич Тропинин.

Он жил на улице Ленивка, на углу Ленивки и Волхонки напротив музея изобразительных искусств. Прожил он там весьма немало и только за год до смерти переехал за москворечье. Из окна его дома был виден кремль. Вот он себя написал на фоне окна. Как Пьер Безухов.

Судьба его была тяжелая. Во-первых, он был крепостным и лишь к 47 годам получил свободу, но прожил 81 год и успел стать признанным художником, родоначальником московской школы.

 

Родился в 1676 г в окресностях Великого Новгорода, крепостным графа Миниха, потом со всей своей семьей был передан в качестве приданого, когда дочь графа Миниха выходила замуж, графу Моркову, который был типичным русским вельможей 18 века, вспыльчивым и своевольным. Быть его крепостным было плоховато. Он был не очень удачлив по службе.

Когда Тропинину было 22 года, граф велел отдать его в обучение к кондитеру. К сожалению, кто-то из родственников графа уговорил отдать имеющего склонность к рисованию юношу вольнослушателем в Санкт-Петербургскую академию художеств. В свободное от кондитерского дела время Тропинин мог посещать портретный класс Степана Щукина. Первые работы Тропинина страшненькие (ничего удивительного).

Это напоминает греза может быть даже Буше. Здесь смесь сентиментализма и рококо. Звание русского греза сопровождало Тропинина довольно долго.

Такие он писал полупортреты с жанром.

Надо сказать, что и потом лица на портретах весьма долго сохраняют стереотипную рокальную миловидность, напоминающую Ротарию Греза.

Доучиться в академии Тропинину было не суждено, потому что в 1804 г граф Морков, уволенный в отставку, решил уехать на Украину, забрал Тропинина с собой и назначил его управляющим поместьем.

С 1804 по 1821 Тропинин живет на Украине и пишет портреты и полупортретные полужанровые работы с украинскими девчинами. Как у Брюлова итальянки, собирающие виноград, как у Кипренского мальчики-рыбаки, этот жанр был очень популярен. Тропинин в нем отметился вот таким образом. И портреты.

Там на Украине он женился на местной барышне, которую он потом написал вот так вот:

 

В 1821 г он переселился вместе с семейством графа в Москву. Ему было уже 45 лет.

В 1823 г (47 лет) Тропинин получил вольную, но один. Сын и жена остались крепостными. Вольная позволила художнику претендовать на академическое звание, которое было получено им в 1824 г. Он получил звание академика живописи за этот портрет:

портрет одного из профессоров академии, Мидальера Лебрахта.

Традиционный портрет, ничего своеобразного, в духе Левицкого.

Он поселился в Москве на углу Ленивки и Волхонки-9 и стал портретистом.

Детские портреты — особенность романтической эпохи. Тропинин, конечно, не имел добротного академического образования, как Кипренский, но искусство Тропинина покоряет своими качествами: добродушием, естественностью, естественно-бытовыми интонациями. Его живописный язык с годами становится свободнее и смелее, но сохраняет некую подкупающую застенчивость, боязнь аффектации. Именно эта романтическая эпоха открытия детства, личности в ребенке, эпоха пробуждающегося интереса к детской психологии. Тропинину больше интересна непосредственность обаяния детства, он фиксирует поворот головы, брошенный за пределы картинного пространства случайный взгляд, великолепно передает солнечный свет, но в лице здесь нет духовной напряженности романтизма, как в портрете Кипренского. Больше открытости, искренности; сентиментализм.

Тропинину-портретисту свойственна определенная типизация. У него слегка близорукое зрения. Черты характера модели обрисовываются у него слегка нивелированными с элементами типизации. Если посмотреть большое количество его портретов, то можно разделить их на группы.

Вот московский барин, живущий в свое удовольствие. (Константин Равич)

Все эти потреты в халате.

Вот напыщенная московская барыня (дочь Суворова).

Наивная или кокетливая девица.

Детские портреты.

Человек литературы или искусства.

Вот основные типы, которые чаще встречаются и Тропинина.
Не сложная внутренняя духовная жизнь, как у Кипренского, а типизация. Характеристики модели основаны на каких-то общих приметах частного поведения человека. Индивидуальность человека — это вторая линия.

Портрет Константина Равищева. Это время расцвета Тропинина, 1820-1830 гг. Типичный московский барин, принадлежащий к той породе чудаков и оригиналов, которые были неотьемлимой принадлежностью тогдашней Москвы. В халате, лицо мясистое, по сравнению с персонажами Кипренского, выглядит простовато и более расковано.

