Для оценки степени влияния концентрации на результативность рынка можно воспользоваться таким соотношением:
где – отраслевая прибыль
- рыночная цена товара
Q – отраслевой объем продаж
HHI – индекс Херфиндаля-Хиршмана
Е – ценовая эластичность спроса.
Показатель индекса концентрации основан на сопоставлении размера фирмы с размером рынка, на котором она действует. Чем выше размер фирмы по сравнению с масштабом рынка, тем выше концентрация производителей. Для одного и того же числа крупнейших фирм, чем больше степень концентрации, тем менее конкурентной является отрасль.
Индекс Херфиндаля-Хиршмана отличается от индекса концентрации способностью лучше реагировать на перераспределение долей между фирмами, действующими на рынке. Если число фирм на данном рынке больше единицы, то индекс может принимать различные значения в зависимости от распределения рыночных долей.
Выделяют три основные градации рыночных структур:
1. неконцентрированный рынок:
<45%;
<1000;
2. умеренно концентрированный рынок:
45 < <70%;
1000< <2000;
3. высококонцентрированный рынок:
>70%
>2000.
Общие принципы регулирования слияний и поглощений:
· при <1000 рынок оценивается как неконцентрированный и слияние, как правило, беспрепятственно допускается;
· при 1000< <2000 рынок рассматривается как умеренно концентрированный. Однако, если >1400, то требуется дополнительная проверка целесообразности слияния со стороны департамента юстиции. Во всяком случае, уровень индекса 1400 вызывает тревогу и является неким предупредительным сигналом;
· при >2000 рынок считает высококонцентрированным. В отношении слияний в интервале значений от 2000 до 10000 действуют три нормы:
- если в результате слияния увеличивается не более чем на 50 пунктов, слияние обычно разрешается;
- ели он увеличивается более чем на 100 пунктов, слияние запрещается;
- рост на 51-99 пунктов становится, как правило, основанием для дополнительной проверки целесообразности слияния.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ
КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Выполнение контрольной работы предусматривается рабочим учебным планом для бакалавров заочной формы обучения в целях закрепления теоретических знаний и приобретения практических навыков по дисциплине «Теория отраслевых рынков». Выполнение контрольной работы является важным этапом в подготовке к экзамену по дисциплине.
Контрольная работа выполняется по вариантам. Номер варианта определяется по номеру зачетной книжки, исходя из двух последних цифр при помощи таблицы 1. В контрольной работе, в рамках своего варианта, студент должен полностью раскрыть вопрос и решить четыре задачи.
Таблица 1
Выбор варианта контрольной работы
Предпоследняя
цифра номера зачетной книжки
Номер вопроса, задачи
Последняя цифра номера зачетной книжки
1,2
Номер
вопроса 1
Задача 1
Задача 2
Задача 3
Задача 4
3,4
Номер
вопроса 1
Задача 1
Задача 2
Задача 3
Задача 4
5,6
Номер
вопроса 1
Задача 1
Задача 2
Задача 3
Задача 4
7,8
Номер
вопроса 1
Задача 1
Задача 2
Задача 3
Задача 4
9,0
Номер
вопроса 1
Задача 1
Задача 2
Задача 3
Задача 4
КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ
Вопрос 1
1. Методики оценки границ рынка
2. Методика оценки монопольных эффектов и потерь от монополии в различных отраслях и в экономике в целом.
3. Факторы, определяющие рыночную власть фирмы
4. Методика оценки разрешения или запрещения слияний и поглощений.
5. Методика оценки рыночных структур разного типа.
6. Методика оценки результативности государственной антимонопольной политики.
7. Оценка последствий доминирования фирмы для различных рынков.
8. Проблемы и перспективы российской энергетики
9. Сравнительный анализ программ реформирования отрасли энергетики: зарубежный опыт.
10. Сравнительный анализ конкурентной политики развитых стран.
11. Эволюция антимонопольного законодательства в развитых странах.
12. Современные тенденции конкурентной политики
13. Сравнительный анализ теорий конкуренции.
14. Соотношение конкурентной и промышленной политики.
Задача 1
Исходные данные. Совокупные издержки фирмы, действующей на конкурентном рынке, равны
где Q –объем продаж, тыс. штук.
Значения X,Y,Z принимаются в соответствии со своим вариантом (таблица 1) по таблице 2.
Таблица 2
Исходные данные к задаче 1
Вариант
Исходные данные
X
Y
Z
Задание.
1. Определите все виды издержек.
2. Определите, какое количество товара в долгосрочном периоде будет производить фирма, максимизирую прибыль
3. Напишите функцию предложения фирмы.
Задача 2
Исходные данные. Фирма действующая на конкурентном рынке, характеризуется такими предельными издержками:
Спрос на рынке представлен функцией .
где цена Р измеряется в тыс. рублях, а объем – в штуках. известно что постоянные затраты каждой фирмы равны 68 тыс. рублей.
Значения X,Y,Z принимаются в соответствии со своим вариантом (таблица 1) по таблице 3.
Таблица 3
Исходные данные к задаче 2
Вариант
Исходные данные
X
Y
Z
Задание. Определить количество фирм в отрасли в долгосрочном периоде.
Задача 3
Исходные данные. Спрос фирмы-монополиста определяется . Фирма выпускает продукцию на нескольких заводах. издержки каждого из заводов равны:
Значения X,Y,Z принимаются в соответствии со своим вариантом (таблица 1) по таблице 4.
Таблица 4
Исходные данные к задаче 3
Вариант
Исходные данные
X
Y
Z
Задание:
1. Определите все виды издержек.
2. Определите оптимальный выпуск фирмы; цену, которую она назначит на свою продукцию; число заводов, которое максимизирует совокупную прибыль фирмы.
3. Определите, как измениться поведение каждого завода в краткосрочном и долгосрочном периодах и какое количество заводов будет оптимальным для фирмы, если правительство вводит количественный налог в размере t=1 с каждой проданной единицы товара фирмы-монополиста.
4. Опредлите как измениться равновесная цена фирмы и количество заводов, если вместо количественного налога правительство вводит паушальный налог в размере Т=9 на каждый завод фирмы.
Задача 4
Исходные данные.
Рассмотрите две отрасли, в каждой из которых по десять фирм. в отрасли А рыночная доля самой крупной фирмы составляет 49%. Рыночные доли следующих трех фирм составляют по 7%, а оставшиеся шесть фирм имеют равные пятипроцентные доли. В отрасли В для каждой из четырех крупных фирм составляет 19 %. Доля следующей по величине фирмы насчитывает 14%, а пять самых мелких фирм поровну разделили оставшиеся 10% рынка.
Задание:
1. Рассчитайте индексы концентрации для данных отраслей. Сравните эти показатели по отраслям. структура какой отрасли более конкурентна? Какой из показателей, отражает это лучше
2. Определите, как измениться уровень концентрации в отрасли, если три вторые по величине фирмы в отрасли А объединили операции, сохранив долю на рынке и допустит ли антимонопольный орган данное слияние.