Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Безработица, ее формы, причины и социальная защита незанятого (безработного) трудоспособного населения



По определению Международной организации труда - безработным признается любой, кто на данный момент не имеет работы, ищет работу и готов приступить к ней. По российскому законодательству, безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Официальными безработными считаются трудоспособные граждане в трудоспособном возрасте, постоянно проживающие на территории данного государства, не имеющие работы по найму, не занимающиеся предпринимательской деятельностью, не обучающиеся в дневных учебных заведениях либо не проходящие срочной военной службы и зарегистрированные на бирже труда (в государственной службе занятости).

Современные экономисты рассматривают безработицу как естественную и неотъемлемую часть рыночного хозяйства. В этой связи большое внимание уделяется анализу типов безработицы. Критерием разграничения видов безработицы является причина ее возникновения и продолжительность, а основными видами безработицы считаются:

1. Структурная безработица. С течением времени в структуре потребительского спроса происходят важные изменения, которые, в свою очередь, изменяют структуру общего спроса на работников. В стране создаются новые, более современные товары и услуги, требующие внедрения прогрессивных технологий, соответственно осуществляется структурная перестройка производства с сокращением старых и развитием новых хозяйственных объектов. В этой связи осуществляется набор и обучение кадров, повышение квалификации имеющихся работников, причем часть сотрудников может быть высвобождена. Высвобождаемые кадры не сразу могут решить свои проблемы на рынке труда, и некоторые из них попадают в состав безработных. Это происходит потому, что люди, как правило, медленно реагируют на появление новых профессий, в результате чего структура предложений труда не отвечает структуре рабочих мест и оказывается, что у некоторых работников нет таких навыков, которые нужны работодателям, и эти граждане становятся безработными. Данная разновидность безработицы именуетсяструктурной. В этой ситуации инициатором увольнения выступает работодатель. В качестве примера можно привести повсеместное внедрение персональной электронной техники, вычислительных машин, которые заменили и высвободили большое количество младшего обслуживающего персонала из состава машинисток, счетоводов, делопроизводителей и некоторых других профессий.

Ряд западных экономистов выделяет особую разновидность структурной безработицы - безработицу ожидания, которая возникает вследствие значительных перепадов в уровне заработной платы на различных предприятиях. Так, некоторые работники, уволившись с одних предприятий, сознательно ожидают появления свободных рабочих мест по своей профессии в других фирмах, с более высокой оплатой труда.

2. Фрикционная безработица. Если человеку предоставляется свобода выбора рода деятельности и места работы, то в каждый определенный момент часть работников оказывается в положении, когда они уже оставили прежнюю работу, но еще не поступили на новую. Одни из них добровольно меняют место работы, другие - впервые ищут работу, третьи - закончили сезонную работу. Подобную безработицу называют фрикционной.

Поскольку инициатива увольнения в данном случае исходит от самого человека, то фрикционная безработица считается неизбежной. Фрикционная безработица является добровольной, а возникающая при этом временная незанятость гражданина не носит принудительного характера. В промышленно развитых странах фрикционной безработицы охвачено 2-3 % экономически активного населения.

Совокупность структурной и фрикционной безработицы определяет уровень естественной безработицы.

3. Циклическая безработица. Изменение ситуации на рынке товаров и услуг, усиление конкуренции между товаропроизводителями ведут к тому, что часть производств уменьшает или даже прекращает выпуск продукции, увольняя при этом часть работающих и порождая серьезные проблемы на рынке труда. В условиях экономического спада, когда совокупный спрос на товары и услуги уменьшается, занятость сокращается, а безработица растет, появляется значительная армия безработных, такую безработицу именуют конъюнктурной или циклической.

4. Сезонная безработица. Она порождается временным характером выполнения тех или иных видов деятельности и функционирования отраслей хозяйства. К ним относятся сельскохозяйственные работы, рыболовство, сбор ягод, сплав леса, охота, частично строительство и некоторые другие виды деятельности. Этот вид безработицы по отдельным характеристикам соответствует циклической безработице, по другим - фрикционной, так как она носит добровольный характер.

5. Частичная безработица. Она возникает в результате снижения спроса на продукцию предприятия. В этом случае возможны два варианта поведения предпринимателя: либо он сохраняет возможность трудиться для части персонала полное рабочее время, а другую часть увольняет, либо без увольнения дает возможность работать всем неполное рабочее время, что и ведет к возникновению частичной безработицы.

