Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Укрепление сословного строя



Крестьянская война под предводительством Е.И.Пугачева привела Екатерину II к выводу о том, что существующая структура управления на местах не в силах предотвратить разрастания крестьянских волнений. 7 ноября 1775 г. было издано "Учреждение для управления губернией". Страна де­лилась на 50 губерний, в каждой по 300-400 тыс. душ мужско­го пола податного населения. Провинции упразднялись, и губернии делились на 10-12 уездов, в каждом по 20-30 тыс. душ мужского пола. Во главе губернии стоял губернатор, на­значаемый императором и ему только подчинявшийся. Гу­бернатору, несмотря на то, что губернские учреждения были основаны на разделении административных, финансовых и судебных функций, принадлежала в губернии вся полнота власти. Он контролировал деятельность всех учреждений и должностных лиц, осуществление указов правительства. В целях обеспечения "тишины и порядка" в губернии губерна­тору были подчинены все воинские части и команды.

В уездах управление было отдано дворянам, которые на 3 года избирали капитана-исправника (главу уезда) и заседателей нижнего земского суда, функции которых соответство­вали функциям губернатора и губернского правления. Город представлял административную единицу. Управлял городом городничий, назначавшийся правительством, как правило, из отставных офицеров-дворян. Город делился на части в 200-700 домов во главе с частным приставом и на кварталы по 50-100 домов во главе с квартальным надзирателем.

В середине 80-х г. в России был окончательно оформлен сословный строй. В 1785 г. были изданы жалованные грамоты дворянству и городам. "Жалованная грамота дворянству" закрепила все сословные права и привилегии дворянства, полученные ими к этому времени. Грамота распространила создание дворянских собраний во главе с предводителем дво­рянства и на уезды и на губернии. Она включила в российское дворянство прибалтийских баронов, польскую шляхту, ка­зацкую старшину.украинских и белорусских помещиков, что окончательно консолидировало сословие дворян в России.

"Жалованная грамота городам" закрепляла сословную структуру населения города, делила его на 6 сословных кате­горий, сохраняла и укрепляла средневековую цеховую орга­низацию ремесленников. Расширялись права лишь одной ка­тегории —гильдейского купечества. Согласно грамоте созда­вались органы городского самоуправления: общая городская дума и шестигласная дума (орган исполнительной власти). Но реальная власть оставалась в руках городничего, управы благочиния и полицмейстера. На долю думы оставались воп­росы благоустройства и санитарного состояния города.

 

Царствование Павла 1

Продворянской и прокрепостнической была внутренняя политика при сыне Екатерины II Павле I ( 1796-1801). В армии насаждались прусские порядки. В невиданных масштабах осуществлялась раздача государственных кресть­ян домещикам. Всего за четыре года своего правления Павел I раздал 600 тыс. душ обоего пола. Император вообще хотел передать помещикам всех государственных крестьян. При Павле I крепостное право было распространено на южные районы России.

Жестокая расправа с крестьянами после восстания Пугаче­ва не сломила их сопротивления. В 1796-1797 гг. 32 губернии

России были охвачены крестьянскими волнениями. В 1797 г. был издан указ о трехдневной барщине. Но он не ослабил остроту крестьянского вопроса. Указом помещикам лишь ре­комендовалось ограничиться трехдневной барщиной и не за­ниматьих господскими работами в воскресные дни.

Во взаимоотношениях помещиков и крестьян все остава­лось по-прежнему. А вот отношения между императором и дворянством обострялись, несмотря на проводимую Павлом I продворянскую политику. Павел I отменил петровский указ о престолонаследии в 1797 г. Русский император, стремив­шийся еще более усилить самодержавную власть, обладал крайне неуравновешенным и вспыльчивым характером. Он был практически непредсказуем в своих действиях. Павел произвольно, по прихоти менял чиновников на военной и гражданской службе, ссылал одних и возвышал других, за­претил дворянские собрания в губерниях, отменил право дво­рян избирать должностных лиц уездных учреждений. По­следней каплей, переполнившей чашу терпения, стал разрыв отношений с Англией, что ударило по доходамдворян, так как туда шла основная масса экспортной сельскохозяйственной продукции, основными поставщиками которой были помещи­ки. При дворе сложился заговор. 11 марта 1801 г. заговорщики совершили последний в истории России дворцовый перево­рот, убив Павла I и возведя на престол его сына Александра.

КУЛЬТУРА РОССИИ ПРИ ЕКАТЕРИНЕ II.

Просвещение и наука

Культура России XVIII в. развива­лась под большим влиянием тех из­менений, которые происходили в жизни народа, в социально-экономическом развитии страны.

Русская культура XVIII в. развивалась как культура свет­ская.

Герои Лесной, Полтавы, Гангута и Гренгама мало походи­ли на стрельцов и ополченцев XVII в. Они отличались на только новыми мундирами, но и выучкой и вооружением. Без людей знающих немыслимо было строить флот, находить ру­ду, создавать заводы, каналы, управлять государством. Все это требовало развития светского гражданского просвещения.

