Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Введение оценочной системы



Важным аспектом реформы является введение оценочной системы эффективности государственной политики. Традиционно структуры административного управления, получив целевые бюджетные средства, стремились тратить их, не особенно задумываясь об эффективности. Господствующим был принцип «опоры на достигнутое» с ориентацией на уровень освоения бюджета предыдущего года. Теперь же в каждом министерстве и ведомстве было организовано специальное оценочное подразделение, призванное давать оценку государственной политики по определенной шкале. Как указывается в «Основном законе об изменении правительственной структуры», (Ст.29 п.1), «в каждом из министерств учреждается орган оценки, которая заключается в том, чтобы проводить строгую и объективную оценку политики…»[231] Данная система была впервые опробована в американской административной модели и получила там широкое признание как действенный инструмент контроля за средствами налогоплательщиков, равно как и способ повышения дисциплины в среде государственных служащих.

Внедрение оценочной системы преследует вполне определенные цели: отказаться от ненужной с точки зрения общественных интересов политики, сэкономить государственные средства и пустить их на действительно значимые проекты, сломать рутину ведомственной инерции, позволявшую с течение многих лет и даже десятилетий проводить на средства налогоплательщиков затратные и неэффективные работы, наконец, поставить дополнительную преграду перед «сувенирными» законопроектами, лоббирующими интересы узких общественных групп.

Нормативные документы следующим образом регламентируют объекты оценочной деятельности: 1)государственная политика, осуществляемая в связи с изменением условий внешней среды; 2)долгосрочная государственная политика, подвергаемая неоднократной модификации в силу изменившихся условий; 3) политика, проводящаяся на постоянной основе в течение ограниченного либо неограниченного времени. Политика оценивается с трех позиций: «необходимости» (т.е. своевременности и насущности с точки зрения нужд государственного управления), «первоочередности» (т.е. важности по отношению к иным видам государственной политики в данной сфере управления), «эффек-тивности» (соответствия достигнутых результатов и поставленных задач). Сама оценка проводится на основе «оценочных параметров», которые, в свою очередь, определяются количественными показателями по специальной бальной шкале. Параметры оценки, т.е. принципы бальной кодификации, должны быть обнародованы.

Если государственная политика охватывает сферу компетенции сразу нескольких правительственных учреждений, задача ее оценки возлагается на вновь созданное министерство общих дел. Только руководитель этого ведомства получил право отдавать распоряжения иным ведомствам, касающиеся каких-либо аспектов государственного курса. Фактически министерство общих дел взяло на себя функцию всесторонней координации и контроля, проводимую с широких государственных позиций. Механизм оценочного контроля видится следующим образом: ведомства оценивают проект на стадии планирования государственной политики, в то время как министерство общих дел дает дальнейшие рекомендации на основе достигнутых результатов на правах «третьего лица».

Получив определенную апробацию на уровне местной власти[232], оценочная система должна превратиться в достаточно действенный метод государственного управления. Если определенная линия признается несостоятельной, она может быть закрыта даже в процессе осуществления. Например, может быть прекращено строительство речной дамбы, если в ходе оценки будет сочтено, что ее создание не отвечает поставленным задачам. Однако более вероятным предполагается вариант, по которому сработает система предварительной оценки, не позволяющая неэффективному курсу быть принятым еще на стадии планирования и согласования.

Критики новой системы указывают на ее недостатки, главным из которых является тот факт, что оценка будет проводиться силами самой бюрократии, причем того же ведомства, чья работа подлежит проверке. В печати уже появились сообщения о том, что бюрократия ряда министерств втайне договорилась между собой не давать сильно критических оценок «чужим» ведомствам до вступления административной реформы в силу. Безусловно, при оценке данной системы нельзя не делать ставку на то, что бюрократия повсюду в мире не любит, когда ее работу оценивает гражданский сектор. Как отмечала газета «Асахи», «для бюрократии большую напряженность вызывает само состояние «наблюдаемых извне»[233]. С учетом традиции «не выносить сор из избы», характерной, впрочем, не только для Японии, трудно ожидать действительно объективной, а тем более негативной, оценки работы коллег. В США, например, субъектом оценочной деятельности правительства в обязательном порядке является неправительственный орган, как правило, частный исследовательский центр. В Японии такого рода «третейским судьей» выступит, как ожидается, оценочная комиссия министерства общих дел, которая будет составлена только из неправительственных экспертов. Следует, однако, учитывать, что «независимые» эксперты в Японии находятся в гораздо большей зависимости от государства, нежели их американские коллеги. Это связано с тем обстоятельством, что среди них больше выходцев из компаний, входящих в т.н. «кэйрэцу», т.е. финансово-промышленных групп, имеющих особо близкие отношения с государством, особенно по вопросам финансового регулирования, а, следовательно, труднее ожидать от них объективной оценки. В этой связи все активнее раздаются голоса о привлечении к оценочной системе независимых адвокатов, аудиторов, ученых. Кроме того, большая перспектива просматривается в задействовании парламентских структур для проведения оценочной работы.

