Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Россия во второй половине XIX в.



 

РЕФОРМЫ 60 – 70-Х ГГ. ИЗМЕНЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСОКМ И ПОЛИТИЧЕСКОМ СТРОЕ РОССИИ

 

внутренней жизни страны на основе личных свобод граждан и рыночных отношений. Необходимо было соз­дать современную промышленность и транспортную си­стему, иначе невозможно было сохранить положение го­сударства как великой державы. Это ясно сознавала вос­питанная в европейском духе верхушка дворянства во главе с императором Александром II (1855 — 1881), сыном Николая I. Лидером либералов был брат царя, ве­ликий князь Константин Николаевич.

Министр внутренних дел П. А. Валуев писал: «Я убежден, что для состязания с Европой нужны европей­ские средства, как для войны с ней нужно европейское оружие». Этими средствами были личная свобода граж­дан, общественное самоуправление, независимость судеб--ных органов, введение подоходного налога, демократиза­ция образования, всеобщая воинская обязанность, а в перспективе — конституционная монархия. Из независи­мых европейских государств к этому времени лишь Рос­сия не имела всего этого.

Некоторые из реформ готовились еще во времена царствования Николая I. Но политическую волю царя тогда направляло убеждение, что для России невоз­можно заимствование западных общественных и государ­ственных норм как системы. Для того чтобы осуще­ствить либеральные реформы, надо было перейти от ло­гикиполитического приспособления к Европе к логике социально-экономической интеграции России и Европы, общности путей их развития.

Либеральные реформы. Либерализация политичес­кой и общественной жизни России была подготовлена всей послепетровской эпохой. Но у нее были и сильные противники. Значительная часть дворянства не желала расставаться со своими привилегиями, считая, что отмена крепостного права подорвет устои жизни страны. Многие влиятельные чиновники видели в либеральных преобразованиях покушение на принцип самодержавия, являвшийся для них абсолютной ценностью. И хотя многие либералы заняли важные правительственные посты, это сопротивление мешало им последовательно провести реформы.

Тем не менее в 60 — 70-е гг. XIX в. в жизни России произошли коренные изменения. 19 февраля 1861 г. царским манифестом было отменено крепостное право. Крестьяне стали лично-свободны. Крестьяне могли теперь от своего имени покупать землю, дома, заключать сделки, открывать торговые и промышленные предприятия. Правда, надельная земля находилась в коллективной собственности общины. Наделы не могли быть проданы, и крестьяне тем самым были прикреплены к определен­ному месту проживания. Крестьянская реформа оставила в неприкосновенности традиционный уклад жизни де­ревни. Это было выгодно для государства, ибо сельское общество отвечало за сбор налогов. Самодержавие видело в сельском сходе, вечевых формах самоуправления, кру­говой поруке, вере крестьян в царя одну из основ своей власти. Сохранение норм обычного права в деревне тор­мозило буржуазное развитие, противопоставляло де­ревню городской России, оставляло плацдарм силтради­ционализма, крайне опасный для будущего страны.

Одновременно были сделаны значительные уступки дворянству. «Положение» 19 февраля признавало права помещика на все его земли. Крестьяне наделялись уса­дебной и полевой землей по местным нормам за повинно­сти и выкуп. При этом лучшие земли и участки, необхо­димые для ведения сельского хозяйства (тропы прогона скота, водопои и т. п.), помещики имели возможность оставлять себе. Эти «отрезки» крестьяне затем вынуж­дены были арендовать, внося высокую плату или отраба­тывая долг. При общем крестьянском малоземелье (3 —4 десятины на душу при потребности 6 — 7) система от­резков "создавала предпосылки для кабальной эксплуата­ции крестьянства. Правда, земельные споры мог разре­шить мировой посредник, избиравшийся как помещи­ками, так и крестьянами.

В крестьянской реформе проявилась ограниченность возможностей самодержавия в проведении либеральных преобразований. Преследуя цели укрепления собственной власти, опираясь на традиционные элементы общества, государство неизбежно смешивало элементы либеральной и попечительной политики. Это усиливало непоследова­тельность реформ, но вело к достижению искомого пра­вительством результата. Удалось стабилизировать поло­жение внутри страны более чем на 40 лет, до 1905 г.

