Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Функции парламента Российской Федерации



Двухпалатная структура Федерального Собрания РФ отражает федеративное устройство нашего государства и различные основания у палат в их организации и осуществления функции представительства, выражения общественного мнения.

Совет Федерации (верхняя палата) представляет субъекты Федерации, интересы всех 89 политико-административных, административно-территориальных образований. В его состав входят по два представителя от каждого субъекта РФ - по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти (ст. 95, ч.2). Таким образом, максимально возможное число мандатов Совета Федерации - 178.

 

Федеральный закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» от 5 августа 2000 г. № 113-ФЗ[2] изменил сложившуюся в России практику, когда избранные в субъектах РФ первые должностные лица становились членами Совета Федерации по должности.

В соответствии с указанным законом (ст.2) законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ избирает члена Совета Федерации на срок полномочий этого органа, а при формировании законодательного (представительного) органа субъекта РФ путем ротации[3] - на срок полномочий однократно избранных депутатов этого года. Установлен возрастной ценз члена Совета Федерации – не моложе 30 лет. Представитель от двухпалатного парламента субъекта РФ избирается поочередно от каждой палаты на половину срока полномочий соответствующей палаты.

Право внесения кандидатуры для избрания членом Совета Федерации предоставлено председателю парламента субъекта РФ, в двухпалатном – председателям палат поочередно, а также группе депутатов численностью не менее 1/3 от общего числа депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ.

Решение по избранию принимается тайным голосованием, оформляется постановлением парламента, в двухпалатном – постановлением обеих палат (ст.5).

 

Член Совета Федерации, представляющий исполнительный орган государственной власти субъекта РФ, назначается высшим должностным лицом субъектом РФ (руководителем высшего исполнительного органа госвласти субъекта РФ (на срок его полномочий (ст.4)). Решение оформляется его указом (постановлением), направляется в 3-х дневный срок в законодательный (представительный) орган субъекта РФ, вступает в силу, если против не проголосуют 2/3 от общего числа депутатов парламента субъекта РФ (ст.5).

Решение об избрании (о назначении) направляется в Совет Федерации не позднее 5 дней после вступления в силу указанного решения. В тот же срок избранный (назначенный) член Совета Федерации должен документально подтвердить в Совете Федерации свое освобождение от обязанностей, несовместимых со статусом члена Совета Федерации (ст.8).

Полномочия члена Совета Федерации начинаются со дня вступления в силу решения о его избрании (назначении) и прекращаются со дня вступления в силу решения об избрании (назначении) его преемника. Полномочия члена Совета Федерации могут быть прекращены досрочно в том же порядке, в котором осуществляется его избрание (назначение).

В соответствии со статьей 11 Закона избрание (назначение) всех членов Совета Федерации должно быть завершено не позднее 1 января 2002 г. Члены Совета Федерации – представители по должности от соответствующих субъектов РФ прекращают свои полномочия со дня вступления в силу решений об избрании (о назначении) представителей от соответствующего субъекта в соответствии с настоящим Законом.

Государственная Дума (нижняя палата) выступает как прямое представительство различных групп населения, политических партий и движений и формируется путем общенациональных выборов. Ее численность - 450 депутатов.

 

Основной функцией Федерального Собрания является функция законодательства.

Речь не идет об абсолютном, исключительном праве парламента на законотворчество. В России, как и в большинстве современных стран, за исполнительной властью закреплено право на принятие нормотворческих актов, оно выводится либо из присущих ей полномочий, либо делегируется законодательной властью. Статья 104 Конституции РФ содержит перечень субъектов законодательной инициативы, гораздо более широкий, чем в большинстве зарубежных стран, где правом вносить подготовленный законопроект на рассмотрение парламента обладают лишь депутаты и правительство, а также комитеты парламента. Комитеты российского парламента не обладают правом законодательной инициативы: законопроекты, вносимые депутатами, носят авторский характер. Не исключена совместная деятельность субъектов законодательной инициативы.

 

 

 
 

 

 

 


Конституция РФ право законодательной инициативы предоставляет Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, представительным органам субъектов РФ, а также Конституционному, Верховному, Высшему Арбитражному судам РФ по вопросам их компетенции. Вместе с тем, никто, кроме Федерального Собрания РФ, не имеет право принимать федеральные законы, которые вслед за Конституцией РФ имеют высшую силу и прямое действие на всей территории РФ, им должны следовать все без исключения государственные органы, общественные организации, должностные лица, граждане.

Из двух палат парламента именно Государственная Дума играет основополагающую роль в законодательном процессе.

Законодательный процесс - установленный законами и регламентами порядок, этапы, процедуры прохождения закона от проекта до опубликования и вступления в силу, а также взаимодействие всех участников законотворчества.

Начальной "точкой" законодательного процесса является законодательная инициатива - в процессуальном праве она определяется как совокупность форм, процедур, операций, сопровождающих и обеспечивающих внесение в Государственную Думу проектов законов.

