Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Б) Внутренняя политика



Годы боярского правления

После смерти в 1533 г. Василия III на вели­кокняжеский престол вступил его трехлет­ний сын Иван IV. Фактически государст­вом управляла его мать — Елена, дочь кня­зя Глинского — выходца из Литвы. И в годы правления Еле­ны, и после ее смерти (1538; есть предположение, что она была отравлена) "яе прекращалась борьба за власть между боярскими группировками Бельских, Шуйских, Глинских.

Боярское правление привело к ослаблению центральной власти, а произвол вотчинников тяжело отразился на положе­нии народных масс, вызвав недовольство и открытые выступ­ления в ряде русских городов.

В июне 1547 г. в Москве вспыхнул сильный пожар. Два дня бушевало пламя. Город почти полностью выгорел. Около 4 тыс. москвичей погибли в огне пожарища. Иван IV и его приближенные, спасаясь от дыма и огня, спрятались в селе Воробьеве. Причину пожара искали в действиях реальных лиц. Поползли слухи, что пожар — дело рук Глинских, с именем которых народ связывал тяжелые годы боярского правления.

В Кремле на площади у Успенского собора собралось вече. Один из Глинских был растерзан восставшим народом. Дворы их сторонников и родственников были сожжены и разграбле­ны. "И вниде страх в душу моя и трепет в кости моя", — вспоминал впоследствии Иван IV. С большим трудом прави­тельству удалось подавить восстание.

Выступления против феодалов произошли в городах Опоч-ке, несколько позднее в Пскове, Устюге. Классовые противо­речия нашли отражение в распространении ересей. Напри­мер, холоп Феодосии Косой, наиболее радикальный еретик того времени, выступал за равенство всех людей и неповино­вение властям. Его учение получило широкое распростране­ние, особенно среди горожан.

Народные выступления показали, что страна нуждается в реформах. Дальнейшее развитие страны требовало укрепле­ния государственности, централизации власти. Иван IV всту­пил на путь проведения структурных реформ.

 

Избранная Рада

Особую заинтересованность в проведении реформ высказало дворянство. Своеобраз­ным его идеологом был талантливый пуб­лицист того времени дворянин Иван Семенович Пересветов. Он обратился к царю с посланиями, в которых была изложена программа преобразований. Эти предложения Пересветова во многом предвосхитили действия Ивана IV. Некоторые ис­торики даже считали, что автором челобитных был сам Иван IV. Сейчас установлено, что И.С. Пересвеюв — реальная ис­торическая личность.

Исходя из интересов дворянства, И.С. Пересветов резко осудил боярское самоуправство. Он видел идеал государст­венного устройства в сильной царской власти, опиравшейся на дворянство. "Государство без грозы, что конь без узды", — считал И.С. Пересветов.

Около 1549 г. из приближенных к молодому Ивану IV людей сложилось новое правительство. Оно получило назва­ние Избранная Рада — так называл его на польский манер А. Курбский в одном из своих сочинений. Состав Избранной Рады не совсем ясен. Ее возглавлял А.Ф. Адашев, происходив­ший из богатого, но не очень знатного рода. В работе Избран­ной Рады участвовали представители различных слоев гос­подствующего класса. Князья Д. Курлятев, М. Воротынский, московский митрополит Макарий и священник Благовещен­ского собора Кремля (домашней церкви московских царей) Сильвестр, дьяк Посольского приказа И. Висковатый. Состав Избранной Рады как бы отразил компромисс между различ­ными слоями господствующего класса. Избранная Рада про­существовала до 1560 г. и явилась тем органом, который про­водил преобразования, получившие название реформ середи­ны XVI в.

Венчание на царство. Центральное

и местное управление

В январе 1547 г. Иван IV, достигнув совер­шеннолетия, официально венчался на цар­ство. Обряд принятия царского титула происходил в Успенском соборе Кремля. Из рук московского митрополита Макария, разработавшего ритуал венчания на царство, Иван IV принял шапку Мономаха и другие регалии царской власти. Церковь как бы утверждала божественное происхождение царской власти, но в то же время усиливала и свой авторитет. Отныне великий князь московский стал на­зываться царем.

В период, когда складывалось централизованное государ­ство, а также во время междуцарствий и внутренних распрей, роль законодательного и совещательного органа при великом князе, а позднее при царе играла Боярская дума. Во время царствования Ивана IV почти втрое был расширен состав Боярской думы, с тем чтобы ослабить в ней роль боярской аристократии.

Возвышение авторитета царской власти, усиление духо­венства и складывание мощного поместного землевладения привели к возникновению нового органа господствующего класса — Земского собора. Земские соборы собирались нере­гулярно и занимались решением важнейших государствен­ных дел, прежде всего вопросами внешней политики и финан­сов. В период бесцарствий на Земских соборах избирались новые цари. Первый Земский собор был созван в 1549 г. Он принял решение составить новый Судебник (утвержден в 1550 г.) и сформулировал программу реформ середины XVI в. (по подсчетам специалистов, состоялось более 50 Земских соборов; последние Земские соборы в России собирались в 80-е годы XVI в.). В состав Земских соборов входили Боярская дума. Освященный собор — представители высшего духовен­ства; на многих совещаниях Земских соборов присутствовали также представители дворянства и верхушки посада.

Еще до реформ середины XVI в. отдельные отрасли госу­дарственного управления отдельными территориями стали поручаться ("приказываться", как тогда называли) боярам. Так появились первые приказы учреждения, ведавшие отраслями государственного управления или отдельными ре­гионами страны. В середине XVI в. существовало уже два десятка приказов. Военными делами руководили Разрядный приказ (ведал поместным войском), Пушкарский (артилле­рией), Стрелецкий (стрельцами), Оружейная палата (арсе­нал). Иностранными делами ведал Посольский приказ, госу­дарственными финансами — приказ Большой приход; госу­дарственными землями, раздаваемыми дворянам, — Помест­ный приказ; холопами — Холопий приказ. Были приказы, ведавшие определенными территориями: приказ Сибирского дворца управлял Сибирью; приказ Казанского дворца — при­соединенным Казанским ханством.

Во главе приказа стоял боярин или дьяк — крупный госу­дарственный чиновник. Приказы ведали управлением, сбо­ром налогов и судом. С усложнением задач государственного управления число приказов росло. Ко времени петровских преобразований в начале XVIII в. их было около 50. Оформ­ление приказной системы позволило централизовать управ­ление страной.

На местах стала создаваться единая система управления. Сбор налогов на местах ранее поручался боярам-кормленщи­кам. Они были фактически правителями отдельных земель. В их личное распоряжение поступали все средства, собранные сверх необходимых податей в казну, т.е. они "кормились" за счет управления землями. В 1556 г. кормления были отмене­ны. На местах управление (сыск и суд по особо важным госу­дарственным делам) было передано в руки губных старост(губа — округ), избиравшихся из местных дворян, земских старост из числа зажиточных слоев среди черносошного населения там, гце не было дворянского землевладения, и городовых приказчиков или излюбленных голов в городах. Таким образом, в середине XVI в. сложился аппарат государ­ственной власти в форме сословно-представительной мо­нархии.

Судебник 1550г.

Общая тенденция к централизации страны и государственного аппарата повлекли за собой издание нового сборника законов —

Судебника 1550 г. Взяв за основу Судебник Ивана III, соста­вители нового Судебника внесли в него изменения, связан­ные с усилением центральной власти. В нем подтверждалось право перехода крестьян в Юрьев день и была увеличена плата за "пожилое". Феодал теперь отвечал за преступления своих крестьян, что усиливало их личную зависимость от господина. Впервые было введено наказание за взяточниче­ство.

