Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

О том, что лучше ходить под парусом, чем грести веслами, и об ожидании Того, Кто и так придет, когда захочет – в беседе с сестрой Богной Млынаж.

С. Богна Млынаж – доктор богословия духовности, генеральный викарий конгрегации Сестер Пресвятой Души Господа Христа, реколлекционист. Живет в Кракове.

Мартин Якимович: Вы меня так подставили, сестра…

с.Богна Млынаж: Я???

- Да. В декабре во время реколлекций вы бросили в микрофон: “Кто из вас встретил живого Иисуса? Если ты хоть на миг задумался, значит ты Его еще не встретил”.

- И теперь я должна оправдываться?

- Да. Потому что прошло несколько месяцев, а я все еще думаю. (смеется)

- Это был провокационный вопрос. Я не хотела никого оценивать: мол, если поднял руку, то ты на более высоком уровне духовной жизни. Нет в этом никакой оценки. Это вопрос о субъективном ощущении действия Бога в жизни. Я себе выработала определение развития духовной жизни: то, что уже стало объективной реальностью (спасение, любовь Бога, прощеный грех, открытое небо), должно стать моим, пережитым лично, опытом. Именно об этом я спрашиваю людей. Спрашиваю, встретили ли они Иисуса – потому что Он их уже встретил, но неизвестно, открылись ли они навстречу Ему, узнали ли Его? Речь не о каких-то там видениях, чтобы кто-то мне рассказал, какого цвета у Иисуса глаза. Речь о внутреннем опыте, благодаря которому я могу сказать: Бог прошел через мою жизнь. Поскольку это духовная реальность, лишь спустя некоторое время мы можем сказать: да, здесь был Господь.

- И мозаика складывается…

- Это духовный опыт. Бог касается духа каждого, и это прикосновение может распространяться и на нашу психику, и даже на тело. Оно может быть неощутимым, а может быть и землетрясением, к у св.Павла под Дамаском…

- Это Святой Дух превращает объективную реальность в субъективный опыт?

- Да! Иисус говорит: Дух вас всему научит. То есть, то, что Иисус объективно совершил, благодаря Святому Духу становится нашим субъективным опытом.

- Почему Иисус говорит прямо: “Лучше для вас если Я уйду. Если не уйду, не придет Утешитель”? Человек зовет, но отвечает ему эхо…

- Я думаю, дело в смене способа переживания Бога. Мы – существа чувственные, и до какого-то времени Господь Бог ходит за человеком и говорит на его языке – то есть, общается таким образом, который мы в состоянии понять и принять. Но это лишь начало пути. Вопрос же в том, чтобы научиться общаться с Иисусом духовным образом. И Его отход (апостол Павел говорит здесь о том, что мы уже не знаем Иисуса по плоти, но по духу) – это смена перспективы в познании Бога. Теперь мы учимся Его языку, учимся узнавать Его присутствие.

- Два человека описывают одну и ту же ситуацию. Один негодует: “Проснулся в три часа ночи и уже не смог заснуть”. Второй говорит: “Господь разбудил меня в три ночи и позвал на молитву”. Как говорится, найди отличие…

- О том и речь! Суть переживания действия Духа не в том, что что-то вокруг нас меняется – это мы начинаем по-иному смотреть. Изменяется наше видение, словно открываются дополнительные чувства, способные улавливать Божью реальность…

- Вот вы спрашиваете: “Кто из вас встретил живого Иисуса?”. А если бы такой вопрос поставил я, что бы вы ответили?

- Отвечу, что встретила Его. С перспективы времени я вижу, что Бог каждый раз приходит ко мне по-новому, неожиданно для меня. Я часто повторяю слова одной песни: “Теперь я вижу, что Ты – Иной”. Но когда я свидетельствую о своей вере, я вспоминаю несколько ситуаций, в которых Бог прикоснулся ко мне и изменил мою жизнь. Много лет назад, еще как послушница, я дала себе зарок в течение семи месяцев молиться Святому Духу словами гимна „Veni Creator”, прося Его о каждом из семи даров. Легко посчитать, что в течение месяца я молилась об одном даре. (смеется) Но новенна закончилась и я о ней забыла.

- И Он пришел?

- Я не заметила.

- И вы не почувствовали себя обманутой? Семь месяцев молитвы – как об стену горох.

- Нет! Потому что от этой молитвы я ничего не ждала…

- Мда, прекрасный пример для читателей. (смех)

- Ну, в самом деле, я тогда еще не знала, что молитва о Святом Духе может быть сопряжена с… риском. Молилась я из благочестивых соображений. А сегодня уже знаю, что к молитве Святому Духу следует прикладывать инструкцию, а в ней – предостережение: “непредвиденные последствия”! Тогда же, закончив молитву, я просто о ней забыла. Спустя год, я поехала в наш дом для реколлекций в Седльце, и как-то утром мы по обыкновению пели заутреню… И я в какой-то момент начала петь не совсем те слова, которые видела в часослове…

- И не на том языке?

