О том, что лучше ходить под парусом, чем грести веслами, и об ожидании Того, Кто и так придет, когда захочет – в беседе с сестрой Богной Млынаж.
С. Богна Млынаж – доктор богословия духовности, генеральный викарий конгрегации Сестер Пресвятой Души Господа Христа, реколлекционист. Живет в Кракове.
Мартин Якимович: Вы меня так подставили, сестра…
с.Богна Млынаж: Я???
- Да. В декабре во время реколлекций вы бросили в микрофон: “Кто из вас встретил живого Иисуса? Если ты хоть на миг задумался, значит ты Его еще не встретил”.
- И теперь я должна оправдываться?
- Да. Потому что прошло несколько месяцев, а я все еще думаю. (смеется)
- Это был провокационный вопрос. Я не хотела никого оценивать: мол, если поднял руку, то ты на более высоком уровне духовной жизни. Нет в этом никакой оценки. Это вопрос о субъективном ощущении действия Бога в жизни. Я себе выработала определение развития духовной жизни: то, что уже стало объективной реальностью (спасение, любовь Бога, прощеный грех, открытое небо), должно стать моим, пережитым лично, опытом. Именно об этом я спрашиваю людей. Спрашиваю, встретили ли они Иисуса – потому что Он их уже встретил, но неизвестно, открылись ли они навстречу Ему, узнали ли Его? Речь не о каких-то там видениях, чтобы кто-то мне рассказал, какого цвета у Иисуса глаза. Речь о внутреннем опыте, благодаря которому я могу сказать: Бог прошел через мою жизнь. Поскольку это духовная реальность, лишь спустя некоторое время мы можем сказать: да, здесь был Господь.
- И мозаика складывается…
- Это духовный опыт. Бог касается духа каждого, и это прикосновение может распространяться и на нашу психику, и даже на тело. Оно может быть неощутимым, а может быть и землетрясением, к у св.Павла под Дамаском…
- Это Святой Дух превращает объективную реальность в субъективный опыт?
- Да! Иисус говорит: Дух вас всему научит. То есть, то, что Иисус объективно совершил, благодаря Святому Духу становится нашим субъективным опытом.
- Почему Иисус говорит прямо: “Лучше для вас если Я уйду. Если не уйду, не придет Утешитель”? Человек зовет, но отвечает ему эхо…
- Я думаю, дело в смене способа переживания Бога. Мы – существа чувственные, и до какого-то времени Господь Бог ходит за человеком и говорит на его языке – то есть, общается таким образом, который мы в состоянии понять и принять. Но это лишь начало пути. Вопрос же в том, чтобы научиться общаться с Иисусом духовным образом. И Его отход (апостол Павел говорит здесь о том, что мы уже не знаем Иисуса по плоти, но по духу) – это смена перспективы в познании Бога. Теперь мы учимся Его языку, учимся узнавать Его присутствие.
- Два человека описывают одну и ту же ситуацию. Один негодует: “Проснулся в три часа ночи и уже не смог заснуть”. Второй говорит: “Господь разбудил меня в три ночи и позвал на молитву”. Как говорится, найди отличие…
- О том и речь! Суть переживания действия Духа не в том, что что-то вокруг нас меняется – это мы начинаем по-иному смотреть. Изменяется наше видение, словно открываются дополнительные чувства, способные улавливать Божью реальность…
- Вот вы спрашиваете: “Кто из вас встретил живого Иисуса?”. А если бы такой вопрос поставил я, что бы вы ответили?
- Отвечу, что встретила Его. С перспективы времени я вижу, что Бог каждый раз приходит ко мне по-новому, неожиданно для меня. Я часто повторяю слова одной песни: “Теперь я вижу, что Ты – Иной”. Но когда я свидетельствую о своей вере, я вспоминаю несколько ситуаций, в которых Бог прикоснулся ко мне и изменил мою жизнь. Много лет назад, еще как послушница, я дала себе зарок в течение семи месяцев молиться Святому Духу словами гимна „Veni Creator”, прося Его о каждом из семи даров. Легко посчитать, что в течение месяца я молилась об одном даре. (смеется) Но новенна закончилась и я о ней забыла.
- И Он пришел?
- Я не заметила.
- И вы не почувствовали себя обманутой? Семь месяцев молитвы – как об стену горох.
- Нет! Потому что от этой молитвы я ничего не ждала…
- Мда, прекрасный пример для читателей. (смех)
- Ну, в самом деле, я тогда еще не знала, что молитва о Святом Духе может быть сопряжена с… риском. Молилась я из благочестивых соображений. А сегодня уже знаю, что к молитве Святому Духу следует прикладывать инструкцию, а в ней – предостережение: “непредвиденные последствия”! Тогда же, закончив молитву, я просто о ней забыла. Спустя год, я поехала в наш дом для реколлекций в Седльце, и как-то утром мы по обыкновению пели заутреню… И я в какой-то момент начала петь не совсем те слова, которые видела в часослове…
- И не на том языке?