Еще при Елене Глинской была начата денежная реформа. Московский рубль стал основной платежной единицей в стра­не. Право сбора торговых пошлин переходило в руки государ­ства. Население страны было обязано нести тягло комп­лекс натуральных и денежных повинностей. В середине XVI в. была установлена единая для всего государства единица взимания налогов — большая соха. В зависимости от плодо­родия почвы, а также социального положения владельца зем­ли, соха составляла 400-600 га земли. Податная реформа еще более ухудшила положение народных масс.

Военная реформа

Много было сделано по укреплению воору­женных сил страны. Ядро армии составило дворянское ополчение. Под Москвой была посажена на землю "избранная тысяча" — 1070 провинци­альных дворян, которые, по мнению царя, должны были стать опорой власти.

Было составлено "Уложение о службе". Вотчинник или помещик мог начинать службу с 15 лет и передавать ее по наследству. Со 150 десятин земли, как боярин, так и дворя­нин, должны были выставлять одного воина и являться на смотры "конно, людно и оружно".

Большим шагом вперед в организации военных сил России было создание в 1550 г. постоянного стрелецкого войска. На первых порах стрельцов было три тысячи человек. Кроме того, в армию стали привлекать иностранцев, число которых было незначительно. Была усилена артиллерия. Для несения пограничной службы привлекалось казачество.

Бояре и дворяне, составляющие ополчение, назывались "служилыми людьми по отечеству", т.е. по происхождению. Другую группу составляли "служилые люди по прибору" (т.е. по набору). Кроме стрельцов туда входили пушкари (артиллеристы), городская стража, близки к шве были казаки. Ты­ловые работы, обоз, строительство фортификационных соо­ружений) выполняла "посоха" — ополчение из числа черно­сошных, монастырских крестьян и посадских людей.

На время военных походов ограничивалось местничество — порядок замещения должностей в зависимости от знатно­сти и служебной карьеры предков. В середине XVI в. был составлен официальный справочник — "Государев родосло­вец" , упорядочивший местнические споры.

Стоглавый собор

В 1551 г. по инициативе царя и митрополи­та собрался Собор русской церкви, пол­учивший название Стоглавый, поскольку

его решения были сформулированы в ста главах. Решения церковников отразили перемены, связанные с централиза­цией государства. Собор одобрил принятие Судебника 1550 г. и реформы Ивана IV. Из числа местных святых, почитавших­ся в отдельных русских землях, был составлен общерусский список. Упорядочилась и унифицировалась обрядность на всей территории страны. Даже искусство подлежало регла­ментации. Было решено оставить в руках церкви все земли, приобретенные ею ранее. В дальнейшем церковники могли покупать землю и получать ее в дар только с царского разре­шения. Таким образом, в вопросе о монастырском землевла­дении победила линия на его ограничение и контроль со сто­роны царя.

Реформы 50-х годов XVI в. способствовали укреплению Российского централизованного многонационального госу­дарства. Они усилили власть царя, привели к реорганизации местного и центрального управления, укрепили мощь стра­ны, однако сопровождались новым нажимом на русское кре­стьянство, вели к его дальнейшему закрепощению. Реформы середины XVI в. одновременно создали предпосылки для ре­шения внешнеполитических задач, стоявших перед Россией.

ОПРИЧНИНА И ЕЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

 

Иван IV, борясь с мятежами и изменами феодальной знати, видел в них главную причину неудач своей политики. Он твердо стоял на позиции необходимости сильной самодержав­ной власти, основными препятствиями к установлению кото­рой были боярско-княжеская оппозиция и боярские привиле­гии. Вопрос состоял в том, какими методами будет вестись борьба. Острота момента и общая неразвитость форм государ­ственного аппарата, а также особенности характера царя, бывшего, по-видимому, человеком крайне неуравновешен­ным, привели к установлению опричнины. Иван IV распла­вился с остатками феодальной раздробленности чисто фео­дальными методами.

В январе 1565 г. через село Коломенское и Троице-Сергиев монастырь царь выехал в Александровскую слободу (ныне город Александров). Оттуда он обратился в столицу с двумя посланиями. В первом послании, направленном духовенству и Боярской думе, Иван IV сообщал об отказе от власти из-за измены бояр и просил выделить ему особый удел. (Термин "опричнина" происходит от слова "опричь" — кроме. Так назвал Иван IV территорию, которую он просил выделить себе в особый удел). Во втором послании, обращенном к по­садским людям, царь сообщал о принятом решении и добав­лял, что к горожанам у него претензий нет.

Это был хорошо рассчитанный политический маневр. Ис­пользуя веру народа в царя, Иван Грозный ожидал, что его позовут вернуться на трон. Когда же это произошло, царь продиктовал свои условия: право неограниченной самодер­жавной власти и учреждение опричнины. Страна была разде­лена на две части: опричнину и земщину. В опричнину Иван IV включил наиболее важные земли. В нее вошли поморские города, города с большими посадами и важные в стратегиче­ском отношении, а также наиболееэкономически развитые районы страны. На этих землях поселились дворяне, входив­шие в опричное войско. Его состав вначале был определен в тысячу человек. Содержать это войско должно было населе­ние земщины. Опричники селились на землях бояр, которых выселяли на территорию земщины. Большие вотчины князей и бояр делились на мелкие поместные и раздавались дворянам за государеву службу, в наследственное владение, но не в собственность. Таким образом уничтожалась власть удельных князей и бояр, укреплялось служебное положение служилых помещиков под неограниченной властью царя-самодержца. В опричнине параллельно с земщиной сложилась система органов управления государ­ством. Опричники носили черную одежду. К их седлам были приторочены собачьи головы и метлы, символизирующие со­бачью преданность опричников царю и готовность вымести измену из страны.

Опричнина по форме была возвращением к временам фео­дальной раздробленности. Однако она преследовала другую цель — уничтожить остатки феодального дробления в России.

Стремясь уничтожить сепаратизм феодальной знати, Иван IV не останавливался ни перед какими жестокостями. Начал­ся опричный террор, казни, ссылки. В Твери был убит москов­ский митрополит Филипп, в Москве отравлен вызванный туда князь Владимир Старицкий, двоюродный брат царя, претен­довавший на трон. Жесточайшему разгрому подверглись центр и северо-запад русских земель, где боярство было осо­бенно сильным. В 1579 г. Иван IV предпринял поход на Нов­город, который хотел якобы отойти к Литве. По дороге разгро­му подверглись Клин, Торжок, Тверь.

Значение. Опричнина была форсировангной централизацией без необходимых социально-экономических предпосылок. Опричнина не уничтожала окончательно боярско-княжеского землевладения, но сильно ослабила его мощь. Была подорвана политическая роль боярской аристократии в госу­дарстве, выступившей против централизации. В то же время опричнина ухудшила положение крестьянства и во многом способствовала его закрепощению. Разгром наиболее богатых территорий страны в годы опричнины и Ливонская война яви­лись причиной социально-политического и внешнеполитиче­ского кризиса, в котором оказалась Россия на рубеже XVI-XVII вв.

Разгромив боярско-княжескую оппозицию, Иван IV встре­тился с новыми проявлениями сепаратизма, но не только со стороны бояр, но и среди верхушки опричников.

Опричнина могла дать лишь временный эффект, так как это была попытка грубой силой сломить то, что покоилось на экономических законах развития, свойственных феодализму. Опричнина привела к еще большему обострению проти­воречий внутри страны, потому, что законы экономического развития невозможно было изменить никакими казнями и репрессиями.