Графиня Наталья Зубова. Московская барыня. Некрасивое, но породистое лицо. Высокомерная полуулыбка, монументальная фигура и поза, подчеркнутая мантилией, наброшенной на плечи. Красно-малиновый головной убор с большими белыми перьями. Властная, несколько напыщенная. Герои Тропинина не живут сложной духовной жизнью, как герои Кипренского. Они не лишены недостатков, но на слабости своих моделей Тропинин смотрит вполне добродушно. Что-то общее с этими вещами есть в портрете Пушкина.

Портрет Пушкина написан Тропининым в том же 1827 г, в котором его писал Кипренский. В различии этих двух портретов отражается не только различие индивидуального почерка и характера двух мастеров, но и различие атмосферы Москвы и Петербурга. Тропининский портрет в халате, раскованный, московская атмосфера, больше покоя и тишины. У Кипренского он настороженный.

Кипренский считал себя несостоявшимся художником исторического жанра. Если посмотреть ряд его портретов, мы увидим, что герои его портретов претендуют на несостоявшихся героев исторической картины. А герои Тропинина — персонажи бытовой жанровой картины. Особенно в этом смысле хорош

Портрет Карамзина

Или портрет сына.

Он писал и портреты дворянской и недворянской интеллигенции, например портрет Карамзина несколько портретов с Юрия Самарина (философа славянофила), портреты актеров (Коротыгина), портреты других художников (акварелист Петр Соколов, гравер Уткин),

Тропинин много работал в особого типа картине полупортретной полужанровой. То же самое, что садовники, цыганки, мальчики-рыбаки Кипренского.

Кружевница. Он очень часто их повторял

Золотошвейка.

Гитарист. Его тоже многократно повторяли и сам Тропинин и уже не Тропинин.

Старый крестьянин-каменотес. Это портретное изображение. Это был знаменитый каменотес, который работал в Петербурге, а в Москве делал цоколь для памятника Минину и Пожарскому.

К 50-м годам принадлежит эта работа:

Относительно «Кружевницы» можно сказать, что тропининские кружевницы, златошвейки и гитаристы приятнее чем у Кипренского мальчики-рыбаки и молодые садовники. Это типизированные образы с определенной сюжетной завязкой. Тут в основе изображения некий обобщенный идеализированный тип. Это все восходит к Греза и Буше.

Миловидная молодая девушка, которая лукаво посматривает на зрителя, с изящной фигуркой, движениями исполненными грацией. Образ юной очаровательной простолюдинки связан с традициями сентиментализма, поэзией уютного домашнего быта. 1823 г. Живописная манера подчеркнуто гладкая, особенно видно вот тут. В этой манере живописи угадывается нечто от аттестационно-ремесленного шедевра, который создается с намерением создать добротную законченную вещь, продемонстрировать навыки владения академическим рисунком, объемной скульптурной моделировки. На самом деле в этой третьяковской картине цвет сгармонирован на оливковых тонах.

Эти его работы пользовались большой популярностью.

Девушка с горшком роз

Еще он преподавал в московском художестввенном классе, хотя не был там официальным педагогом. У него было много учеников. Из этого московского художественного класса потом получились два института: суриковский и МАРХИ. Так что он стоял у истоков московского художественного образования.

Тропинин умер в 1857 г. Тропинин пережил всех.

Ну, этот автопортрет все знают, забыла вставить в начало (от меня). Он сделал пару похожих, один из них.

 

 

Алексей Гаврилыч Венецианов

 

 

В романтическую эпоху даже не очень романтические художники тем не менее все писали автопортреты. Раньше такого не было ни у Левицкого, ни у Боровиковского. Венецианов был одним из родоначальников русского бытового жанра. Он был из купеческой семьи.

Родился в Москве в 1770 г в семье выходцев из Греции. В Россию в 1730-е годы переехал предок художника (из Болгарии). Фамилия у них сначала была — Венециано. Отец художника занимался торговлей, мать была дочерью купца. Не известно, у кого он учился в Москве, но в 1802 г, когда ему было 22 года, он переехал в Санкт-Петербург, где вынужден был служить в почтовой канцелярии и параллельно частно учился у портретиста Боровиковского.

Аккуратное академическое образование из них троих получил только Кипренский.

Он много копировал картины старых мастеров в Эрмитаже, и начал с жанра портрета довольно романтического.

Примеры мужского и женского ранних портретов.

Он оказался где-то между романтизмом и сентиментализмом. Тогда же, когда он писал такие блекло-романтические портреты, он затеял издание сатирического журнала карикатур с эпиграфом «Смех исправляет нравы». Однако, первый же номер журнала был закрыт за слишком актуальные карикатуры.

