Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Мотивация и безопасность жизнедеятельности



Мотивв переводе с французского языка обозначает побуждение. В психологии это понятие используют для определения самых различных явлений и состояний, но эти явления и состояния имеют различную природу. В зависимости от типа личности они могут вызвать приступ ярости, гнева или крайнюю депрессию. Следовательно, мотивы чаще всего рассматривают как эквивалент весьма различных психологических понятий: потребности, влечения, установки, инстинкт и т.п.

Между психологами все еще нет единого мнения о том, что есть мотив. Одни рассматривают мотив как психологический фактор, изнутри побуждающий человека к деятельности, другие – как внешний фактор, объективно действующий побудитель, а третьи – это субъективно - природный поступок. Отсюда вывод – мотив каждый раз следует рассматривать применительно к каждой личности и к конкретному случаю. Следовательно, мотив – это объективное ради чего совершается деятельность.

Мотивы делятся на два подвида:

• смыслообразующие мотивы определяют общую направленность деятельности личности;

• ситуативные, связанные с текущей деятельностью, решением ее конкретных задач. Они более обширны и в большей степени в данный момент выступают как стимулы.

Как правило, личности руководствуются несколькими мотивами. Когда мы утром планируем очередной день, то думаем о многом. Все эти побуждения создают сложный комплекс факторов, от которых зависит исход задуманного. День может быть удачным или какие-то поступки принесут огорчения, стресс и под влиянием каких-либо мотивов может случиться травма, несчастный случай. Следовательно, мотивы являются тем психологическим фактором, который дает ответ на вопрос, почему человек действует в данной ситуации именно так, а не иначе. Отсюда или победа, радость, или больничная койка, или летальный исход.

Мотивация – побуждения, вызывающие активность личности и определяющие ее направленность. Психологи выделяют несколько оттенков этого понятия : достижение успеха, избегание неудачи, тревожность, самооценка, определенный локус контроля, уровень притязаний, аффиляция – потребность в общении, власть, альтруизм, агрессивность.

Мотивация занимает самое важное место среди всех психологических факторов, которые влияют на безопасность труда. Именно от нее зависят побуждающие действия здравомыслящей личности поступать так а не иначе, порой даже с преднамеренным риском, подвергая себя и других угрозой опасности.

Для создания безопасных условий труда разрабатывают целый комплекс мероприятий, которые обязывают каждого исполнителя принимать надлежащие мотивы трудовой деятельности.

В трудовой деятельности различают 5 основных мотивов:

мотив выгоды.Выгоду подразделяют на материальную и социальную. Рабочий может выбрать за свою деятельность материальное вознаграждение или социальный престиж, самоутверждение. Для одних людей важнее всего - какая-то сумма денег, а для других - постоянная информация о них, как самых дисциплинированных, надежных, талантливых и т.д.;

мотив безопасности. В процессе деятельности перед человеком часто возникают ситуации, когда предстоит выбор в случаях опасности. При этом он думает не только о физическом ущербе, но и о лишении премии, заработка, должности, об административном взыскании и т.п. Однако, если человеку не сказать всю правду об опасности того или иного негативного фактора, то он и не будет применять СИЗ и другие технические средства. Например, чтобы было теплее в цехе, работники в зимние месяцы выключают вентиляционные системы и подвергают себя опасности – им не сказали, что от воздействия вредных веществ женщины не смогут иметь детей или к 40 годам своей жизни станочники по состоянию здоровья от воздействия шума будут как 60-летние старики;

мотив удобства. При выполнении трудового задания рабочий мотивируется более легким, простым или быстро осуществимым способом. При этом может оказаться, что выбранный способ является не самым эффективным, но зато имеют место выработанные навыки. Следует отметить, что при такой мотивации у рабочего оказываются особенно неудобными некоторые элементы труда, без которых можно обойтись. Так, большинство рабочих в лесопильных и других шумных цехах не носят защитные наушники. Мотивы: или они неудобны по конструкции, или их ему не выдали, либо пренебрежение ими;

мотив удовлетворенности. Он проявляется в получении удовольствия от результата деятельности человека и зависит от его ценностных критериев, характера и интересов. Например, одни рабочие при выполнении одной и той же работы напевают для себя приятные мелодии, а другие отягощены серостью труда, или несправедливость при распределении премии. Конечно, последние личности более подвержены травматизму;

мотив нивелирования.Данная мотивация заключается в стремлении каждого человека быть не хуже других, присоединяться к мнению окружающих, чтобы его деятельность не вызывала расхождений в принятом стереотипе действий. Большинство личностей знают, что если они будут впереди всех, то про него негативно подумают другие, а если окажутся в числе последних, то их всегда и везде будут критиковать. Следовательно, рассуждают они, будем не хуже других и займем место по середине.

Итак, перечислены 5 мотивов деятельности. У каждого человека они присутствуют в различных долях и занимают разные по порядку места. Как же оценить лучшую мотивацию?

Показателем места ведущего мотива в общей мотивации является, прежде всего, его сила. Поэтому при анализе поведения человека в различных ситуациях выявляют не только ведущие мотивы, но и их относительную силу и интенсивность. Кроме того, анализируют ценностные критерии личности, объективные условия, в которых проявилась данная мотивация.

