Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Польша в конце XV – XVIII вв.



Введение

 

Методическое пособие предназначено для проведения практических занятий по истории славян в раннее Новое время на III курсе факультета истории и международных отношений.

Основная цель пособия состоит в том, что бы с помощью анализа источников и научной литературы студент мог разобрать и изучить основные проблемы курса.

Учебно-методическое пособие состоит из 2 частей и охватывает весь период Раннего нового времени (XVI – XVIII вв.). На семинарских занятиях рассматривается история Польши (Речи Посполитой), отдельно история других западнославянских народов (Чехия, Словакия), а так же регион балканских славян.

Первая часть пособия включает две большие темы.

Тема № 1«Польша в конце XV – XVIII вв.» посвящена экономической и политической истории польского государства. В первом занятии рассматривается проблема генезиса крупного барщинного шляхетского хозяйства – польского фольварка, а так же специфика социальной структуры польского государства (Речь Посполитая с 1569 г.). Второе занятие отражает политическую историю Речи Посполитой – рассматривается история создания этого государства, особенности политической системы польского государства. Отдельный вопрос посвящен истории Речи Посполитой в XVIII в. – рассматриваются причины кризиса польского государства, а так же попытки его реформирования.

Тема № 2 – «Славяне балканского полуострова под властью Османской империи в XVI–XVIII вв.». Здесь изучается специфика положения славянского населения в составе Османской империи, включая историю османской экспансии на Балканах. Особое внимание уделено анализу военно-ленной, тимарной системы. Изучаются не только экономические, но и внеэкономические формы зависимости славян.

Каждая тема пособия включает план семинарского занятия, список необходимых источников, литературы, методические указания к теме, а так же исторические документы (в извлечениях).

В процессе подготовки к семинарскому занятию главное внимание студенты должны уделять анализу представленных источников. Бережное отношение к источнику, оценка его не по тому, чего он не дает, а по тому, что мы можем узнать из него о тех или иных событиях прошлого – составляет основу исследовательской работы. Студент должен выявить, какую информацию содержат источники и определить степень ее достоверности. Для получения достоверной информации необходимо пользоваться методом сравнения, сопоставления данных рассматриваемого источника с другими.

Специфика данного курса в том, что он изучается только на семинарских занятиях, поэтому работой с источниками ограничиваться нельзя. Также студент, в соответствии со списком литературы, должен познакомиться с работами ведущих отечественных и зарубежных ученых по проблемам, запланированным для обсуждения на семинарском занятии. Сопоставляя их мнения с собственными выводами по результатам изучения исторических источников, студент имеет право отдать предпочтение той или иной концепции или определить круг теорий, наиболее адекватно отражающих историческое прошлое, а, может быть, предложить и собственное видение проблемы.

Помочь правильно готовиться к семинарским занятиям должны методические указания к каждой теме. Студенту следует перед началом работы внимательно их изучить. Кроме того, студент может воспользоваться индивидуальными консультациями у преподавателя.


Тема № 1.

Польша в конце XV – XVIII вв.

 

Занятие № 1

1. Аграрная экономика Польши в конце XV – первой половине XVII вв. Предпосылки и причины возникновения барщинно-фольварочной системы, ее развитие и влияние на социально-правовое и экономическое положение крестьянства во второй половине XVI – начале XVII в.

2. Социальная структура польского населения в XV – середине XVI вв.:

а) категории крестьянского населения;

б) шляхта и магнаты;

г) структура городского населения.

 

Занятие № 2

1. Политическая система Польши.

2. Образование Речи Посполитой.

3. Политическое развитие Польши в XVIII в.

4. Общественно-политическое развитие Польши и западноевропейских стран и России в период позднего средневековья: общее и особенное.

 

источники:

Хрестоматия по истории южных и западных славян. Т. I. Эпоха феодализма. Минск: Университет, 1987. С. 217–231.

 

Обязательная литература:

Батурин А.П. Польская деревня XVII века в сельскохозяйственном трактате Якуба Гуара // Ученые записки факультета истории и международных отношений (памяти Зинаиды Георгиевны Карпенко). Вып. I. Кемерово, 2000. С. 29–41.

Ливанцев К.Е. Сословно-представительная монархия в Польше, ее сущность и особенности. Л., 1968. С. 35–75.

Разумовская Л.В. Очерки по истории польских крестьян в XV–XVI вв. М.: Наука, 1968. С. 35–66, 84–305.

Флоря Б.Н. Центральная Европа // История Европы. - Т.III. От средневековья к новому времени. М., 1993. С. 237–245.