В 1811 г Венецианов представляет в академию художеств свой автопортрет и за него получает право писать вещь на звание академика. Этот автопортрет уже не похож на то, что он делал раньше. Вещь самостоятельная, индивидуальная, оставляет впечатление скромного достоинства творческой личности, особой романтизации здесь нет. В руках кисть и палитра, глаза сквозь очки пристально вглядываются то ли в зрителя, то ли в натуру. По колориту скромно, монохромно, неброская гамма оливковых тонов.

Для начала 19 века характере интерес к автопортретам. У Кипренского в начале несколько автопортретов, и то же самое у Тропинина и Венецианова.

 

На звание академика он написал портрет:

Портрет инспектора академии, Кирилла Головачевского. По собственной инициативе Венецианов усложняет себе задачу и изображает Головачевского и тремя воспитанниками. Это аллегория. Три мальчика символизируют три знатнейшие художества: архитектуру, скульптуру и живопись. Они с непринужденной естественностью расположились вокруг него. Он что-то показывает в книге, одного приобнимает за плечиики. Здесь есть приметы разных направлений. Аллегория от классицизма, трогательные доверчивые дети — от сентиментализма, и явное стремление передать какую-то правду жизни — от себя.

За портрет Головачевского в 1811 г он был признан академиком. Чуть позже он женился на обедневшей дворянке, Марфе Азарьевой. С нее он написал вот такой портрет:

 

 

Есть еще ее портрет в русском костюме.

На имя жены он приобрел в Тверской губернии небольшое имение Софонково.

В 1819 г он оставил службу и с семьей переехал в Софонково. Там он обрел свою основную тему, посвятив себя изображению крестьянской жизни. Т.е. такой бытовой крестьянский жанр.

 

Примерно в 1819 г он написал «Очищение свеклы». Техника пастели.

Найдя свою тему он интенсивное работает в 1820-е годы и создает свои лучшие работы.

Интересна история первой его картины на крестьянскую тему. В один из приездов в Санкт-Петербург Венецианов увидел в Эрмитаже картину французского художника Гране, ученика Давида, изображающую «Внутренний вид капуцинского монастыря в Риме» . Эта картина была в то время так популярна, что художник сделал 15 копий с нее. Одну сделал Императору Александру-1. Эта картина была очень популярна, вызывала восхищение, видимо из-за перспективы и передачи освещения в интерьере. Венецианов был от нее в полном восторге. Месяц провел в Петербурге, каждый день ходил смотреть ее. Впечатленный картиной Гране он написал свое знаменитое «Гумно».

Начало 1820-х годов у себя в Софонково он велел выпилить переднюю стенку гумна, чтобы внутренность освещалась широким потоком света. Остатки спиленных бревен образовали вторую волну. Он с восторгом строит здесь перспективу, передает три источника света, внутри довольно статичные фигуры крестьян. Взгляд в картину идет от фигуры сидящей на земле крестьянки, которая перематывает онучи. Группы из трех женщин и мужика, двое с телегой что-то делают, недописанная прозрачная фигура.

В своих крестьянских работах он не затрагивал острых коллизий жизни русского крестьянства, не подымал больных вопросов современности, поэтому потом его очень не жаловали передвижники, и потом критик Стасов напрочь не хотел признавать за Венециановым звание отца русского жанра.

Венецианов изображает патриархальный идиллический быт, но очень поэтично. Он не привносил эту поэтичность извне, а находил ее в народной жизни. У него нет динамики, сюжета, они статичны. В целом ряде его картин виден круговорот труда. У него будут проявляться классицистические и даже классические моменты.

Картина была выставлена в 1824 г (перед восстанием декабристов) в Петербурге и пользовалась большим успехом. Она была приобретена для галереи русской живописи. Объяснение некоторым фигурам не нахожу.

Бенуа именовал его русским Милле. (ассоциация с братьями Миллиненами).

Портрет интерьера, портреты в интерьере, сцены в интерьере будут постоянно встречаться у Венецианова и художников его круга.

Вслед за «Гумном» было написано это «Утро помещицы». В небольшой комнатке дворянской усадьбы хозяйка в белом утреннем капоте и чепчика раздает крестьянкам лен. Сюжета фактически никакого нет. Окошко вглубине. Свет из окошка падает. Пол-окошка завешено полупрозрачной зеленой занавеской. Видимо, он пытается сыграть на том, что свет разный. Т.е. ему, как Гране, интересны эффекты света в интерьере.

Эта картина тоже понравилась своей патриархальностью императору Александру и тоже была приобретена лично им.

С этого началась его слава.

В тех же 1820-х годах он пишет еще ряд работ крестьянского жанра. По-видимому, у него как у Брейгеля был цикл времен года.