6. Застойная безработица. Она характеризует ту часть населения, которая постоянно лишена работы или имеет случайные заработки.

К экономическим причинам возникновения безработицы относят:

а) высокую цену рабочей силы (заработной платы), которую требуют ее продавец или профсоюзная организация;

б) низкую цену рабочей силы (заработной платы), которую устанавливают покупатель (работодатель);

в) отсутствие стоимости, а соответственно и цены рабочей силы.

Таким образом, основной причиной возникновения безработицы является нарушение равновесия на рынке рабочей силы. Это неравновесие особенно усиливается в периоды экономических спадов, войн, стихийных бедствий и т.д.

С целью обеспечения эффективной занятости населения и помощи в поиске места работы были созданы и работают Центры (службы) занятости населения (биржи труда). В рамках деятельности этих Центров (служб) занятости осуществляется (в том числе и на территории Челябинской области) социальная поддержка безработных граждан:

1. Первичная регистрация безработных граждан: заводится определенная карточка на каждого обратившегося (ФИО, адрес, анкетные данные, отношение к занятости, причина обращения).

2. Регистрация безработных граждан в целях поиска подходящей работы: безработные граждане представляют в службу занятости по месту жительства следующие документы:

· справку о предыдущей заработной плате за последние 3 месяца по последнему месту работы;

· паспорт или документ, его заменяющий;

· трудовую книжку;

· справку о наличии иждивенцев;

· документ, подтверждающий образование или специальность;

· для тех, кто впервые ищет работу – справка с места жительства.

В течение 10 дней безработному гражданину предлагается 2 варианта места работы в соответствии с его квалификацией и пожеланиями.

Подходящая работа – это работа, в том числе временная, которая соответствует профессиональной пригодности работника, с учетом уровня его профессиональной подготовки, условиям последнего места работы, состоянием здоровья, транспортной доступности.

В случае отсутствия 2-х вариантов подходящей работы для гражданина ищущего работу, этот гражданин регистрируется в качестве безработного.

Не могут быть признаны и зарегистрированы безработными следующие граждане:

- не достигшие возраста 16 лет;

- получающие в соответствии с пенсионным законодательством РФ пенсии по возрасту или за выслугу лет;

- отказавшиеся в течение 10 дней со дня регистрации в органах службы занятости от 2-х вариантов подходящей работы, а впервые ищущие работу – от 2-х отказов от получения профессии, специальности;

- не явившиеся в течение 10 дней со дня регистрации в целях поиска работы в службу занятости без уважительной причины;

- осужденные к исправительным работам без лишения свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы.

Граждане, которым отказано в регистрации безработными, имеют право в течение 2-х недель обратиться в вышестоящие органы службы занятости.

3. Перерегистрация безработных граждан: граждане, признанные безработными, обязаны в сроки, установленные службой занятости, являться для перерегистрации не реже 2-х раз в месяц (с паспортом, трудовой книжкой).

Условия снятия с учета в службе занятости безработного гражданина:

- признание в соответствии с законодательством РФ о занятости населения гражданина занятым;

- прохождение профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации по направлению службы занятости с выплатой стипендии;

- неявка без уважительных причин в срок, установленный службой занятости (более 1 месяца) для перерегистрации;

- переезд безработного в другую местность, район;

- установление злоупотреблений со стороны граждан: сокрытие заработка, предоставление документов, содержащих заведомо ложные сведения, а также предоставление недостоверных данных признания безработным;

- назначение пенсии по выслуге лет или возрасту;

- осуждение по приговору суда к исправительным работам без лишения свободы, либо к лишению свободы.

4. Социальные гарантии и компенсации безработным гражданам.

Государство гарантирует безработным:

- выплату пособий по безработице;

- выплату стипендий в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости;

- материальную помощь.

4.1. Пособия безработным гражданам, уволенным по любым основаниям, устанавливается в процентном отношении к средней заработной плате, исчисленной за последние 3 месяца по последнему месту работы, если в течении 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, они имели оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня или в перерасчете на 26 полных календарных недель.

Пособие по безработице во всех иных случаях, в том числе гражданам, впервые ищущим работу или стремящимся возобновить работу после длительного перерыва (более 1 года), устанавливается в размере 20 % величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте РФ, но не ниже МРОТ.

