Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

дерегулирование и приватизация



ТЕСТ 1. Определите, верны (В) или не верны (Н) следующие утверждения:

1. Тезис о том, что рынок должен быть свободным и независимым от государства должен быть признан полностью состоятельным и дальнейшие дискуссии по этому поводу не имеют смысла.

2. Экономическая наука объясняет необходимость осуществления промышленной и отраслевой экономической политики так называемыми фиаско рынка.

3. Наиболее рациональный уровень конкуренции меняется в зависимости от особенностей страны, фаз экономического развития, места в мировом хозяйстве и многих других факторов.

4. Государственная отраслевая и промышленная политика не сталкивается на практике ни с какими обстоятельствами, ограничивающими её эффективность.

5. Защитная пассивная отраслевая политика предполагает сочетание антимонопольного регулирования и внешнеторговой протекционистской политики.

6. Одним из аргументов против пассивной защитной политики является то, что её осуществление ставит конкретную страну в неблагоприятное положение в системе международной торговли. Эти вопросы решаются при реализации активной защитной политики.

7. Модель наступательной, но пассивной отраслевой политики близка правительствам, отвергающим активное вмешательство в экономику.

8. Активная наступательная отраслевая политика предполагает реализацию ряда кардинальных методов, вплоть до введения в стране системы индикативного планирования.

9. Существование внешних «шоков» в экономике повышает эффективность отраслевой и государственной политики.

10. Эффективность государственного регулирования ограничена вследствие невозможности в рамках государственной экономической политики учесть интересы всех экономических агентов.

11. При решении вопроса о том, что же должно стать объектом государственного регулирования при реализации отраслевой политики, необходимо помнить, что отрасли не всегда можно делить на естественно-конкурентные и естественно-монопольные.

12. На тех отраслевых рынках, где невозможно регулирование, государство реализует политику дерегулирования.

13. Цель регулирования деятельности естественных монополий – установление контролируемой государством цены на уровне, обеспечивающем максимизацию прибыли производителя.

14. Процесс дерегулирования может иметь следствием диверсификационную активность дерегулируемой фирмы.

15. Диверсификация в доминирующих фирмах может привести к падению эффективности основного производства и стать источником дополнительных рисков.

16. После дерегулирования рынок тесной олигополии может перейти к структуре слабой олигополии и монополистической конкуренции.

17. Государственное предприятие в большинстве случаев имеет в своей деятельности социальный элемент, отдельный от коммерческих аспектов производства и реализации продукции и выступающий в качестве главной его целевой функции.

18. В современных экономиках область социальных услуг представлена исключительно частыми предприятиями..

19. В сфере коммунальных услуг представлена главным образом общественная собственность.

20. Приватизация как таковая не создает стимулов и условий эффективной деятельности фирмы.

21. Приватизация – это процесс снятия с государства избыточных функций по управлению экономикой.

22. Дерегилирование и приватизация – понятия синонимичные, характеризующие одни и те же процессы вмешатьльства государства в деятельность отраслевых рынков.

23. Исследования и хозяйственная практика показывает, что нет однозначной связи между формой собственности и эффективностью деятельности фирмы.

24. Необходимым и достаточным условием успешной приватизации является свободный рынок.

25. По мнению зарубежных исследователей, приватизация в первую очередь необходима в отношении предприятий-естественных монополистов.

 

ТЕСТ 2. Выберите правильный вариант ответа:

1. Что не является функцией государства при реализации отраслевой и промышленной политики?

А. Определение правил, в соответствии с которыми рыночные агенты осуществляют хозяйственные операции.
Б. Перераспределение ресурсов в экономике.
В. Гарантии получения прибыли всеми хозяйствующими субъектами.
Г. Поддержание или ограничение определенных видов производств.
Д. Нет верного ответа

 

2. Необходимость реализации государственной отраслевой политики обусловлена:

А. Потерями эффективности, вызванными господством монополий.
Б. Формированием командно-административной системы хозяйствования большинством развитых экономик.
В. Популярностью мер индикативного планирования, как формы косвенного воздействия на отраслевые рынки.
Г. Формированием постиндустриальной модели хозяйствования и глобализацией экономического развития.

