Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА И СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

В Республике Беларусь целью социальной политики является обеспечение устойчивого роста уровня и качества жизни населения и сокращение бедности. Активная социальная политика и очевидные успехи в экономике позволили Беларуси занять согласно данным, рассчитываемым ООН, самое высокое место среди стран СНГ по индексу человеческого развития, учитывающему уровень жизни населения, его образованность и продолжительность жизни. По данным Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) Беларусь принадлежит к числу стран с наименьшим уровнем социального имущественного расслоения. По этому показателю республика входит в группу стран, в которых имущественная дифференциация населения выражена в наименьшей степени. К этой группе стран относятся Германия, Дания, Нидерланды, Норвегия, Словакия, Словения, Украина, Финляндия, Чехия, Швеция, Япония. В других странах восточноевропейского региона и СНГ степень имущественного расслоения населения значительно выше (Грузия, Казахстан, Литва, Латвия, Россия, Польша, Эстония).

На протяжении последних лет разрыв в соотношении доходов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения в Беларуси увеличивается незначительно. В мировой практике предельно критическим значением этого показателя считается 10-12 раз. В 2008 году данный показатель по Беларуси составил 5,9 раз. В Российской Федерации соотношение денежных доходов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения в 2008 году составило 16,9 раза.

К 2010 году было предусмотрено повысить критерий нуждаемости в республике до уровня прожиточного минимума. Однако по решению Главы государства с 17 декабря 2007 года критерий нуждаемости повысился до 100% бюджета прожиточного минимума, а для семей, оказавшихся в сложных жизненных ситуациях, размер единовременного пособия достиг 120% бюджета прожиточного минимума.

Основополагающую роль в социальной политике играет закон Республики Беларусь «Об основах государственного социального страхования» (1995 г.), в котором закреплена система государственного социального страхования как основная форма социального обеспечения граждан. В ней определено место пенсий и пособий.

Пенсии: в Республике Беларусь около 2,5 млн. пенсионеров (практически каждый четвертый житель страны). Из них более 1,9 млн. являются получателями пенсии по возрасту. Законом «О пенсионном обеспечении» (1992 г.) установлены основные виды государственных пенсий: трудовые и социальные.

По уровню пенсионного обеспечения Республика Беларусь занимает лидирующие позиции среди государств СНГ. В 2009 году средний размер пенсии составил 124,6% от величины среднедушевого минимального потребительского бюджета семьи пенсионеров. В декабре 2009 г. средний размер пенсии, назначенной органами по труду, занятости и социальной защите, составил 429,5 тыс. рублей или свыше 150 долл. США .

 

Пособия: в Беларуси выделяются следующие важнейшие виды пособий: по временной нетрудоспособности; семьям, воспитывающим детей; по безработице; на погребение.

Пособие по временной нетрудоспособности обеспечивает материальную поддержку граждан, которые по различным причинам временно утратили возможность трудиться, получать заработную плату или иной трудовой доход.

Пособия семьям, воспитывающим детей, выплачиваются в соотвествии с законом "О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей" имеют целью социальную защиту семьи, укрепление ее положения в обществе, охрану материнства и детства. Для этих пособий характерен «коллективный» получатель, которым выступает семья. В соответствии с законом о государственных пособиях семьям, воспитывающим детей, назначаются следующие виды пособий:

- по беременности и родам;

- в связи с рождением ребенка;

- матери, ставшей на учет в организациях здравоохранения до 12-недельного срока беременности;

- пособие и отпуск по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет, причем период ухода за ребенком зачисляется в непрерывный трудовой стаж;

- пособие на детей в возрасте от 3 до 16 (18) лет, размер его устанавливается в процентах к бюджету прожиточного минимума в среднем на душу населения и зависит от совокупного ежемесячного дохода семьи;

- пособия по уходу за больными детьми и детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет, в т. ч. пособия на детей, ВИЧ-инфицированных или больных СПИДом;

- выплачиваются надбавки к государственным пособиям на детей, рожденных вне брака, воспитываемых одним родителем в случаях, установленных законодательством, а также на детей-инвалидов в возрасте до 18 лет.

Пособие по безработице гарантируется и регулируется законом "О занятости населения Республики Беларусь". Правом на пособие пользуются безработные, к которым относятся трудоспособные граждане в трудоспособном возрасте (женщины до 55 лет, мужчины до 60 лет), постоянно проживающие на территории республики, не имеющие работы, не занимающиеся предпринимательской деятельностью, не обучающиеся в дневных учебных заведениях либо не проходящие военной службы и зарегистрированные в государственной службе занятости. Пособие не облагается налогами и подлежит индексации в установленном порядке.

Пособие на погребение. Пособие (материальная помощь) на погребение в случае смерти застрахованных, пенсионеров, безработных выплачивается физическому лицу, взявшему на себя организацию погребения умершего. В случае смерти детей застрахованных пособие на погребение выплачивается одному из родителей (усыновителей), опекуну (попечителю). Юридическим лицам, взявшим на себя организацию погребения, а также гражданам, получившим гарантированный перечень услуг по погребению, пособие на погребение не выплачивается.

В республике один из самых низких уровней безработицы среди государств СНГ, он составляет в настоящее время менее 1 процента. Государство предоставляет дополнительные гарантии в области занятости особо нуждающимся и особо уязвимым категориям граждан, в том числе родителям многодетных и неполных семей; лицам до 21 года, которые впервые находятся в поисках работы; инвалидам; гражданам, освобожденным из мест лишения свободы и др. Дополнительные гарантии включают в себя такие меры, как бронирование рабочих мест для определенных категорий граждан, осуществление программ профессионального обучения.

В целях усиления государственной поддержки населения в 2009 Указом Президента "О государственной адресной социальной помощи" были приняты Положение о порядке предоставления государственной адресной социальной помощи в виде ежемесячного и (или) единовременного социальных пособий и Положение о порядке предоставления государственной адресной социальной помощи в виде социального пособия на оплату технических средств социальной реабилитации.

Индекс политической и социальной стабильности в Беларуси выше, чем в соседних Латвии, Литве, России и Украине. Риск политической и социальной нестабильности в Беларуси является умеренным в отличие от Латвии, Литвы и России, в которых этот риск является высоким, и Украины, в которой этот риск очень высокий. Согласно докладу Беларусь входит в число 50 самых стабильных стран.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.