Однако в определенном отношении самодержавие все же должно было поделиться частью власти. В 1864 г. была проведена земская реформа. Земства учреждались как всесословные органы местного самоуправления в уез­дах и губерниях. Ведущую роль в земствах играло либе­ральное дворянство, и потому с самого начала земства стали проявлять себя как зародышальтернативного цен­тра власти. Реальные возможности земств были неве­лики, что было связано, главным образом, с недостаточ­ностью денежных средств. В их компетенцию входили вопросы развития местного хозяйства, распределение го­сударственных податей и назначение местных сборов, устройство благотворительных заведений, здравоохране­ние и народное образование. Однако земская деятель­ность объединила либеральное дворянство и служащую в земских учреждениях разночинскую интеллигенцию, придав этому учреждению достаточно веса, чтобы воз­действовать на либерально настроенных министров Алек­сандра II. Главным требованием земцев-либералов было создание центрального земского учреждения, своего рода земского собора. К концу 70-х гг. земцы в Москве, Киеве, Харькове выступили за введение конституцион­ного строя, ограничение власти царя. И хотя их требова­ния не были выполнены, противостояние земств и губер­наторов, возбуждавшее общественное мнение, строитель­ство земствами школ и больниц, распространение знаний среди деревенских жителей сыграло в целом громадную роль, особенно в условиях упадка дворянских усадеб как центров культуры.

Меньшее значение имела проведенная в 1870 г. го­родская реформа. Это объяснялось большей традицион­ностью взглядов купцов и промышленников, которые в основном занимались делами городских учреждений. Городская дума и городской голова вели прежде всего хо­зяйственные дела. Однако новые городские учреждения сыграли большую роль в благоустройстве городов, разви­тии городского транспорта, жилищного строительства, водоснабжения и т. п.

В 1864 г. была проведена судебная реформа. Ею была заложена основа еще одного центра власти в стране. Бессословность судопроизводства, несменяемость судей, утверждаемых царем или Сенатом, введе­ние состязательности судопроизводства и суда присяж­ных фактически позволяли судам выносить приговоры, являвшиеся вызовом местной или центральной власти. Ярким примером этого является оправдание в 1878 г. революционерки В. Засулич, стрелявшей в петербург­ского генерал-губернатора. Исключительно от обществен­ного мнения зависели мировые судьи, избираемые зем­скими собраниями и подотчетные лишь съездам миро­вых судей. В России родилась либеральная адвокатура, так называемые присяжные поверенные. Их обучение и деятельность создали систему распространения правового сознания в народе. В мировоззрение широких масс впер­вые входило представление о неотъемлемых частных правах человека, отличных от его прав как гражданина, неотделимых от обязанностей перед государством.

Определенное значение имели изменения в финансо­вой системе России. Реформы были дорогостоящим меро­приятием. Выкупные платежи крестьян были растянуты во времени, а помещикам надо было платить за землю. Росли государственные капиталовложения в народное хо­зяйство. Дела поправлялись за счет иностранных займов и кредитов, почти неизвестных до реформы. Потребность иностранцев в информации об использовании этих средств заставила правительство начать публикацию го­сударственных бюджетов и отчетов государственного контроля. Это был зародыш гласности в области государ­ственного управления. Однако либеральная реформа на­логообложения, введение подоходного налога так и не были осуществлены. Основным источником государствен­ных средств оставалась подушная подать с крестьян, не учитывавшая размера дохода и крайне тягостная для большинства.

