Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Тема 3. Финансовые аспекты социальной защиты населения



Финансирование социального обслуживания населения многоканально. Средства на удовлетворение социальных потребностей населения поступают:

- из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ;

- из внебюджетных социальных фондов и негосударственных пенсионных фондов;

- от предприятий, организаций и учреждений различных форм собственности;

- от населения, спонсоров;

- от специализированных доходов, в том числе и международных.

Затраты консолидированного бюджета РФ на социальные мероприятия вместе с расходами трех внебюджетных социальных фондов составляют примерно 17-18% ВВП.

В настоящее время финансирование социальной сферы в России основывается на принципе адресности, то есть оказание (доставка) услуг (пособий и иных видов помощи) непосредственно к потребителю (нуждающемуся). Распределение финансовых ресурсов в социальной сфере на основе принципа адресности имеет свои положительные и отрицательные аспекты:

- с одной стороны: выделяется строго определенное количество финансовых средств на выплату пособий, пенсий и т.д.; перечисление финансовых средств происходит из расчета на каждого установленного нуждающегося в социальной помощи, а не из расчета обобщенной («округленной») совокупности нуждающихся; каждый установленный (зарегистрированный) нуждающийся получает социальную помощь; и т.д.;

- с другой стороны: расчет финансирования учреждений социальной помощи населению на следующий месяц (например, больниц) происходит на основе данных предыдущего месяца (например, на основании количества занятых мест больными); недостаточное количество бюджетных средств на помощь всем нуждающимся, и как следствие делегирование обязанности социальной помощи населению региональным органам власти за счет их бюджетов; недостаточно эффективное перераспределение финансовых средств (финансирование договоров на закупку льготных лекарств, оборудования и т.д.); и т.д.

Не смотря на приоритетность принципа адресности сохраняется применение сметной формы финансирования социальной сферы, которой свойственны недостатки:

1. Ослабляется связь затрат и результатов - финансируется не объем и качество выполненной работы (услуг), а время присутствия на работе. При таком подходе оплата труда на прямую зависимость от образования, стажа работы, должности, отработанного времени. При этом качество работы и обслуживания лишь подразумевается, но прямо и конкретно не учитывается.

2. Ведет к остаточному методу выделения ресурсов. Государство, устанавливая бесплатность социального обслуживания, присваивает себе монопольное право определять натуральные и денежные нормативы обслуживания. Монополист, будь это производитель или потребитель (точнее покупатель), искажает требования эквивалентного обмена в свою пользу. Будучи единственным покупателем, т.е. субъектом, оплачивающим результаты труда по обслуживанию населения, государство в условиях постоянной ограниченности бюджетных средств сознательно занижает цену социальных услуг. Достигается это путем установления относительно низкого уровня заработной платы, замедленной и неадекватной индексации, неполного состава расходов на производство услуг, занижения норм расхода материалов и т.п.

Также одной из форм использования финансовых ресурсов бюджета на нужды сферы социальной защиты является предоставление ее учреждениям и организациям субсидий и дотаций. Причиной существования субсидий и дотаций из бюджета являются многочисленные льготы для различных слоев и социальных групп населения.

Единую систему мобилизации финансовых ресурсов, обеспечивающих конституционные права и гарантии граждан России в получении социальной помощи, представляют внебюджетные социальные фонды:

- Фонд государственного социального страхования;

- Пенсионный фонд;

- Фонд обязательного медицинского страхования.

Формально система внебюджетных социальных фондов функционирует автономно, но все они лишены права по своему усмотрению, с учетом складывающейся ситуации изменять условия формирования собственной ресурсной базы, прежде всего пересматривать ставки страховых взносов.

Еще одним из источников средств, направляемых на цели социального развития (наряду с бюджетным финансированием и внебюджетными социальными фондами), являются негосударственные пенсионные фонды.

Дополнительная негосударственная система пенсионного обеспечения граждан РФ строится на иных принципах, отличных от государственного пенсионного обеспечения:

1. Принцип добровольности участия. В Указе «О негосударственных пенсионных фондах» подчеркивается, что предприятия, учреждения и организации, банки, коллективы граждан, общественные объединения не должны, а лишь могут учреждать негосударственные пенсионные фонды на правах юридических лиц.

2. Принцип долгосрочного индивидуального накопления. Участник фонда при достижении пенсионного возраста получает пенсионные накопления, имеющиеся на его именном счете (сразу или по частям в соответствии с договором). Они состоят из пенсионных взносов и соответствующей доли доходов, полученной от инвестирования активов фонда.

3. Принципы и порядок определения фондами размеров пенсионных взносов зависят от продолжительности их внесения, инвестиционной политики, оценки экономической ситуации в стране или регионе, инвестирования активов на перспективу и с учетом многих других факторов. В любом случае участнику фонда гарантируется пенсия в размерах, предусмотренных в договоре. Участник фонда обладает правом перевести средства, находящиеся на именном счете, в другой фонд в порядке и на условиях, предусмотренных договором между вкладчиком и фондом.

На современном этапе в сфере социальной защиты населения Российской Федерации выделяют четыре приоритетных направления финансирования, которые базируются на соответствующих нормативно-правовых актах и принципе адресности:

- во-первых, это социальная защита детей, детства и отрочества;

- во-вторых, это социальная защита трудоспособного населения;

- в-третьих, это социальная защита нетрудоспособных граждан;

- в-четвертых, это социальная защита семьи.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие существуют принципы финансирования социальной сферы?

2. Назовите основные положительные и отрицательные стороны сметного финансирования социальной сферы.

3. Какой основной принцип финансирования социальной сферы в РФ? Расскажите о его положительных и отрицательных сторонах.

4. Какие источники финансирования нужд социальной сферы существуют в России?

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.