Якубский В.А. Австрия, Чехия, Польша // История Европы. Т.III. От средневековья к новому времени. М., 1993. С. 237–245.

Якубский В.А. Проблемы аграрной истории позднесредневековой Польши. Л., 1975. С. 6–29.

Якубский В.А. Крестьянство Чехии и Польши в XV в. // История крестьянства в Европе. Эпоха феодализма. Т.II. Крестьянство Европы в период развитого феодализма. М., 1986. С. 391–398.

Якубский В.А. Польское крестьянство в XVI – середине XIX в. // История крестьянства в Европе. Эпоха феодализма. Т.III. Крестьянство Европы в период разложения феодализма и зарождения капиталистических отношений. М., 1986. С. 248–257.

Якубский В.А. Польша в конце XV и в XVI в. // Краткая история Польши. С древнейших времен до наших дней. М., 1993. С. 40–60.

Якубский В.А. Кризис Речи Посполитой // Краткая история Польши. С древнейших времен до наших дней. М., 1993. С. 64–69.

 

Дополнительная литература:

Батурин А. П. Малопольская шляхта и город в XVII в. // Средневековый город. Саратов: Изд-во Саратовского госуниверситета, 1979.

Батурин А. П. К вопросу о социально-экономическом упадке Малопольской деревни в XVII в. // Славянский сборник. – Саратов, 1985.

Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм XV-XVIII вв. Т. I. Структуры повседневности: возможное и невозможное. М., 1986. С. 136-142.

Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм XV-XVIII вв. Т. II. Игры обмена. М., 1988. С. 259–265.

Якубский В. А. Основные проблемы истории крестьянства Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы // История крестьянства в Европе. Эпоха феодализма. Т. 3. Крестьянство Европы в разложения феодализма и зарождения капиталистических отношений. М., 1986. С. 234–247.

 

методические рекомендации:

Цель Занятия № 1 – выявить наиболее важные тенденции в социально-экономическом развитии Польши в конце XV – XVIII вв., определить причины и последствия этих изменений.

Чтобы дать характеристику состояния аграрной экономики Польши рассматриваемого периода, обратитесь к анализу описаний крестьянского и шляхетского имущества. Определите какая система землепользования применялась, насколько развитой была агрикультура, какие виды продукции производило польское сельское хозяйство? Оцените в общих чертах характер типичного для XVI в. крестьянского хозяйства (зажиточное, середняцкое, бедное) в сравнении с данными по Западной Европе и России.

Дайте определение фольварка и выявите характерные черты барщинно-фольварочной системы. Исследуя генезис фольварочного хозяйства, необходимо учесть как внутренние, так и внешние предпосылки данного исторического явления. В первую очередь обратите внимание на общеевропейские процессы (рост городского населения, «революция цен» и др.), вызвавшие повышение спроса на сельскохозяйственную продукцию. Какие из западноевропейских стран и почему вынуждены были ввозить зерно и другие продукты земледелия? Существовала ли необходимая торговая инфраструктура, способная обеспечить значительный объем перевозок товарного зерна. Касаясь внутренних предпосылок, важно разобраться какие привилегии польской шляхты позволили преодолеть сопротивления крестьянства с целью постоянного увеличения господской запашки и барщинных работ. Покажите на примерах из источников влияние фольварочной системы на изменение положения польского крестьянства в течение изучаемого периода.

Характеристику социальной структуры польского общества в конце XV – первой половине XVII вв. начните с выявления отдельных категорий в составе польского крестьянства. Дайте описание социально-правового и экономического положения каждой из категории. Исходя из материалов источников, реконструируйте комплекс социальных привилегий шляхты. Являлась ли польская шляхта замкнутым сословием? Выявите наиболее важные отличия магнатства от шляхты. Рассматривая структуру городского населения, обратите внимание, какие средневековые черты сохранились в польском городе? Имеются ли особенности в составе патрициата польских городов.

Занятие № 2 посвящено выявление особенностей политического развития Польши и сравнительному анализу со странами Западной Европы. В начале необходимо дать характеристику центральных институтов власти. Покажите причины слабости королевской власти и политические привилегии шляхты и магнатства. Чем было вызвано такое соотношение сил? В чем причины окончательного объединения Польши и Литовского княжества в единую Речь Посполитую? Как строилось совместное управление государством по условиям Люблинской унии? Расскажите о попытках усиления королевской власти в последней трети XVI – начале XVII вв. Объясните, почему они не имели существенного успеха?

