Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Охарактеризуйте отношение общества к умственно отсталым лицам в разные периоды его развития. Какова современная социальная политика в отношении умственно отсталых лиц?

Тема 1: Предмет и задачи курса. Понятие нормы и патологии в специальной педагогике и психологии

 

1. Определить взаимосвязь специальной психологии и смежных наук. Заполнить таблицу:

 

Наука Предмет изучения Задачи
Патопсихология    
Клиническая психология    
Специальная психология    
Специальная педагогика    
Коррекционная педагогика    

 

2. Дать развернутую характеристику факторам, вызывающим отклонения в развитии

3. Учение Л.С. Выготского о первичном и вторичном дефекте. Механизмы возникновения вторичного дефекта. Типы личностного реагирования на дефект.

4. Понятие нормы, различные подходы к определению нормы в возрастном развитии.

5. Принципы и проявления возрастной обусловленности типов нарушенного развития.

Литература:

1. Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики. М., 1999.

2. Коррекционная педагогика /под ред. Б.П. Пузанова. М., 1999.

3. Максимова Н.Ю., Милютина Е.Л. Курс лекций по детской патопсихологии. Ростов-на-Дону, 2000.

4. С.Ю. Бородулина. Коррекционная педагогика. Ростов-на-Дону, 2004.

5. Шаповал И.А. Специальная психология. М., 2005.

6. Специальная психология \ под ред. Кузнецовой. М., 2004.

7. Трофимова Н.М. и др. Основы специальной педагогики и психологии. СПб., 2005.

 


Тема 2. Особенности психического развития детей с нарушениями интеллекта и проблемы их обучения и воспитания как предмет олигофренопедагогики

 

Рекомендации по подготовке к практическому занятию по теме

Главное в этой теме — показать специфику психического развития умственно отсталых детей.

При этом нужно иметь в виду определение таких основополагающих понятий, как «умственная отсталость», «олигофрения», «деменция», причины их возникновения, а также характери­стику степеней умственной отсталости. Важно уяснить не только со­держание понятий, но и сопоставить качественную характеристику сни­жения интеллекта (Россия) с количественной (зарубежные страны).

Особое внимание следует уделить клинико-психолого-педагогической характеристике основного контингента специальных (коррекционных) школ 8 вида — учащихся с олигофренией у детей в степени дебильности. Для этого следует обратиться к исследованиям М. С. Певзнер, которая выделила четыре формы олигофрении и предложила психолого-педагогические рекомендации для их обучения, воспита­ния и развития. Характеризуя образование как средство реабилита­ции и достижения независимой жизни, необходимо отметить специ­фическую задачу воспитательной работы в специальных учреждениях: повышение регулирующей роли интеллекта в поведении учеников, в разных ситуациях и в процессе разных видов деятельности. Важным является рассмотрение решения проблемы помощи лицам с интел­лектуальной недостаточностью за рубежом, а также путей интегра­ции в нашей стране.

1. Дайте определение умственной отсталости. Чем отличаются понятия «олигофрения» и «деменция»?

2. Каковы различия в клиническойкартине между олигофренией и деменцией?

3. Дайте психолого-педагогическую характеристику детям с дебильностью, имбецильностью и идиотией.

Охарактеризуйте отношение общества к умственно отсталым лицам в разные периоды его развития. Какова современная социальная политика в отношении умственно отсталых лиц?

5. Перечислите актуальные проблемы обучения, воспитания и развития умственно отсталых детей. Каким образом в России оказывается психолого-педагогическая помощь детям с тяжелыми формами умственной отсталости?

 


Определить, в каких ниже перечисленных описаниях, речь идет об олигофрении. Обосновать ответ

 

Задача 1.Наташа С, 3 года, обследуется в ус­ловиях психиатрического стационара с целью установления места дальнейшего пребывания. Из истории болезни известно, что мать оставила ребенка в родильном доме, отец неизвестен. В течение первого года жизни Наташа страдала рахитом, отставала в росте и весе. Перенесла корь, ветряную оспу, два раза пневмонию. При терапевти­ческом обследовании обнаружены отставание в росте и весе, дисбактериоз, хронический тонзиллит. В настоящее время девочка должна быть переведена из дома ребенка в детский дом. Она ходит, самостоя­тельно ест, использует фразы из 2-3 слов.

