Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Музыкальное искусство второй половине XIX в.



В развитии казахского музыкального искусства выдающийся след оставили Курмангазы Сагырбай-улы, Даулеткерей Шыгай-улы, Таттимбет Казангап-улы, Ыкылас Дукен-улы, Биржан-сал Кожагул-улы, Ахан серэ Корамса-улы, Жаяу Муса Байжан-улы.

Таттимбет Казангап-улы (1815—1862 гг.) — выдающийся кюйши-композитор, один из основоположников казахской классической домбровой музыки XIX в, непревзойденный автор и исполнитель кюев в стиле шертпе. Таттимбет родился и вырос на территории нынешнего Каркаралинского района Карагандинской области, происходил из рода каракесек Среднего жуза.

Таттимбет сочинил классические образцы традиционных кюев: "Косбасар", "Боз айгыр", "Бозторгай", "Алшагыр" и др. Кюи Таттимбета "Саржайлау", "Сылкылдак" относятся к лучшим произведениям казахской инструментальной музыки.

В некоторых произведениях нашли отражение и социальные мотивы. Например, в кюе "Бес тере" осуждается власть людей, возвышающихся над народом.

В 1855 г. Таттимбет ездил в Петербург, где, по преданию, играл на домбре. Сохранилось свыше 40 кюев Таттимбета.

Курмангазы Сагырбай-улы (1818—1889 гг.) — гениальный кюйши-композитор, классик казахской инструментальной музыки, родился в местечке Жидели на территории Букеевской орды. Выходец из бедных слоев, Курмангазы с юных лет проявлял музыкальные дарования. Первым его наставником игры на домбре был Ханбазар, а главным учителем — кюйши Узак. Курмангазы учился и у других народных талантов, таких, как Баламайсан, Байжума, Сокыр Есжан. Курмангазы создает произведения, в которых отразились его думы о судьбе народа, его верность освободительному движению.

Первый его кюй "Кишкентай" был посвящен руководителю народного восста-ния Исатаю Тайманулы. Его кюи "Акбай", "Адай" наполнены раздумьями, верой в будущее. В кюе "Сарыарка" слышатся мотивы несгибаемой воли народа к свободе, любовь к родной земле, к безграничной степи.

Из-за обвинений представителей правящих классов в "воровстве, разбое" он сидел в тюрьмах Урала и Оренбурга.

В конце 1880 г. Курмангазы окончательно переезжает в селение Сахма Астраханской губернии. Вокруг знаменитого кюйши собираются его ученики Дина, Ергали Есжанулы и др. С гордостью причисляли себя к ученикам Курмангазы широко известные в народе домбристы Сугирали, Кокбала, Шора и др. Сохранилось более 60 кюев Курмангазы.

Даулеткерей Шыгай-улы (1820—1887 гг.) — знаменитый кюйши-композитор, основоположник лирического направления в домбровой музыке. На формирование его взглядов повлияло восстание 1836—1838 гг. в Букеевской орде.

Композитор создал тонкие психологические женские портреты в кюях: "Косалка", "Кудаша", "Женгем суйер", "Акбала-кыз", "Жумабике", "Керкем-ханым". Тончайшие душевные переживания и раздумья композитора переданы в его кюях "Ващенко", "Топан". Даулеткерей также написал глубоко трагические произведения, как, например, кюй "Салык елген". Известно около 40 кюев композитора.

Биржан-сал Кожагул-улы (1834—1897 гг.) — выдающийся казахский композитор, певец и поэт. Родился в очень бедной семье на территории Кокшетауской области. На становление его композиторского таланта большое влияние оказала встреча с молодым Абаем в 1865 г.

Одна из первых его песен — "Биржан-сал". У Биржана ряд песен относится к любовной лирике. Замечательными образцами песен являются его произведения "Биржан-сал", "Айтбай" и др.

Песни Биржана "Жанбота", "Адаскдк" отразили его гнев по поводу действий власть имущих. Он был и талантливым поэтом. Особенно широко известен в народе его айтыс с девушкой по имени Сара. Среди последователей Биржана были талантливые композиторы Акан серэ, Укили Ыбрай, Балуан Шолак и др. До наших дней дошло около 40 песен Биржана.

Жаяу Муса Байжан-улы (1835—1929 гг.) — выдающийся народный композитор, родился на берегу озера Жасыбай в Баянаульских горцах, в семье простого кочевника. В 4 года его к себе взял брат Байжана Тайжан для обучения в аульной школе. Известно, что Жаяу Муса был знаком с Шоканом Уалихановым, какое-то время находился с ним вместе, а для стихотворения Алтынсарина "Кел, балалар, окылык" сочинил музыку.

Жаяу Муса преклонялся перед гением Абая, посвятив ему одно из своих стихотворений.

Старший султан Баянаульского округа Муса и его младший брат Мустафа Шорманулы имели большую власть в Степи. Сыновья Байжана, имевшие такие же имена, получили дополнения к своим именам: Мусу назвали "Жаяу" ("Пеший"), а его младшего брата Мустафу — "Жалан-аяк" ("Босой").

О композиторском таланте Жаяу Мусы говорят его замечательные песни: "Ак сиса", "Хаулау", "Баянауыл", которые, наряду с традиционными, содержат и новаторские черты.

Ахансерэ Корамса-улы (1843—1913 гг.)— выдающийся композитор. Родился на берегу озера Улкен Коскол в Кокшетауской области. Выдающиеся произведения Акана - песни "Кулагер", "Манмацгер", "Макпал","Балкадиша", "Кокжендет".

Ыкылас Дукен-улы (1843—1916 гг.) — кюйши-композитор, кобызист. Вдохновителем таланта Ыкыласа был отец. Заслуга Ыкыласа состоит в том, что он возродил богатую музыкальную традицию кобыза, ведущую начало от музыки Коркыта (VIII в.).

Его кюи "Жез кюк", "Кдмбар", "Кдзан", "Шынырау". В традиционных жанрах инструментальной музыки, уходящих корнями в средневековье, созданы кюи "Коныр", "Кертолгау", "Айрауыктыц ащы куш".

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.