Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Завершившего изучение дисциплины



«Техника безопасности журналиста»

Студенты, завершившие изучение данной дисциплины, должны:

- Обладать теоретическими знаниями о законодательных терминах: «клевета», «достоверная информация», «оскорбление», «честь», «достоинство», «деловая репутация», «персональные данные», «диффамация», «источник информации», «конфиденциальная информация», «мораль», «этика», «гражданский долг», «ценности», «личная безопасность журналиста», «информационная безопасность журналиста», «имущественная безопасность журналиста», «юридическая безопасность журналиста». Усвоить критерии их выполнения;

- Ориентироваться в законодательной базе, непосредственно относящейся к профессиональной работе журналиста: некоторые статьи из Конституции РФ и РТ, Закон РФ «О СМИ», Закон РФ «О рекламе», Закон «О государственной тайне», «Об авторских и смежных правах», некоторыми важными статьями из Уголовного и Гражданского кодексов РФ и умело применять их в своей практике;

- Приобрести навыки взаимодействия с силовыми органами и с органами власти для получения желаемой информации: разговор по телефону, работа с оперативными сводками, пресс-релизами, психологические моменты урегулирования спорных (конфликтных) ситуаций. Уметь применять их в творческой деятельности. Также необходимо ориентироваться в способах профессионального преодоления административных преград в получении желаемой для журналиста информации с точки зрения законодательных актов;

- Приобрести навыки поведения журналиста в «горячей точке»: как подготовить себя к поездке, необходимые документы, технологию сбора информации, взаимодействия с источниками информации, правила передвижения работника СМИ в зоне боевых действий.

 

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Форма обучения: дневная

Количество семестров: 0,5 (18 часов)

Форма контроля: зачет

 

№ п/п Виды учебных занятий Количество часов
1. Всего часов по дисциплине
2. Самостоятельная работа
3. Аудиторных занятий
4. В том числе лекций
5. Семинарских и лабораторно-практических

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Требования государственного образовательного стандарта к обязательному минимуму содержания программы:

 

Индекс Наименование дисциплины и ее основные разделы Всего часов
  ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ЖУРНАЛИСТА 1. Безопасность в работе журналиста; 2. Этические требования и ограничения в работе журналиста; 3. Доступ к источникам информации и работа с ними. Преграды в деятельности журналиста и способы их преодоления; 4. Информационные конфликты, способы их предотвращения и разрешения. Как не стать участником информационного конфликта. Правила работы с источниками информации, рекомендации юристов, правозащитников и журналистов-практиков, что надо делать, если на журналиста подали в суд; 5. Безопасность журналиста при работе в «горячей точке»: что взять с собой, необходимые документы, технология сбора информации на месте, правила личного поведения, правила передвижения работников СМИ; 6. Зачет.                

 


Содержание разделов дисциплины

 

 

Название темы и ее содержание   Кол-во часов лекции Кол-во часов. (лаб.-практ.) занятий
    1. «Слагаемые безопасности журналиста»: 1 занятие: Безопасность как главное право любого человека. Автор предполагает ознакомиться с мнениями студентов о том, как они понимают понятие «безопасность». Для этого студентам будет предложено за 5 минут письменно изложить свои мысли по этому поводу. Что есть техника безопасности вообще? В чем особенности работы журналиста по сравнению с другими специальностями? Диалог со студентами. Виды безопасности. Личная безопасность журналиста. Понятие личной безопасности. Что и каким образом может ему угрожать? Наиболее опасные примеры из практики современной отечественной журналистики. Правила личной безопасности при подготовке материалов. Журналистское расследование как вид профессиональной деятельности. 2 занятие: Информационная безопасность журналиста. Понятие информационной безопасности. Ее виды. Понятия «дезинформация», «ложь», «вымысел», «конфиденциальная информация», «объективная информация», и т.д. Наиболее характерные примеры из журналистской практики. Утрата полученной информации. Методы обеспечения сохранности полученной информации, предупреждение использования дезинформацией. Знакомство студентов с соответствующими статьями из Законов РФ «О СМИ», «О рекламе», «О государственной тайне». Студентам будет предложено к следующему занятию самостоятельно подобрать соответствующие примеры. 3 занятие: Имущественная безопасность журналиста. Понятие имущественной безопасности. Виды имущественного ущерба и средства его нанесения журналисту. Примеры. Криминальные и судебные способы нанесения ущерба. Знакомство с соответствующими статьями Российского законодательства. Возможности избежания журналистом имущественного ущерба. Юридическая безопасность журналиста. Знание и современное применение законов как основа творческой безопасности. Знакомство студентов с наиболее близкими к работе журналиста статьями из Гражданского и Уголовного кодексов РФ. Примеры как из татарстанской, так и российской судебной практики. Совместная со студентами попытка определить повышение уровня юридической безопасности работника СМИ.                 –     –     –     –    
    2. «Этические требования и ограничения в работе журналиста». Понятия «этика», «мораль», «ценности» в работе журналиста. Разница между данными понятиями. Необходимость соблюдения этических требований в журналистской работе. Суть основных этических требований, их роль в деятельности журналиста». «Профессиональный долг» – попытка совместно со студентами разобраться в сущности этого понятия. «Этические кодексы» редакций. Юридические определения терминов «клевета», «оскорбление», «дезинформация», «частная жизнь» и некоторых других. Требования «журналистского долга» и необходимость соблюдения объективности в каждом журналистском выступлении. Проблемы саморегулирования журналистского сообщества. Возможен ли «морально выдержанный» журналист? Диалог со студентами.       –    
  3. «Доступ к источникам информации и работа с ними. Преграды в деятельности журналистов: Первое занятие: Понятие «источник информации» и его виды. Работа с официальными заявлениями, пресс-релизами, оперативными сводками. Определение степени достоверности подобной информации. Отдельное внимание – правоохранительным органам как источнику информации. Учет возможности «слива» или умышленного предоставления правоохранительными органами односторонней информации. Специфика контактов с силовыми органами. Второе занятие: Преграды в деятельности журналистов. Познавательные и административные преграды. Неизбежность противодействия лиц, деятельность которых расследует журналист, как разновидность преград. Статьи о правах и обязанностях журналиста и мерах ответственности за распространяемые им сведения в российском законодательстве. Примеры из практики.         –     –
    4. Информационные конфликты, способы их предотвращения и разрешения (практическое занятие). Виды информационных конфликтов, примеры из практики. Как не стать участником информационного конфликта. Правила работы с источниками информации, рекомендации юристов, правозащитников и журналистов-практиков, что надо делать, если на журналиста подали в суд. Правила общения с информационным оппонентом как до, так и во время судебного заседания. Деловая игра со студентами.     –    
    5. «Безопасность журналиста при работе в «горячей точке»: Что есть работа журналиста в экстремальных условиях? Подготовка к выезду журналиста в командировку в зону конфликта. Советы военных журналистов. Что взять с собой? Какую документацию необходимо иметь на руках? Женевская конвенция в ее разных редакциях. Статус журналиста в зоне конфликта, при пленении работника СМИ. Международное гуманитарное право и акции миротворцев. Технология поведения журналиста в «горячей точке»: советы военных журналистов. Особенности получения информации в экстремальной обстановке. Определение «эктремальности условий» в работе журналиста. Технология успешной работы журналиста в странах, уважающих свои традиции. Знание обычаев стран, где придется работать журналисту.         –  
6. Зачет.
  Итого часов:

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.