«Самостоятельные административные юридические лица»

Вопрос о создании новой специфической формы юридического лица для многих организаций, которые традиционно входили в административную сферу, был поставлен на повестку дня в контексте общей задачи сокращения и рационализации административной сферы, приватизации и передачи в частные руки многих функций государственных органов управления, а также в общем русле решения проблем функциональной реформы системы государственного управления. При выборе новой управленческой модели в качестве образца для подражания инициаторы реформы выбрали хорошо зарекомендовавшую себя британскую систему агентств (Agencies), которая впервые была с успехом апробирована при кабинете М.Тэтчер. Их японским аналогом стали «самостоятельные административные юридические лица» (сокр. САЮЛ), закон об учреждении которых стал неотъемлемой частью пакета законов управленческой реформы. Создание особого юридического статуса для ряда государственных учреждений мотивировалось необходимостью повышения эффективности менеджмента, улучшения уровня административных услуг, экономии государственных расходов и сокращения непроизводительных трат. С помощью САЮЛ японские реформаторы стремятся решить задачу разделения функции планирования государственной политики и функции ее реализации. Кроме того, вопрос о создании САЮЛ приобрел актуальность и остроту в связи с задачей сокращения числа государственных служащих на 25% в течение 10 лет, поставленной в 1998 г.[234]

Известно, что значительная часть управленческой сферы связана с общественными потребностями, удовлетворение которых в условиях рыночной экономики по тем или иным причинам не может быть поставлено на коммерческие основы. В этих условиях государство в общественных интересах берет на себя заведомо неприбыльные либо малоподдающиеся хозрасчетным принципам виды деятельности: издательство правительственных изданий, печатание денег, государственное образование и медицинское обслуживание, некоторые виды фундаментальных научных исследований и т.д. Как показала практика, включение этих учреждений в иерархическую вертикаль государственного управления, прямое администрирование со стороны государства, применение к ним методов жесткого и мелочного бюджетного контроля и т.д. оказывается неэффективным и ведет к разбаза-риванию бюджетных средств. Действительно, при гарантированном финансировании со стороны государства, отсутствии понятия «рыночного риска» в работе и возможности банкротства пропадает какой-либо стимул совершенствовать свою деятельность, улучшать качество услуг, проводить реформирование в соответствии с требованиями времени. Мелочная бухгалтерская отчетность в отношении «целевого» использования бюджетных средств лишала менеджмент стимула к рационализации управления, не позволяла вводить принципы материального поощрения, проводить внятную кадровую политику и т.д. В печати сообщалось, что даже закупка карандашей шла отдельной целевой строкой в бюджете госпредприятия[235]. В этих условиях становилось невозможным внести какую-либо долю гибкости в управленческую сферу.

Главной особенностью новой формы субъекта административной деятельности, к которой относится САЮЛ, стало предоставление ему широких прав в области управления, что по сути означает установление хозяйственной самостоятельности, в первую очередь самостоятельности в бюджетной сфере. Так, САЮЛ сможет, сэкономив свои расходы и скопив определенный остаток выделенных ему бюджетных средств, использовать эти средства в будущем финансовом году, а не возвращать их государству. Например, музей изобразительного искусства имеет теперь возможность несколько лет копить деньги для закупки какого-либо шедевра живописи, который невозможно приобрести на средства годового бюджета. Закупки оборудования и расходных материалов стали определяться принципами экономической целесообразности, а не потребностью исчерпать «положенные» бюджетные средства до начала нового финансового года.

Большое значение имеет также кадрово-управленческая самостоятельность САЮЛ. Их руководство получило возможность отойти от жесткой тарифной сетки, установленной для государственных служащих, и определять заработную плату персонала в соответствии с трудовым вкладом, а не распоряжениями министерств и ведомств. Поэтому по итогам года с учетом полученной прибыли уровень зарплаты у работников САЮЛ может быть даже выше, чем у других госслужащих. Важно и то, что в рамках САЮЛ предполагается придерживаться принципов гибкого кадрового расписания, при котором появляется возможность перебрасывать служащих из отдела в отдел, сокращать ненужные ставки без согласования с вышестоящей инстанцией, подбирать в топ-менеджмент талантливых управленцев, причем не обязательно из госслужбы, и устанавливать им соответствующий их профессиональному уровню оклад.

Работники САЮЛ сохраняют свой статус госслужащих со всеми вытекающими из него материальными выгодами, однако официальной статистикой они не будут учитываться в качестве таковых[236]. Что же касается руководителя САЮЛ, то им может быть не только карьерный государственный чиновник, но и наемный менеджер, работающий по контракту. С точки зрения идеологии реформы нахождение на руководящем посту в САЮЛ именно представителя частного бизнеса не просто возможно, но и желательно, поскольку это стало бы реальной гарантией от устоявшейся практики «схождения с небес».