«Весна» (на пашне).

«Сенокос»

«На жатве (лето)»

И была еще какая-то зима. Упоминается его зима на некоторой академической выставке, но она не сохранилась.

Причем они маленькие, хотя выглядят монументально.

Он умел находить в обыденном возвышенность, не быт, а бытие с величавыми и плавными ритмами. Легко и плавно парит крестьянка, ведущая … Она не столько ступает, сколько парит. Одежда ее нарядна, кокошник как корона, сарафан подпоясан под грудью как ампирное платье. В таком нарядном сарафане никто не работает. Движения изящные, фигура легка и величава одновременно. По масштабу с лошадьми она великовата. Проступают образы классические. Она уподобляется некоей античной богине плодородия. Недаром низкий горизонт, чтобы фигура была поднята. Возникает подобие уведенной в подтекст классической аллегории, к которой он скорее всего не стремился сознательно. В силу особенности его мироощущения у него получается такая аллегория весны. То есть не просто бытовой жанр, а стремление к передаче некоторой идеи.

Прозрачная вся с лошадьми. Еще одна есть в глубине и тоже прозрачная.

На первый взгляд это реализм, на самом деле вещь очень классицистичная.

Он стремится увидеть красоту древней идиллии и соединяет мотивы бытового жанра с элементами возвышенной героики классицизма в обычной крестьянской сцене.

То же самое и во второй картине цикла «На жатве. Лето». Она тоже небольшая, 60 см, но тоже выглядит монументально. На переднем плане крестьянка, кормящая ребенка и сидящая на высоком помосте, как некая аллегория плодородия. Та же тема круговорота времен года и человеческой жизни. Как у Брейгеля, эта тема труды и дни. Силуэтом выделяется фигура на фоне пейзажа, ясные и обобщенные формы, торжественность классического рельефа. Первый план приближен, дальние отдалены, горизонт почти пополам делит картину.

При этом он пишет много отдельных фигур крестьянок и крестьян: «Жнецы»

 

«Девушка с туеском», в клетчатом в платке, девушка с васильками. Целая серия. В основном это 1820-е годы.

 

Заметим, что почти нет мужских моделей. В основном, женские и детские. В большинстве из них доверчивое согласие с миром. Выбивается из общего строя только «крестьянка с васильками».

В 1820-е годы он пишет вещи достаточно самостоятельные, а в 1830-1840 у него появляются вот что.

 

Махровый классицизм, гладкая скульптурность. (Жена умерла в 1831, возможно это связано).

 

 

«Спящий пастушок». Один из первых его опытов изображения человека в природе. Этого пастушка охотно переносили на ампирные вазы.

«Вот те и батькин обед». Мальчик, который пролил горшок с молоком. Она больше к сентиментализму.

«Захарка». Некрасовский мужичок с ноготок: мальчик с топором в рукавицах.

Примерно в это же время в средние 1820-х он сделал попытку получить следующее академическое звание советника живописи. Хотел писать картины натурный класс, но не написал. Все четыре представленных варианта были забракованы.

Когда в 1830-е годы ему захотелось общественного признания, он написал совершенно грезовское «Причащение умирающей». И тут же его получил. Эта картина очень понравилась представителям амфициоза, и даже писатель Нестор Кукольник написал по этой картине рассказ. Это николаевские времена православия, самодержавия и народности.

Тогда же он пытался писать для академии картину, посвященную Петру.

Еще у него был эпизод увлечения темой купальщиц и написал целый ряд таких работ.

Этой картиной он тоже угодил академии, и она была куплена академией за 700 рублей. По уважению и достоинств всего произведения, состоящих в естественности колорита и приятности живописи. Надо сказать, что в какой-то степени он верен натуре, потому что у него не нимфы, а девки.

 

Он увлекся и стал писать вакханок.

 

А последние его работы — это туалет Дианы. Очень смешной.

Такие вещи у него шли параллельно.

При этом он писал еще неплохие портреты, особенно детские: дочери Александра, княжны Веры Путятиной, портрет детей Панаевых.

Он хотел заниматься педагогической деятельностью, но в академии у него не получилось. У него были частные ученики в Софонково и Санкт-Петербурге. Первые появились еще в начале 1820-х годов.

Во-первых, они очень много писали в жанре интерьера.

Алексеев - «Мастерская Венецианова».

 

Целый ряд художников, вышедших из его мастерской работали в жанре интерьера.

Теранов, Зеленцов, Крылов, Григорий Сорока.

В 1847 г Венецианов погиб во время поездки в Тверь из Софонково. Лошади понесли.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.