4. Правила личной безопасности журналиста при подготовке материалов.
5. Информационная безопасность журналиста. Ее составляющие.
6. Субъективные и объективные ошибки в работе журналиста и способы их устранения.
7. Понятия «дезинформация», «ложь», «вымысел», «объективность», «правдивость». Примеры из журналистской практики.
8. Понятия «мораль», «долг», «честь», «достоинство». Суть, варианты понимания. Наиболее характерные примеры из журналистской практики.
9. Психологическая безопасность журналиста. Ее составляющие.
10. Способы получения информации.
11. Безопасность журналиста при работе с источниками информации.
12. Правила работы с документами.
13. Правила подготовки к интервью и пути установления контакта с собеседником.
14. Понятия «объективная информация», «конфиденциальная информация». Суть и способы их достижения.
15. Способы сохранения полученной информации.
16. Личная безопасность журналиста. Что и как может ему угрожать?
17. Имущественная безопасность журналиста. Виды имущественного ущерба и средства его нанесения журналисту.
18. Российские законы как вид безопасности журналиста. Общая характеристика.
19. Юридические документы, используемые журналистом в своей работе.
20. Закон РФ «О средствах массовой и информации» как неотъемлемая часть в работе журналиста. Основные статьи. Приведите примеры из журналистской практики.
21. Слагаемые правовой безопасности журналиста.
22. Права и обязанности журналиста, прописанные в Законе РФ «О СМИ». Теория и повседневность. Приведите примеры из журналистской практики.
23. Правила работы с организациями, имеющими право на обязательные сообщения.
24. Гражданский, Уголовный и Кодекс об административных правонарушениях РФ. Общая характеристика положений, касающихся работы журналиста.
25. Субъективные и объективные ошибки в журналистских текстах. Способы их исправления. Приведите примеры.
26. Понятия «оскорбление», «клевета», «подлог». Ответственность журналиста по данным статьям закона.
27. Ответственность журналиста, предусмотренная законодательными положениями, касающимися его работы.
28. Техника поведения журналиста при подготовке к выступлению в суде.
29. Журналист и его оппонент. Техника урегулирования конфликтных отношений.
30. Понятия «уточнение», «поправка», «опровержение».
31. Понятия «домысел» и «вымысел».
32. Процесс искажения информации. Информационные помехи.
33. Техника преодоления информационных помех.
34. Безопасность журналиста при работе в «горячей точке». Общая характеристика.
35. Подготовка журналиста к командировке в «горячую точку».
36. Статус журналиста в зоне конфликта, при пленении сотрудника СМИ. Законодательные акты.
37. Международное гуманитарное право и акции миротворцев в «горячих точках».
38. Особенности получения, хранения и обработки информации в экстремальных условиях.
39. Техника поведения журналиста при работе в «горячей точке». Советы военных журналистов.
40. Техника поведения с источниками информации.
41. Преграды в работе журналистов. Их виды.
42. Познавательные и административные преграды в деятельности журналистов. Техника их преодоления.
43. Понятия «этика», «мораль», «ценности» в работе журналиста. Этические кодексы.
44. Основные этические требования, предъявляемые к журналисту.
45. Портрет «морально выдержанного» журналиста.
Задания закрытой формы
1. Закон РФ «О средствах массовой информации» принят в:
а. 1992 г.
б. 1993 г.
в. 1991 г.
г. 1994 г.
2. Эта статья Закона РФ «О средствах массовой информации» дает право журналисту право запрашивать и получать информацию:
а. 20.
б. 47.
в. 49.
г. 34.
3. Официальное обращение журналиста за информацией называется…
а. Поиск.
б. Запрос.
в. Обращение.
4. Обоснование журналистом (редакцией) ложности какого-либо утверждения (мнения, суждения), изложенного в публикации, т.е. признание публикации частично или полностью ложной на основании доказательств, предъявленных со стороны заявителя, называется…
а. Диффамация.
б. Уточнение.
в. Опровержение.
г. Справка.
5. Конституция Республики Татарстан была принята в…
а. 1995 г.
б. 1991 г.
в. 1994 г.
г. 1992 г.
6. Юридическая формулировка понятия «достоинство»:
а. Профессиональная оценка предприимчивости, конкурентоспособности, надежности, стабильности и т.п. гражданина или юридического лица.
б. Сведения о фактах, событиях, обстоятельствах жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность.
в. Внутренняя самооценка собственных качеств, способностей, своего общественного значения.
г. Общественная оценка личности, мера духовных, социальных качеств гражданина.
7. Умышленное унижение чести и достоинства личности, выраженное в неприличной форме, называется…
а. Клевета.
б. Диффамация.
в. Оскорбление.
8. Диффамация – это…
а. Распространение заведомо ложных, позорящих другое лицо измышлений.
б. Умышленное унижение чести и достоинства личности, выраженное в неприличной форме.
в. Не вызывающая сомнений, подлинная, реальная, имеющая ссылку на источник информация.