Важной особенностью САЮЛ является введение системы среднесрочного планирования (на период 3 – 5 лет). В начале отчетного периода САЮЛ должен провозгласить и опубликовать стратегические цели своей деятельности, а в концеподвергнуться обязательной внешней ревизии, призванной оценить эффективность работы за прошедший отрезок времени. Оценке подлежат не только чисто экономические показатели работы, уровень бухгалтерской отчетности и т.д., но и содержание и качество услуг, оказываемых САЮЛ гражданам и организациям. Оценка производится по специальной бальной шкале, вводимой также для прочих субъектов административной деятельности. Если оценочное подразделение вынесет негативную оценку деятельности САЮЛ, это может привести либо к смене его руководства, либов крайних случаях – к роспуску и ликвидации[237]. Другим существенным принципом работы САЮЛ является его открытость для общественного контроля. Все провозглашенные цели деятельности САЮЛ подробно освещаются СМИ. Ежегодно он обязан публиковать свои бухгалтерские балансы. Обнародованию подлежат также все данные обязательной ревизии. Публичному обоснованию подлежат и любые мероприятия по организационной реорганизации/ ликвидации САЮЛ.

Согласно «Закону об учреждении САЮЛ», эту новую для себя юридическую форму обрели около 90 государственных организаций. В их числе – ряд государственных научно-иссле-довательских институтов и отдельных лабораторий («Институт экономики и промышленности» и т.д.), несколько опытных агрохозяйств и сельскохозяйственных полигонов, Государственный музей современного искусства и несколько других учреждений культуры и искусства, все государственные клиники и иные медицинские учреждения, молодежный просветительский центр «Международный дом молодежи». При этом предусматривается поэтапный перевод на новую форму хозяйствования: с 2001 г. – 59 учреждений в основном опытно-исследовательского и просветительского профиля (численность сотрудников 200 тыс. чел.), с 2003 – печатно-издательская фирма министерства финансов и государственная типография, с 2004 года – государственные клинические учреждения. Ранее перечисленные организации входили на правах отдельных структурных подразделений в состав соответствующих министерств и ведомств и находились в их прямом подчинении.

С большим трудом решался вопрос о внесении в этот список государственных университетов, которых всего насчитывается 99. С одной стороны, в пользу этого шага выступали те черты, которые типичны для всех организаций, действующих за пределами рыночного правового поля: отсутствие конкуренции между госуниверситетами, жесткое закрепление уровня заработной платы для преподавательского состава, устанавливаемой министерством на едином уровне для всей страны вне зависимости от репутации и престижа вуза, слабое проявление учебными заведениями какой-либо индивидуальности, нездоровая кадровая атмосфера, связанная с применением принципа выслуги лет при назначениях на профессорские должности и т.д. Важным аргументом «за» стала также задача сокращения численности госслужащих, к числу которых относится 135-тысячный отряд преподавателей госуниверситетов, – статус САЮЛ автоматически выводит их персонал из этой категории наемных работников. В то же время многие принципы деятельности, законодательно установленные для всех САЮЛ, противоречат самой природе университетов. Так, например, неприемлемым для них оказывается постановка среднесрочных целей, поскольку преподавательско-исследовательская деятельность университетов всегда носит долгосрочный характер и не поддается оценке за период в 3 – 5 лет. Многие также указывают, что университеты, являясь в большинстве своем национальными центрами фундаментальной науки, должны пользоваться всей широтой академической свободы, в то время как статус САЮЛ не может в полной мере гарантировать им реальную, юридически безукоризненную независимость от государственных инспекторов. Все же принципиальное решение о переводе госуниверситетов на принципы САЮЛ было принято. Теперь они сами получили право на найм профессуры (в зависимости от профессиональных качеств), организацию кафедр, распоряжение исследовательскими фондами. Государство же в ответ потребовало предоставления отчетности в соответствии с установленными требованиями[238].

Пока трудно сделать какие-либо однозначные выводы по поводу того, станут ли САЮЛ тем, кем они должны стать – эффективными субъектами административной деятельности, оказывающими качественные услуги населению в нерыночном секторе экономики. Можно с определенной долей уверенности предположить, что САЮЛ придется сталкиваться с теми же проблемами, что имеются у пресловутых «особых юридических лиц», действующих с сфере общественного предпринимательства[239]. Однако сама концепция САЮЛ, как представляется, подлежит внимательному изучению, поскольку содержит рациональное зерно. Опыт САЮЛ мог бы быть использован в сфере государственного управления России для решения многих административных проблем, связанных с: раздутостью штатов госучреждений, мелочным контролем со стороны проверяющих инстанций, отсутствием открытости и ясных стратегических целей деятельности, неуместным режимом секретности в вопросах, связанных с использованием средств госбюджета.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.