В области образования крупнейшее значение имело введение в 1863 г. нового университетского устава, провозглашавшего внутреннюю автономию университе­тов. Совет университета сам распоряжался учебным про­цессом, назначал ректоров и университетский суд. Это делало университет «государством в государстве», позво­ляло ему играть такую же роль, какая была у европейс­ких университетов. Университеты стали очагами свобо­домыслия. Для молодежи это понятие связывалось с идеалами служения обществу и личного достоинства. Ха­рактерно, что именно в области университетской науки и образования Россия во второй половине XIX в. была признана как подлинно европейская страна. Имена про­фессоров П. Л. Чебышева, И. И. Мечникова, А.М. Бут­лерова, Д. И. Менделеева, В. И. Вернадского, И.П. Пав­лова и других ученых вошли в списки корифеев евро­пейской науки.

Другим аспектом образовательной реформы было вве­дение в 1864 г. принципов всесословной школы, возник­новение сети государственных, земских, церковнопри­ходских училищ со сроком обучения до 3 лет, что позво­лило существенно поднять уровень грамотности в стране. Создавались также семиклассные средние гимназии и ре­альные училища с ориентацией соответственно на клас­сическое (гуманитарное) и техническое образование.

Важнейшей для обороны страны была военная ре­форма, проведением которой руководил последователь­ный либерал Д. А. Милютин. В 1874 г. был учрежден устав о всеобщей воинской повинности, которым упразднялась рекрутчина. Призыву на воинскую службу подлежало все мужское население, достигшее 21 года. Но сокращение численности армии в мирное время по­зволило набирать в войска меньше людей. Поэтому при­зывники определялись по жребию. Были установлены многочисленные льготы, освобождавшие от призыва. Сильно сокращало срок службы наличие образования. Так, среднее образование уменьшало его в 4 раза, с шести до полутора лет. При этом резерв на случай войны позволял при необходимости быстро создать силь­ную армию. Это доказывал опыт войн второй половины XIX в.

Проведение реформ значительно изменило образ вла­сти в глазах населения. Александр II остался в сознании народа как царь-освободитель. Отчуждение от власти, характерное для широких слоев интеллигенции при Ни­колае I, сохранилось в основном у радикальной моло­дежи, революционных демократов, да ультраконсерва­тивных помещиков. Либералы, получив поле деятельно­сти: земства, суды, университеты, — смогли перейти от слов к конкретным делам. Крестьяне уверовали в Алек­сандра II как «настоящего царя» и ожидали от него объ­явления о сплошном переделе земель. Реформы пока­зали, что добиваться реальных изменений в жизни обще­ства в России можно не революционными взрывами, а реформами сверху, если за ними стоят достаточно про­свещенные и влиятельные общественные силы. Но глав­ное было даже не в этом.Монолог власти, характерный для николаевской эпохи, сменилсядиалогом власти и общественных сил, которого давно не знала Россия. Он создал возможности компромисса различных взглядов на мир: между позицией самодержавия и либералов в во­просах власти, западным типом мышления и правосозна­ния образованных слоев и традиционным менталитетом крестьянства и купечества. Реформы, казалось, открыли путь мирноймодернизации российского общества. Од­нако эра реформ оказалась кратковременной. Их пиком стал приход к власти в 1880 г. министерства М. Т. Лорис-Меликова. Ему практически удалось добиться у Александра II согласия на организацию центрального ор­гана всесословного представительства. Земского собора. Были сделаны шаги в направлении свободы печати. Од­нако этот процесс был прерван 1 марта 1881 г. убий­ством Александра II революционерами-народовольцами.

Эпоха реакции. Сама по себе смена царя еще не предполагала перемену политики. Поэтому начало цар­ствования наследника престола, Александра III (1881 — 1894), было ознаменовано петициями Самарского, Новго­родского, Казанского, Тверского, Рязанского земств с на­меками на необходимость дарования конституции. Это было предложение продолжить диалог власти и обще­ства. Но уже в апреле 1881 г. новый царь выступил с манифестом, в котором положил конец либеральным ожиданиям. Следствием этого стала смена политики и уход со своих постов министров-либералов. Стержнем политики нового правительства стали контрреформы, уничтожение зародышей новых центров власти.

Непосредственной причиной контрреформ был страх придворных кругов перед развитием революционного движения, в поддержке которого винили либералов. Александр III предпочел опереться на реакционеров: ми­нистра внутренних дел Д. А. Толстого, К. П. Победонос­цева, князя В. П. Мещерского. Диалог власти и обще­ства снова сменился монологом власти, видевшей свою опору в дворянстве и патриархальном крестьянстве.

