Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Социально-экономическое развитие ((Переп)))



Создание единого Русского государства оказало влияние на развитие экономики и социального строя Руси, а прекращение феодальных усобиц способствовало развитию производительных сил.

Важные изменения произошли в структуре феодальной собственности на землю. Изменился характер землевладения кня­зей. Став подданными государя всея Руси, они в значительной степени сохранили право собственности на свои бывшие земли. Эти их владения все больше сближались с обычными вотчинами. К тому же они получали от государя вотчины на территории Ве­ликого княжества Московского и Владимирского, а также сами по­купали вотчины. Таким образом, княжеское землевладение посте­пенно сближалось с обычным боярским.

Одновременно боярская аристократия значительно расши­рила свои владения. В присоединенных княжествах они приобре­тали новые вотчины. Это делало московское боярство кровно зантересованным в создании и укреплении единого государства.

Параллельно шел другой процесс: многие старые феодаль­ные вотчины в результате семейных разделов мельчали, некото­рые вотчинники разорялись. Это не отвечало государственным интересам, так как каждый вотчинник должен был на свои сред­ства приобретать вооружение и боевых коней.

Создание единого государства требовало увеличения воо­руженных сил. Следовательно, земельные раздачи со стороны ве­ликого князя были необходимы. Однако теперь служилым людям, получившим владения, было запрещено продавать и дарить свои новые земли. Таких феодалов, переселенных на новые места, ста­ли называть помещиками, а их владения - поместьями. Поместья мало чем отличались от вотчин: они практически наследовались, а помещики обязаны были служить великому князю

Развитие поместной системы привело к резкому сокраще­нию количества черносошных крестьян в центре. В первой трети XVI в. поместья были уже почти во всех уездах страны.

Создание единого государства послужило в конечном сче­те одной из предпосылок для закрепощения крестьянства. Посте­пенно феодальное государство переходит в наступление на крес­тьян.

Барщина была развита слабо. В основном землю обраба­тывали пашенные холопы. Они получали от хозяина небольшой надел земли и назывались страдниками (от слова "страда" сель­скохозяйственные работы). Пашенные холопы по социальному положению приближались к положению крепостных крестьян.

В конце XV в. появляются кабальные холопы. Должник попадал в "служилую кабалу" и должен был отрабатывать своим трудом проценты долга.

В это время развиваются ремесла. Возникает вотчинное ремесло в селах. Растет ремесленная специализация. В крупных городах появляются слободы, населенные ремесленниками одной специальности (кузнечная, гончарная и др.). Развивается литей­ное дело. В конце XV века в Москве был создан Пушечный двор, шло строительство новых каменных стен Кремля, строился Ки­тай-город.

Во второй половине XV - первой половине XVI в. расши­ряются торговые связи между разными областями страны. Одна­ко господствующим еще оставалось натуральное хозяйство.

В конце XV - первой половине XVI в. в России наряду с "государем всея Руси" сохраняли долю своей власти подчинен­ные ему удельные владетели. Василий III именовался "всея Рус­ский земля государем государь", то есть под его руководством вла­ствовали над своими подчиненными другие "государи", рангом пониже.

Церковь

В 1299 г. митрополит Максим перенес кафедру из Киева во Владимир. Однако и Владимир, который лишь номинально считался столицей Руси, скоро перестал быть церковным цен­тром Руси.

Московские князья стремились поднять не только полити­ческое, но и духовное значение своего княжества. Иван Ка­лига уже в 20-е гг. XIV в. начинает в Москве строительство каменных храмов. Удобство географического положения Мо­сквы, расположенной на пересечении важнейших путей, при­вело к тому, что объезжавшие свою обширную епархию мит­рополиты часто останавливались и жили в Москве. Довольно часто подолгу жил в Москве митрополит Петр, который зало­жил по просьбе московского князя каменный Успенский со­бор, в котором завещал себя похоронить. Смерть и погребение в Москве митрополита Петра, пользовавшегося на Руси боль­шим уважением, придали Москве значение церковного цент­ра. Преемник Петра митрополит Феогност окончательно пе­реселился из Владимира в Москву, превратив этот город в церковную столицу Руси.

