Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Освободительная борьба южнославянских народов



В начале XVIII в.

Фрагменты из переписки Петра I связаны с историей Прутского похода 1711 г. Выписка из ведомостей, «каковы получили мы ис Турецкой земли», была приложена к письму А. Д. Меньшикову, отправленному 19 февраля 1711 г., еще до официального объявления о начале войны с Османской империей. Послание Сенату датируется 30 декабря 1712 г., оно написано в обстановке осложнений в русско-турецких отношениях, грозивших вновь перерасти в военный конфликт.

Выписано из письма папина нунция... писанного ис Константинаполя от 8 генваря[80], что из Албании к Порте пришли 4 аги с возвещением, что народ, имянованный клементии, кучи, пипери[81] и многие иные все христиане и некоторое число римлян[82], которые живут по великим горам албанским до великия Черныя горы и до самого Катара града венецкого, слыша о турецкой войне, збунтовали и взяли град Спузей[83] и порубили всех турков. И еще намерили поход на Скутари[84] и призывали к тому и других тамошних жителей, которые обещали быть в соединении, а до того числа собралось таких 20 или 30000 человек. А приезжей гречанин сказал, что ныне зимою албанасы[85], сербы, боснаки и болгары против турка збунтовали. А в письме посла Толстого[86] написано, что в Кандии[87] собралось християн с 400 человек и стали у того острова на бастиментах, имянуемых Фусты, и явно туркам дани не дали, а которые турки приехали к ним для разговору, тех, побив, пометали в море...


Содержание

Введение …3
Тема № 1.Польша в конце XV – XVIII вв. …5
Тема № 2. Славяне балканского полуострова под властью Османской империи в XVI–XVIII вв. …35

 

Редактор ____________________

Подписано в печать _________ Формат 60 х 64 1/16. Печать офсетная. Бумага офсетная. Печ. л. ____. Уч.-изд. л. ____. Тираж 100 экз.

Заказ _____

__________________________________________________________

ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет».

650043, Кемерово, ул. Красная, 6.

Отпечатано на участке оперативной полиграфии КемГУ.


[1] Кметы – основная категория поземельно-зависимого крестьянского населения в Польше, их социально-экономическое и правовое положение претерпело существенное изменение в XVI – XVII вв. (см. документ ниже).

[2] Лан – земельный надел нормального крестьянского хозяйства, размер его составлял в разных районах Польши от 16,8 до 24,2 га.

[3] Капитул – совещательный орган при епископской кафедре.

[4] Польский король (1506-1548).

[5] То есть духовных и светских.

[6] Коронными землями назывались польские земли в противопостановление литовским.

[7] Впоследствии барщина была значительно увеличена.

[8] Отрывки из произведения польского публициста XVI в. Станислава Ожеховского (1513-1583).

[9] В 1518 г. король издал закон, по которому он отказывается рассматривать жалобы крестьян на их господ.

[10] Капитул – совещательный орган при епископской кафедре.

[11] Капитульные книги – книги копий документов, выданных каптулом.

[12] Кустош – один из членов капитула.

[13] Автор имел в виду создание особого ведомства по контролю за потреблением и вывозом зерна.

[14] Коморники – категория крестьян, не имевших земли и жилища, как правило проживали у соседей. По положению близки к русскому батрачеству.

[15] Петраков – город в Малой Польше.

[16] Солтыс – сельский староста с широкими полномочиями (судебными, налоговыми и пр.). Чаще всего из зажиточных крестьян, по своему статусу близок к войту – городскому старосте.

[17] В сеймовой практике термин «сословие» применялся по отношению к посольской избе и сенату.

[18] Поветовые сеймики – съезды шляхты данного повета, то есть низшей территориально-административной единицы в Речи Посполитой.

[19] Здесь и далее идет речь об истечении 6-недельного срока, предусмотренного «Генриховыми артикулами» для работы сейма, и процедуре продления этого срока.

[20] Литва – здесь люди гетмана литовского.

[21] Пруссаки – депутаты Королевской Пруссии (Гданьского Поморья).

[22] Паны коронные – депутаты Короны, то есть земель, которые входили в Королевство Польское до Люблянской унии. Королевскую Пруссию так же считали частью Короны, но иногда (как в данном случае) рассматривали ее обособленно.

[23] Имеются в виду города Королевской Пруссии, сохранившие в отличие от прочих польских городов значительный политический вес и права.

