Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Классификация рынков и типы рыночных структур



Рег. № М-193/бак

Теория отраслевых рынков

 

Методические указания к изучению дисциплины

и выполнению контрольной работы

для студентов заочной формы обучения

Направление подготовки 080100 - Экономика

Профиль подготовки – Экономика предприятий и организаций

Отраслевая специализация – строительство

 

Квалификация - бакалавр

Санкт-Петербург

Допущено

редакционно-издательским советом СПбГИЭУ

в качестве методического издания

 

 

Составитель

канд. экон. наук, доц. Н.А. Половникова

 

 

Подготовлено на кафедре

экономики и менеджмента в строительстве

 

Отпечатано в авторской редакции с оригинал-макета,

представленного составителем

 

Ó СПбГИЭУ, 2012

 

 


СОДЕРЖАНИЕ

1. Общие положения. 3

2. Методические указания к изучению дисциплины.. 3

3. Методические указания к выполнению контрольной работы.. 3

4. Контрольные задания. 3

5. Требования к оформлению контрольной работы.. 3

6. Список литературы.. 3

Приложение 3 Содержание дисциплины (Извлечение из рабочей программы дисциплины) 3

Приложение 2 Пример оформления титульного листа контрольной работы 3

Приложение 3 Перечень контрольных вопросов для проверкизнаний по дисциплине. 3


ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Теория отраслевых рынков — ветвь микроэкономики, получившая в последние десятилетия существенное развитие как самостоятельная научная и учебная дисциплина, предметом которой являются отношения участников рынка, факторы, определяющие его структуру, рыночная власть и ее следствия для общественного благосостояния.

Целямиосвоения дисциплины «Теория отраслевых рынков» являются:

· формирование теоретических знаний в области изучения структур отраслевых рынков, о влиянии структуры рынка на поведение участников и общественное благосостояние;

· формирование у студентов экономического мышления.

Задачикурса:

· научить анализировать факторы, определяющие специфику формирования отраслевых рынков и поведение фирм;

· привить навыки самостоятельной оценки принятых фирмой экономических решений, выявления закономерностей взаимодействия отраслевого рынка и его участников;

· научить использовать методы, способы и показатели анализа отраслевых рынков для оценки и прогнозирования состояния собственного бизнеса.

В результате изучения дисциплины студент должен

знать:

· методы и принципы анализа отраслевых рынков в зависимости от их структуры;

· базовые модели, применяемые для описания различных типов отраслевых рынков;

· способы определения структуры рынка;

· количественные показатели измерения рыночной власти;

· основные проблемы, возникающие при идентификации рыночных структур;

· характер влияния на рыночные структуры инновационных процессов;

· методы регулирования рыночных структур.

уметь:

· изучать и прогнозировать воздействие экономических агентов на рыночную ситуацию;

· анализировать различные модели отраслевых рынков;

· рассчитывать показатели рыночной концентрации;

· формулировать рекомендации в сфере регулирования рынков.

владеть:

· методологией экономического исследования;

· методами и приемами анализа экономических явлений и процессов с помощью стандартных теоретических моделей;

· навыками применения микроэкономического анализа для объяснения формирования и оценки эффективности различных структур рынка.

Форма итогового контроля подисциплине – экзамен.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ИЗУЧЕНИЮ

ДИСЦИПЛИНЫ

Изучение дисциплины «Теория отраслевых рынков» осуществляется в логической последовательности в соответствии с Приложением 1 «Содержание дисциплины».

При изучении дисциплины студентам необходимо обратить внимание на основные понятия и определения, которые составляют основу экономической терминологии, на теоретические выкладки основополагающих тем дисциплины, на труды зарубежных и отечественных ученых в области теории отраслевых рынков.

Основные понятия и определения

Основные обозначения:

P – цена единицы товара

Q – объем продаж в отрасли (на рынке)

q –объем продаж одной фирмы отрасли

MC – предельные издержки

MR – предельная выручка

Е – эластичность спроса

TR – совокупная выручка фирмы

ТС –совокупные издержки фирмы

п – прибыль фирмы

Si – рыночная доля фирмы

N - число фирм на рынке (в отрасли)

 

Оптимальное число фирм на рынке в долгосрочном периоде.

Оптимальное число фирм на рынке показывает максимально возможное число участников рынка при наиболее благоприятных рыночных условиях, т.е. тогда, когда рыночная цена равняется предельным издержкам:

,

 

где D (P = MC) – емкость рынка при цене, равной предельным издержкам;

qмэв – минимально эффективный выпуск типичной фирмы рынка.

