Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Старообрядческий капитализм.

О старообрядчестве обычно судят как о религиозном течении в православии, в незыблемости сохранившем веру и мировоззрение средневековой Руси. Такое мнение, однако, никак не сопрягается с фактами активной предпринимательской деятельности множества старообрядцев-россиян. Как-то трудно отождествить раскольников, зовущих назад и олицетворявших собой некое замкнутое общество, с бурным наращиванием капиталов, строительством фабрик, железных дорог, широкой деятельностью в поддержку передовой культуры.

СПОРНЫЙ ВОПРОС

Иной раз возникает желание объяснить этот феномен влиянием капиталистических отношений -может быть, это они перемололи отсталые мировоззрение и психологию старообрядцев? Но тогда, в свою очередь, встаёт другой вопрос: в силу чего именно эти гонимые церковью и государством люди, а вовсе не добропослупшые христиане показали самые многочисленные ж наилучшие образцы промышленной деятельности и организации производства?

Думается, первопричины этого явления лежат в сущности мировоззренческой системы! старообрядчества, формировавшей определённый образ жизни и деятельности его приверженцев. Огромную роль сыграли и принципы, и формы организации старообрядческих общин.

Современные историки всё больше отходят от традиционного взгляда на религиозный раскол:, Прежде его неизменно толковали как следствие грубых методов проведения обрядовых реформ русской церкви, к тому же усугублённых невежеством в вопросах христианской догматики с обеих сторон - и инициаторов реформ, и их оппонентов.

Движение старообрядцев долго рассматривалось как пассивная форма социального протеста различных слоев общества. По мнению некоторых историков, крестьянские войны и городские восстания не могли разрушить устои феодализма, и поэтому бессилие и отчаяние народных ii-ia.cc выразилось в форме религиозного протеста.

Однако сам по себе факт антифеодальной направленности старообрядчества подвергался сомнению-прежде всего из-за отсутствия у его идеологов позитивной программы развития общества. Призыв расколоучителей возвратиться к традициям «святой Руси» расценивался кж реакционный, хотя и отмечалось наличие элементов демократизма у его вождей и последователей. Следуя такой логике, можно и реформационное движение в Европе представить как реакционное, - хотя бы на том основании, что изменение существующих порядков нашло выражение в возвращении к нормам жизни и догматике раннехристианской церкви.

ТРАДИЦИИ И ПЕРЕМЕНЫ

Отрицательное отношение к «традиционализму», зачастую подменяемому понятием застоя и косности, не позволяет за формой увидеть сущность явления. В хорошо забытом старом оно мешает выделить новое содержание в изменившихся условиях жизни ставшее прогрессивным. Попытаемся выявить в мировоззрении раскольников те положения и принципы, которые способствовали вызреванию среди старообрядцев склонности к капиталистическому предпринимательству.

Из всего богатого XYII столетия как «бунташного века», как времени потерянного равновесия, неожиданностей и непостоянства, небывалых и неслыханных событий, как периода «резких характеров и ярких лиц» можно выделить главное. Прежде всего, это было время болезненной ломки традиционного образа жизни и мышления, поиска пути развития на альтернативной основе. Выбор был таков: либо совершенствование на исконно русских принципах жизни и мировоззрения, либо самостоятельное развитие, но с исполнением достижений европейской цивилизации в экономике, культуре и даже самом мышлении. Выразителями первого направления и были раскольники, отражавшие духовный' склад народной жизни. Второе направление отстаивали правительственные круги во главе с царём Алексеем Михайловичем, защищавшие интересы государства и дворянства.

Превращение церкви в крупнейшего корпоративного феодала и крепостника привело к утрате ею функции надсословной организации, призванной сглаживать социальные противоречия. Да и сами служатели церкви, за некотором исключением, уже не являлись образцами подвижничества.

и нравственного воспитания. Новые отношения в экономике и культуре входили в противоречие с властью и религией, освящавшей старые порядки. В России, также как и в Европе, преобразования начинались с реформирования церкви. Только в отличие от Запада в нашей стране сама государственная власть выступила инициатором церковных преобразований под давлением причин как экономического, так и идеологического характера.

Унификация обрядов по греческим образцам, обращение за идеологической помощью к киевским учёным - богословам, возлюбившим «греческую мудрость» и при этом не чуравшимся «латинской философии», рассматривались старообрядцами как отступление от истинного православия и впадение в ересь». Осуждение «чужебесия» вызвано было не только преданностью национальным традициям, но вытекало из всего образа мышления раскольников, воспитанных в духе русского православия и российского уклада жизни.