- И не на том языке. Я понятия не имела, что произошло. Я никогда не была на харизматических встречах, ничего не читала о глоссолалии (говорении на языках – прим.ред.). Но я точно понимала, что происходит нечто важное. Что вот теперь я могу сказать Богу абсолютно все, на что раньше мне не хватало слов. Потому что в даре языков не важно, что и как говоришь, а то, что происходит в глубинах духа.

- Вы почувствовали себя ребенком? Многие говорят, что младенческое гуление – суть этого дара…

- Потому что он приносит простоту, рождает смирение. Все стены, все блокады исчезают. Я внезапно почувствовала, что моя душа расширилась. Первым плодом этого стало ощущение, что Писание открывается мне, что Слово Божие говорит именно ко мне. Оно светилось перед моими глазами! Помню, как в тот день я гуляла по лесу, повторяя в уме слова Псалма 50 и вдруг осознала, что такое сокрушение сердца. Увидела, что это нечто сладостное. Человек может лежать ниц пред Богом и в то же время пребывать на Его лоне. Стоять в истине о своем грехе – и в то же время чувствовать, что Бог его принимает, обнимает таким, как он есть, со всей его нищетой и слабостью. Можно повторять: “Бог нас любит, Он милосерд”, “Нам следует исповедать наш грех” и т.п., но все это – лишь пустое знание. В свою очередь, сокрушение сердца, благодаря действию Святого Духа, позволяет одновременно пережить, что Бог милосерден и справедлив. Этот дар сочетает в себе две реальности. Когда я беседую с людьми, то вижу, что по-человечески мы понять его не в силах, и часто впадаем в крайности: либо видим Бога суровым и жестким, либо относимся к Нему как плюшевому медведю.

- Как ожидать Духа? Ведь Он веет, куда Сам желает. Можно ли что-то планировать? Вы же не назначите ему дату и время: Седлец, заутреня, 8 часов утра…

- Его сошествие было совершенной неожиданностью. Просто шок. Как ожидать? Жаждать – изо всех сил. Через себя не перепрыгнешь. Говорить неверующему человеку, чтобы он молился и просил дать ему Духа – это все равно что сказать слепому: “Проси о зрении”. Да ведь он понятия не имеет, что чем просит, о чем тоскует! Надо молиться всеми силами души, жаждать изо всех сил. И этого достаточно. Что-то непременно произойдет…

- Должен? Я все время слышу: “Бог еще никогда не отказал просящим о даре Духа”. А человек просит-просит, и впечатление, что не меняется ни-че-го…

- Прося о Духе, мы получаем Его незамедлительно. НЕЗАМЕДЛИТЕЛЬНО! Бог отвечает на наши молитвы сразу и посылает Дух Свой моментально! Это нам нужно время, чтобы Его заметить. Как происходит процесс узнавания? Очень индивидуально – все мы разные, у нас разные истории жизни, разный “стиль” благочестия. Бог – прекрасный педагог, Он ведет нас сообразно нашему состоянию. Время нужно не Ему, а нам! Думаю, мне было необходимо то время от новенны до переживания силы Духа. Я должна была подождать, поскольку была набожна, но еще не готова принять Бога. Он ждал, а когда пришел, сделал следующий шаг: многое в моей жизни изменил. Взял штурвал в свои руки.

- Люди ищут Духа, хотят Его обрести, “купить”, стяжать. А Иисус говорит: “Не отлучайтесь, пока не примете силы свыше”. Не отлучайтесь. То есть, перестаньте дергаться, суетиться? Будьте пассивны?

- Быть может, тогда мы более открыты навстречу Ему, в конце концов, не мы пишем Ему сценарии. Может, в этом и состоит суть дара покоя в Святом Духе? Мы не готовы, Он нас разоружает, у нас нет запасных планов. Моя знакомая перед молитвой об излитии Духа говорила: “Только не роняй меня!”, а потом лежала… (смеется). И вот еще что важно: мы просим о Духе Святом, ожидаем Его, но ведь Он уже в нас есть! Ему нет нужды приходить – он в нас, с самого крещения. Кстати, сегодня мой день рождения. (смеется). Божий ветер веет в нас…

- Так почему мы не ощущаем его порывы?

- Потому что наши паруса спущены, а без них нам не почувствовать Его силу. Наши паруса свернуты, и многие из нас хватаются за весла, пытаясь своими силами переплыть через жизнь. Весла – это добродетели…

- И крутятся на месте? Пророчество из нашей общины: крутая гора, какой-то уставший человек, словно Сизиф, толкает вверх по склону огромный валун. И как в том мифе – едва он достигает вершины, валун с грохотом срывается вниз. И вдруг – смена плана, “камера” приближает нам камень – а на нем надпись, одно большое слово: заслуги.