Набег крымских татар на Москву в 1571 г., которые сожгли московский посад, показал неспособность опричного войска успешно сражаться с внешними врагами. Все это заставило царя отменить опричнину, которая в 1572 г. была преобразо­вана в "Государев двор".

Необходимость борьбы с удельной стариной, потребность централизации и укрепления государственности были объек­тивно необходимы для России. Речь шла о путях централиза­ции и о методах ее осуществления. Ряд историков считает, что альтернативой опричнине могли стать структурные преобра­зования по типу реформ Избранной Рады. Это позволило бы, как считают специалисты, разделяющие эту точку зрения, вместо неограниченного самодержавия Ивана IV иметь сословно-представительную монархию с "человеческим ли­цом".

Правление Ивана Грозного во многом предопределило дальнейшую историю нашей страны — "поруху" 70-80 гг. XVI в., установление крепостного права в государственном масштабе и тот сложный узел противоречий рубежа XVI-XVII вв., которое современники называют "смутой".

КУЛЬТУРА

В XVI в. завершается формирование великорусской народ­ности. В русских землях, вошедших в состав единой державы, все больше общего обнаруживалось в языке, быте, нравах, обычаях и т.п. С XVI в. ощутимее, чем прежде, проявлялись светские элементы в культуре.

Религиозное мировоззрение по-прежнему определяло ду­ховную жизнь общества. Все свое влияние и могущество цер­ковь употребляла на укрепление своих позиций. Большую роль в этом сыграл Стоглавый собор 1551 г. Он регламентиро­вал искусство, утвердив образцы, которым надлежало следо­вать. В качестве образца в живописи формально провозгла­шалось творчество Рублева. Но имелись в виду не художест­венные достоинства его живописи, а иконография — располо­жение фигур, использование определенного цвета и т.п. в каждом конкретном сюжете или изображении. В зодчестве за образец выдвигался Успенский собор Московского Кремля, в литературе — сочинения митрополита Макария и его кружка.

Публицистика

События XVI в. вызвали обсужде­ние в русской публицистике мно­гих вопросов того времени: о ха­рактере и сути государственной власти, о церкви, о месте России среди других стран ит.д. В начале XVI в. было создано литературно-публицистическое "Сказание о князьях влади­мирских", содержание которого преследовало цель укрепить авторитет верховной власти. Так, если в "Повести временных лет" летописец объяснял появление княжеской власти при­званием варягов, то "Сказание о князьях владимирских" вы­водило происхождение русской царской династии от римского императора Августа. Это легендарное историческое сочине­ние начиналось с описания Ноева ковчега. Затем следовал перечень властителей мира, среди которых особо выделялся римский император Август. Он якобы послал на берега Вислы своего брата Пруса, основавшего род легендарного Рюрика. Последний был приглашен в качестве русского князя. На­следник Пруса и Рюрика, а следовательно, и Августа, киев­ский князь Владимир Мономах получил от константинополь­ского императора символы царской власти — шапку-венец и драгоценные бармы-оплечья. Иван Грозный, исходя из своего родства с Мономахом, с гордостью писал шведскому королю:

"Мы родством от Августа кесаря ведемся". Российское госу­дарство, цо мнению Грозного, продолжало традиции великого Рима и Киевской державы.

В среде церковников был выдвинут тезис о Москве — " третьем Риме". В их изложении история выступает как про­цесс смены мировых царств. Первый Рим —"вечный город" погиб из-за ересей, "Второй Рим" — Константинополь из-за унии с католиками. "Третий Рим" — истинный хранитель христианства — Москва, которая будет существовать вечно.

Рассуждения о необходимости создания сильной самодер­жавной власти, опирающейся на дворянство, содержится в сочинениях И.С. Пересветова. Вопросы, касающиеся роли и места знати в управлении феодальным государством, нашли отражение в переписке Ивана IV и князя Андрея Курбского.

 

Летописание

В XVI в. продолжало развиваться рус­ское летописание. К летописным со­чинениям этого периода относится

"Летописец начала царства", в котором описаны первые годы правления Ивана Грозного и ще доказывается необходимость установления царской власти на Руси.

Другим крупным сочинением того времени является "Сте­пенная книга". Портреты и описания правлений великих рус­ских князей и митрополитов в ней расположены по 17 степе­ням — от Владимира I до Ивана Грозного. Подобное располо­жение и построение текста как бы подчеркивали неруши­мость союза церкви и царя.

В середине XVI в. московские летописцы подготовили ог­ромный летописный свод, своеобразную историческую эн­циклопедию XVI в. — так называемую Никоновскую лето­пись (в XVII в. принадлежала патриарху Никону). Один из списков Никоновской летописи содержит около 16 тыс. мини­атюр — цветных иллюстраций, за что получил название Ли­цевого свода (лицо — изображение).

Наряду с летописанием дальнейшее развитие получили исторические повести, в которых рассказывалось о событиях того времени. Это повести "Казанское взятие", "О прихождении Стефана Батория на град Псков" и др. Создавались новые хронографы.

Об обмирщении культуры свидетельствует написание кни­ги, содержащей разнообразные полезные сведения и руковод­ства как в духовной, так и в мирской жизни, —"Домострой" (в переводе — домоводство), автором которой считают Силь­вестра.

Начало книгопечатания

Выдающееся событие в культуре XVI в. — появление русского книгопеча­тания. Началом русского книгопеча­тания принято считать 1564 г., когда была издана первая русская датированная книга "Апостол". Однако существуют семь книг без точной даты издания. Это так называемые ано­нимы — книги, изданные до 1564 г. Организацией работ по созданию типографии занимался один из талантливейших

русских людей XVI в. Иван Федоров. Типографские работы, начатые в Кремле, были переведены на Никольскую улицу, где построили специальное здание для типографии. Кроме религиозных книг Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец издали первый русский букварь (в 1574 г. во Львове). За весь XVI в. в России типографским способом было издано всего 20 книг. Рукописная книга занимала ведущее место и в XVI и в XVII вв.

Архитектура

Усиление Российского централизо­ванного государства отмечено рас­цветом национальной архитектуры.

Одним из выдающихся его проявлений было строительство шатровых храмов. Шатровые храмы не имеют внутри стол­бов, и вся масса здания держится на фундаменте. Наиболее известными памятниками этого стиля являются церковь Воз­несения в селе Коломенском, построенная в честь рождения Ивана Грозного, Покровский собор (Василия Блаженного), сооруженный в честь взятия Казани.

Другим направлением в архитектуре XVI в. было строи­тельство больших пятиглавых монастырских храмов по типу московского Успенского собора. Подобные храмы были соору­жены во многих русских монастырях, и как главные соборы — в крупнейших русских городах. Наиболее известны Успен­ский собор в Троице-Сергиевом монастыре, Смоленский со­бор Новодевичьего монастыря, соборы в Туле, Суздале, Дмитрове и других городах.

Еще одним направлением в архитектуре XVI в. было стро­ительство небольших каменных или деревянных посадских храмов. Они являлись центрами слобод, населенных ремес­ленниками определенной специальности, и посвящались оп­ределенному святому — покровителю данного ремесла.

