Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Методические указания для выполнения практического задания №4. «Следования»



Цель работы: Ознакомиться со структурой программы на языке Паскаль, основными операторами, алгоритмами линейной структуры..

Задание:

1. В приложении 5 выбрать вариант задания.

2. Выполнить практическое задание №4, используя пример программы линейной структуры.

3. Составить блок-схему алгоритма.

4. Написать программу и отладить ее по заранее подготовленному тесту.

5. Оформить работу в тетради для практических работ.

6. Результат выполнения программы предъявить преподавателю.

7. Ответить на вопросы самоконтроля.

8. Защитить выполненную работу у преподавателя.

Приложение 5. Таблица вариантов заданий

 

  Вычислить и вывести на печать значение функции Y. Исходные данные x, a и b ввести с клавиатуры.  

 

Ветвления

Очень часто встречаются ситуации, когда требуется выбрать между двумя или более вариантами действий в зависимости от заданного условия. Такая алгоритмическая конструкция называется ветвлением.

 

Операторы условия и перехода

 

Строки программы на Паскале не нумеруются. Отдельные строки в программе могут иметь метки, к которым можно переходить.

Метки должны быть описаны в программы с помощью ключевого слова

 

label

N1, N2 … ;

где N1, N2, … - метки.

Метками могут быть идентификаторы или целые числа (положительные) в диапазоне 0 9999.

Оператор перехода по метке:

 

goto N;

Где N - метка.

Фрагмент программы с использованием меток:

 

program pr;

label 3;

var

x, y: real;

begin

3: readln (x, y);

...

go to 3;

...

end.

 

Логический оператор

 

if < условия > then P1 [else P2 ];

(если ) (то ) (иначе)

[ else P2 ] - не обязательная часть оператора.

Где <условие> - логическое выражение;

P1, P2 - простые или составные операторы.

По этому оператору:

если <условие> - "истинно" (true), то выполняется P1, если - " ложно" (false), то выполняется P2. Перед структурой else «;» - не ставится.

Если else - отсутствует и <условие> - "ложно", то управление передается следующему оператору.

Приведем примеры использования оператора:

 

  1. наибольшее из значений двух переменных вывести на печать:

 

if a>b then writeln(‘a=’,a) else writeln(‘ b=’,b);

 

  1. в зависимости от значения переменной, вычислить значение функции по одной из формул:

 

If x>=0 then y: = sin(x) else y: = - sin(x);

 

  1. в зависимости от значения переменной, выполнить определенные действия:

 

if a<0 then

begin

b:=2*a;

writeln(b);

end

else

begin

b:=a/2;

goto 3;

end;

 

Операции отношения

 

Операция Название
= Равно
<> Не равно
> Больше
< Меньше
>= Больше или равно
<= Меньше или равно

 

Логические операции

Операция Название
and И
or Или

 

В операторе if можно одновременно проверять несколько условий.

Например:

if (a>b)and(a>c) then writeln(’a - max’);

При проверке нескольких условий в одном операторе, каждое условие записывается в скобках.

Паскаль допускает вложенность операторов if.

Например:

if n>0 then

if (m div n)>n then m: = m - n

else m: = m + n;

Структура else - всегда относится к ближайшему оператору if.

Если n>0 и (m div n)>n - будет выполнено m: = m-n.

Если n>0, но (m div n) n - будет выполнено m: = m + n.

Если n 0 - переход к следующему оператору.

 

Задача.

 

Найти максимальное число из трех вещественных чисел.

 

program max;

var

a, b, c: real;

begin

writeln (’введите a, b, c’); readln (a, b, c);

if a>=b then

if a>=c then writeln (’max - a’)

else writeln (’max - c’)

else

if b<=c then writeln (’max - b’)

else writeln (’max - c’) ;

readln;

end.

 

Второй способ решения этой задачи:

 

program max_1;

var

a, b, c: real;

begin

writeln (’введите a, b, c’);

readln (a, b, c);

if (a>=b) and (a>=c) then writeln (’max-a’);

if (b>=a) and (b>=c) then writeln (’max-b’);

if (c>=a) and (c>=b) then writeln (’max-c’);

readln;

end.

Если a=b=c - то все три оператора if будут выполнены.

 

Оператор выбора

Этот оператор предназначен для замены конструкций из вложенных if.

Структура:

case N of

N1: P1;

N2: P2;

NN: PN;

[else P;]

end;

[else P;] - необязательная часть оператора.

где N - целочисленная переменная, или выражение целого типа;

N1, N2 , … NN - возможные значения переменной N;

P, P1, P2, … PN - простые или составные операторы.

По этому оператору:

если значение N = N1, то выполняется P1 (после чего управление передается оператору, следующему за оператором case...of);

если значение N = N2, то выполняется P2, (после чего управление передается оператору, следующему за оператором case...of);

если N не принимает ни одного из перечисленных значений, управление передается оператору P;

если структура else - отсутствует и N - не принимает ни одного из перечисленных значений, управление передается следующему за

case...of оператору.

Например:

case N of

1, 2, 5: writeln (’a’);

7 .. 10: writeln (’b’);

end;

 

1, 2, 5 - перечисляемые значения разделяются точкой.

7 .. 10 - интервал задается начальными и конечными значениями через двоеточие.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.