- Я часто говорю общинам: почему, вместо того, чтобы поставить паруса, вы все время пытаетесь грести своими маленькими веслами?

- Может, поэтому люди во время излития Святого Духа часто слышат: “Тебе больше не нужно стараться заполучить Мою любовь”?…

- Переживание Святого Духа действительно таково, что человек чувствует безусловность Божьей любви. Бесплатной и безграничной. Вот только это ничего общего не имеет с убеждением самого себя: все в порядке, со мной все ОК, я достоин любви.

- Люди, которые так себя утешают, возвращаются домой и ночами воют в подушку…

- Да. Потому что суть пришествия Духа – это истина о нас самих. Посмотрите, как Он расставляет акценты. Иисус разговор с самарянкой начал не от обличения: у тебя было пять мужей, покайся. Нет! Сначала Он говорит: Я дам тебе воду, которая тебе нужна. Сначала Он дает Духа, обетование, и только потом требует. Эта очередность важна!

- А мы боимся, что как только Дух придет, то покажет нам болото, в котором мы живем, и нам остается только взять бритву…

- Дух действительно приходит обличить мир о грехе, но делает это деликатно. Мы переворачиваем очередность и тем, кто еще никакого опыта общения с живым Богом не имеет, не познал любви и прощения, сразу ставим требования. Как часто приходится слышать во рвемя проповедей: “ты обязан”, “должен”. Требования можно ставить лишь тем, кто пережил встречу с Богом!

- Монах ордена паулинов о.Станислав Ярош рассказывал, что будучи мальчиком часто слышал в церкви: “Ты должен быть добрым”. “Меня эти слова просто убивали”, – впоминал он.

- Поэтому так важен опыт встречи с Богом. Это как открытие врат. Без этого опыта наша духовная жизнь – все равно что галеры…

- Как в анекдоте: “Папа, далеко до Швеции?” “Греби, сынок, греби…”

- Но как же это утомительно в перспективе лет…

- Пророчества, языки, дары, харизмы… Почему Святой Дух действует сегодня “на показ”?

- Потому что, как я уже сказала, Он смиренно приспосабливается к нашему языку, нисходит к нашему уровню переживания веры. Зрелищность необходима нам, чтобы мы обратили внимание на Бога, Который желает говорить к нам. Но это не единственный Его язык, и не самый любимый. Он старается приспособиться к нам. Это как на ладони видно в развитии многих общин. После первоначального харизматического бума и водопаде даров наступает время тишины, покоя. И у меня сложилось такое впечатление, что Бог себя лучше в такой реальности чувствует… Для харизматов учителем может стать св. Иоанн Креста, говоривший, что молодое вино бродит, но может испориться, у старого же вкус полнее и оно больше не ферментируется. Оно спокойное, вызревшее.

- За три последних дня мне позвонили сразу из трех общин: “На этой неделе у нас заканчивается семинар Обновления Веры, кто-то из вас может помочь?”

- К счастью, сегодня мы знаем, что духовное пробуждение необходимо, и это никого не удивляет. Но еще несколько лет назад люди звонили бы в курию: “Что у них там творится! Они вызывают Святого Духа!” (смеется) Харизмы сегодня – это будни Церкви, и это хорошо. Но меня больше интересует, что будет дальше, следующий шаг. Когда люди возвращаются домой и начинают все обдумывать в спокойной обстановке: “Ведь не все были исцелены. И во мне не уничтожел все зло. Он действует? Или забыл обо мне?”

- Этап “Аллилуйя – и вперед” заканчивается…

- И начинается взросление. Сегодня харизматические общины участся взрослеть после первого этапа пробуждения…

- Необходимы ли харизмы для спасения?

- Нет. Но, как говорят мои знакомые, “жизнь без харизм возможна, но она не такая яркая”. Я с этим согласна, и в то же время опасаюсь навешивать ярлыки: “Святой Дух действует исключительно в харизматических общинах, в анклавах”. Ведь Он приходит разными путями и способами! Не обязательно пророчествовать или петь на языках. Иногда, когда я приезжаю в общины, чтобы молиться об излитии Святого Духа, я предостерегаю от духовной жадности и вопросами: “О каком даре Святого Духа ты молишься?”

- Однажды мы молились над девушкой: – О каком даре просишь? – задал вопрос священник. – Об исцелении, различении духов, толковании языков… – А о любви? – прервал священник. – Ну… ла-а-адно, пусть тоже будет…

- Именно об этом я и говорю! Святой Дух приходит не для того, чтобы направо и налево дары и жонглировать харизмами. Он приходит, чтобы мы могли встретить живого Иисуса! Это – Его величайшее желание.

Мартин Якимович.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.