При патопсихологическом обследовании Наташа доступна контакту, выполняет простые инструкции, по просьбе может взять и положить различные игрушки. Знает название частей тела, может их показать. Речь развита слабо, но при оказании помощи возможно повторение фразы из 4-5 слов. Составление рассказа по картинкам недоступно, пересказ текста тоже. Рисунок на уровне каракулей. Эмоциональ­ные реакции живые, адекватные, зависят от поощрения. Выражена истощаемость, неустойчивость внимания. При проведении обуча­ющего эксперимента возможно усвоение и перенесение способов дей­ствия.

Задача 2. Ваня М., 5 лет, находится на лечении и обследовании в ус­ловиях стационара в связи с ночным энурезом.

Из беседы с матерью известно, что ребенок родился недоношенным, в течение первого ме­сяца жизни находился в отделении патологии новорожденных. Отстава­ло формирование навыков: сидеть Ваня стал к 9 месяцам, ходить в 1 год и3 месяца, отдельные слова стал произносить в 1 год и 2 месяца, фра­зовая речь появилась к 4 годам. Ночной энурез отмечается непрерыв­ный, частый, иногда до двух раз за ночь. Сейчас мальчик веселый, подвижный, посещает детский сад. Воспитательница жалуется, что он часто дерется, неусидчивый, не справляется с учебной програм­мой старшей группы, с трудом одевается, не умеет завязывать шнур­ки, застегивать пуговицы.

При патопсихологическом обследовании испытуемый охотно бесе­дует, играет. Внимание неустойчиво, выполнение заданий прерывает­ся шумной игрой, беганием по кабинету. Рисунок человека на уровне «головонога». Ребенок может собрать разрезанные картинки из 2-х фрагментов, с помощью экспериментатора — из 3-х. Механическое запоминание — нижняя граница нормы, смысловое (построение фра­зы) — значительно лучше. Доступны простые обобщения: «игрушки», «еда», «животные». Для выполнения всех заданий необходимо по­стоянное привлечение внимания, пошаговые инструкции. Самооцен­ка завышена, представление о мнении окружающих не сформировано.

 

Задача 3.Костя Б., 7 лет, находится на обследовании с целью опре­деления школьной готовности. Со слов мамы известно, что ребенок родился в срок, отставал в раннем развитии: голову держал в 4 месяца, сидеть научился к 9 месяцев, ходить — в 1 год и 5 месяцев. Отдельные слова появились к 2 годам, фразовая речь — к 4 годам. В детском саду программу не усваивал. К настоящему моменту ребенок знает отдель­ные буквы, может назвать цифры от 1 до 10.

При патопсихологическом обследовании ребенок с трудом вступа­ет в контакт, не интересуется заданиями и игрушками.

Объем внимания недостаточен. Работоспособность равномерно низкая. Темп сенсомоторики медленный. Доступны простые обобще­ния: «еда», «посуда», более сложные — невозможны. Запас знаний не­достаточен. Испытуемый не знает имени и профессии родителей, сво­его домашнего адреса.

Рисунок человека на уровне «головонога». Счет недоступен. Реак­ция на оказание помощи, поощрение отсутствует. Критичность к до­стижениям неразвита, самооценка не сформирована.

Задача 4.Таня В., 7 лет. Обратилась мама с девочкой с целью опре­деления школьной готовности. Со слов мамы известно, что девочка родилась в срок, в течение первого года жизни развивалась успешно, своевременно научилась сидеть и ходить. Отдельные слова появились в 1 год и 3 месяца, фразовая речь — к 3 годам. На помещение в детский сад была сильная стрессовая реакция, девочка плакала, не спала, ни с кем не общалась. В связи с этим через 2 недели была забрана из сади­ка и до 7 лет воспитывалась дома.