- И не на том языке. Я понятия не имела, что произошло. Я никогда не была на харизматических встречах, ничего не читала о глоссолалии (говорении на языках – прим.ред.). Но я точно понимала, что происходит нечто важное. Что вот теперь я могу сказать Богу абсолютно все, на что раньше мне не хватало слов. Потому что в даре языков не важно, что и как говоришь, а то, что происходит в глубинах духа.
- Вы почувствовали себя ребенком? Многие говорят, что младенческое гуление – суть этого дара…
- Потому что он приносит простоту, рождает смирение. Все стены, все блокады исчезают. Я внезапно почувствовала, что моя душа расширилась. Первым плодом этого стало ощущение, что Писание открывается мне, что Слово Божие говорит именно ко мне. Оно светилось перед моими глазами! Помню, как в тот день я гуляла по лесу, повторяя в уме слова Псалма 50 и вдруг осознала, что такое сокрушение сердца. Увидела, что это нечто сладостное. Человек может лежать ниц пред Богом и в то же время пребывать на Его лоне. Стоять в истине о своем грехе – и в то же время чувствовать, что Бог его принимает, обнимает таким, как он есть, со всей его нищетой и слабостью. Можно повторять: “Бог нас любит, Он милосерд”, “Нам следует исповедать наш грех” и т.п., но все это – лишь пустое знание. В свою очередь, сокрушение сердца, благодаря действию Святого Духа, позволяет одновременно пережить, что Бог милосерден и справедлив. Этот дар сочетает в себе две реальности. Когда я беседую с людьми, то вижу, что по-человечески мы понять его не в силах, и часто впадаем в крайности: либо видим Бога суровым и жестким, либо относимся к Нему как плюшевому медведю.
- Как ожидать Духа? Ведь Он веет, куда Сам желает. Можно ли что-то планировать? Вы же не назначите ему дату и время: Седлец, заутреня, 8 часов утра…
- Его сошествие было совершенной неожиданностью. Просто шок. Как ожидать? Жаждать – изо всех сил. Через себя не перепрыгнешь. Говорить неверующему человеку, чтобы он молился и просил дать ему Духа – это все равно что сказать слепому: “Проси о зрении”. Да ведь он понятия не имеет, что чем просит, о чем тоскует! Надо молиться всеми силами души, жаждать изо всех сил. И этого достаточно. Что-то непременно произойдет…
- Должен? Я все время слышу: “Бог еще никогда не отказал просящим о даре Духа”. А человек просит-просит, и впечатление, что не меняется ни-че-го…
- Прося о Духе, мы получаем Его незамедлительно. НЕЗАМЕДЛИТЕЛЬНО! Бог отвечает на наши молитвы сразу и посылает Дух Свой моментально! Это нам нужно время, чтобы Его заметить. Как происходит процесс узнавания? Очень индивидуально – все мы разные, у нас разные истории жизни, разный “стиль” благочестия. Бог – прекрасный педагог, Он ведет нас сообразно нашему состоянию. Время нужно не Ему, а нам! Думаю, мне было необходимо то время от новенны до переживания силы Духа. Я должна была подождать, поскольку была набожна, но еще не готова принять Бога. Он ждал, а когда пришел, сделал следующий шаг: многое в моей жизни изменил. Взял штурвал в свои руки.
- Люди ищут Духа, хотят Его обрести, “купить”, стяжать. А Иисус говорит: “Не отлучайтесь, пока не примете силы свыше”. Не отлучайтесь. То есть, перестаньте дергаться, суетиться? Будьте пассивны?
- Быть может, тогда мы более открыты навстречу Ему, в конце концов, не мы пишем Ему сценарии. Может, в этом и состоит суть дара покоя в Святом Духе? Мы не готовы, Он нас разоружает, у нас нет запасных планов. Моя знакомая перед молитвой об излитии Духа говорила: “Только не роняй меня!”, а потом лежала… (смеется). И вот еще что важно: мы просим о Духе Святом, ожидаем Его, но ведь Он уже в нас есть! Ему нет нужды приходить – он в нас, с самого крещения. Кстати, сегодня мой день рождения. (смеется). Божий ветер веет в нас…
- Так почему мы не ощущаем его порывы?
- Потому что наши паруса спущены, а без них нам не почувствовать Его силу. Наши паруса свернуты, и многие из нас хватаются за весла, пытаясь своими силами переплыть через жизнь. Весла – это добродетели…
- И крутятся на месте? Пророчество из нашей общины: крутая гора, какой-то уставший человек, словно Сизиф, толкает вверх по склону огромный валун. И как в том мифе – едва он достигает вершины, валун с грохотом срывается вниз. И вдруг – смена плана, “камера” приближает нам камень – а на нем надпись, одно большое слово: заслуги.