В XVI в. велось широкое строительство каменных кремлей. В 30-е годы XVI в. прилежащая с востока к Московскому Кремлю часть посада была обнесена кирпичной стеной, на­званной Китайгородской (ряд историков считают, что назва­ние произошло от слова "кита" — вязка жердей, используе­мых при строительстве крепости). Она защищала торг на Красной площади и близлежащие слободы. В самом конце XVI в. архитектором Ф. Конем были возведены белокаменные стены 9-километрового Белогогорода (современное Буль­варное кольцо). Затем в Москве возвели Земляной вал —15-километровую деревянную крепостьна валу (современное Садовое кольцо).

Каменные крепости-сторожи были возведены в Поволжье (Нижнем Новгороде, Казани, Астрахани), городах южнее Москвы (Туле, Коломне, Зарайске, Серпухове) и западнее Москвы (Смоленске), на северо-западеРоссии (Новгороде, Пскове, Изборске, Печорах) и даже на далеком севере (Со­ловецких островах).

Ремесло

Высокого уровня достигло русское ремесло. Особенно это проявилось в области литейного дела. Русская артиллерия появилась в 1382 г. при отражении набега Тохтамыша (на несколько лет позже, чем в Европе). Своей вершины литье орудий достигло в работах Андрея Чохова. Созданнаяим царь-пушка до сих пор является круп­нейшим по калибру артиллерийским орудием в мире. Она предназначалась для обороны Москвы и должна была стре­лять картечью. Царь-пушка весит 40 т, а ее калибр — 89 см.

 

2. Смута начала XVII в. - социальная катастрофа и время альтернатив

Россия накануне смуты

Крепостное право

Левонская война и опричнина привели к хо­зяйственному разорению страны. В этих ус­ловиях государство и феодалы усиливали

эксплуатацию горожан и крестьян, что приводило к бегству из центральных уездов страны на окраины: Дон, район Путивля, Крым. Бегство крестьян лишало феодалов рабочих рук, а государство налогоплательщиков.

Государство делало все возможное, чтобы сохранить рабо­чие руки за феодалами. С 1581 г. на территории страны начина­ют вводиться заповедные годы, когда крестьянам временно зап­рещалось переходить от феодала к феодалу в Юрьев день. Эта мера распространялась не только на владельческих кре­стьян, но и на государственных (черносошных, дворцовых), а также на посадское население.

К 1592 г. завершается составление писцовых книг, куда вносились имена крестьян и горожан, владельцев дворов. Власть, проведя перепись, могла организовать розыск и воз­вращение беглых. Многие исследователи утверждают, что после этого был издан указ, запрещавший переход крестьян на всей территории России. Однако текст указа не обнаружен.

И все-таки можно утверждать, что в конце XVI в. в России фактически сложилась государственная система крепостного права — наиболее полной формы зависимости при феодализ­ме, так как в 1597 г. был издан указ о пятилетнем сроке сыска беглых крестьян. По этому указу розыску подлежали кресть­яне, бежавшие с 1592 по 1597 г. Этих крестьян возвращали прежним владельцам в соответствии с записями в писцовых книгах. В 1607 г. был учрежден пятнадцатилетний сыск бег­лых.

Правление Бориса Годунова

Создание государственной системы крепо­стного права привело к резкому обостре­нию социальных противоречий в городе и деревне. Массы разоренных людей были

готовы откликнуться на призыв к борьбе за утерянную свобо­ду. Особенно много беглого люда скапливалось на южной границе государства. Народная молва связывала закрепоще­ние с именем Бориса Годунова, по наущению которого якобы это было сделано царем Федором Иоановичем. Федор, вырос­ший в обстановке опричных ужасов, был человеком неспособ­ным к управлению государством. На передний план при нем выдвинулся царский шурин Борис Годунов, человек умный и хладнокровный, блестящий политик.

Борис Годунов при Федоре, и позднее, когда он был избран царем (1598-1605), продолжал политику утверждения само­державия и укрепления государства, основанную на укрепле­нии положения дворянства и ослаблении феодальной знати.

В 1589 г. было введено патриаршество. Первым патриар­хом стал Иов, человек близкий к Годунову. Борис Годунов несколько упрочил международное положение страны. После войны со Швецией в 1590 г. были возвращены земли в устье Невы, утерянные Россией после Ливонской войны. В 1592 г. был отражен набег крымского хана Казы-Гирея.

В 1600 г., будучи уже царем, Борис Годунов заключил перемирие с Польшей на 20 лет. Однако его положение внут­ри страны оставалось непрочным. Знать всячески сопротив­лялась утверждению самодержавия, стремясь к большей вла­сти.

В 1591 г. в Угличе погиб царевич Дмитрий. Комиссия князя В.И. Шуйского официально объявила, что Дмитрий погиб во время эпилепсического припадка, который случился с ним при игре в тычку. В народе, однако, поползли слухи, что Дмитрий убит людьми Годунова. Некоторые утверждали, что царевичу удалось спастись и убит был не он.

Боярство в условиях прекращения законной династии по­сле смерти царя Федора стремилось сохранить и даже расши­рить свою роль в управлении государством, пыталось исполь­зовать недовольство народных масс, направив его против "безродного" царя Б.Ф.Годунова.

В свою очередь Годунов пытался предпринять меры для ослабления недовольства. В 1598 г. он сложил недоимки по налогам и податям, дал некоторые привилегии служилым и посадским людям в выполнении государственных повинно­стей. Но все это уже не могло снять остроту противоречий. И без того тяжелое положение населения усугубилось голодом 1601-1603 гг.

В обстановке хаоса голодных лет Годунов пытался не допу­стить народного выступления. Он устанавливал предельную цену на хлеб, в ноябре 1601 г. разрешил переход крестьян, начал раздачу хлеба из государственных амбаров, усилил репрессии по разбойным делам и разрешил уходить холопам от своих хозяев, если те не могли их прокормить.

Однако эти меры успеха не имели. В 1603-1604 гг. вспых­нуло восстание холопов под руководством Хлопка, охватив­шее все Подмосковье. Восстание было подавлено.

В условиях всеобщего недовольства тяжелым положением России решили воспользоваться польские магнаты, шляхта и католическая церковь, стремившиеся к расширению своих владений. Магнаты и шляхта жаждали захватить Смоленские и Северские земли, которые столетием ранее входили в состав

Великого княжества Литовского. Католическая церковь вве­дением в России католичества хотела пополнить источники доходов, уменьшившиеся после Реформации, которая увела ряд европейских стран из лона католической церкви. Прямого повода для открытой интервенции у Речи Посполитой не бы­ло. В этих условиях в польских землях объявился человек, выдававший себя за чудесно спасшегося царевича Дмитрия.

Лжедмитрий I много обещал полякам и папскому нунцию в Варшаве: помощь Польше в войне со Швецией, Северскую землю, Псков, Новгород, половину Смоленских земель, боль­шие суммы денег — родителям его невесты. Он заверил, что, став царем, распространит католицизм в России.

 

Лжедмитрий I

В конце лета 1604 г. Лжедмитрий вы­шел с польскими наемниками из Львова и двинулся к Москве через Се­верские земли, охваченные волнениями, где он встретил под­держку крестьян, казаков, служилых людей, недовольных правительством Годунова. Город за городом присоединялся к Лжедмитрию. Когда в начале 1605 г. Лжедмитрий потерпел поражение под Добрыничами, местные крестьяне укрыли са­мозванца. Вскоре под его знаменем вновь собрались достаточ­ные силы, и он двинулся к Москве, где его с нетерпением ждали. Казни и пытки заподозренных в связях с самозванцем еще более накаляли обстановку.

