Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

По успешному освоению дисциплины



В процессе изучения «Техники безопасности журналиста» каждый студент должен поставить себе задачу: чему бы я хотел научиться, посещая данную дисциплину. Преподаватель будет разговаривать с группой, как с профессиональными журналистами, владеющими приемами оперативной подготовки текста, законами повышения восприятия информации аудиторией. Поэтому желательно подумать и вместе с преподавателем обсудить проблемы, возникающие у вас в работе. Допустим, у кого-то начинается сильное волнение при подготовке и/или проведении интервью с высокопоставленными чиновниками или известными артистами, у кого-то есть трудности с придумыванием первого вопроса разговора или заголовка будущей публикации. А может, вы хотите отработать навыки составления юридически грамотного запроса информации в государственные органы или научиться аргументировано отвечать на критику в свой адрес?

Несомненную пользу принесет вам внимательное чтение законов, которыми руководствуется журналист в своей работе. Это Конституция РФ и РТ, Закон РФ «О СМИ», Закон РФ «О государственной тайне», Уголовный, Гражданский, Уголовно-процессуальный кодексы РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, Трудовой кодекс РФ, различные этические рекомендации журналистам и другие ведомственные документы, разработанные Союзом журналистов России. Постарайтесь знакомиться не только со статьями этих документов, но и прочесть комментарии к ним: там говорится об условиях применения статей, есть практические примеры. Статьи, непосредственно касающиеся работы журналиста (например, ст.280 Уголовного кодекса РФ «Клевета», в которой указывается конкретное наказание за распространение заведомо ложной информации о чем-то или о ком-то), лучше выписывать в свой блокнот. В нужный момент книги может не оказаться под рукой, а маленький блокнот удобно носить с собой.

При освоении дисциплины целесообразно самостоятельно задуматься над слабыми и сильными сторонами вас как творческой личности, определить тактику своего профессионального развития хотя на два-три ближайших года. Если есть трудности, обратитесь за помощью к преподавателю.

Будьте постоянно «в теме». Ежедневно смотрите новости различных федеральных и местных телеканалов, читайте как минимум пять центральных и четыре республиканских и/или местных газет, посещайте ленты ведущих информационных агентств России и мира. Знакомьтесь с аналитическими материалами по важным проблемам современного общества. Это необходимо не только для воспитания в себе такого качества, как стремление получать только оперативную информацию и формирования привычки начинать день с чтения газет и журналов, но и для выявления противоречивых ситуаций или конфликтов, одной из сторон которого являются журналисты. Данные примеры можно обсудить на занятиях, рассмотрев их с точки зрения правомерных неправомерных действий работников СМИ и их поведении (фактическом и возможном), направленном на предотвращение конфликта.

Таким образом, чем больше вы будете интересоваться освещением проблем в СМИ, тем богаче окажется ваше портфолио, в котором могут быть собраны материалы в прессе, рассказывающие о конкретных случаях нарушений прав журналиста, и ваши письменные пусть еще только учебные, но уже своего рода экспертные мнения о них. В условиях обучения в рамках балльно-рейтинговой системы каждый студент обязательно должен вести и представить на зачете самостоятельно подготовленное портфолио. Самые интересные из них могут быть оценены в 50 баллов, что составляет половину общей оценки работы студента в семестре и при прохождении контроля знаний. Поэтому не стоит замыкаться только на освоении теоретического материала! Кроме публикаций и сообщений СМИ, знакомьтесь с регулярными бюллетенями и отчетами мониторинга о нарушениях прав журналиста в России и мире, которые в нашей стране делают, например, Фонд защиты гласности (председатель Алексей Симонов) и Центр экстремальной журналистики (директор Олег Панфилов). Ссылки на эти организации имеются в разделе «Интернет-сайты». Помимо их, в мире существует много общественных и исследовательских центром, занимающихся изучением проблем восприятия журналиста социумом. В разделе «Полезные ссылки» официального сайта факультета журналистики и социологии КГУ (www.ksu.ru/f13) можно найти адреса некоторых известных организаций. Они оперативно публикуют на английском языке результаты своих наблюдений.

Одной из эффективных форм организации учебного процесса по данной дисциплине является импровизированная пресс-конференция или мастер-класс с приглашенным практиком. Преподаватель проинформирует вас о встрече заранее. Подготовьтесь к приходу гостя: досконально изучите его творческую биографию, найдите и внимательно прочтите не менее десяти его публикаций, установите его профессиональную специализацию. Это необходимо, чтобы задать небанальный вопрос. Согласитесь, что интереснее – спросить журналиста-практика о его местах работы, смешных случаях при выполнении редакционных заданий, в который раз заставить задуматься о причинах выбора такого нестандартного занятия, как журналистика или задать такой вопрос, на который бы гость не смог однозначно ответить. Речь вовсе не о том, чтобы застать врасплох, но о том, чтобы показать себя профессиональным, толковым и умным собеседником, умеющим говорить на равных, не волноваться и не тушеваться при встречных вопросах. Ваша задача: получить максимум полезной информации от гостя, осмыслить ее, постараться заинтересовать его продуманными вопросами, а также, возможно, в чем-то дополнить эксперта, продемонстрировав заинтересованность в изучаемой теме.

Словом, считайте данную форму занятий тем же интервью или пресс-конференцией. Не ждите, что эксперт сам все расскажет, а вы аккуратно запишете советы в тетрадь. Ему интересен диалог, он хочет узнать мнение выпускников о том, какой вы видите современную журналистику, и что это слово для вас означает. Отстройтесь от одногруппников, задавайте каверзные вопросы, имейте свое мнение о предмете разговора и не бойтесь его (мнение) озвучить. Обратите внимание на детали, например, не опаздывайте на занятие! Тем самым можно пропустить что-то важное и в то же время отвлечь собеседника от мысли. Нет ничего приятного, если видишь, что твоя аудитория, словно в троллейбусе, постоянно перемещается.

Зачет, скорее всего, будет организован либо в форме дискуссии по актуальным проблемам профессиональной работы журналиста (коллоквиум), либо в форме защиты творческой работы по заданной теме. Найдите и представьте коллегам как можно больше точек зрения на проблему, расскажите, как она решается за рубежом. Используйте как можно больше возможностей поиска информации: библиотека, Интернет-ресурсы, на которых собраны различные сведения для журналистов… Если владеете иностранным языком, обратитесь к многочисленным сайтам (например, www.journalism.org), содержащим библиотеку литературы в помощь журналистам всего мира.

Итак, в процессе обучения дисциплине «Техника безопасности журналиста» (пятый курс, 18 часов) студенты специализации «Периодическая печать» должны вспомнить или изучить теоретические аспекты общения с собеседником, правила поведения в различных экстремальных ситуациях, этические требования к журналисту. Кроме того, вам придется выполнить ряд самостоятельных аудиторных работ, в которых необходимо продемонстрировать свою готовность работать в практической журналистике.


МАТЕРИАЛЫ К ЛЕКЦИЯМ

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.