Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Психологические факторы и охрана труда



В трудовой деятельности опасность труда определяют ряд факторов (рис. 1). Для создания безопасных условий обычно используют два общих направления: создание более безопасных орудий, станков, условий труда, эффективных средств защиты и повышение уровня индивидуальной защищенности рабочих путем организации их более безопасного поведения.

В большинстве случаев при решении безопасности труда выбирают первое направление, так как управлять поведением человека весьма сложно. Наибольших успехов добиваются там, где берут во внимание оба направления.

Решающим значением является использование психологических факторов таких, как психологический настрой на безопасность, психологический климат. Рабочий будет относиться с пониманием необходимости выполнения правил безопасности, если руководители не на словах, а на деле заинтересованы в их выполнении каждым рабочим. Доказательством тому - ежедневные оценки безопасности деятельности в коллективе с устранением опасных факторов.

Кроме того, руководство должно отказаться от лозунга "производство и безопасность", где безопасность труда чаще попирается, а целенаправленно проводить в жизнь концепцию "производство в условиях безопасности". Только это может вызвать доверие и ответную реакцию рабочих.

В ряде случаев руководители вовсе не берут во внимание (или не знают) психологический климат в коллективе - один из важнейших факторов безопасности труда.

Из-за стремления руководителей сваливать все на пострадавшего у рабочих также теряется интерес к выполнению правил безопасности. Поэтому только в том случае у рабочих появится настрой на выполнение

 
 

 

 


Рисунок 1 – Факторы, определяющие безопасность труда и жизнедеятельности

 

безопасных правил, если они будут видеть, что руководители всех рангов строго осуществляют контроль по выполнению всех правил безопасности и систематически проводят работу по улучшению условий труда. Особенно это должно проявляться при внедрении новой техники и технологии.

На безопасность труда влияют и другие факторы: стимуляция, обучение, воспитание безопасного поведения и т.д., которые находят отражение в психологическом климате коллектива. Так, для достижения существенной эффективности мероприятий по охране труда способствует стимуляция безопасности деятельности как в социальном плане, так и в материальном премировании. Однако тут возникают некоторые нюансы. Например, систему премирования нельзя применять в тех случаях, когда получение высоких результатов и премий за них достигают ценой снижения безопасности труда. Оптимальным здесь является фактор длительности работы без травм и аварий при нормируемом количестве и хорошем качестве работ.

Для воспитания безопасного поведения чаще всего используют наказание за нарушение правил безопасности. Это лишение премий и тринадцатой зарплаты, вызов в администрацию и т.п. Последние научные исследования убедительно показывают, что намного целесообразнее использовать положительную мотивацию, т.е. применение поощрений, о чем свидетельствует и международный опыт. Только поощрения усиливают мотивацию к точному выполнению правил безопасности и безопасному поведению. Только поощрения способствуют отбору и закреплению в психике наиболее безопасных приемов работы.

Большое значение в охране труда имеет система обучения безопасным правилам и приемам выполнения работ. Лучших результатов при этом достигают там, где наряду со специальным обучением безопасности обучают критически оценивать различные производственные ситуации, принимать в них целесообразные и безопасные решения для получения не только экономически высоких результатов, но, главным образом, с целью достижения безопасности.

Таким образом, на безопасность труда и жизнедеятельности влияет множество факторов, которые следует учитывать в организации рабочих мест, при проектировании оборудования, в обучении персонала и осуществлении мероприятий охраны труда.

Обобщение

Изложенные концепции взаимосвязей системы "человек – среда", не следует считать законченными. Слишком сложна эта система, в которой так многогранна деятельность человека, так велики и ничтожны его способности.

Цель главы – показать влияние психических свойств и психических процессов у личности на обеспечение ее безопасности в процессе какой-либо деятельности.

Несмотря на технический прогресс, развитие науки, сфера производственной деятельности работодателей и работников отстает от него на 10 - 15 лет. Следовательно, при организации рабочих мест не будут учтены новейшие достижения науки о человеке, а его безопасность останется на прежнем уровне или даже ниже его. Какой же выход из сложившейся ситуации?

Только повышение квалификации персонала, только проектирование оборудования и рабочих мест с учетом научных исследований, только осуществление на практике всех требований безопасности труда, особенно в части признания и обеспечения приоритета жизни и здоровья работников по отношению к результатам производственной деятельности предприятия и привлечение к решению поставленных задач специалистов такой квалификации. позволит максимально снизить производственный травматизм, количество несчастных случаев, аварий и катастроф.

Природа наделила человека естественной самозащитой. Но ее стало недостаточно в техногенной обстановке. Поэтому знание различных характеристик человека дает проектировщику основание на разработку аспектов системы "человек – техника – деятельность – среда - БЖД". Они базируются на изучении законов Бугера - Вебера, Вебера - Фехнера, Стивенса, Иеркса - Додсона, Аха и Аткинсона, а также на положениях учений И.П. Павлова, И.М. Сеченова о рефлекторной деятельности нервной системы - как основы всех проявлений психической жизни человека.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.