 

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА

Кавказ и Закавказье

Начало царствования Николая I озна­меновалось войнами в Закавказье, ус­пешными для России. Война с Ираном

(1826-1828 гг.) завершилась Туркманчайским. мирным, дого­вором'. к России отошли Эриванское и Нахичеванское хан­ства. Война с Турцией (1828-1829 гг.) завершилась Адриа-нопольским мирным договором: к России отошли Анапа, По-ти, Ахалцих и Ахалкалаки. В результате было завершено присоединение Закавказья к России.

В связи с этим неизбежным становилось подчинение Рос­сии Кавказа. Наступление России на горный Кавказ вызвало в среде горцев-мусульман движение мюридов — борцов за веру. Под руководством вождя — имама — мюриды вели против неверных (христиан) священную войну — газават. В 1834 г. имамом был провоглашен Шамиль, создавший в Даге­стане и Чечне сильное теократическое государство. В 1830-1840 гг. Шамилю удалось одержать ряд побед над русскими войсками. Однако суровость внутренних порядков в государ­стве Шамиля, жестокий гнет приближенных имама постепен­но разлагали имамат изнутри. В 1859 г. войска Шамиля были окончательно разбиты, а сам он попал в плен. Завершилось присоединение Кавказа к России в 1864 г.

Европейская политика и восточный вопрос

В европейской политике Николай I следовал заветам своего брата — основателя Священного Союза Александра I: он стремился защищать легитимные ( законные ) правитель­ства от революционного натиска. На этой почве Николай сотрудничал с Австрией я Пруссией.

Революция 1830 г. во Франции и Бельгии, революционная волна 1848 г. в Европе вызвали у Николая I мысли о военном походе на Запад. Осуществить этот замысел в полной мере не удалось. В 1849 г. русские войска, защищая власть австрий­ского императора, подавили восстание в Венгрии.

Европейские революционные бури находили отзвук в пре­делах Российской империи. В 1830 г. — через несколько ме­сяцев после французской и бельгийской революций — восста­ла Польша. Руководители восстания — польские дворяне — требовали восстановления "Польши от моря до моря" (с включением Литвы, Белоруссии, Правобережной Украины). В начале 1831 г. восстание было подавлено русскими войска­ми, конституция 1815 г., согласно которой Польша пользова­лась широкой автономией, упразднена.

Центром внешней политики России во второй четверти XIX в. стал восточный вопрос — вопрос о судьбе Османской империи, режиме черноморских проливов, о национально-освободительной борьбе балканских народов.

Победа России в войне с Турцией 1828-1829 гг. закрепила автономию Сербии, Греции, Молдавии и Валахии, упрочила авторитет России. Вслед за тем Николай I оказал помощь султану в борьбе против мятежника — правителя Египта, и в 1833 г. между Россией и Турцией был заключен Ункяр-Искелессийскш договор. Султан обязался в случае войны закрыть проливы для военных судов западных держав. В 1840-1841 гг., однако, согласно Лондонским конвенциям, судоходство в про­ливах было поставлено под международный контроль; проли­вы объявлялись закрытыми для военных судов как европей­ских стран, так и России.

К концу 1840-х гг. значительно обострились противоречия на Ближнем Востоке между Россией, с одной стороны, Анг­лией и Францией — с другой. Кроме того, Николай I занял более жесткую позицию по отношению к Турции, стремясь пересмотреть правовой режим проливов.

В 1850 г. начался конфликт между Францией и Россией, поводом к которому послужили споры католического и пра­вославного духовенства относительно прав на Святые места в Иерусалиме. Николай I считал, что Франция, ослабленная внутренним брожением (после 1848 г. здесь была провозгла­шена республика, однако в 1852 г. ее президент Луи Бонапарт объявил себя императором), не станет стремиться к войне.

