Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Разработать пользовательский интерфейс для программы «Калькулятор» и выделить особенности, позволяющие отнести такой интерфейс к категории качественных программных интерфейсов.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРФЕЙСА ПРОГРАММНОГО ПРОДУКТА

 

Задание:

1). Изучить понятие качественного пользовательского интерфейса;

Разработать пользовательский интерфейс для программы «Калькулятор» и выделить особенности, позволяющие отнести такой интерфейс к категории качественных программных интерфейсов.

 

Проектирование интерфейса программного продукта является неотъемлемой и далеко немаловажной частью процесса разработки программного обеспечения любой сложности и назначения. Но понятие интерфейса теперь стремительно и неуклонно выходит за рамки одних только окон, меню, управляющих элементов (кнопок), полей ввода и прочих элементов программы. Все большую силу и значение приобретает понятие «качественного взаимодействия».

Когда говорят о научных основах проектирования пользовательских интерфейсов, то в первую очередь ссылаются на понятие HCI (аббр. от англ. Human-Computer Interaction – человеко-машинное взаимодействие). Нетрудно догадаться, что в процессе проектирования взаимодействия необходимо не только учитывать аппаратную составляющую программного продукта, но и организовывать тщательную проработку его «поведенческих» реакций в отношении с пользователем, для чего, не в последнюю очередь, потребуется изучение непосредственно человеческой (пользовательской) психологии. Если, в конечном счете, при разработке взаимодействия удается найти гармоничное соотношение названных аспектов, можно говорить о том, что взаимодействие разработано на достаточно высоком уровне.

Взаимодействие программы с пользователем не должно быть навязчивым, требующим много внимания, другими словами, следует стремиться к «прозрачному» интерфейсу, позволяющему пользователю без труда сосредоточиться на выполняемых им функциях и решении поставленных задач. «Прозрачности» интерфейса можно добиться путем избавления пользователя от несущественных для него подробностей, таких как, к примеру, подробное информирование обо всех этапах выполнения программы. Ведь пользователю, как правило, интересен не процесс работы программы и то, каким образом выполняется каждая ее функция, а конечный, легко читаемый и воспринимаемый результат. Некоторые разработчики программных продуктов (программисты) часто «забывают» о пользователях или осознанно отказываются учесть их требования. Однако это неправильный подход. Создавая программный продукт (ПП), разработчик зачастую руководствуется исключительно своей, технической точкой зрения, которая чаще всего во многом противоречит взглядам на ПП пользователя. Ведь ПП может быть достаточно простым технически, но, все же, оставаться довольно сложным и неудобным в использовании для пользователя. Другими словами, «технически разницы между сложной, запутанной программой и простым, приятным, мощным продуктом практически нет. Вопрос скорее в культуре, подготовке, отношении людей, создающих эти продукты, нежели в микросхемах и языках программирования. Ущербен наш процесс разработки, а не инструменты» [1].

Некачественное взаимодействие также может быть результатом противоречий в интересах разработчика и пользователя. Вполне естественно, что разработчик в первую очередь уделяет внимание написанию и отладке кода программы и, направив на это все свои усилия, в силу накопившейся к концу работы над проектом усталости, теряет мотив к проектированию еще и простого, удобного взаимодействия, тогда как пользователю, напротив, важно именно хорошо продуманное и адекватное во взаимодействии с ним «поведение» программы.

Чтобы определить необходимые и достаточные требования, позволяющие проектировщикам разрабатывать и реализовывать качественное взаимодействие, нужно разобраться в самом понятии «качественного взаимодействия».

Качественное взаимодействие должно отвечать определенным критериям качества и «здравого смысла» (то есть уместного реагирования программы на действия пользователя). Основные критерии качества можно свести к следующему списку:

- качественный интерфейс прост;

- качественный интерфейс логичен;

- качественный интерфейс не сбивает с толку;

- качественный интерфейс привычен;

- качественный интерфейс «ведет» себя адекватно;

- качественный интерфейс удобен;

- качественный интерфейс неизбыточен;

- качественный интерфейс «прозрачен»;

- качественный интерфейс предвидит потребности пользователей;

- качественный интерфейс скрывает несущественные подробности.