 

3. Целью государственной отраслевой политики является:

А. Производство общественных благ.
Б. Решение проблем экстерналий.
В. Поддержание конкуренции на отраслевых рынках.
Г. Поддержание малорентабельных, но значимых для экономики производств.
Д. Все ответы верны.

 

4. Что не является ограничителем государственной отраслевой политики:

А. Феномен коммерческой тайны.
Б. Конкуренция на совершенных рынках.
В. Мировые шоки спроса и предложения.
Г. Неоднозначность и многообразии интересов экономических агентов.
Д. Все ответы верны.

 

5. Типология отраслевой государственной политики не предусматривает:

А. Пассивную защитную отраслевую политику.
Б. Активную защитную отраслевую политику.
В. Нейтральную защитную отраслевую политику.
Г. Активную наступательную отраслевую политику.
Д. Пассивную наступательную отраслевую политику.

 

6. При каком из перечисленных ниже типов отраслевой политики преобладает прямое вмешательство государства в экономику, вплоть до государственного программирования:

А. Пассивная защитная отраслевая политика.
Б. Активная защитная отраслевая политика.
В. Нейтральная защитная отраслевая политика.
Г. Активная наступательная отраслевая политика.
Д. Пассивная наступательная отраслевая политика.

 

7. Отличительной чертой пассивной защитной отраслевой политики является:

А. Структурная отраслевая политика.
Б. Внешнеторговый протекционизм.
В. Контроль над финансовыми потоками в экономике.
Г. Контроль над доминирующими фирмами и антимонопольное регулирование.

8. Отличительной чертой активной защитной отраслевой политики является:

А. Использование косвенных методов регулирования (финансовая, бюджетная, денежно-кредитная политика).
Б. Контроль над финансовыми потоками в экономике.
В. Контроль над доминирующими фирмами и антимонопольное регулирование.
Г. Внешнеторговый протекционизм.

 

9. Отличительной чертой активной наступательной отраслевой политики является:

А. Использование косвенных методов регулирования (финансовая, бюджетная, денежно-кредитная политика).  
Б. Контроль над финансовыми потоками в экономике.  
В. Контроль над доминирующими фирмами и антимонопольное регулирование.  
Г. Внешнеторговый протекционизм.  

 

10. Отличительной чертой пассивной наступательной отраслевой политики является:

А. Использование косвенных методов регулирования (финансовая, бюджетная, денежно-кредитная политика).  
Б. Контроль над финансовыми потоками в экономике.  
В. Контроль над доминирующими фирмами и антимонопольное регулирование.  
Г. Внешнеторговый протекционизм.  

 

11. На рисунке представлена графическая модель регулируемой естественной монополии - электроэнергетической службы. Установите соответствие между обозначениями на рисунке их содержательной основой:

 
1. ____________________________________________
2. ______________________ ______________________
3. ______________________ ______________________
4. ______________________ ______________________
 
 

 

12. В представленной выше графической модели оптимальный объем производства с точки зрения общества:

А. Qm.
Б. Qc.
В. Площадь ЕР.
Г. Не представлен.

13. В случае регулирования естественный монополист:

А. Максимизирует прибыль.
Б. Минимизирует убытки.
В. Получает нормальную прибыль.
Г. Ушел бы с рынка.

 

14. В представленной ниже графической модели регулируемой монополии общественная оптимальная цена составляет:

 
1. РА.
2. РВ.
3. РС.
4. Не указана.
 
 

 

15. По рисунку из предыдущего задания ответьте на следующий вопрос: если государство не дает согласия на ценовую дискриминацию и не предоставляет субсидии, то для монополии регулирующими органами, скорее всего, будет разрешена цена:

А. РА.
Б. РВ.
В. РС.
Г. Не указана.

