Важная роль в изучении курса «Социология» отводится самостоятельной работе, в ходе которой студенты имеют возможность овладевать алгоритмами познавательной деятельности и демонстрировать свои творческие способности. При этом студенты должны показать знания и умения, связанные с творческой самостоятельностью, в первую очередь, ─ умение читать и понимать учебные и научные тексты, концептуализировать содержащиеся в них социологические знания.
4. Социальный эволюционизм Г. Спенсера как форма эффективного развития социума;
5. Г. Зиммель: культурно-символические значения экономических процессов;
6. Этапы развития социологии в России;
Примечание. При выполнении этого задания надо придерживаться следующей схемы:
1.Исторические рубежи и представители школы;
2.Основные проблемы и их решение;
3.Значение идей для развития социологического знания.
Задание 3. Составить таблицы:
1. Основные этапы развития и характеристики западноевропейской социологии;
2. Основные этапы развития русской социологической мысли;
3. Основные направления современной социологии XX в.
Задание 4. Сравнить:
1.Социологические воззрения П. Сорокина и К. Маркса;
2.Свойства и характеристики личности в теориях 3. Фрейда и Э. Фромма;
3.Структуру личности по 3. Фрейду, Дж.Г. Миду и К.К. Платонову.
Примечание. При выполнении этого задания необходимо использовать следующий алгоритм:
1. Охарактеризовать социологическое учение;
2. Выявить специфику социологических идей;
3. Установить общее и различное между сравниваемыми социологическими системами.
Задание 5. Составить план-конспекты ответов на вопросы:
а. Социальная культура и её функции;
б. Социальный состав и его типы;
в. Структура личности в теории 3. Фрейда;
г. Структура личности в теории Дж.Г. Мида;
д. Структура личности в теории К.К. Платонова;
е. Социальные типы личности;
ж. Семейно-брачный социальный институт;
з. Образование как социальный институт;
и. Религия как социальный институт;
к. Социальная структура современного российского общества в исследованиях Т.И. Заславской;
л. Модель экономической стратификации современного российского общества, предложенная Н.М. Римашевской;
м. Роль среднего класса в социальной структуре общества;
н. Социальные движения: понятия и основные характеристики;
о. Трансформация российского общества и возможные альтернативы его развития.
Задание 6. Ответить на вопросы:
1. Что такое глобализация?
2. Каковы основные задачи процесса глобализации?
3. Каковы причины возникновения и обострения глобальных проблем в XX в.?
4. В чем отличие глобальных проблем от локальных?
5. Дайте классификацию глобальных проблем;
6. Как отражается на решении глобальных проблем неравномерность мирового общественного развития?
7. Как связана задача поисков путей решения глобальных проблем с социологическим знанием?
ТЕСТЫ(С УЧЕТОМ ВОПРОСОВ, ХАРАКТЕРНЫХ ДЛЯ ИНТЕРНЕТ-ТЕСТИРОВАНИЯ)ДЛЯ ПРОВЕРКИ ОСТАТОЧНЫХ ЗНАНИЙ
Тест 1. Установите автора высказывания: "Солидарность является связующим веществом, без которого не существует никакой общественный порядок".
а) К. Маркс
б) М. Вебер
в) Э. Дюркгейм
г) П. Сорокин
Тест 2. Действие, которое, согласно М. Веберу, обладает минимальной степенью рациональности:
а) Ценностно-рациональное;
б) Целерациональное;
в) Традиционное;
г) Аффективное;
д) Религиозное;
Тест 3. Решение конфликта между личностью и обществом возможно, по 3. Фрейду, через:
а) Адаптацию человека к требованиям общества;
б) Смягчение требований общества;
в) Уход человека из системы социальных взаимодействий;
г) Сублимацию либидо
Тест 4. В работе «Неудовлетворенность культурой» 3. Фрейд писал: «...Я далек от того, чтобы выражать своё мнение по поводу ценности человеческой цивилизации. Однако я знаю наверняка – рассуждения человека о ценности прямо связано с его желанием счастья...». Кто ещё из ученых поднимал тему соотношения «развитие общества – человеческое счастье»?