- Ориентироваться в законодательной базе, непосредственно относящейся к профессиональной работе журналиста: некоторые статьи из Конституции РФ и РТ, Закон РФ «О СМИ», Закон РФ «О рекламе», Закон «О государственной тайне», «Об авторских и смежных правах», некоторыми важными статьями из Уголовного и Гражданского кодексов РФ и умело применять их в своей практике;
- Приобрести навыки взаимодействия с силовыми органами и с органами власти для получения желаемой информации: разговор по телефону, работа с оперативными сводками, пресс-релизами, психологические моменты урегулирования спорных (конфликтных) ситуаций. Уметь применять их в творческой деятельности. Также необходимо ориентироваться в способах профессионального преодоления административных преград в получении желаемой для журналиста информации с точки зрения законодательных актов;
- Приобрести навыки поведения журналиста в «горячей точке»: как подготовить себя к поездке, необходимые документы, технологию сбора информации, взаимодействия с источниками информации, правила передвижения работника СМИ в зоне боевых действий.
ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Форма обучения: дневная
Количество семестров: 0,5 (18 часов)
Форма контроля: зачет
№
п/п
Виды учебных занятий
Количество часов
1.
Всего часов по дисциплине
2.
Самостоятельная работа
3.
Аудиторных занятий
4.
В том числе лекций
5.
Семинарских и лабораторно-практических
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Требования государственного образовательного стандарта к обязательному минимуму содержания программы:
Индекс
Наименование дисциплины и ее основные разделы
Всего
часов
ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ЖУРНАЛИСТА
1. Безопасность в работе журналиста;
2. Этические требования и ограничения в работе журналиста;
3. Доступ к источникам информации и работа с ними. Преграды в деятельности журналиста и способы их преодоления;
4. Информационные конфликты, способы их предотвращения и разрешения. Как не стать участником информационного конфликта. Правила работы с источниками информации, рекомендации юристов, правозащитников и журналистов-практиков, что надо делать, если на журналиста подали в суд;
5. Безопасность журналиста при работе в «горячей точке»: что взять с собой, необходимые документы, технология сбора информации на месте, правила личного поведения, правила передвижения работников СМИ;
6. Зачет.
Содержание разделов дисциплины
№
Название темы и ее содержание
Кол-во часов лекции
Кол-во часов. (лаб.-практ.) занятий
1.
«Слагаемые безопасности журналиста»:1 занятие: Безопасность как главное право любого человека. Автор предполагает ознакомиться с мнениями студентов о том, как они понимают понятие «безопасность». Для этого студентам будет предложено за 5 минут письменно изложить свои мысли по этому поводу.
Что есть техника безопасности вообще? В чем особенности работы журналиста по сравнению с другими специальностями? Диалог со студентами.
Виды безопасности. Личная безопасность журналиста. Понятие личной безопасности. Что и каким образом может ему угрожать? Наиболее опасные примеры из практики современной отечественной журналистики. Правила личной безопасности при подготовке материалов. Журналистское расследование как вид профессиональной деятельности.
2 занятие: Информационная безопасность журналиста. Понятие информационной безопасности. Ее виды. Понятия «дезинформация», «ложь», «вымысел», «конфиденциальная информация», «объективная информация», и т.д. Наиболее характерные примеры из журналистской практики.
Утрата полученной информации. Методы обеспечения сохранности полученной информации, предупреждение использования дезинформацией. Знакомство студентов с соответствующими статьями из Законов РФ «О СМИ», «О рекламе», «О государственной тайне». Студентам будет предложено к следующему занятию самостоятельно подобрать соответствующие примеры.
3 занятие: Имущественная безопасность журналиста. Понятие имущественной безопасности. Виды имущественного ущерба и средства его нанесения журналисту. Примеры. Криминальные и судебные способы нанесения ущерба. Знакомство с соответствующими статьями Российского законодательства. Возможности избежания журналистом имущественного ущерба.
Юридическая безопасность журналиста. Знание и современное применение законов как основа творческой безопасности. Знакомство студентов с наиболее близкими к работе журналиста статьями из Гражданского и Уголовного кодексов РФ. Примеры как из татарстанской, так и российской судебной практики. Совместная со студентами попытка определить повышение уровня юридической безопасности работника СМИ.
–
–
–
–
2.
«Этические требования и ограничения в работе журналиста».
Понятия «этика», «мораль», «ценности» в работе журналиста. Разница между данными понятиями. Необходимость соблюдения этических требований в журналистской работе. Суть основных этических требований, их роль в деятельности журналиста». «Профессиональный долг» – попытка совместно со студентами разобраться в сущности этого понятия. «Этические кодексы» редакций. Юридические определения терминов «клевета», «оскорбление», «дезинформация», «частная жизнь» и некоторых других.
Требования «журналистского долга» и необходимость соблюдения объективности в каждом журналистском выступлении. Проблемы саморегулирования журналистского сообщества. Возможен ли «морально выдержанный» журналист? Диалог со студентами.
–
3.
«Доступ к источникам информации и работа с ними. Преграды в деятельности журналистов:Первое занятие: Понятие «источник информации» и его виды. Работа с официальными заявлениями, пресс-релизами, оперативными сводками. Определение степени достоверности подобной информации.
Отдельное внимание – правоохранительным органам как источнику информации. Учет возможности «слива» или умышленного предоставления правоохранительными органами односторонней информации. Специфика контактов с силовыми органами.
Второе занятие: Преграды в деятельности журналистов. Познавательные и административные преграды. Неизбежность противодействия лиц, деятельность которых расследует журналист, как разновидность преград. Статьи о правах и обязанностях журналиста и мерах ответственности за распространяемые им сведения в российском законодательстве. Примеры из практики.
–
–
4.
Информационные конфликты, способы их предотвращения и разрешения (практическое занятие).
Виды информационных конфликтов, примеры из практики. Как не стать участником информационного конфликта. Правила работы с источниками информации, рекомендации юристов, правозащитников и журналистов-практиков, что надо делать, если на журналиста подали в суд. Правила общения с информационным оппонентом как до, так и во время судебного заседания. Деловая игра со студентами.
–
5.
«Безопасность журналиста при работе в «горячей точке»:
Что есть работа журналиста в экстремальных условиях? Подготовка к выезду журналиста в командировку в зону конфликта. Советы военных журналистов. Что взять с собой? Какую документацию необходимо иметь на руках? Женевская конвенция в ее разных редакциях. Статус журналиста в зоне конфликта, при пленении работника СМИ. Международное гуманитарное право и акции миротворцев.
Технология поведения журналиста в «горячей точке»: советы военных журналистов. Особенности получения информации в экстремальной обстановке. Определение «эктремальности условий» в работе журналиста. Технология успешной работы журналиста в странах, уважающих свои традиции. Знание обычаев стран, где придется работать журналисту.