 

16. Процесс приватизации в современной России:

А. Сводится к передачи государственной собственности в частные руки.
Б. Необходим для демонополизации и стабилизации экономики.
В. Улучшает состояние финансов и поддерживает инфляцию.
Г. Направлен на достижение эффективного синтеза механизмов регулируемой экономики.

 

17. Преобразование государственных предприятий в предприятия негосударственных форм собственности есть:

А. Приватизация.
Б. Разгосударствование.
В. Демонополизация.
Г. Национализация.

Глоссарий

Абсолютное преимущество в издержках - ситуация, когда фирма выпускает товар при более низких средних (и совокупных) издержках, чем ее ближайшие конкуренты

Антимонопольное регулирование - политика, выражающаяся в регулировании монополий, слияний и поглощений, соглашений по ограничению торговли, картелей, поддержание розничных цен и антиконкурентной практики.

Барьер входа - все факторы, которые препятствуют фирме органи­зовать безубыточное производство в отрасли.

Барьер выхода - все факторы, которые препятствуют фирме уйти из отрасли, не неся значительных потерь.

Вертикальная дифференциация продукта – это различие качества товаров, удовлетворяющих одинаковых вкусы потребителей.

Вертикальная интеграция – процесс объединения в рамках одной компании последовательных стадий выпуска продукта.

Вертикальные ограничения - запреты и обязательства, налагаемые фирмой на своих партнеров в ходе последовательных стадий выпуска и сбыта продукта.

Горизонтальная дифференциация продукта – это различие потребительских характеристик товаров, удовлетворяющих разные вкусы.

Диверсификация - производство на одной фирме нескольких раз­нородных товаров, близких по технологии производства.

Дисперсия рыночных долей - показатель концентрации продавцов на рынке, характеризующий степень разброса объемов выпуска фирм.

Дифференциация продукта - разнообразие товаров, удовлетворяющих одну и ту же потребность и обладающих одними и теми же базовыми характеристиками.

Доминирующая фирма – фирма, имеющая возможность оказывать влияние на рыночную цену и способная использовать стратегические преимущества своего положения по сравнению с конкурентами, что в ее высокой доле рынка.

Естественная монополия - ситуация на рынке, когда одна крупная фирма в состоянии производить товар с более низкими издержками, нежели несколько более мелких фирм.

Издержки картелизации - издержки, связанные с заключением картельного соглашения и представляющие собой чистые потери для экономики (отвлечение ресурсов на процесс картелизации вместо производственного процесса).

Индекс Бейна - показатель деятельности фирм, характеризующий рыночную власть фирмы посредством сравнения доходности данной фирмы со средней доходностью рынка в целом.

Индекс Джини - показатель деятельности фирм, характеризующий степень концентрации продавцов на рынке путем определения отношения площади, ограниченной фактической кривой Лоренца и кривой Лоренца для абсолютно равномерного распределения рыночных долей, к площади треугольника, ограниченного осями абсцисс и ординат и кривой Лоренца для абсолютно равномерного распределения долей.

Индекс концентрации - показатель, измеряющий сумму рыночных долей крупнейших фирм на отраслевом рынке.

Индекс Лернера - показатель рыночной власти фирмы, характери­зующий относительное превышение цены товара, продаваемого данной фирмой, над предельными издержками ее выпуска (то есть над ценой свободной конкуренции).

Индекс Херфиндаля-Хиршмана – показатель степени концентрации про­давцов на рынке, рассчитываемый исходя из общего числа фирм на рынке и распределения их относительных размеров (доли от общеотраслевого выпуска).

Интеграция «вперед» (интеграция продукта) – покупка фирмой поздних стадий производственного процесса (сбыта товара).

Интеграция «назад» (интеграция фактора) - покупка фирмой ранних стадий производства товара (производителей факторов производства, ресурсов).

Картель – соглашение фирм о разделе рынка сбыта.