- Я часто говорю общинам: почему, вместо того, чтобы поставить паруса, вы все время пытаетесь грести своими маленькими веслами?
- Может, поэтому люди во время излития Святого Духа часто слышат: “Тебе больше не нужно стараться заполучить Мою любовь”?…
- Переживание Святого Духа действительно таково, что человек чувствует безусловность Божьей любви. Бесплатной и безграничной. Вот только это ничего общего не имеет с убеждением самого себя: все в порядке, со мной все ОК, я достоин любви.
- Люди, которые так себя утешают, возвращаются домой и ночами воют в подушку…
- Да. Потому что суть пришествия Духа – это истина о нас самих. Посмотрите, как Он расставляет акценты. Иисус разговор с самарянкой начал не от обличения: у тебя было пять мужей, покайся. Нет! Сначала Он говорит: Я дам тебе воду, которая тебе нужна. Сначала Он дает Духа, обетование, и только потом требует. Эта очередность важна!
- А мы боимся, что как только Дух придет, то покажет нам болото, в котором мы живем, и нам остается только взять бритву…
- Дух действительно приходит обличить мир о грехе, но делает это деликатно. Мы переворачиваем очередность и тем, кто еще никакого опыта общения с живым Богом не имеет, не познал любви и прощения, сразу ставим требования. Как часто приходится слышать во рвемя проповедей: “ты обязан”, “должен”. Требования можно ставить лишь тем, кто пережил встречу с Богом!
- Монах ордена паулинов о.Станислав Ярош рассказывал, что будучи мальчиком часто слышал в церкви: “Ты должен быть добрым”. “Меня эти слова просто убивали”, – впоминал он.
- Поэтому так важен опыт встречи с Богом. Это как открытие врат. Без этого опыта наша духовная жизнь – все равно что галеры…
- Как в анекдоте: “Папа, далеко до Швеции?” “Греби, сынок, греби…”
- Но как же это утомительно в перспективе лет…
- Пророчества, языки, дары, харизмы… Почему Святой Дух действует сегодня “на показ”?
- Потому что, как я уже сказала, Он смиренно приспосабливается к нашему языку, нисходит к нашему уровню переживания веры. Зрелищность необходима нам, чтобы мы обратили внимание на Бога, Который желает говорить к нам. Но это не единственный Его язык, и не самый любимый. Он старается приспособиться к нам. Это как на ладони видно в развитии многих общин. После первоначального харизматического бума и водопаде даров наступает время тишины, покоя. И у меня сложилось такое впечатление, что Бог себя лучше в такой реальности чувствует… Для харизматов учителем может стать св. Иоанн Креста, говоривший, что молодое вино бродит, но может испориться, у старого же вкус полнее и оно больше не ферментируется. Оно спокойное, вызревшее.
- За три последних дня мне позвонили сразу из трех общин: “На этой неделе у нас заканчивается семинар Обновления Веры, кто-то из вас может помочь?”
- К счастью, сегодня мы знаем, что духовное пробуждение необходимо, и это никого не удивляет. Но еще несколько лет назад люди звонили бы в курию: “Что у них там творится! Они вызывают Святого Духа!” (смеется) Харизмы сегодня – это будни Церкви, и это хорошо. Но меня больше интересует, что будет дальше, следующий шаг. Когда люди возвращаются домой и начинают все обдумывать в спокойной обстановке: “Ведь не все были исцелены. И во мне не уничтожел все зло. Он действует? Или забыл обо мне?”
- Этап “Аллилуйя – и вперед” заканчивается…
- И начинается взросление. Сегодня харизматические общины участся взрослеть после первого этапа пробуждения…
- Необходимы ли харизмы для спасения?
- Нет. Но, как говорят мои знакомые, “жизнь без харизм возможна, но она не такая яркая”. Я с этим согласна, и в то же время опасаюсь навешивать ярлыки: “Святой Дух действует исключительно в харизматических общинах, в анклавах”. Ведь Он приходит разными путями и способами! Не обязательно пророчествовать или петь на языках. Иногда, когда я приезжаю в общины, чтобы молиться об излитии Святого Духа, я предостерегаю от духовной жадности и вопросами: “О каком даре Святого Духа ты молишься?”
- Однажды мы молились над девушкой: – О каком даре просишь? – задал вопрос священник. – Об исцелении, различении духов, толковании языков… – А о любви? – прервал священник. – Ну… ла-а-адно, пусть тоже будет…
- Именно об этом я и говорю! Святой Дух приходит не для того, чтобы направо и налево дары и жонглировать харизмами. Он приходит, чтобы мы могли встретить живого Иисуса! Это – Его величайшее желание.