 

Следующий этап после внесения законопроекта в Государственную Думу - рассмотрение законопроекта этой палатой. Регламентом Государственной Думы детально определен порядок рассмотрения законопроектов. Он осуществляется в три чтения, в ходе которых обсуждаются концепция, оцениваются положения, отдельные статьи законопроекта, определяется необходимость принятия, вносятся поправки и т.п.

 

Третий этап законодательного процесса - принятие закона Государственной Думой. Согласно Конституции РФ и Регламенту Государственной Думы, федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов (450-и) и в течение пяти дней передаются в Совет Федерации. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты, либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации.

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные конституционные законы, а также федеральные законы по вопросам:

а) федерального бюджета;

б) федеральных налогов и сборов;

в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;

г) ратификации и денонсации международных договоров РФ;

д) статуса и защиты государственной границы РФ;

е) войны и мира.

 

В случае отклонения Советом Федерации федерального закона палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон вновь подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой. При повторном голосовании в случае несогласия Государственной Думы с Советом Федерации, федеральный закон считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов этой палаты (ст. 105, ч. 5.).

Заключительный этап законодательного процесса - промульгация, состоит в том, что принятый палатами парламента закон направляется главе государства, подписывается им, после чего публикуется. Подписывая закон, глава государства констатирует, что закон принят парламентом должным образом и подлежит исполнению. Вместе с тем, этап промульгации дает главе государства возможность выразить несогласие с законом или его отдельным положением и вернуть закон в парламент на новое рассмотрение. Опубликование, т.е. официальное обнародование закона, является необходимым условием его вступления в силу (в действие).

 

Конституция РФ термин "промульгация" не использует: в ней говорится (ст. 107) о том, что принятый федеральный закон в течение 5 дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования; если в течение 14-ти дней Президент отклонит этот закон, обе палаты вновь рассматривают его, и, если он будет одобрен при повторном рассмотрении не менее чем 2/3 от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом в течение 7 дней и обнародованию. Таким образом, квалифицированным большинством Федеральное Собрание имеет возможность преодоления президентского вето.

Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый обеими палатами Федеральный конституционный закон неможет быть отклонен Президентом и в течение 14-ти дней подлежит подписанию им и обнародованию (ст. 108, ч.2).

Следует подчеркнуть, что федеральные конституционные законы принимаются только по вопросам, прямо предусмотренным Конституцией: об условиях и порядке введения чрезвычайного положения (ст. 56), о принятии в РФ и образовании в ее составе нового субъекта (ст. 65. ч.2), о референдуме (ст. 84, п. "в"), о режиме военного положения (ст. 87, п. 3) и др.

Принятие бюджета и иные финансовые полномочия - важное направление законодательной деятельности Федерального Собрания.

Федеральный бюджет - это роспись государственных доходов и расходов, принимается парламентом ежегодно. Бюджет разрабатывает и вносит в Государственную Думу в виде проекта Правительство РФ.

Государственная Дума бюджет принимает, Совет Федерации в обязательномпорядке рассматривает бюджет и одобряет, Президент РФ подписывает и тем утверждает бюджет.

Принимая бюджет, парламент уполномочивает Правительство РФ расходовать государственные средства в соответствии с установленными приоритетами и сметой, возлагает на правительство обязанность собрать необходимые для обеспечения доходов налоги и иные поступления. В компетенцию Государственной Думы входит обсуждение отчетов Правительства об исполнении бюджета. К числу иных финансовых полномочий относятся: налоговые полномочия (установление налогов, сборов имеет место в законах, принятие которых является прерогативой парламента), принятие решений о внутренних и внешних займах, создание различных внебюджетных фондов и т.п.

Контроль за деятельностью Правительства - это функция не закреплена за Федеральным Собранием Конституцией РФ, в отличие от законодательства большинства парламентских республик Европы и Азии, однако осуществляется совокупностью контрольных полномочий.

Контроль за исполнительной властью носит политический характер, хотя и осуществляется в юридических формах. Это означает, что предметом контроля выступает политическая деятельность правительства. Согласно Конституции РФ (ст. 117, ч. 3), Правительство РФ ответственно перед Федеральным Собранием, а именно перед Государственной Думой, которая решает вопросы о назначении Председателя Правительства РФ и выражении недоверия Правительству.

По поводу этих решений предусмотрена специальная процедура урегулирования противоречий между Президентом РФ и Государственной Думой. В соответствии со статьей 109, Государственная Дума может быть распущена Президентом в случае, если она трижды отклонила представленные главой государства кандидатуры на должность Председателя Правительства РФ, при этом Президент РФ назначает Председателя Правительства. Президент имеет право распустить Государственную Думу и в случае своего несогласия с принятым ею решением о недоверии Правительству (ст. 117).

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.