Минимально эффективный выпуск (МЭВ) типичной фирмы рынка.

МЭВ соответствует объему производства при минимальных средних издержках выпуска типичной фирмы рынка.

 

 
 

 


МЭВ Объем производства

 

Классификация фирм

По техническим характеристикам:

· Однозаводские и многозаводские фирмы;

· В зависимости от типичной производственной функции (производственная функция показывает максимальное количество (объем) товара, которое может быть произведено при использовании какого-либо набора ресурсов (факторов производства); задается графиком, таблицей или формулой) фирмы с производственным процессом, которым описывается:

ü Функцией Кобба-Дугласа

ü Линейной функцией

ü Функцией Леонтьева

ü Квазилинейной функцией

ü Функцией, учитывающей наличие антиресурса

· Фирмы отраслевой или многоотраслевой структуры

По отраслевой принадлежности:

· Фирмы, работающие в отрасли (подотрасли) народного хозяйства (промышленность, сельское хозяйство, услуги, транспорт, связь, торговля, ЖКХ);

· Фирмы, работающие в отрасли (подотрасли) промышленности (электроэнергетика, топливная промышленность, черная металлургия, цветная металлургия, химическая и нефтехимическая промышленность, машиностроение и металлообработка, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность, промышленность строительных материалов, пищевая промышленность);

· Фирмы, работающие на рынке:

ü Капитальных товаров (товары производственного назначения);

ü Потребительских товаров

По связи с внешним экономическим миром:

· Экспортно-ориентированные фирмы;

· Импортно-ориентированные фирмы.

По размеру деятельности (объему производства и численности):

· Малые

ü Связанные с крупным бизнесом;

ü Конкурирующие с крупным бизнесом;

· Франчайзинговые

· Средние

· Крупные

По формам собственности:

· Государственные

· Муниципальные

· Общественные

· Частные

· Смешанной формы собственности

· В собственности иностранных юридических лиц

По уровню регулирования деятельности:

· Федерального значения

· Регионального значения

· Местного значения

По организационно-правовым формам:

· Индивидуальное производство

· Партнерство (хозяйственные товарищества):

ü Полное партнерство

ü Коммандитное партнерство (товарищество на вере)

· Хозяйственное общество (акционерное общество)

По месту в производственной цепочке:

· Конкурентная фирма (фирма-ценополучатель)

· Доминирующая фирма (фирма-лидер)

· Фирма-аутсайдер

· Фирма-последователь

· Фирма-нишер

· Фирма-монополист

 

Классификация рынков и типы рыночных структур

Рынки

В зависимости от цели экономического анализа выделяют следующие типы рынков:

По объектам торговых сделок:

· Рынки товаров и услуг (например, рынок кофе, рынок автомобилей)

· Рынки факторов производства (рынки ресурсов) (например, рынок труда, рынок капитала, рынок сырья)

· Рынки денег и финансов (например, рынок акций, рынок облигаций)

По уровню стандартизации товара (услуги):

· Рынки однородного товара

· Рынки дифференцированного товара

По типу покупателя:

· Рынки потребительских товаров

· Рынки индустриальных товаров (средств производства)

По наличию и величине барьеров входа:

· Рынки без барьеров входа с неограниченным числом участников

· Рынки с умеренными барьерами входа и ограниченным числом участников

· Рынки с высокими барьерами входа и очень малым числом участников

· Рынки с блокированным входом и постоянным числом участников

По степени регулируемости рыночного процесса со стороны самих рыночных участников:

· Организованные рынки

· Стихийные (неорганизованные рынки)

По масштабу операций участников:

· Локальные (местные)

· Региональные

· Национальные

· Международные

· Глобальные рынки

По типу рекламных расходов:

· Рекламоемкие рынки – проблема эскалации

· Нерекламоемкие (обычные) рынки

Рыночные структуры

Критериями выделения типа рыночной структуры являются:

· Число продавцов и покупателей

· Размер продавцов и покупателей (рыночная доля)

· Тип продукта (степень однородности продукта)

· Мобильность ресурсов (наличие и величина барьеров входа на рынок)

· Симметрия (асимметрия) информации на рынке

· Воздействие продавцов и покупателей на рыночную цену

Типы рыночных структур:

· Рынок совершенной конкуренции

· Рынок работающей конкуренции, или соревновательный рынок

· Рынок монополистической конкуренции

· Олигополия и олигопсония

· Рынок с доминирующей фирмой

· Рынок с асимметричной информацией

· Монополия и монопсония

· Картель

· Естественная монополия, или естественная олигопсония

 

Базовые формулы

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.