Квазиинтеграция – вертикальная интеграция, вызванная не технологической потребностью, а интересами уклонения фирмы от государственного регулирования.

Квазиконкурентный рынок - рынок, на котором отсутствуют ба­рьеры входа-выхода, таким образом, независимо от числа, фирм уста­навливается конкурентное равновесие.

Конгломерат - фирма, объединяющая выпуск разнородной про­дукции, не связанной технологически.

Контрактная концепция фирмы - теоретический подход, согласно которому фирма представляет собой совокупность внешних и внутренних контрактов формального и неформального характера .

Кооперативное поведение фирм на рынке - реализация стратегического поведения фирм в условиях олигополии, когда фирмы сотрудничают друг с другом и проводят согласованную политику на рынке.

Коэффициент Папандреу - показатель, отражающий изменение объема продаж фирмы при изменении цены конкурента на один процент.

Коэффициент Тобина - показатель рыночной власти фирмы, ха­рактеризующий относительную оценку состояния фирмы рынком по сравнению с внутренней оценкой самой фирмой.

Коэффициент энтропии – показатель, отражающий среднюю долю фирм, действующих на рынке, взвешенную по натуральному логарифму обратной ей величины.

Лимитирующее ценообразование - назначение цены на уровне, при котором вход других фирм в отрасль не является целесообразным (приносит новым фирмам убытки).

Минимально эффективный выпуск - объем выпуска, при котором положительная отдача от масштаба меняется на отрицательную.

Монополия – тип структуры рынка, характеризующийся наличием одной фирмы и большого количества покупателей, отсутствием товаров-заменителей и блокированный вход.

Монопсония – форма концентрации покупателей, когда один покупатель противостоит большому числу мелких производителей

Некооперативное поведение фирм на рынке – реализация стратегического поведения фирм в условиях олигополии, когда фирмы конкурируют друг с другом и в большей степени проводят самостоятельную политику на рынке.

Необратимые издержки - первоначальные издержки организации производства, которые фирма вынуждена нести, если она уходит из отрасли.

Несовершенный картель – соглашение фирм о разделе рынка сбыта, в которое входят не все (как правило, не подавляющее большинство) фирмы отрасли.

Олигополия – рынок, на котором действуют несколько крупных продавцов, при этом здесь присутствуют значительные барьеры входа или выхода.

Олигопсония - рынок, на котором действуют несколько крупных покупателей, при этом здесь присутствуют значительные барьеры входа или выхода.

Относительное преимущество в издержках - ситуация, когда уже действующая в отрасли фирма быстрее достигает минимально эффек­тивного выпуска, чем ее потенциальные конкуренты.

Отраслевая политика - система государственных мероприятий, направленная на решение проблем, связанных с монопольной властью, внешними эффектами, общественными благами и несовершенством системы информации.

Параметры поведения фирмы на рынке - показатели деятельности фирмы, по которым оценивается эффективность ее функционирования; к ним относятся: выбор продукта (качество и количество), цена товара, реклама, расходы на НИОКР, инвестиции, слияния и поглощения.

Перекрестная ценовая эластичность – показатель степени восприимчивости спроса на один товар к изменению цены другого товара.

Поглощение - присоединение какой-либо фирмы к другой, при этом присоединяемая фирма полностью теряет свою самостоятельность

Показатели функционирования отраслевых рынков - результативность дея­тельности фирм в отрасли; к ним относятся: качество продукта, эффек­тивность распределения производственных и финансовых ресурсов, технический прогресс, рентабельность, производства.

Показатель абсолютной энтропии - показатель концентрации фирм на рынке, характеризующий абсолютную степень стихийности фирм в принятии основных решений относительно цены и объема продаж, которая присутствует на данном рынке.

Показатель относительной энтропии - показатель концентрации фирм на рынке, характеризующий относительную степень стихийности фирм в принятии основных решений о цене и объеме продаж данного рынка по сравнению с условиями свободной конкуренции.