[24] Сейм 1730 г., срыв которого обошелся Франции в 60 тыс. ливров.

[25] Сейм рассматривался как триединый, состоящий из трех станов: короля, сената и посольской палаты (избы), где заседала шляхта

[26] Эта конституция была принята сеймом при избрании королем Михаила Вишневецкого

[27] Pacta conventa – соглашения, заключавшиеся на избирательном сейме между шляхтой и новоизбранным королем

[28] Понятие “вольного сейма”, точно не выяснено в польской историко-юридической литературе. По сообщению проф. В. Собоцинского. считались вольными сеймами те, на которых вопросы materie status (то есть политического строя, налогов и т. п.) решались единогласно.

[29] В тексте упоминаются два вида городских судов: grodzki и mijeski; в первом судил староста как представитель короля, во втором (существовавшем в городах, пользовавшихся правами самоуправления, так называемым “немецким правом”) судили присяжные.

[30] Согласно конституциям 1607 и 1609 гг. можно было низложить короля силой после безрезультатного троекратного предупреждения

[31] При равенстве голосов голос короля давал перевес; считалось, что ему в этом случае дается второй голос

[32] Этим вводилась выборность для семьи, которая должна стать королевской, но вместе с тем устанавливался переход трона по наследству в пределах выбранной семьи

[33] Имеется в виду Чрезвычайный сейм, всегда “готовый” к созыву

[34] Это утверждение Збаражского ошибочно. Уже в XV-XVI вв. в Османской империи сложилась практика составления канун-наме – кодексов законодательных положений по административным, финансовым и уголовным делам. Правда, к началу XVII в. роль канун-наме в государственном управлении заметно ослабевает в связи с падением авторитета султанской власти.

[35] Здесь Збаражский допускает явное преувеличение, ибо османская действительность не дает примеров превращения представителей низших слоев общества в «королей и монархов». Он прав лишь в отношении лиц из султанского окружения, которые из простых слуг могли подняться до высших должностей в государстве, а затем, попав в немилость, лишиться чинов и накопленного состояния, а зачастую и самой жизни.

[36] Говоря о двух сословиях в османском обществе, посол имеет в виду принятое в то время деление всего населения на «военных» (аскери) и обычных подданных (райя). К первым относились придворные, военные и гражданские чины, духовенство, ко вторым – все податное население.

[37] Автор говорит о дворцовых школах, существовавших в Османской империи с XV в., где юноши, отобранные для службы в качестве капыкулу, в течение нескольких лет проходили специальное обучение. Подобная система, впервые введенная османскими правителями, обеспечивала относительно высокий для средневековья уровень подготовки военных и гражданских должностных лиц.

[38] Кетхуда – управляющий делами, помощник великого везира и других османских чиновников.

[39] Ага янычар – начальник янычарского корпуса.

[40] Из дальнейшего изложения явствует, что под «прежними государями» автор подразумевал османских султанов, правивших до второй половины XVI в. Последним в их ряду был Сулейман Кануни (1520-1566), при котором «классические» османские порядки достигли, по мнению Збаражского и других его современников, наивысшего совершенства.

[41] Збаражский считает османских султанов продолжателями традиции других правителей мусульманского мира, возникшего в VII в.

[42] Здесь подразумеваются османские султаны Мехмед III (1595-1603) м его сын Ахмед I (1603-1617).

[43] Речь идет об осаде венгерского города Эгера в 1596 г., во время австро-турецкой войны (1593-1606), когда были отмечены случаи массового дезертирства турецких солдат.

[44] Подскарбий – хранитель государственной казны в Речи Посполитой.

[45] Автор имеет в виду острые социальные конфликты, потрясавшие Османскую империю в конце ХVI - начале XVII в. и известные в турецкой истории под названием «джелялийская смута». Одним из наиболее ярких проявлений «смуты» было восстание в 1599-1603 гг. под руководством Кара Языджи и Дели Хасана. К этому выступлению анатолийского крестьянства и мелких феодалов-сипахиев примкнул и ряд видных провинциальных наместников, в том числе бейлербей Карамана Хусейн-паша.

[46] Перечисляя приемы «умиротворения» бунтовщиков, автор отмечает важную деталь, объясняющую существование многочисленны разбойников (левендов) в XVII в. Прежде лица, добровольно записывавшиеся в турецкое войско по случаю больших походов, получали оружие и обязаны были сдать его по окончании кампании. После австро-турецкой войны, о которой речь шла ранее, многочисленные отряды отказались разоружиться и разошлись по стране в надежде получить постоянную службу при дворе какого-либо влиятельного феодала. В дальнейшем Порте пришлось примириться с подобным поведением воинов.