Однако существуют и другие объективные закономерности, которые влияют на силу мотивации. Это, например степень осознанности и ясности объекта мотивации, влияние и навык и т.д. Известно, что ясность и определенность объекта устремлений повышает волевые усилия и активность организма, усиливая силу мотивации к достижению этого объекта. Эту зависимость определил еще в начале нашего века немецкий психолог Н. Ах, назвав ее "законом специальной детерминации воли". Это означает, что если рабочий недостаточно четко представляет опасность выполняемой работы, то он недостаточно ясно осознает пользу средств защиты и правил безопасности. Следовательно, сила его мотивации по использованию этих средств и выполнению правил безопасности будет весьма невысокой, а результат поведения будет определяться не мотивом безопасности, а другими мотивами.

Положительную мотивацию по выработке безопасных приемов выполнения работы оказывает навык. Укрепленный чем-то, например, материальным стимулом, сильный мотив способствует становлению стабильного навыка безопасных приемов работы, который в дальнейшем еще больше усиливает этот мотив.

При работе человека необходимо учитывать и влияние других мотивов. Например, рабочий перед самым концом работы узнает, что необходимо решить еще и важную для него задачу. В этих случаях начинается спешка в выполнении сменного задания. При этом могут возникнуть обстоятельства, в которых рабочий неверно оценит ситуацию, допустит ошибку, в результате чего может произойти несчастный случай с вытекающими из него последствиями.

Закон Аткинсона

В 1957 г. американский психолог Дж. Аткинсон, изучая влияние трудности задания на силу мотивации к его выполнению, вывел ряд закономерностей. Он выявил, что при выполнении какого-либо задания человек использует две мотивационные диспозиции: либо устремленность к успеху, либо извещение неудачи.Следовательно, какая из этих диспозиций будет у него доминирующей, определится и мотивационное предпочтение к решению задач разной степени трудности. Исходя из этого, Дж. Аткинсон вывел свою теорию мотивации достижения желаемого результата.

По его теории люди, у которых наиболее ярко выражена устремленность к успеху, предпочитают решать задачи средней сложности. Они будут халатно относиться к выполнению простых задач и вовсе не стремиться к чрезвычайно сложным, где нет надежды на успех. Отсюда и безопасность труда и жизнедеятельности.

Другие закономерности выявлены для лиц, у которых деятельность более устремлена по принципу избегания неудач. Такие люди предпочитают выполнять несложные задачи. Однако они же могут, не анализируя ситуации, выполнять чрезмерно трудные задачи при отрицательной мотивации. Это объясняется тем, что в случае невыполнения задачи неудача для них не является постыдной и не грозит потерей репутации или престижа в противовес людям, стремящимся к достижению успеха. Из этого следует, что наиболее отрицательная эмоция у таких людей возникает при решении задач средней сложности, которые стремятся выполнять люди с ориентированной диспозицией достижения успеха.

Итак, люди, ориентированные на достижение цели, предпочитают средний уровень риска, а те, кто боится неудачи, предпочитают малый или, наоборот, чрезмерно большой риск, где неудача не снижает их престиж, имидж.

Закон Дж. Аткинсона, в большей мере, отражает несколько идеализированные условия. В практике же решаются разнообразные задачи и, если при этом не достигается успеха, то в силе многие отрицательные последствия. Поэтому мотивацию к деятельности следует рассматривать не только исходя из трудности работ, но и с учетом степени их опасности в случае неудач при выполнении.

Из исследований эстонского психолога М.А.Котика, который проводил экспертизу закона Дж. Аткинсона, следует, что испытуемые с преобладающей "диспозицией к избеганию неудачи" (у них более слабая нервная система) в выполнении задач имели мотивировку на задачи малой трудности и избегали сложных и средней сложности работ. Для них фактор безопасности был важнее, чем факторы престижности и успеха. Люди же, у которых в мотивации преобладала диспозиция к достижению успеха, получали лучшие результаты при низком устремлении к избеганию неудачи.

Таким образом, руководитель коллектива обязан знать психологические качества всех работников в мотивации их поступков и действий. Он должен помнить, что люди, в зависимости от указанных диспозиций, легче переносят физические страдания, чем отрицательную оценку коллектива. Так, к людям со слабой нервной системой, повышенной мнительностью и тревожностью следует относиться наиболее осмотрительно, помня, что административное наказание может вызвать у него стресс, который почти всегда заканчивается несчастным случаем.

Для рассмотрения различных коллизий в безопасности жизнедеятельности следует отметить еще одно понятие – мотивировку.

Мотивировка – рациональное объяснение личностью причин действия посредством указания на социально приемлемые для него обстоятельства. Мотивировка отличается от действительных мотивов поведения человека и поступает как одна из форм осознания мотивов. С помощью мотивировки личность иногда оправдывает свои поступки, приводя их в соответствие с нормативно задаваемыми обществом способами поведения в данных ситуациях и своими личностными нормами. Она может иногда сознательно использоваться личностью для маскировки действительных мотивов поведения, например, в психологической защите.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.