Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ. Важная роль в изучении курса «Социология» отводится самостоятельной работе



Важная роль в изучении курса «Социология» отводится самостоятельной работе, в ходе которой студенты имеют возможность овладевать алгоритмами познавательной деятельности и демонстрировать свои творческие способности. При этом студенты должны показать знания и умения, связанные с творческой самостоятельностью, в первую очередь, ─ умение читать и понимать учебные и научные тексты, концептуализировать содержащиеся в них социологические знания.

Задание 1. Дать определение понятий:

социология, общество, макросоциология, микросоциология, фундаментальные социологические теории, теории среднего уровня, прикладная социология, социальные отношения, социальная среда,
социальное управление, социальное прогнозирование, социальная проблема, респондент, интервьюер, официальный документ, личный документ, контент-анализ, единица счета, смысловая единица содержания, экспериментальная группа, контрольная группа, включенное наблюдение,
невключенное наблюдение, социальная статика, социальная динамика, социальные классы, социальный институт, социальный организм, социологизм, механическая солидарность, органическая солидарность, социальный факт, рационализм, социальное действие, культурный детерминизм, целерациональное действие, ценностнорациональное действие, традиционное действие, аффективное действие, материалистический детерминизм, классовый антагонизм, производственные отношения, производительные силы, средства производства, социальный контроль, социальное взаимодействие, общество, социальная система, социальная адаптация, социальная интеграция, социетальная система, социальная культура, социальные нормы, социальные ценности, артефакты, обычаи, социальный состав, социальная структура, личность, социальная группа, социальные потребности, социальные установки, социализация, социальная среда, ресоциализация, десоциализация, агенты социализации, социальный статус, социальная роль, ролевое ожидание, ролевое поведение, ролевое напряжение, диспозиция, малая группа, коллектив, социальная организация, лидер, социальные общности, социальная стратификация, депривация, социальная мобильность, страта, социальный слой, социальный класс, социальная позиция, социальный престиж, социальное управление, социальное взаимодействие, кооперация, конкуренция, социальный конфликт, социальный контроль, девиация, аномия, санкция, социальный обмен, символический интеракционизм, массовое сознание, общественность, масса, социальная проблема, пропаганда, средства массовой коммуникации, социальные изменения, революция, реформы, путч,
социальные волнения, социальные движения, социальный прогресс, глобализация, постиндустриальное общество, информационное общество.

Задание 2. Составить план-конспекты ответов на вопросы:

1. Связь социологии с другими науками;

2. Уровни социологического знания;

3. Социологический плюрализм объяснения сущности общества;

4. Социальный эволюционизм Г. Спенсера как форма эффективного развития социума;

5. Г. Зиммель: культурно-символические значения экономических процессов;

6. Этапы развития социологии в России;

Примечание. При выполнении этого задания надо придерживаться следующей схемы:

1.Исторические рубежи и представители школы;

2.Основные проблемы и их решение;

3.Значение идей для развития социологического знания.

Задание 3. Составить таблицы:

1. Основные этапы развития и характеристики западноевропейской социологии;

2. Основные этапы развития русской социологической мысли;

3. Основные направления современной социологии XX в.

Задание 4. Сравнить:

1.Социологические воззрения П. Сорокина и К. Маркса;

2.Свойства и характеристики личности в теориях 3. Фрейда и Э. Фромма;

3.Структуру личности по 3. Фрейду, Дж.Г. Миду и К.К. Платонову.

Примечание. При выполнении этого задания необходимо использовать следующий алгоритм:

1. Охарактеризовать социологическое учение;

2. Выявить специфику социологических идей;

3. Установить общее и различное между сравниваемыми социологическими системами.

Задание 5. Составить план-конспекты ответов на вопросы:

а. Социальная культура и её функции;

б. Социальный состав и его типы;

в. Структура личности в теории 3. Фрейда;

г. Структура личности в теории Дж.Г. Мида;

д. Структура личности в теории К.К. Платонова;

е. Социальные типы личности;

ж. Семейно-брачный социальный институт;

з. Образование как социальный институт;

и. Религия как социальный институт;

к. Социальная структура современного российского общества в исследованиях Т.И. Заславской;

л. Модель экономической стратификации современного российского общества, предложенная Н.М. Римашевской;

м. Роль среднего класса в социальной структуре общества;

н. Социальные движения: понятия и основные характеристики;

о. Трансформация российского общества и возможные альтернативы его развития.

Задание 6. Ответить на вопросы:

1. Что такое глобализация?

2. Каковы основные задачи процесса глобализации?

3. Каковы причины возникновения и обострения глобальных проблем в XX в.?

4. В чем отличие глобальных проблем от локальных?

5. Дайте классификацию глобальных проблем;

6. Как отражается на решении глобальных проблем неравномерность мирового общественного развития?

7. Как связана задача поисков путей решения глобальных проблем с социологическим знанием?

ТЕСТЫ(С УЧЕТОМ ВОПРОСОВ, ХАРАКТЕРНЫХ ДЛЯ ИНТЕРНЕТ-ТЕСТИРОВАНИЯ)ДЛЯ ПРОВЕРКИ ОСТАТОЧНЫХ ЗНАНИЙ

Тест 1. Установите автора высказывания: "Солидарность является связующим веществом, без которого не существует никакой общественный порядок".

а) К. Маркс

б) М. Вебер

в) Э. Дюркгейм

г) П. Сорокин

Тест 2. Действие, которое, согласно М. Веберу, обладает минимальной степенью рациональности:

а) Ценностно-рациональное;

б) Целерациональное;

в) Традиционное;

г) Аффективное;

д) Религиозное;

Тест 3. Решение конфликта между личностью и обществом возможно, по 3. Фрейду, через:

а) Адаптацию человека к требованиям общества;

б) Смягчение требований общества;

в) Уход человека из системы социальных взаимодействий;

г) Сублимацию либидо

Тест 4. В работе «Неудовлетворенность культурой» 3. Фрейд писал: «...Я далек от того, чтобы выражать своё мнение по поводу ценности человеческой цивилизации. Однако я знаю наверняка – рассуждения человека о ценности прямо связано с его желанием счастья...». Кто ещё из ученых поднимал тему соотношения «развитие общества – человеческое счастье»?

а) П. Сорокин

б) К. Маркс

в) Э. Фромм

г) Э. Дюркгейм

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.