Положительный эффект масштаба - явление, когда увеличение выпуска товара сопровождается снижением средних издержек его производства.

Потери благосостояния - последствия деятельности монополии, связанные с перераспределением ресурсов отрасли и экономики в целом.

Промышленная политика - политика, направленная на обеспечение эффективности промышленного производства и конкурентноспособности, содействие техническому прогрессу, а также создания новых рабочих мест

Рынок монополистической конкуренции - рынок, на котором, как правило, большое число продавцов предоставляют дифференцирован­ный товар.

Рынок работающей конкуренции - рынок, результаты деятельности которого (в первую очередь равенство предельных доходностей от различных видов использования ресурсов) оказываются такими же, как в условиях совершенной конкуренции, несмотря на то, что остальные условия свободной конкуренции могут не выполняться.

Рынок свободной конкуренции - рынок, для которого характерны такие условия, как: большое число продавцов и покупателей, однород­ность продаваемого товара, совершенство информации относительно параметров спроса и предложения, отсутствие барьеров входа-выхода, отсутствие давления на рыночную цену, в результате чего все экономиче­ские агенты получают одинаковые величины предельных доходов на свои ресурсы, независимо от альтернативного варианта их использования.

Рыночная структура - внутренние связи между экономическими агентами одного и того же рынка: отношения покупателей друг с дру­гом, отношения продавцов с покупателями, отношение продавцов к потенциальным покупателям, отношение продавцов к потенциальным конкурентам.

Сегментация рынка - разделение покупателей на отдельные кате­гории в соответствии с их ценовыми предпочтениями.

Синергетический эффект - значительное превышение результата после объединения усилий фирм.

Слияние - объединение фирм в единую производственную единицу, при этом фирмы остаются равноправными участниками с новой организации.

Социальные издержки картелизации – потери в объеме выпуска отрасли в результате создания картеля, сокращающего совокупное предложение на рынке.

Трансакционные издержки - издержки фирмы, связанные с ведени­ем деловых операций; к ним относятся: издержки на поиск партнера, ведение переговоров, заключение контрактов и обеспечение выполне­ния договоров.

Трансфертное ценообразование - особый вид ценовой дискриминации, если используется для установления различных цен на промежуточные товары подразделений фирмы с целью максимизации совокупной прибыли фирмы в целом.

Факторы отраслевой политики государства - мероприятия, предпринимаемые правительством для регулирования: структуры отрасли; к ним относятся: антимонопольное законодательство, налогообложение, регулирование инвестиционной деятельности, регулирование заня­тости, макроэкономическая политика (стабилизационная, антиинфля­ционная, кредитно-денежная).

Факторы структуры отраслевого рынка - показатели, определяющие тот или иной тип взаимоотношений фирм на рынке; к ним относятся: число покупателей и продавцов, барьеры входа-выхода, дифференциация продукта, вертикальная интеграция, диверсификация производства.

Финансово-промышленные группы – совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества, либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договора о создании финансово-промышленной группы в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентноспособности и расширения рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создания новых рабочих мест.

Холдинговая компания – управленческая структура, в которой организация контроля за деятельностью подразделений как относительно самостоятельных фирм осуществляется благодаря владению пакетами акций этих фирм.

Х-эффективность картеля – сокращение издержек производства товара в результате создания картеля по сравнению с условиями выпуска докартелированной отрасли.

Цели деятельности фирмы – элемент рыночного поведения, обозначающий задачи, которые ставит перед собой фирма при производстве товаров и услуг

Ценовая дискриминация – ситуация, когда производитель продает одинаковые продукты на разных отдельных рынках по разным ценам. Данные рынки могут быть изолированы друг от друга по разным причинам, включая различное географическое положение, назначение самого продукта и требований потребителей.

Эластичность спроса - степень чувствительности величины спроса к изменению рыночных параметров: цены товара, дохода потребителя.

Эффективность - отношение между затратами редких факторов и выпуском товаров и услуг.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.