После смерти Б. Годунова в июне 1605 г. самозванец всту­пил в Москву. Обосновавшись на русском престоле, он не торопился выполнять данные им обещания. Да он и не мог бы этого сделать, так как очень разнородные по своим интересам силы его поддерживали. Лжедмитрий проводил политику в интересах дворянства и верхушки посада. Например, город Путивль, поддержавший самозванца, освобождался на десять лет от уплаты налогов. Восстанавливался пятилетний срок сыска беглых крестьян.

Правление Шуйского. Крестьянская война начала XVII века

Политика Лжедмитрия вызывала всеобщее недовольство, которое было использовано боярством. В результа­те восстания, вспыхнувшего в Москве в мае 1606 г., царем бил избран Васи­лий Шуйский. Он дал крестоцеловальную грамоту, в которой обещал сохранить привилегии бояр, что еще больше обострило как борьбу внутри класса феодалов, так и всеобщее недовольство, вылившееся в мощное народное восстание.Его возглавил Иван Болотников. Неудивительно, что движение началось на Северской Украине. Это были окраинные территории госу­дарства, где скопилась огромная масса беглых людей из цен­тра и северо-запада страны. Здесь еще была слаба царская администрация. Казачество представляло благоприятную по­чву для начала движения именно здесь. Состав участников был следующим: крестьяне, кабальные холопы, посадские люди (70 городов поддержали Болотникова), казаки, стрель­цы, народы Поволжья. В восстании участвовали и дворяне, стремившиеся использовать это движение против В. Шуйско­го.

В советской исторической науке восстание Болотникова характеризуется как Первая крестьянская война. Основные признаки крестьянской войны: восставшие выдвигают лозунги не местного ,-а общерусского характера; страна раскалывает­ся на два- лагеря — правительства и восставших; в восстании заметны элементы организации; в восстании участвуют раз­личные социальные слои.

В народе продолжал упорно держаться слух о чудесном спасении Дмитрия, о том, что вновь воцарившись в Москве, он облегчит его положение. Болотников выступал как воевода Дмитрия и в своих грамотах призывал выступать против Шуйского. После побед под Кромами и в устье реки Угры 7 октября 1606 г. восставшие, к которым присоединились от­ряды дворян и казаков Прокопия Ляпунова и Истомы Пашко­ва, подошли к Москве. Волнениями был охвачен не только центр и юг страны, но и Поволжье, Западный Урал, Псков, Астрахань.

В решающий момент движения дворяне, убоявшись ши­рившегося народного движения, пошли на сговор с Шуйским, против которого еще недавно выступали. В сражении у села Коломенского Болотников потерпел поражение, снял осаду Москвы и отошел к Калуге. Действовавшие в Поволжье отря­ды терских казаков под командованием Илейки Муромца, двинулись на соединение с Болотниковым и помогли ему уйти из Калуги. Восставшие укрепились в Туле.

Правительство Шуйского принимало меры для подавления восстания. Перебежчики из лагеря восставших освобожда­лись от крепостной зависимости. Для консолидации земле­владельцев центра в 1607 г. был издан укая о пятнадцатилет­нем сроке сыска беглых крестьян.

Болотников 4 месяца держался в Туле. Шуйскому даже не помогла устроенная плотина не реке Упе, которая позволила затопить Тулу. Помогла хитрость. Царь обещал сохранить жизнь восставшим, если они сложат оружие. Ворота Тулы были открыты. Шуйский не сдержал своего слова. Началась жестокая расправа с восставшими.

Однако с поражением восстания Болотникова народные выступления не закончились, а продолжались вплоть до 1615г.

В 1607 г. в Стародубе появился новый самозванец, выда­вавший себя за царевича Дмитрия. К Лжедмитрию II присое­динилась часть польской шляхты, повздорившей с Сигизмундом III и желавшей участием в походе Лжедмитрия II загла­дить свою вину. Лжедмитрий II добился некоторых успехов. Ряд городов перешел на его сторону. Он подошел к Москве, но не смог ее взять и обосновался лагерем в селе Тушино. В Тушино перебралось немало дворян и представителей знати, недовольных правлением Шуйского. Последний боялся в борьбе с Лжедмитрием II опереться на народ, т.к. освободи­тельное движение тесно переплеталось с антифеодальным. Василий Шуйский обратился за помощью к Швеции. Шведы согласились на участие в русских делах при условии, что Россия отказывается от побережья Балтики, возвращенного в 1590 г. Годуновым, что в России будет свободно обращаться шведская монета. Этот договор вызвал народные волнения на северо-западе. В 1609 г. русские войска князя Скопина-Шуйского вместе со шведами нанесли поражение Лжедмитрию II. Дальше шведы воевать отказались, т.к.им не уплатили требуемых денег.

Польша, находясь в состоянии войны ев Швецией, получи­ла возможность начать открытую интервенцию против Рос­сии. В 1609 г. началась открытая интервенция польских фео­далов. В 1610 г. Сигизмунд III осадил Смоленск, стоящий на пути к Москве. Смоленск был неприступной крепостью. Оса­да затягивалась, и тогда Сигизмунд, оставив в тылу сражений Смоленск, двинулся на Москву. С началом открытой интер­венции распался лагерь Лжедмитрия II, а сам он был убит в Калуге.

В июне 1610 г. польские войска нанесли поражение рус­ским войскам у деревни Клушино и подошли к столице. Шве­ды грабили северо-западные земли. Не прекращались народ­ные выступления. В стране нарастало недовольство Шуй­ским. Дворяне во главе с П. Ляпуновым свергли В. Шуйского. Он был пострижен в монахи. Образовалось правительство из семи бояр во главе с Ф. Мстиславским — семибоярщина (1610 —1613 гг.).

Правители семибоярщины, опасаясь опереться на народ­ные массы в борьбе с интервентами, поюли на сговор с интер­вентами-поляками, пригласили на русский престол польско­го королевича Владислава и впустили поляков в Москву.

Освобождение от интервентов

Только опираясь на народ, можно бы­ло решить вопрос о сохранении неза­висимости российского государства.

Зимой 1611 г. в Рязанской земле было образовано первое народное ополчение, которое возглавил Прокопий Ляпунов. В состав ополчения входили жители Нижнего Новгоорода, Мурома, Ярославля, Вологды, Костромы, казаки во главе с И. Заруцким. Ополчение подошло весной 1 б 11 г. к Москве, где вспыхнуло восстание. Первое ополчение не выполнило своей главной задачи, т.к. внутри его произошел раскол. Ляпунов высказался за возврат беглых крестьян, что привело к недо­вольству среди ополченцев — крестьян и казаков. Ляпунов был убит на казачьем кругу. К этому времени пал Смоленск, а шведы захватили Новгород.

Осенью 1611 г. в Нижнем Новгороде староста Козьма Ми­нин призвал к созданию нового ополчения. Население многих городов помогло создать материальную базу ополчения. Во­енным руководителем стал Дмитрий Пожарский. Ополчение двинулось к Москве весной 1612 г. через Ярославль, где было создано временное правительство «Совет всея земли». Ле­том 1612 г. ополчение подошло к столице. Одновременно на выручку осажденным в Московском Кремле полякам подо­шел отряд гетмана Ходкевича с обозом продовольствия и бо­еприпасов. У Крымского брода ополченцы разгромили отряд Ходкевича. В октябре 1612 г. поляки в Кремле сдались.

Земский собор 1613 г.