Гражданам, проживающим в районах Крайнего Севера и других зонах, где начисляются районные коэффициенты (на территории Челябинской области - 15% уральский коэффициент), пособия выплачиваются с районным коэффициентом.

При наличии лиц, находящихся на содержании безработного, размер пособия увеличивается на 10 % величины прожиточного минимума субъекта РФ на каждого иждивенца, но не менее 50 % МРОТ и не более 30 % прожиточного минимума в субъекте РФ в общей сложности.

4.2. Пособие по безработице гражданам, уволенным из организаций по любым основаниям в течении 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня или на условиях неполного рабочего дня с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем, а также уволенным с военной службы, из органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исправительной системы и признанным в установленном порядке безработными, начисляется:

- в первые 3 месяца безработицы – в размере 75% от их среднемесячного заработка (денежного довольствия), исчисленного за последние 3 месяца по последнему месту работы (службы);

- в следующие 4 месяца – в размере 60%;

- в дальнейшем – в размере 45%.

Во всех случаях не выше величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте РФ, и не ниже 20 % величины указанного прожиточного минимума, и не ниже МРОТ.

4.3. Размеры стипендий, начисляемых безработным, направленным на учебу органами службы занятости.

Оплачивается работодателем:

- инвалидам, получившим увечье или профессиональное заболевание на данном предприятии, через службу занятости (100% среднего заработка, но не менее 20% прожиточного минимума);

- направление на учебу или подготовку кадров для своих нужд, через службу занятости (контракт).

Оплачивается органами службы занятости:

- в размере пособия по безработице;

- в размере стипендии учебного заведения, где проводится переподготовка безработного;

- в размере 20% от прожиточного минимума субъекта, но не ниже МРОТ.

4.4. Прекращение (приостановка) выплаты пособия по безработице, снижение ее размера (на это имеют право только органы службы занятости).

Прекращение выплаты пособия по тем же основаниям, что и отказ в регистрации безработного, с одновременным снятием с учета (но не прекращается выплата пособия осужденному к исправительным работам без лишения свободы).

Приостановление выплат пособий может быть на срок до 3 месяцев в случаях:

- отказа в период безработицы от 2 вариантов подходящей работы;

- отказа по истечении 3-х месячного периода безработицы от общественных работ или от направления на учебу граждан, впервые ищущих работу, не имеющих профессии, после длительного перерыва в работе, уволившихся в течение года, предшествовавшего безработице, по собственному желанию без уважительных причин более одного раза;

- явка на перерегистрацию в состоянии опьянения;

- увольнение с последнего места работы за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, а также отчисление гражданина, направленного службой занятости на обучение, с места учебы за виновные действия;

- нарушение безработным без уважительных причин условий и сроков перерегистрации;

- самовольного прекращения обучения по направлению органов службы занятости.

Период, на который приостанавливается выплата пособия, засчитывается в общий период выплаты пособия по безработице и не засчитывается в общий трудовой стаж.

Выплаты пособий не производятся в периоды:

- отпуска по беременности и родам;

- выезда безработного из места постоянного проживания в связи с обучением в вечерних и заочных учебных заведениях профобразования;

- призыва безработного на военные сборы, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе, с исполнением государственных обязанностей.

Указанные периоды не засчитываются в общий период выплаты пособия по безработице и продлевают его.

Сокращение размера пособия на 25 % на срок до одного месяца:

- неявка без уважительных причин на переговоры о трудоустройстве с работодателем в течении трех дней со дня направления органами службы занятости;

- отказа без уважительных причин явиться в органы службы занятости для получения направления на работу (учебу).

Продолжительность выплаты пособия в каждом периоде безработицы не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течении 18 месяцев.

Для впервые ищущих работу, уволенных за нарушения трудовой дисциплины и т.д. – 6 месяцев в суммарном исчислении в течение 12 месяцев.

В случае не предоставления работы по истечении 18 месяцев безработный имеет право на повторное получение пособия в размере 20 % величины прожиточного минимума субъекта РФ, но не ниже МРОТ.

Продолжительность выплаты пособия по безработице не может превышать 24 календарных месяцев в суммарном исчислении в течение 36 календарных месяцев.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.