Сейчас Таня знает буквы, счет в пределах 10 пересчетом, несколько отстает в росте и весе от сверстников. При обследовании девочка с тру­дом привлекается к выполнению заданий, ходит по кабинету, играет игрушками.

Объем и переключаемость внимания — в норме, произвольная кон­центрация затруднена. Интеллект — в границах возрастной нормы, но испытуемая не может самостоятельно заметить ошибки в выполнении заданий. Отмечается несформированность понятия числа, затрудне­ние фонематического анализа и синтеза. Задания воспринимаются при предъявлении их в игровой форме: оценкой своей успешности де­вочка не интересуется, на поощрение реагирует слабо. В тесте на креа­тивность вопросы предметно-познавательные, бытовые: «Сколько сто­ит "Сникерс"?» Эмоции живые, лабильные, самооценка завышена, слабо дифференцирована.

 

Задача 5. Саша Ж., 11 лет. Направлен на обследование по инициа­тиве классного руководителя. Со слов учителя известно, что ребенок учится крайне неравномерно, не усваивает программу 5-го класса, про­гуливает, на уроке отвлекается, мешает другим заниматься. Часто при­носит в школу игрушки. Из беседы с мамой выяснилось, что у ребенка в течение первых 2-х лет жизни было сотрясение мозга, он перенес тя­желую форму кори. При патопсихологическом обследовании испы­туемый особого интереса к заданиям не проявляет, но справляется с ними. Объем и произвольная концентрация внимания недостаточны. Отмечается истощаемость по гиперстеническому типу. Механическое запоминание затруднено; ассоциативное — несколько лучше. При об­следовании интеллекта отмечается неравномерность его развития: вы­полнение вербальных тестов на уровне нижней границы нормы, невер­бальных — успешно, понимание пословиц затруднено. Недостаточная способность к аналогии. Отмечаются нарушения мелкой моторики, точ­ной координации движений, фон настроения неустойчивый, выражена двигательная расторможенность. Оказание помощи и поощрение улуч­шают результаты. Самооценка низкая, выраженная уверенность в не­гативном отношении со стороны взрослых. Познавательные интересы развиты слабо, отмечается умеренная школьная тревожность.

Задача 7. Оля С, 16 лет. Девочка находится на стационарном об-следовании с целью решения вопроса об инвалидности. Из истории болезни известно, что роды у матери проходили патологически: из­влечение при помощи щипцов. Раннее развитие запаздывало: головку держать девочка стала к 5 месяцам, сидеть — в 9, ходить — в 1 год и 9 ме­сяцев. Отдельные слова — к 1,5 годам, фразовая речь — к 4-м. Детский сад Оля не посещала, в 8 лет пошла в первый класс обычной школы. Несмотря на неоднократные предложения педагогов, мать не обраща­лась в психолого-медико-педагогическую консультацию, девочка про­должала учебу в обычной школе, дублируя 1-й и 5-й класс. В настоя­щее время она закончила 9 классов, не аттестована по большинству предметов. Нарушений в поведении нет. Оля житейски не ориентиро­вана, выходит из дому только вместе с матерью, отличается высокой тревожностью. При патопсихологическом обследовании контакт за­труднен, выражена тревожность, реакции пассивного протеста.

Объем и концентрация внимания недостаточны. Механическое за­поминание затруднено; ассоциативное — ухудшает результаты. Исклю­чение и обобщение производятся по конкретно-ситуативным призна­кам- Классификация также по конкретно-ситуативным признакам. Понимание пословиц, поговорок, аналогий недоступно. Критичность недостаточна. Оказание помощи не улучшает результаты. Самооцен­ка занижена, недифференцирована. Усвоение школьных навыков рез­ко недостаточно: чтение с ошибками, затруднено понимание прочи­танного, решение задач на 2 действия недоступно.

 

Литература для подготовки к семинарским занятиям:

1.Власов Т. А., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии. —
М., 1973.

2. См. литературу к 1 теме.


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.