Простой интерфейс только кажется простым, так как с технической точки зрения его проектирование – задача, требующая от разработчиков значительных усилий и временных затрат. Как уже упоминалось, у разработчика и пользователя интересы зачастую совершенно противоположные, что справедливо и для целей процессов реализации кода и интерфейса программы. Как правило, программирование простого и понятного пользователю интерфейса, с сохранением полной функциональности сложного приложения, усложняет и увеличивает объем программного кода, в связи с чем, недостаточно опытные разработчики часто делают выбор в пользу более простого кода. Простота взаимодействия заключается в такой организации даже сложного функционала программного продукта, при котором оно предоставляет пользователю доступную и понятную оболочку для полноценной работы с программой.

Структурная логичность взаимодействия позволяет пользователям лучше ориентироваться в интерфейсе, при этом логика должна исключать многозначность команд меню и других элементов управления. Таким образом, названия пунктов меню и кнопок управления программой должны вкратце, но в достаточной мере и однозначно отражать суть реализуемых ими функций.

Интерфейс и взаимодействие в целом иногда реализованы таким образом, что даже подготовленный пользователь может чувствовать дискомфорт или даже затруднения в общении с программой. Это может быть связано с неудобным, труднодоступным расположением и непривычной формой элементов управления, резкими, сбивающими с толку цветовыми схемами окон программы, плохо подобранными размером и цветом шрифтов и прочими необязательными, а иногда и совершенно неуместными элементами оформления. Поэтому в качественном взаимодействии пользователь должен видеть привычные элементы и формы, позволяющие ему чувствовать себя в процессе работы с программой уверенно и сориентировано.

«Адекватность» взаимодействия имеет в основе хорошо продуманное «поведение». При вызове команд, пользователь в качестве результата должен получать от программы именно то, что ожидал – ни больше, ни меньше. Слишком «усердная» программа может вызывать, в особенности у опытных пользователей, раздражение, в то время как «ленивая», вместо того чтобы облегчить работу, напротив, скорее ее усложнит. Найти необходимое равновесие – довольно сложный процесс для разработчика.

Удобство интерфейса играет в HCI значительную роль. Если программа используется довольно часто, но имеет неудобный или запутанный интерфейс, то рано или поздно, пользователь предпочтет ей альтернативу. «Удобство» программного продукта заключается в правильной организации доступа к часто используемым функциям, диалогам и настройкам программы. Для этого, к примеру, в интерфейсе может быть предусмотрено несколько способов вызова одной функции – из главного меню программы, нажатием командных кнопок или управляющих элементов окна, в котором пользователь в данный момент работает. Такая структура может избавить пользователя от долгих поисков нужной команды в главном меню программы или напротив, обеспечить ее вызов при отсутствии непосредственного доступа к элементам управления окна. Важно учесть, что обеспечение удобства взаимодействия не должно приводить к его избыточности.

Примером избыточного взаимодействия может служить интерфейс, перегруженный элементами управления, обеспечивающими одни и те же функции. Избыточное взаимодействие, запутывая пользователя, также может замедлять работу с программой.

В среде разработчиков существует понятие «вежливой» программы, то есть программы, ориентированной на обеспечение комфорта работы с ней. Такая программа имеет взаимодействие, предусматривающее предпочтения конкретного пользователя, другими словами, учитывающее особенности привычного ему процесса работы. К примеру, взаимодействие может запоминать рабочие директории пользователя и, при очередном сохранении проекта, открывать именно их. То же касается часто заполняемых полей – программа может предлагать пользователю выбирать значение поля, скажем, из выпадающего списка и так далее.

Качественный программный продукт способен выполнять громоздкие вычислительные операции с большим количеством переменных так, что пользователь не будет догадываться о сложности производимых расчетов. При этом подобная программа выводит на экран не многочисленные и трудночитаемые промежуточные результаты выполняемого процесса, а сообщение с неким индикатором, отражающим информацию о доле или проценте выполнения соответствующих операций.

 

Литература

1. Купер А. Психбольница в руках пациентов. Почему высокие технологии сводят нас с ума и как восстановить душевное равновесие. – М.: Символ-Плюс, 2005. – 336 с.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.