В 1613 г. состоялся Земский собор, на котором должны были избрать царя. Претендентами на престол были польский королевич Владислав, сын шведского короля Карл-Филипп, сын Ма­рины Мнишек и Лжедмитрия II Иван, представители знат­ных московских родов. Царем избрали Михаила Федоровича Романова. Новый царь был сыном митрополита Филарета, умевшего во время Смуты поладить и с Лжедмитрием I, и Василием Шуйским, и с тушинцами. Представителей проти­воборствующих группировок устраивала и молодость Миха­ила. Наконец, Романовы были косвенно связаны со старой династией через первую жену Ивана Грозного.

В 1617 г. между Россией и Швецией был заключен Столбовскшл мир. Шведы возвращали России Новгородскую зем­лю, но оставляли за собой Балтийское побережье, города Ям, Орешек, Копорье и Корела. Россия выплачивала Шве­ции большую денежную компенсацию.

Королевич Владислав не оставил своих замыслов занять русский престол. Он совершил поход на Москву, но взять ее не смог. Неудачей завершилась и осада Троице-Сергиева монастыря. Поляки вынуждены были пойти на перемирие, которое было подписано в деревне Деулино в 1618 г. Россия отдавала Польше Смоленскую, Черниговскую и Северскую земли. Россия отстояла свою независимость, но понесла се­рьезные территориальные потери. Хозяйство страны было разорено."

Смутное время всегда вызывало споры среди историков. Ряд исследовате­лей полагает, что некоторые эпизоды Смуты таили возможности альтернатив­ного развития для России (например, зачатки договорных отношений между царем и подданными при призвании на престол Василия Шуйского и короле­вича Владислава). Многие историки указывают, что национальная консолида­ция, позволившая отразить иноземные вторжения, была достигнута на консервативной основе, что надолго отложило остро необходимую стране модернизацию.

3. Социально-экономическое и политическое развитие России при первых Романовых

а) Социально-экономическое развитие

Сельское хозяйство

События смутного времени привели к раз­орению и опустошению значительной час­ти России, особенно ее центральных райо­нов. Начиная с 20-х гг. XVII в. начался процесс восстановле­ния хозяйства. В основном оно было восстановлено к 40-м гг. XVII в. Однако этот процесс в различных регионах страны шел неодинаковыми темпами. Быстрее восстанавливались южные районы, где были плодородные земли. Медленнее подъем хозяйства проходил в центральных районах России, наиболее пострадавших во время польской интервенции и крестьянской войны. Например, в 14 центральных уездах в 70-м г. XVII в. распаханная земля составляла 60% от ранее возделываемой.

Основной отраслью экономики России оставалось сельское хозяйство, где продолжала господствовать трехпольная сис­тема земледелия. Главными земледельческими культурами были рожь, овес. Выращивались также пшеница, ячмень, просо, гречиха, горох, из технических культур — лен, коно­пля. Развивалось садоводство и огородничество. Основными орудиями труда оставались соха, бороны, серп, коса, медлен­но вводился плуг. В сельском хозяйстве оставались рутинны­ми методы обработки земли, традиционные для предшеству­ющего времени, однако в XVII в. в целом по сравнению с XVI столетием в России было произведено больше сельскохозяй­ственной продукции, прежде всего за счет освоения новых посевных площадей на юге России, в Поволжье, Сибири. На­блюдается развитие промыслового хозяйства.

В рыночные отношения втягивались хозяйства крупных вотчинников и монастырей. Интенсивное вовлечение в товар­ное производство хозяйств частновладельческих крестьян тормозилось их полным подчинением власти феодалов, не­возможностью свободно распоряжаться своим трудом, ростом владельческих и государственных повинностей.

Ремесло и промышленность

В XVII в. вырос удельный вес ремес­ленного производства в экономике страны.Углублялось разделение тру­да. Крупнейшими центрами ремесленного производства бы­ли Москва, Устюг Великий, Ярославль, Новгород, Тула и др. Ремесленными центрами в XVII в. были и некоторые села, в которых крестьяне полностью или частично порывали с зем­леделием. Например, торгово-промышленные села в Повол­жье — Павлове, Лысково, Мурашкино.

В развитии ремесленного производства в XVII в. явно про­слеживается тенденция превращения его в мелкотоварное производство. Если раньше ремесленники в основном рабо­тали на заказ, то в XVII столетии увеличилось количество ремесленников, работающих на рынок. В этот период явно стала проявляться товарная специализация отдельных райо­нов. В Ярославле и Казани активно развивалось производство кож, из Тулы и Устюжны Железопольской везли металл, из Устюга и Урала — металлические изделия, из Пскова и Ржева — лен, из Тотьмы и Старой Русы — соль.

Развитие мелкотоварного ремесла и рост товарной специ­ализации готовили почву для возникновения мануфактур. Их создание ускорялось государственными потребностями. Мануфактурное производство складывалось в местах разви­тия товарного производства. Если западноевропейская мануфактура действовала на основе вольнонаемного труда, то рус­ская мануфактура основывалась на труде крепостных кресть­ян, так как рынок вольнонаемного труда в России, гце господ­ствовало крепостное право, практически отсутствовал.

В XVII в. в России было 30 мануфактур. Первая мануфак­тура была создана в 1631 г. на Урале — Ницинский медепла­вильный завод. Близ Тулы функционировали железодела­тельные заводы Винниуса и Вилькинсона. Несколько метал­лургических заводов, построенных С. Гавриловым, действо­вали в Олонецком крае. Кожевенное мануфактурное произ­водство развивалось в Ярославле, Казани. Казне принадле­жали мануфактуры — Монетный, Печатный, Хамовный (по­лотняный) дворы.

Торговля

В XVII в. в России интенсивно разви­валась торговля. Образовалось не­сколько областных торговых центров: Москва, Устюг Великий, Ярославль, Вологда , Кострома. Оживленной торговой артерией была Волга, где как крупные торговые центры развивались города Астрахань, Казань, Нижний Новгород. Большую роль в развитии торговли играли ярмарки: Макарьевская, Свенская, Тихвинская, Ирбитская, Сольвычегодская. Росло число местных рядов и торжков.

Но на пути развития торговли и купечества имелись суще­ственные препятствия. Остро стоял вопрос о выходе к морям, отсутствие которого тормозило развитие торговли. Иностран­ный капитал стремился захватить российские рынки, что вело к столкновению с интересами русских купцов. Купечество России требовало от государства оградить их от конкуренции с иностранными торговцами. Торговый устав 1653 г. уста­навливал единую рублевую пошлину для купцов и отменял ряд внутренних пошлин. В 1667 г. был принят Новотор­говый устав, по которому иностранным купцам запрещалась розничная торговля на территории России.

Таким образом, в экономике России XVII в. господствую­щее положение занимал феодальный уклад. В то же время в стране начинают складываться раннебуржуазные элементы, которые были подвержены деформирующему воздействию феодального строя.

В советской историографии XVII в. именовался началом нового периода русской истории. К этому времени ряд исто­риков относил начало разложения феодализма и возникнове­ние в его недрах капиталистического уклада хозяйства. Воп­росы , связанные с генезисом капитализма в России, остаются дискуссионными. Споры вызывает вопрос о том, носили ли новые явления в экономике страны буржуазный характер.

 

б) Народные движения. Утверждение кре­постного права

Городские восстания

Перед государством стояла задача возвращения отторгнутых в годы ин­тервенции земель. Для этого нужны были средства на содержание армии. Финансовое же положение государства было крайне тяжелым. Всю тяжесть ликви­дации последствий интервенции феодальное государство пе­рекладывало на народные массы. Помимо поземельного на­лога прибегали к чрезвычайным денежным сборам — "пятинным деньгам", которые собирались с 1613 по 1633 г. семь раз. Население всячески сопротивлялось сбору чрезвычайных на­логов. Сильно возрос самый тяжелый прямой налог на содер­жание войска — "стрелецкие деньги".