Русские митрополиты внимательно следили за деятельно­стью московских князей и при необходимости оказывали им содействие. Так в малолетство князя Дмитрия Ивановича митрополит Алексий фактически был главой Московского княжества, и возвращение в руки московского князя ярлыка на великое княжение Владимирское является во многом его заслугой. Поддержку малолетнему Василию II оказывал мит­рополит Фотий.

Однако благодаря своему статусу как части вселенской константинопольской патриархии, русская церковь и ее мит­рополиты могли проводить сравнительно независимую от княжеской власти политику. Русская церковь была единст­венным институтом, объединившим все русские земли, в том числе и входившие в состав Великого княжества Литовского. Попытка князя Дмитрия Донского подчинить себе церковь, поставив митрополитом своего печатника Митяя, закончи­лась безрезультатно. Притязания княжеской власти не были поддержаны ни константинопольским патриархром, ни боль­шинством русского духовенства.

В истории самой церкви XIV век интересен как время ду­ховного подъема, связанного с деятельностью настоятеля Троицкого (впоследствии Троице-Сергиева) монастыря Сер­гия Радонежского и его учеников.

Особые отношения складывались у великокняжеской власти с крупной феодальной организацией-церковью. Она имела свою систему управления и суда. У митрополита, главы церкви, был свой двор, бояре, войско, служилые люди. Та же организация была у епископов. Церкви принадлежало право суда по семейным и ряду других вопросов над всем населением государства. Стремясь подчинить своей власти светских феодалов, великий князь хотел установить свою власть над церковью, чему она естественно сопротивлялась. Великий князь, в первую очередь, желал отобрать у церкви ее огромные земельные впадения, чтобы раздать их своим дворянам и тем самым укрепить свою власть. Одним из центральных опросов во взаимоотношениях церкви и государства в конце XV века стал вопрос о церковном землевладении. Для решения его свою пользу Иван III решил использовать развернувшуюся внутри церкви борьбу нестяжателей и иосифлян. Нестяжатели во главе с Нилом Сорским говорили о недопустимости для церкви обладания богатствами, землями, зависимыми крестьянами. Иосифляне во главе с Иосифом Волоцким выступали за богатую церковь и умножение ее земельных владений. На церковном соборе 1503 года победу одержали иосифляне. Иван III симпатизировавший, одно время нестяжателям вынужден был лояльно относиться к иосифлянскому большинству церкви. В условиях борьбы с мятежами княжеско-боярской оппозиции поддержка церкви для великого князя была очень важна. Василий III после 1508 года стал активно поддерживать иосифлян сих теорией не только сильной церкви, и государственной власти и дал большие привилегии церкви. великокняжеская власть пошла на компромисс с церковью, временно отказавшись or попытки ее подчинения,

Флорентийская уния

Значительные перемены в по­ложении русской церкви про­изошли в XV в. Погибавшая под ударами турок-османов, Визан­тия пошла на заключение церковного союза с римским папой, рассчитывая на помощь западноевропейских держав в защи­те Константинополя. Уния была заключена в 1439 г. на соборе во Флоренции. Условиями ее было признание верховного гла­венства римского папы, принятие католических догматов при условии сохранения православных обрядов и богослужения. В числе подписавших акт об унии архиереев находился и московский митрополит, грек по национальности, Исидор. Однако после возвращения Исидора в Москву он был смещен с кафедры великим князем Василием II, а русская церковь не приняла унии и разорвала отношения с константинополь­ским патриархом.

В 1442 г. собором русских епископов в Москве был постав­лен в митрополиты рязанский епископ Иона, выбранный на митрополию по рекомендации великого князя без санкции константинопольского патриарха. Этот акт означал установ­ление независимости (автокефалии) русской церкви. Приоб­ретение русской митрополией автокефалии делало для нее особенно важным сохранение самостоятельности от светской власти.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.