С ОПОРОЙ НА МОРАЛЬ

В противовес западным теологам восточные отцы церкви сдержанно относились к рационалистическому объяснению святого писания, засматривая в этом философском мудрствовании угрозу христианству как учению о нравственном и божественном спасении человечества. Если на Западе, образно говоря, Бога отпускали до понимания человеком, то на Востоке самого человека пытались, поднять до постижения божества.

Пути достижения этого видели в приоритете духовной жизни над плотской, постоянном самосовершенствовании на основе неизменных догматов и обрядов соборной церкви. Отсюда идёт одно из направлений в русской мысли и культуре, которое называют нравственно -эстетическим течением - в противовес «рационалистическому» мышлению придворных кругов. Этой заповеди неизменности догматика и обряда следовал Аввакум, когда говорил: «держу до смерти яко же приях. До нас положено. Лежи оно так вовеки веков».

Всю энергию приверженцы такого подхода направили на совершенствовании моральных норм жизни общества. При этом оно опирались на традиции раннего христианства и устои русской жизни предшествующего времени. Особой популярностью у раскольников пользовались трз'ды Иоанна Златоуста (IY в. н. э.), где они находили ответы на многие волновавшие их вопросы о соотношении труда и богатства, потребления и воздержания, воспитания и образования, роли мирского духовенства и монашества в жизни общества. Вопросы эти были поставлены самим ходом развития России, и приверженцы старой веры, выходцы из народной среды, пытались проблемы социально - экономического характера разрешить в рамках религиозно - этического воспитания сограждан и очищения церкви.

Отрицательное отношение раскольников ко всему иностранному было вызвано не только страхом перед «новинами». По замечанию Г. В. Плеханова, оно явилось формой выражения протеста нарождавшейся буржуазии против конкуренции иностранного капитала.

Показательно, что наиболее вьщаюпщеея расколоучители И. Неронов, Аввакум, Логгин, Даниил были выходцами из Нижегородского края, меньше других пострадавшего от разорения в период «смутного времени». Именно отсюда началось освобождение России от интервентов, именно здесь мы встречаем имена крупнейших предпринимателей - старообрядцев, занимавшихся добычей и продажей соли, рыбы, хлеба, кожи, поташа на десятки тысяч рублей. Нижегородские сёла Лысково, Павлово, Семёновское и другие превратились в центры промышленного производства, и на их основе с 1627 г. стала проводиться знаменитая Макарьевская ярмарка.

Русское старообрядческое купечество наиболее остро переживало конкуренцию со стороны английских и голландских торговых компаний, почти беспошлинно продававших и покупавших товары по всей территории страны. Многолетие просьбы положить конец грабительской торговле завершилась успехом только в 1649 г., после казни английского короля.

РАЗУМНЫЙ АСКЕТИЗМ

Таким образом, выступая против «латинян» и «немцев», расколоучители отстаивали сложивший порядок русской жизни, в которой начинали утверждать принципы капиталистического развития. Можно вьщелить и некоторые характерные черты того российского образа жизни, который проповедовался раскольниками. В первую очередь, их проповеди касались идей воздержания и самоограничение своими корнями восходивших к традиции русского нестяжательства и разумного аскетизма Нила Сорского и опиравшихся на теоретические положения Иоанна Златоуста. Рассматривая труд и бережливость и как форму борьбы с бедностью, и как форму воздержания и спасения человека, Златоуст, и вслед за ним и старообрядцы резко осуждали мирские зрелища, увеселения как «порочное»и «праздное» времяпрепровождение. Отсюда -бескомпромиссная борьба Аввакума со скоморохами и языческими забавами, осуждение чревоугодия, пьянства и курения табака. Русский аскетизм давал возможность накапливать первоначальный капитал, не прибегал к традиционному для Запада способу ограбления.

Другим важным положением учения Златоуста и раскольников является отношение к семье как основной ячейке христианской морали и гаранту стабильности общества. Осуждение Аввакумом и И.Нероновым блуда и разврата мирян и священников приводило к острым столкновениям. В процессе развития старообрядческого движения произошла трансформация понятия семьи. Отрицание Аввакумом «Никонианской церкви» как исчадия Антихриста привело к отказу от отправления «таинства священства и брака». В общинах «беспоповцев» крепость семьи освещалась не церковным обрядом, но совместной трудовой деятельностью, традиционными патриархальными порядками, построенными на принципах «Домостроя». Фактическое отрицание церковной иерархии сближает это движение с протестантизмом и его требованием дешёвой церкви.

Почти еретическим представляется призыв Златоуста «строить монастырь в душе» каждого мирянина. В «беспоповских» общинах он трансформировался в положение «каждый себе священник», вызванное отсутствием у старообрядцев в XYIII веке церковного клира.

Таким образом, прав был историк - Костомаров, когда писал, что «раскол гонялся за стариной, старался, как бы точнее держаться старины, но раскол был явлением новой, а не древней жизни».

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.