г. Оглашение в СМИ сведений (действительных или мнимых), позорящих кого-либо.
9. Неправильно воспроизведенные имена и фамилии, неверные даты, числа, адреса в публикациях называются … ошибками:
а. Объективными.
б. Субъективными.
10. Укажите автора следующих строк: «Чем острее проблема, тем спокойнее должен быть тон»:
а. Валентин Овечкин.
б. Анатолий Аграновский.
в. Михаил Кольцов.
г. Андрей Константинов.
11. Совокупность приемов, средств и правил в целом, позволяющих работать с полученными сведениями, называется…
а. Психологическая компетентность журналиста.
б. Информационная безопасность журналиста.
в. Юридическая безопасность журналиста.
г. Имущественная безопасность журналиста.
12. Любые опубликованные сведения, имеющие своего заинтересованного лица и распространенные с целью ввода в заблуждение определенной аудитории, называются…
а. Вымысел.
б. Ложь.
в. Домысел.
г. Дезинформация.
13. Вымысел – это…
а. Информация, базирующаяся на строгих документально проверенных фактах.
б. Оглашение в СМИ сведений (действительных или мнимых), позорящих кого-либо.
в. Любые опубликованные сведения, имеющие своего заинтересованного лица и распространенные с целью ввода в заблуждение определенной аудитории.
г. Способность автора представить то, что могло бы быть в жизни, но могло и не быть. Рисуя какие-то явления жизни, автор всегда соотносит их с реальностью определенной исторической эпохи, но не стремится к документализму.
14. Эта сложность в получении информации не является познавательной преградой в работе журналиста:
а. Отсутствие четкого замысла построения материала.
б. Низкая логическая культура.
в. Экономическое давление на журналиста (редакцию).
г. Слабые навыки общения с источником информации.
15. Слабое владение методами журналистской работы, неумение выделить главное в событии или явлении относится к следующей преграде в работе сотрудника СМИ:
а. Административная.
б. Противодействие лиц, деятельность которых критически оценивается в материале.
в. Познавательная.
г. Выпады конкурирующих СМИ.
16. Правила поведения СМИ в случаях террористического акта и контртеррористической операции конкретно изложены в этом документе:
а. Закон РФ «О борьбе с терроризмом».
б. Конституция РФ.
в. Антитеррористическая конвенция.
г. Уголовный кодекс РФ.
17. Согласно Уголовному кодексу РФ и Закону РФ «О средствах массовой информации», это понятие может выражаться «в неприязненных отношениях и действиях, ущемляющих законные интересы другой стороны»:
а. Вражда.
б. Рознь.
в. Спор.
г. Ненависть.
18. Вставьте пропущенное слово в следующую фразу: «Суждение представляет собой умственный акт, носящий … характер, выражающий отношение говорящего к содержанию высказанной мысли и сопряженный обычно с психологическими состояниями сомнения, убежденности или веры»:
а. Социальный.
б. Критический.
в. Оценочный.
г. Личностный.
19. Данная статья Закона РФ «О средствах массовой информации» разрешает журналисту посещать государственные органы и организации, предприятия и учреждения, органы общественных объединений либо их пресс-службы:
а. 22.
б. 47.
в. 46.
г. 50.
20. Это действие журналиста не признается законом злоупотреблением его правами:
а. Распространение слухов под видом достоверной информации.
б. Сбор информации в пользу постороннего лица или организации, не являющейся средством массовой информации.
в. Сбор и распространение социально значимой информации, направленной на формирование определенного общественного мнения у аудитории СМИ.
г. Использование прав журналиста в целях фальсификации или сокрытия общественно значимых сведений.
21. Способность сохранения основных ценностей (жизни, доброго имени, право на труд, отдых и т.д.) называется…
а. Имущественная безопасность.
б. Психологическая безопасность.
в. Личная безопасность.
г. Юридическая безопасность.
22. Авторами терминов «субъективные и объективные ошибки» являются:
а. М.Маклюэн.
б. Бланкенбург и Тиллинсгаст.
в. М.Федотов и Ю.Батурин.
г. М.Кастельс и О.Тоффлер.
23. Вставьте пропущенное слово в следующую фразу: «Понять и зафиксировать самые типичные журналистские ошибки – значит … поиск правил техники безопасности работников средств массовой информации» (Б.Н.Лозовский):
а. Минимизировать.
б. Улучшить.
в. Начать.
г. Облегчить.
24. Профессиональная, служебная оценка предприимчивости, конкурентоспособности, состоятельности, надежности, стабильности и т.п. гражданина или юридического лица называется…
а. Достоинство.
б. Честь.
в. Деловая репутация.
г. Доброе имя.
Задания на установление соответствия
1. Определите соответствие терминов и их характеристик:
а. Сведения о фактах, событиях, обстоятельствах жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность.
Достоверная информация.
б. Сведения, предоставленные гражданином с условием
сохранения их в тайне. Деловая репутация.