В 1701 г. в Москве открыта Навигацкая школа, ас 1715 г. она стала приготовительным классом для созданной в Санкт-Петербурге Морской академии. Создавались артиллерий­ские, инженерные, медицинские, горные школы. В провинци­ях существовали три типа школ: епархиальные (для детей духовенства), цифирные (для разночинцев), гарнизонные и адмиралтейские (для солдат и матросов). В первой четверти XVIII в. были созданы учебники "Арифметика" Л.Магницко­го, руководство по механике Скорнякова-Писарева, издана книга мировоззрения Гюйгенса, пропагандировавшая учение Коперника. В 1702 г. началось издание первой газеты "Ведо­мости" . В 1708 г. был введен гражданский шрифт. Стали создаваться многочисленные типографии, книжные лавки. В 1719 г. а России был открыт первый музей — Кунсткамера.

Огромное значение для развития имела основанная в 1725 г. Петербургская Академия наук. Составлялись карты Кам­чатки, Балтийского моря. Дона. Был составлен "Атлас рос­сийской империи" Кириллова, проводились геологические разыскания. Из стен Академии вышли многие крупные уче­ные. Первое место среди них по праву занимает М.ВЛомоно-сов и его многие ученики: математик и астроном С.Я.Румов-ский, основоположник русской минералогической школы В.М.Севергин, натуралист и этнограф И.Н-Лепехин, фило­соф Н.Н.Поповский и др. В первые десятилетия XVIII в. раз­витие науки было связано с практическими потребностями страны, что стимулировало развитие естественных наук. Во второй половине XVIII в. активно развивались общественные науки. Именно в это время В.Н.Татищев, М.М.Щербатов, М.ВЛомоносов, И.Н.Болтин создают первые труды по исто­рии российского государства.

Во второй половине XVIII в. продолжается развитие про­свещения. Его центром был созданный в 1755 г. по инициати­ве М.ВЛомоносова Московский университет. В 1757 г. была открыта Академия художеств. В России конца XVIII в. начала формироваться система общеобразовательной школы. В гу­бернских городах создавались главные четырехклассные на­родные училища, а в уездных городах — малые двухклассные училища. Солдатские дети обучались в солдатских школах. В духовных семинариях и школах обучались дети духовенства. Дворянские дети обучались в закрытых дворянских учебных заведениях: частных пансионах, шляхетских корпусах, инс­титуте благородных девиц или получали домашнее образова­ние. Во второй половине XVIII в. в России насчитывалось около 20 горных, медицинских, штурманских, межевых, ком­мерческих и других школ. Образование носило сословный характер.

Всего на рубеже XVIII-XIX вв. в России насчитывалось 550 учебных заведений, где обучалось 62 тыс. человек. Это гово­рило об успехах просвещения, но оно все же не удовлетворяло потребностей страны в образованных людях.

 

Литература и искусство

Во второй половине XVIII в. возросла са­мостоятельная роль художественной лите­ратуры, которая в первой четверти XVIII в. служила в основном средством правительственной деятель­ности. Главным содержанием культурного процесса середи­ны и второй половины XVIII в. было становление классициз­ма, идейной основой которого была борьба за мощную наци­ональную государственность под эгидой самодержавной вла­сти. Для русского классицизма как литературного направле­ния был характерен пафос гражданственности, в нем были сильны просветительскге тенденции, резка обличительная струя, защита идеи неразрывности интересов дворянства и монархии. В стиле классицизма творили А.Д.Кантемир, М.В. Ломоносов, В.К.Тредиаковский, А-П.Сумароков, В.Н.Майков, М.М.Херасков. В живописи А.П.Лосенко — "Владимир и Рогнеда", "Прощание Гектора с Андрома­хой", Г.И.Угрюмов — "Испытание силы Яна Усмаря". Для этих полотен характерны отвлеченный характер образов, ус­ловность колорита, подражание позам античных образов.

В архитектуре на смену барокко (Зимний дворец — В.В.Растрелли) пришел классицизм. Основоположниками русского классицизма в архитектуре были В.И.Баженов (Дом Пашкова), И.Е.Старов (Таврический дворец), М.Ф.Казаков (здание Сената в Кремле, Московского университета, дом князей Долгоруких — ныне Дом Союзов).

Примером классицизма в скульптуре является памятник Петру I Э.М.Фальконе.

Результатом обострения социальных противоречий в стра­не был кризис классицизма, начавшийся в 70-е г. XVIII в.

В конце XVIII в. начинает развиваться стиль сентимента­лизма, отмеченного эмоциональным восприятием окружаю­щего мира, повышенным интересом к человеческому чувству. Расцвет сентиментализма связан с творчеством Н.М.Карам­зина ("Бедная Лиза"). В архитектуре сентиментализм сказал­ся в парковых ансамблях ("гроты уединения"), в живописи в чувствительных сюжетах, в пасторальной обрисовке приро­ды.

В развитии портрета во второй половине XVIII в. прояви­лись две тенденции: повышение художественного уровня, уг­лубление реалистического образа. Это было характерно и для скульптуры. Обе тенденции проявились в творчестве худож­ников Ф.С.Рокотова, Д.Г.Левицкого, ВЛ.Боровиковского, скульптора Ф.И.Шубина.

В 1756 г. в Петербурге был учрежден первый в России государственный театр, основу которого составила труппа ярославских актеров во главе с Ф.Г.Волковым.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.