Николай также рассчитывал на благосклонность Австрии (в благодарность за поддержку ври подавлении венгерского вос­стания) ; с Англией же он хотел договориться, отдав ей часть османской территории.На деле же Луи Бонапарт — император Наполеон III, — стремясь укрепить свой режим, жаждал победоносной войны. Англии договариваться с Россией было невыгодно, а Австрия, имевшая свои интересы на Балканах, боялась усиления Рос­сии на Ближнем Востоке. Россия оказалась в политической изоляции.

В 1853 г. Турция, опираясь на поддержку Англии и Фран­ции, отвергла ультиматум России относительно Святых мест. Русские войска вступили в Молдавию и Валахию; турецкий султан объявил войну России. Началась Крымская война (1853-1856 гг.).

В ноябре 1853 г. русская эскадра под командованием П.С.Нахимова разгромила турецкий флот в Синопской бух­те. В 1854 г. Англия и Франция объявили войну России, Австрия потребовала от России очистить Молдавию и Вала­хию. Англо-франко-турецкие войска высадились в Крыму и начали наступление на Севастополь. Русская армия под ко­мандованием князя А-С.Меншикова после сражения на реке Альма отступила вглубь полуострова.

Оборону Севастополя возглавили адмиралы В.А.Корни-лов, П.С.Нахимов, В.ИЛстомин; значительную роль сыграл военный инженер Э.И.Тотлебен. Попытки русской армии по­мочь осажденному Севастополю (сражение под Инкерманом, наступление на Евпаторию, битва при Черной речке) успеха не имели. В августе 1855г. после 11-месячной осады был взят господствующий над Севастополем Малахов курган, и рус­ские войска вынуждены были оставить город. В то же время в Закавказье русским войскам удалось взять сильную турец­кую крепость Каре.

Итоги Крымской войны подвел Парижский мирный дого­вор (1856 г.). Провозглашались нейтрализация Черного моря то есть и России, и Турции запрещалось иметь здесь доенный флот, арсеналы и крепости. Поскольку вход в Черное море — проливы — был в руках Турции, подобная ситуация серьезно угрожала безопасности России. Россия лишилась южной ча­сти Бессарабии с устьем Дуная, права покровительствовать Сербии, Молдавии и Валахии.

Крымская война подвела итог всему николаевскому царст­вованию, показав губительность его результатов. Коренные социально-экономические проблемы не были решены, и Рос­сия оказалась фактически беззащитной перед лицом европей­ских государств: у нее не было железных дорог, чтобы пере­бросить войска к театру военных действий, не было современ­ной промышленности, чтобы снабдить армию нарезными ружьями, флот — паровинтовыми судами. Мертвящая цент­рализация и регламентация сковывали инициативу самосто­ятельных военачальников и администраторов. Потрясенный крахом своей политики, Николай I скончался в разгар Крым­ской войны в феврале 1855 г.

 

 

3. Развитие русского национального сознания

ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ В РОССИИ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX В. ЗАПАДНИКИ И СЛАВЯНОФИЛЫ.

Охранительное направление

Реакцией на неудачу преобразо­ваний Александра I и на выступле­ние декабристов было нарастание

консервативных настроений в русском обществе. Именно на эти настроения опирался министр народного просвещения граф С.С.Уваров, выдвинув свою теорию "официальной народности". Рупорами правительственной идеологии были популярные журналисты Ф.В.Булгарин и Н.И.Греч, издавав­шие газету "Северная пчела". Идейно обосновывали и подробно разрабатывали правительственную концепцию профессора Московского университета М.П.Погодин и С.П.Шевырев. Они резко противопоставляли Россию "гнию­щему Западу": Запад сотрясают революции, в России же ца­рит спокойствие. Связано это было, по мнению сторонников официальной идеологии, с благодетельным влиянием само­державия и крепостного права — попечительная власть само­держца и патриархальная забота помещика о своих кресть­янах обеспечивали России социальный мир.