Так как каждой посадской общине давали общую сумму налога на год, то для городской верхушки создавалась воз­можность перекладывать всю тяжесть налога на простых по­садских тяглецов. Образовывались большие недоимки, кото­рые государство выколачивало в 1646-1647 гг. самыми суровыми методами.

Было еще одно обстоятельство, ухудшавшее положение простых посадских тяглецов — проникновение в города фео­дального землевладения. Слободы в городах, принадлежав­шие феодалам, назывались белыми,и их население освобож­далось от уплаты государственных налогов. Многие посадские тяглецы уходили в белые слободы, спасаясь от государствен­ных налогов, а доля налогов, приходившаяся на ушедших, распределялась на оставшееся население. Посадские люди требовали уничтожения белых слобод. Противоречия между. городской беднотой и феодальной знатью, а также примыкав­шей к ней купеческой верхушкой непрерывно возрастали.

Это привело к целому ряду городских восстаний.

Потерпев неудачу со сбором недоимок прямых налогов в 1646 г., правительство боярина Б.И. Морозова установило косвенный налог на соль. Народ оказался не в состоянии по­купать соль по новым ценам. Вместо пополнения казны про­изошло сокращение денежных доходов. В 1647г. государство отменило налог на соль. Тогда Морозов, стоявший во главе правительства, попытался сократить денежные расходы за счет уменьшения жалования стрельцам, пушкарям, чинов­никам приказов. Это привело к невиданному размаху взяточ­ничества и казнокрадства, недовольству стрельцов и пушка­рей, по своему положению все более смыкавшихся с посад­ским тяглым людом.

Деятельность правительства Морозова вызвала мощные

городские восстания. В 1648 г. восстания произошли в Козло­ве, Воронеже, Курске, Сольвычегодске и ряде других городов. Самым мощным было восстание в Москве летом 1648 г. Пово­дом для восстания послужила попытка подать челобитную с требованием ликвидации белых слобод, ограждения от не­справедливых судей Земского приказа (Морозова и Плещее­ва) , снижения тягла. Народ, пытавшийся вручить царю чело­битную, был разогнан. На следующий день противодействие окружавших царя бояр и приказных людей озлобило посад еще больше. Горожане разгромили дворцы Морозова, Плеще­ева, купца Шорина. К восстанию присоединились стрельцы. Восставшие потребовали выдачи ненавистных бояр. Плещее­ва толпа растерзала на месте. Морозова сослали. Город ока­зался в руках восставших. К восстанию присоединились кре­стьяне окрестных сел.

Бурными событиями июньских дней воспользовались дво­ряне, чтобы заставить обессиленное правительство боярской аристократии удовлетворить свои требования.

10 июня состоялось совещание московских и провинциаль­ных дворян и купеческой верхушки. Участники совещания потребовали созыва Земского собора для обсуждения насущ­ных задач дворянского землевладения. Под воздействием волны городских восстаний правительство тут же дало согла­сие.

Соборное Уложение 1649 г.

Первого сентября 1648 г. начал работу Земский собор, и в янва­ре 1649 г. он принял Соборное Уложение.

Соборное Уложение по своему содержанию было крепост­ническим и отражало победу дворянства. В этом документе провозглашалась отмена "урочных лет" и установление бес­срочного сыска беглых крестьян и посадских людей. Собст­венностью феодала становился не только крестьянин со своей семьей, но и его имущество.

 

Соборное Уложение завершило долгий процесс складывания крепостного права, прошедший ряд этапов. Со времен Киевской Руси существовали различные категории несвободных крестьян (закупы, рядовичи). Судебник 1497 г. ограничил переход крестьян на другие земли двумя неделями в году (до и после Юрьева дня), ввел плату "за пожи­лое". которую крестьянин, уходя, должен был уплатить феодалу. В 1581 г. были впервые введены "заповедные лета", когда переход запре­щался безусловно. В 1592 г. закончено составление писцовых книг. В 1597 г. был введен пятилетний срок сыска крестьян, бежавших после 1592 г. В 1607 г. был введен пятнадцатилетний срок сыска. Наконец, в 1649 г. было окончательно оформлено крепостное право. Как указыва­лось выше, крепостное право — это зависимость крестьянина от фео­дала (или от феодального государства) в личном, земельном, имущест­венном. юридическом отношениях, основанная на прикреплении кре­стьянина к земле.

 

Уложение признавало за дворя­нином право передачи поместья по наследству при условии, что сыновья будут служить, как и отец. Таким образом; две формы феодальной собственности -г- вотчина и поместье — сближались. Было ограничено церковное землевладение. Со­здание Монастырского приказа ставило церковное землевла­дение под контроль государства. Белые слободы были ликви­дированы. Их население обязано платить тягло. Посадские люди также прикреплены к общине, как крестьянин к феода­лу. Служилые люди по прибору — стрельцы и др. — со своих торгов и промыслов обязаны были платить государственные налоги.

Принятие Соборного Уложения, направленного против трудового люда города и деревни, обострило классовую борь­бу. В 1650 г. вспыхнули восстания горожан в Пскове и Новго­роде. Государству нужны были средства на содержание госу­дарственного аппарата и войска ( Россия вела войну со Шве­цией в 1656-1661 гг. и с Польшей в 1654-1667 гг.). На содер­жание войска тратилось до 67% государственных средств. Стремясь увеличить доходы казны, правительство с 1654 г. начало вместо серебряной монеты чеканить медную по той же цене. За восемь лет их было (в том числе и фальшивых) выпущено столько, что они просто обесценились. Это привело к росту цен. Серебряные деньги исчезали, а налоги государ­ство принимало только ими. Росли недоимки. Взвинчивание цен привело к голоду. Отчаявшиеся посадские люди Москвы в 1662 г. восстали (Медный бунт). Восстание было жестоко подавлено, но медные деньги перестали чеканить.

 

Крестьянская война под предводи­тельством Степана Разина

Восстание 1662 г. стало одним из предвестников надвигающейся кре­стьянской войны, которую возглавил атаман С.Т. Разин. Нормы Соборного Уложения 1649 г. резко обострили классовый антагонизм в деревне. Раз­витие товарно-денежных отношений вело к усилению феодальной эксплуатации, что выражалось в росте в чернозем­ных районах барщины и денежного оброка в местах, где земля была малоплодородна. С особой остротой ощущалось ухудше­ние положения крестьян в плодородных землях Поволжья, где интенсивно росло землевладение бояр Морозовых, Мстис­лавских, Черкасских. Специфика Поволжья заключалась в том, что рядом лежали земли, где население не испытывало еще всей тяжести феодального гнета. Этим и привлекали За­волжские степи и Дон беглых холопов, крестьян, посадских людей. Нерусское население — мордва, чуваши, татары, баш­киры находились под двойным гнетом феодальным и нацио­нальным. Все это создавало предпосылки для развертывания новой крестьянской войны именно в этом районе.

Движущими силами крестьянской войны были крестьяне, казачество, холопы, посадские люди, стрельцы, нерусские народы Поволжья. В " прелестных (от слова "прельщать") письмах" Разина содержался призыв к походу на бояр, дво­рян, купцов. Для них была характерна вера в доброго царя. Объективно требования восставших крестьян сводились к со­зданию таких условий, в которых могло бы развиваться кре­стьянское хозяйство как основная ячейка сельскохозяйствен­ного производства.

