Доктор философских наук, заведующая кафедрой журналистики, профессор С.К. Шайхитдинова
Кандидат филологических наук, доцент
Д.В. Туманов
Баканов Р.П.
Техника безопасности журналиста: Программа дисциплины, методические указания и материалы к лекциям и практическим занятиям для студентов отделений и факультетов журналистики, обучающихся по специальности 030601 – «Журналистика» / Автор-составитель канд. фил. наук, старший преподаватель кафедры журналистики КГУ Р.П.Баканов. – Казань: Изд-во Казанск. гос. ун-та, – 2009. – 106 с.
В учебно-методическое пособие по дисциплине «Техника безопасности журналиста» включены: требования к студентам по успешному освоению дисциплины, программа курса, методические указания по преподаванию и изучению данной дисциплины, материалы к лекциям и практическим занятиям, примерный перечень тем реферативных работ, контрольные задания как для экзамена в устной, так и для отчетности в виде компьютерного тестирования.
- Как не стать участником информационного конфликта………………
- На журналиста подали в суд. Советы профессионалов:
как защитить себя?...................................................................................
- Способы привлечения и удержания внимания…………………......
- Безопасность журналиста при работе в «горячей точке»…………….
- Творческие и деловые игры………………………………………….
Оценка работы студента в семестре
(текущий контроль знаний)……………………………………………..
Литература И ИСТОЧНИКИ (основные)………………………..
Литература (дополнительная)…………………………………….
Интернет-сайты………………………………………………………….
Темы рефератов………………………………………………….
Вопросы к зачету (вопросно-ответная форма)………………..
Контрольные вопросы и задания
для компьютерного тестирования
по дисциплине…………………………………………………
- Задания открытой формы;
- Задания закрытой формы;
- Задания на установление соответствия.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая дисциплина предназначена для студентов факультетов и отделений журналистики и способствует формированию у слушателей представлений о слагаемых безопасности журналиста.
Профессиональная деятельность работника СМИ требует четкой ориентировки на получение новой социальной информации. Под безопасностью в данном курсе мы подразумеваем не только умение журналиста избежать конфликтных ситуаций, но и, случись что, способность правильно выстроить собственную защиту. Поэтому в данном курсе особое внимание уделяется изучению законодательной базы, с которой соприкасается журналист в своей повседневной работе, новым поправкам к законам. Несколько часов отводится на изучение правил работы журналиста с источниками информации, его поведению при подготовке к судебным заседаниям, а также во время командировок в «горячие точки». Большое значение придается рассмотрению редакционной практики непростых отношений с государственными структурами, законным приемам получения информации и моделям поведения журналиста в тех случаях, когда необходимые для публикации сведения долгое время получить не удается. Отдельное занятие может быть отведено на изучение способов привлечения и удержания внимания аудитории.
Мы сознательно позиционируем предлагаемый курс, как междисциплинарный. Он содержит некоторые темы, которые студенты ранее изучают на занятиях по профессиональной этике журналиста (проф. С.К.Шайхитдинова); конфликтологии, психологии рекламы (доц. Ю.В.Андреева); праву СМИ (ст. преп. Т.А.Леонтьева); новостной журналистике (ст. преп. Р.П.Баканов). Однако наша практика работы со студентами показывает, что в большинстве случаев, после успешного прохождения отчетности по указанным дисциплинам, учащиеся забывают их материал и не могут применить его на практике. Поэтому занятия по данной дисциплине мы видим, как практические (тренинговые), а не лекционные.
В предлагаемый учебно-методический комплекс мы намеренно включили больше информации, чем обычно удается пройти в рамках часов, отведенных на изучение данной дисциплины. Во-первых, у преподавателя появляется возможность варьирования учебной информацией, исходя из профессиональных знаний, которыми студент обладает на данное время, а также их (учащихся) актуальных потребностей. Во-вторых, собранные здесь из разных источников рекомендации и советы, думается, будут полезны слушателям и после окончания обучения на отделении журналистики.
ЗАДАЧИ КУРСА
1. Ознакомить студентов с законодательной базой, с которой непосредственно соприкасается работа журналиста и редакции СМИ: некоторые статьи из Конституции РФ и РТ, Закон РФ «О СМИ», Закон РФ «О рекламе», Закон «О государственной тайне», «Об авторском праве и смежных правах», некоторыми важными статьями из Уголовного и Гражданского кодексов РФ. Эти документы уже изучались на младших курсах, в частности, по предмету «Право средств массовой информации», «Новостная журналистика». В нашем курсе акцент будет сделан на правоприменение законодательных статей в повседневной практике журналистики.
2. Дать представление студентам о таких понятиях как «личная безопасность журналиста» (кто и что может ему угрожать?), «информационная безопасность журналиста» (ее виды, утрата полученной информации, использование дезинформации, и т.д.), «имущественная безопасность журналиста» (средства ее нанесения работнику СМИ), «юридическая безопасность журналиста» (знание и своевременное применение законов как основа юридической безопасности);
3. Инициировать внеаудиторную подготовку студентов к самостоятельной профессиональной работе, помогая, таким образом, росту их творческого мастерства;
4. Закрепить у студентов технику успешного получения желаемой информации. Например, схему взаимодействия с силовыми органами и органами власти. Обучающимся будет предложено практическое занятие в виде деловой игры, на котором будут отрабатываться различные ситуации взаимодействия журналиста и сотрудников отдела по связям с общественностью и СМИ: как правильно сформулировать цель звонка, работа с оперативными сводками силовых министерств, пресс-релизами, работа журналиста с конфиденциальными источниками информации, психологические моменты урегулирования спорных (конфликтных) ситуаций, и т.д.
5. Ознакомить студентов с работой журналистов в «горячих точках» последних лет: Югославии, Таджикистане, Чечне, Ираке. Используя практические советы военных журналистов, познакомить обучающихся с технологией поведения в «горячей точке», методами сбора и подготовки, спецификой информации, подготовленной в экстремальных условиях.