Либеральное направление

Резкой реакцией на правитель­ственную идеологию стало выступле­ние П.Я .Чаадаева. Блестящий гусарский офицер в прошлом, друг Пушкина и декабристов, Чаадаев был оригинальным и. сильным мыслителем. Отно­сительная стабильность российского жизнеустройства была в его глазах свидетельством косности, пассивности обществен­ных сил. В 1836 г. Чаадаев опубликовал "Философическое письмо», в котором высказал мысли, диаметрально противо­положные официальным. "России нечем гордиться перед За­падом, — заявлял Чаадаев, — напротив, она не внесла ника­кого вклада в мировую культуру, осталась непричастной к важнейшим процессам в истории человечества". Виной то­му, считал Чаадаев, был отрыв России от Европы и в особен­ности православное мировоззрение. За свое выступление Ча­адаев по повелению царя был объявлен сумасшедшим и поса­жен под домашний арест. Выступление Чаадаева коснулось проблемы, занимавшей лучшие умы России, и способ­ствовало более четкому-оформлению исподволь вызревав­ших идейных течений.

Поражение декабристов показало, что прежде чем браться за коренное переустройство России, необходимо понять, что она из себя представляет — каково ее место в мировой исто­рии, какие силы направляют ее развитие. Обращению обще­ства к подобным вопросам — историософским и философским — способствовало и само правительство, жестко и оперативно пресекавшее любые попытки представителей общества за­няться политической деятельностью. Центрами идейной жизни в 1830-40-х гг. становятся не тайные общества, а свет­ские салоны, журналы, университетские кафедры.

К концу 1830-х гг. в русском обществе сложились течения западников и славянофилов. Западники (историки Т.Н.Гра­новский, П.Н.Кудрявцев, юрист и философ К.Д.Кавелин, ли­тераторы В.П.Боткин, П.В.Анненков, В.Ф.Корш и др.) исхо­дили из мысли о единстве исторического развития человече­ства, а следовательно, и о единстве исторических путей Рос­сии и Европы. Поэтому, считали западники, в России со вре­менем должны утвердиться европейские порядки. Западники были сторонниками конституционной монархии, политиче­ских свобод — свободы слова, совести и др., выступали за отмену крепостного права и развитие предпринимательства.

Иных взглядов на исторический путь России придержива­лись славянофилы (А.С.Хомяков, братья И.В. и П.В. Киреев­ские, братья К.С. и И.С. Аскаковы, Ю.Ф.Самарин). Они счи­тали, что у каждого народа своя судьба и что Россия развива­ется по пути, отличному от европейского. Это однако не дела­ло славянофилов сторонниками правительственной идеоло­гии: они были решительными противниками крепостного права, критиковали деспотизм и бюрократизм, с которыми было связано самодержавие Николая I. Но изжить эти пороки славянофилы намеревались отнюдь не путем европеизации. Власть царя должна остаться неограниченной, считали славя­нофилы, однако народ должен при этом получить право сво­бодно выражать свое мнение — в печати и на земских соборах, получить свободу совести. Подобное сочетание, по мнению славянофилов, соответствовало исконно русским началам: русский народ никогда не претендовал на участие в полити­ческой жизни, предоставляя эту сферу государству, а госу­дарство не вмешивалось в духовную жизнь народа и прислу­шивалось к его мнению. В основе русской жизни, по мнению славянофилов, лежало общинное начало и принцип согласия (в отличие от европейских порядков, основанных на противо­борстве индивидуалистических начал и формальной законно­сти) . Глубоко близка русскому национальному характеру бы­ла, по мнению славянофилов, православная религия, ставя­щая общее выше частного, призывающая прежде всего к ду­ховному совершенствованию, а не к преобразованию внешне­го мира. Гармоничный уклад русской жизни был, по мнению славянофилов, разрушен реформами Петра I.

А.И.Герцен сравнивал славянофилов и западников с дву­ликим Янусом: они смотрели в разные стороны, но в груди у них билось одно сердце. Действительно, западников и славя­нофилов сближали защита прав личности, общественной сво­боды, протест против деспотизма и бюрократизма, крепост­ничества. Общим для западников и славянофилов было и решительное неприятие революции.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.