Предвестником крестьянской войны явился поход Василия Уса с Дона к Туле (май 1666 г.). Казачий отряд в ходе своего продвижения пополнялся крестьянами, громившими усадь­бы. Восстание охватило территории Тульского, Дедиловского и других уездов. Правительство срочно бросило против вос­ставших дворянское ополчение. Восставшие отступили на Дон.

В 1667-1668 гг. казацкая голытьба, пришлые холопы и крестьяне совершили поход в Персию. Он получил название "похода за зипунами". Такие нападения донская голытьба совершала и раньше, но этот поход поражает своим размахом, тщательностью подготовки, продолжительностью и огром­ным успехом.

В ходе "похода за зипунами" разницы опустошили не толь­ко западное и южное побережье Каспия, нанесли поражения персидской армии и флоту, но и выступали против правитель­ственных войск. Разбили отряд астраханских стрельцов, разгромили караван судов, принадлежащих царю, патриарху, купцу Шорину. Тем самым уже в этом походе проявились черты социального антагонизма, что привело к складыванию ядра будущего повстанческого войска.

Зимой 1669-1670 гг. по возвращении с Каспия на Дон Разин готовится ко второму походу, на этот раз на бояр, дворян, купцов, в поход за всю "чернь", "за всех кабальных и опаль­ных".

Поход начался весной 1670 г. К Разину примкнул со своим отрядом Василий Ус. В армию Разина сходились голутвенные казаки, беглые холопы и крестьяне, стрельцы. Основной целью похода был захват Москвы. Основным маршрутом — Волга. Для осуществления похода на Москву надо было обес­печить тыл — взять правительственные крепости Царицын и Астрахань. В течение апреля-июля разницы овладели этими городами. Были разгромлены дворы бояр, дворян, приказных, сожжены архивы воеводского двора. В городах вводилось ка­зацкое управление.

Оставив в Астрахани отряд под предводительством Уса и Шелудяка, повстанческие отряды Разина взяли Саранск и Пензу. Готовился поход на Нижний Новгород. Действия кре­стьянских отрядов превратили Поволжье и прилегающие об­ласти в очаг антифеодального движения. Движение перебро­силось на русский Север (разницы были на Соловках), на Украину, куда был послан отряд Фрола Разина.

Лишь напряжением всех сил, посылкой многочисленных полков правительственных войск, царизм к весне 1671г. смог потопить в крови крестьянское движение в Поволжье. В апре­ле того же года Разин потерпел поражение и был выдан домо­витыми казаками правительству. 6 июня 1671 г. Разин был казнен в Москве. Но казнь Разина не означала конца движе­ния. Только в ноябре 1671г. правительственные войска захва­тили Астрахань. В 1673-1675 гг. на Дону, под Козловым и Тамбовом еще действовали повстанческие отряды.

Поражение крестьянской войны под предводительством Степана Разина было предопределено рядом причин. Главной из них было то, что крестьянская война носила царистский характер. Крестьяне верили в "доброго царя", так как в силу своего положения не могли увидеть истинную причину своего

угнетения и выработать идеологию, которая позволила бы объ­единить все угнетенные слои населения и поднятьих на борь­бу с существующим феодальным строем. Другими причина­ми поражения были стихийность и локальность, слабое воо­ружение и плохая организация восставших.

Раскол в русской православной церкви

Характер широкого народного движения приобрел церковный раскол. В 1653 г. патриарх Никон, желая укрепить позиции церкви, авторитет которой в XVII в. падал,

как никогда раньше, начал проведение церковной реформы. Суть ее заключалась в унификации норм церковной жизни и православной церкви. Исправление обрядов богослужебных книг по греческим образцам нарушило сложившиеся традиционные русские формы церковных обрядов и вызвало недовольство части духовенства и светской знати. Признанным лидером противников Никона стал протопоп Аввакум. Выступления ревнителей • старой веры нашли поддержку в разных слоях русского общества, что привело к движению, получившему название раскол. Широкое участие в этом движении крестьянства и других слоев эксплуатируемого населения придали ему социальный характер. В их сознании ухудшение положения, вызванного оформлением крепостного права, связывалось с изменениями в вере. Выступая в защиту старой веры, народные массы выражали протест против усиливавшейся эксплуатации.

 

в) Внутренняя политика

Переход к абсолютизму

Во второй половине XVII в. в России раз­вивается тенденция перехода от сословно-представительной монархии к монархии абсолютной. В стране усиливается власть царя. Это вырази­лось и в появлении слова " самодержец" в царской титулатуре, и в изменении социального состава Боярской думы в сто­рону усиления там представительства дворянства. В 1678-1679 гг. в Думе было 42 боярина, 27 окольничих, 19 думных дворян и 9 думных дьяков. Характерно, что в число думных дьяков стали входить и выходцы из "торговых людей", т.е. купцов.

В 1682 г. было отменено местничество (принцип занятия государственной должности в зависимости от знатности рода и служебного положения предков). Для усиления власти па­ря, централизации и преодоления раздробленности в управ­лении в 1654 г. был образован Приказ великого государя тай­ных дел, в ведение которого был передан из Боярской думы ряд важных государственных дел. Тенденция к установлению самодержавной власти царя проявилась и в победе Алексея Михайловича над патриархом Никоном, стремившемся ак­тивно вмешиваться в управление государственными делами.

Тенденция к усилению самодержавной власти проявилась и в раде других мероприятий. Начиная с 1653 г., практически прекратился созыв Земских соборов. Проводилось слияние и реорганизация приказов, подчинение их одному лицу. Так например, тесть царя И.Д. Милославский руководил работой пяти приказов, а Посольскому приказу были подчинены 9 приказов, ведавших присоединенными территориями. Пра­вительство пыталось реорганизовать и управление на местах. Россия делилась на 250 уездов, во главе которых стояли вое­воды. Во второй половине XVII в. некоторые уезды стали объединять под властью одного воеводы в так называемые разряды: Рязанский, Украинский, Новгородский и т.д. С 1613 г. 33 города России получили воеводское управление. В руках воевод, назначаемых правительством, была сосредоточена административная, судебная и военная власть, надзор за сбо­ром налогов и податей.

В XVII в. остро встал вопрос о реформировании вооружен­ных сил России. Падала боеспособность стрелецкого войска. Стрельцы по многу лет не получали от государства денежного жалованья. Источником жизни для нихи их семей были за­нятия .торговой и ремесленной деятельностью, которые им были разрешены еще в XVI в. Военная служба отвлекала стрельцов от своих занятий. Кроме того, стрельцы платили государственные налоги со своих торгов и промыслов, что их сближало по интересам с посадским населением городов. Ко­мандиры полков часто использовали стрельцов для работы в своих хозяйствах. Все это делало для стрельцов военную службу обременительным занятием.

Дворянское ополчение несло службу на тех же началах, что и в XVI в. Но если в XVI и первой половине XVII вв. военная служба все-таки была стимулом для дворянства, то к концу XVII в. она стала для большинства весьма обремени­тельной. Они всячески уклонялись от службы. Кроме того, дворяне были плохо обучены ведению военных дествий. Один из современников охарактеризовал военную подготовку дво­рян следующим образом: "учения у них к бою не бывает и строю никакого не знают".

Уже в первой половине века в связи с этим началось фор­мирование полков нового строя — рейтарских и драгунских. Они формировались на основе принудительного набора "да­точных людей", когда от 100 дворов на пожизненную службу в этих полках брали одного человека. К концу ХУПв. полки нового строя стали играть значительную роль в вооруженных силах России.

 

4. Внешняя политика России в XVIXVII вв.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.