[47] Збаражский подразумевает конфликт Османа II с шейх-уль-исламом Эсад-эфенди. Подстрекаемый своим духовным наставником Омер-эфенди, молодой султан вскоре после вступления на престол резко ограничил сферу деятельности муфтия, сведя ее к изданию фетв. В 1620 г. Осман взял себе в жены дочь Эсад-эфенди вопреки воле отца, чем еще более осложнил свои отношения с муфтием.

[48] Каждый сипахи – владелец тимара, собираясь в поход, должен был привести с собой определенное число воинов-джебелю. В среднем полагалось, чтобы с каждых 3 тыс. акче дохода сипахи снаряжал по одному джебелю.

[49] Приводимые Збаражским данные очень близки к тем, которые сообщает другой источник. Так, например, отмечается, что в азиатских владениях султана число семей, платящих подати, уменьшилось до 75 тыс.; многие сельские жители были вынуждены оставлять свои селения из-за несправедливости и жестокости правителей: «За три дня пути по Греции или по Анатолии не увидишь ни одного человека, не достанешь ни яйца, ни глотка воды».

[50] Капудан-паша – главнокомандующий всеми морскими силами империи, адмирал.

[51] Люди, входившие в состав турецкого гарнизона, назывались мустахфыз – стража крепости.

[52] Пенджик или пенчек – «пятая часть», доля добычи, причитавшаяся правителю мусульманского государства.

[53] Корутане – словенцы из Южной Австрии (Каринтии).

[54] Аспра турецкое название акче – османской мелкой серебряной монеты.

[55] Тимарерлер – владелец тимаров.

[56] Мирмиран – правитель провинции (бейлербей).

[57] Аяны Дивана – сановники, заседавшие в Государственном совете – Диване.

[58] Алайбей – командущий отрядом феодального ополчения численностью до 1000 сипахи.

[59] Черибаши – командир небольшого отряда сипахи.

[60] Властель, кнез – представители местной власти в завоеванных областях Сербии и Болгарии.

[61] Примикюр – представитель местной знати в Сербских землях.

[62] Вилайет – область, округ.

[63] Кетхуда – сельский староста.

[64] Берат – жалованная грамота.

[65] Испендже – поземельный налог с немусульманского населения.

[66] Чифтлик – общее название различных земельных наделов, турецкий эквивалент славянской баштины.

[67] Авариз-и диванийе и текялиф-и урфийе – общее название чрезвычайных и обычных (основанных на обычае) налогов, взимавшихся в Османской империи.

[68] Войнуки – особая категория сельского населения на Балканах в период османского владычества, выполнявшая военную службу в качестве вспомогательного войска, взамен чего освобождались от уплаты некоторых налогов.

[69] Ушр – один из видов шариатских налогов, десятина.

[70] Харадж – поземельный налог, входивший в число шариатских.

[71] Тапу – документ, выдававшийся крестьянам за определенную плату и фиксировавший их право на земельный надел, полученный от сипахи или от государства.

[72] 29 января 1587 г.

[73] Перечисленные округа находятся на территории Охридского снаджака.

[74] Улемы – образованная часть мусульманского духовенства; хатиб – проповедник, читавший пятничную молитву в мечети; имам – служитель мечети, руководивший религиозными церемониями.

[75] Сарыджа – род вспомогательных войск, набиравшихся из местного населения.

[76] 1668-1669 гг.

[77] Нузуль – один из чрезвычайных налогов, введенный для снабжения армии продовольствием.

[78] Мартолосбаши – глава отряда вспомогательных войск.

[79] Белюкбаши – глава отряда янычар и других войск.

[80] 1710 г.

[81] Упоминаются горные сербские племена, населявшие северную Албанию и бассейн р. Морачи и с давних пор боровшиеся вместе с черногорцами против турок.

[82] Римляне – здесь местные христиане-католики.

[83] Современный г. Спуж на р. Зете.

[84] Скутари – совр. г. Шкодер – был захвачен турками в 1479 г.

[85] Албанасы – албанцы.

[86] П. А. Толстой (1645-1729) – первый постоянный посол России в Османской империи в 1702-1714 гг.

[87] Кандия – о. Крит.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.