в. Не вызывающая сомнений, подлинная, реальная,
имеющая ссылку на источник. Конфиденциальная информация.
относительно замкнутых, соединенных друг с другом лишь
немногочисленным каналам локальных, региональных,
национальных и континентальных коммуникационных систем;
их объединяет глобальная сеть, основной структурной
характеристикой которой является разделение на центр и периферию.
Инструментализация СМИ.
12. Установите соответствие дат и событий:
а. Принятие последней редакции Уголовного кодекса РФ. 1992 г.
б. Принятие Конституции Республики Татарстан. 1998 г.
в. Закон «О противодействии экстремистской деятельности». 2003 г.
г. Закон «О противодействии терроризму». 2002 г.
[1] Цит по кн.: Лозовский Б.Н. «Четвертая власть» и общество: на тернистом пути к согласию [Текст] / Б.Н. Лозовский. – Екатеринбург: УрГУ, 2001. – С.37.
[2] См. об этом подробнее: От книги до Интернета. Журналистика и литература на рубеже тысячелетий [Текст] / Под. ред. Я.Н. Засурского, Е.Л. Вартановой. – М.: Изд-во МГУ, 2000. – С. 33 – 34)
[3] См.: Кириллова Н.Б. Медиасреда российской модернизации [Текст] / Н.Б. Кириллова. – М.: Академический проект, 2005. – С. 224 – 233.
[4] См.: Pro et Contra. – №4. – М., 2000. – С.36. данные также цитируются: Кириллова Н.Б. Медиасреда российской модернизации [Текст] / Н.Б. Кириллова. – М.: Академический проект, 2005. – С.90.
[5] См. об этом подробнее: Meyer, P. Ethical Journalism. Guide for Students, Practioners and Consumers. – N. Y.: Lanham, 1987. – P.192. См. также: Лозовский Б.Н. «Четвертая власть» и общество: на тернистом пути к согласию [Текст] / Б.Н. Лозовский. – Екатеринбург: УрГУ, 2001. – С.150.
[6] См. подробнее: Лозовский Б.Н. «Четвертая власть» и общество: на тернистом пути к согласию [Текст] / Б.Н. Лозовский. – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. ун-та, 2001. – С. 161 – 163.
[7] Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: Азбуковник, 1999. – С.365.
[8] Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: Азбуковник, 1999. – С.423.
[9] Там же. – С.913.
[10] Цит. по: Лозовский Б.Н. «Четвертая власть» и общество: на тернистом пути к согласию [Текст] / Б.Н. Лозовский. – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. ун-та, 2001. – С. 163 – 165.
[12] См. подробнее: Лозовский Б.Н. «Четвертая власть» и общество: на тернистом пути к согласию [Текст] / Б.Н. Лозовский. – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. ун-та, 2001. – С.156.
[13] См. об этом подробнее: http//:www.temenos.ru/show_articles_81.htm (12.08.2007, свободный).
[14] Подробнее об этом: «Интервью с террористами: предупреждения Минпечати продолжают выноситься без каких-либо объяснений». Комментарий Института проблем информационного права // Законодательство и практика масс-медиа. – 2001. – № 3.
[15] Подробнее об этом можно прочесть: Львова Е. Что несет российским СМИ Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности»? / Е. Львова // Законодательство и практика масс-медиа. – 2003. – № 6.
[17] Источник: Еженедельный бюллетень Центра экстремальной журналистики за 31.07. – 05.08.2006 г. Доступен на официальном сайте Центра: www.cjes.ru/bulletin/?bulletin_id=2024&country=Russia, свободный).
[18] http://www.media-law.ru/publications/zip/regional/krasnoyarsk/1/3.html (6.12.2008 г., режим доступа свободный).
[19] См.: Столяренко Л. Люди, которых нет. Стрингер – профессия вне закона / Л. Столяренко // Новая газета. – 2002 – №45. – 27.VI. Источник: Интернет-сайт «Новой Газеты»: http://2002.novayagaze-ta.ru/nomer/2002/45n/n45n-s00.shtml (электронный ресурс, 18.12.2008 г., свободный).
[20] См.: Столяренко Л. Люди, которых нет. Стрингер – профессия вне закона / Л. Столяренко // Новая газета. – 2002 – №45. – 27.VI. Источник: Интернет-сайт «Новой Газеты»: http://2002.novayagaze-ta.ru/nomer/2002/45n/n45n-s00.shtml (электронный ресурс, 18.12.2008 г., свободный).
[21] Данный параграф подготовлен на основе: Каплан А.Е. Журналист на войне в эпоху информационных битв. Специфика работы фотокора на примере войны между Израилем и исламским движением «Хезболлах» в июле-августе 2006 года / А.Е.Каплан // опубликовано на сайте Библиотеки Центра экстремальной журналистики по адресу: http://www.library.cjes.ru/online/?a=con&b_id=771&c_id=10401 (электронный ресурс, 14.01.2009 г., свободный).