Третий вопрос второго занятия посвящен политической истории Польши в XVIII в. Здесь необходимо разобраться в том, что изменилось в политическом развитии Речи Посполитой к началу XVIII в. и на его протяжении. Какие действия предпринимались, что бы реформировать кризисную Польшу накануне разделов и почему реформы не удались. Как менялась политическая система Польши (и менялась ли вообще), в том числе ситуация с liberum veto.

Сопоставляя Польшу XVI – XVIII вв. со странами Западной Европы (Англия, Германия и Франция) и Россией в тех же хронологических рамках, выявите противоположные векторы социального развития. Суммируя все факты, постарайтесьеще раз ответить, чем вызвана тенденция к «вторичному закрепощению». Есть ли аналогии между Польшей, с одной стороны, и Англией, Францией – с другой, в структурепривилегированного сословия? Каковы причины медленного складывания в польских землях раннебуржуазных экономических и социальных структур? Как это повлияло на слабость абсолютистских тенденций в Польше? Выявите особенности политической системы Польши в сравнении со структурой управления Франции при Генрихе IV и Людовике XIII. Постарайтесь выявить общее и особенное в политическом, экономическом и социальном развитии Польши и Российского государства в XVI – XVIII вв.

документы

Занятие № 1.

Создание фольварка

из «Описи доходов краковского диоцеза»

Яна Дуглаша (1470-е гг.)

Описи доходов составлялись церковными властями для взимания принадлежавших церкви повинностей. В связи со сбором десятины они характеризуют не только церковные, но и светские земельные владения. Приведенный отрывок отражает процесс возникновения фольварка. Ян Длугош (14151–1480 гг.) – польский историк и церковный деятель, автор многотомной «Истории Польши».

Калина, деревня... в которой 66 кметьих[1] ланов[2]... однако рыцари захватили много крестьянской земли, согнав с них кметов, хотя тем не менее отдают на содержание вышеназванного краковского [капитула[3]] сноповую десятину...

Михальчова деревня... также там есть четыре двора, на которых учреждены фольварки после сгона крестьян, однако со всех владений выплачивается десятина краковскому епископу.

 

Закон о барщине

(Постановление торунского сейма 1520 г.:)

Мы, Сигизмунд[4]... настоящим объявляем всем, что, заботясь о пользе наших подданных, согласно совету и желанию всех сенаторов обоих сословий[5] и послов коронных земель[6], постановляем и решаем на вечные времена, что все поселенцы или крестьяне всех деревень как наших, так и наших подданных любого сословия, которые прежде не работали одного дня в неделю для нас и своих господ, обязаны с каждого лана работать один день в неделю[7], за исключением тех крестьян, которые раньше оплачивали барщину денежным оброком, зерном или какой-нибудь другой платой. Решение, однако, этого [вопроса] предоставляется господам. Мы специально отмечаем, кроме того, что сие постановление не распространяется на тех крестьян, которые работают для нас и своих господ больше, чем один день в неделю, так как это относится только к тем, которые работают для нас и своих господ меньше, чем один день в неделю.

 

Положение крестьян в Польше в XVI веке[8]

Власть над крепостными у нас очень суровая, ибо крестьянам нельзя жаловаться на своего господина[9] даже при самых невероятных притеснениях, а иные паны так жестоки, что обращаются со своими крестьянами, как со скотом... Религия мусульман запрещает, чтобы люди своей веры считались рабами. А мы, которые исповедуем истинную религию, не стыдимся иметь христиан в качестве рабов… Паны забирают у своих крестьян землю, имущество, а в некоторых уездах продают их, как скот.

Об обязанности крепостных

Так как хорошее устройство Речи Посполитой требует не только того, чтобы те, которые управляют, исполняли свои обязанности, но и те, которыми управляют, то пусть и эти последние прилежно исполняют свои обязанности. Есть много крепостных, которых обижают поступки или недостатки их господ, и поэтому они не слушаются их, как должно. А ведь апостолы всем приказывают, что надо быть послушным начальству, ибо это начальство назначено богом... [апостолы] велят за них [за начальство] молиться и велят быть послушными только хорошим и добрым, но и плохим и недобрым господам, они [апостолы] нам указывали, чтобы мы покорно переносили [то есть господ] недостатки и преступления и ждали расплаты божьего суда, ибо такова его [бога] воля, наказывать грехи народа суровостью панов. Нет ничего лучшего, на свете, чем когда явствующие паны набожны, мудры и одарены всеми достоинствами, необходимыми для властвования.

Если же бывает иначе, то есть если они в чем-нибудь бывают отношению к нам несправедливы, мы должны уповать на бога, ибо бог, который может славу сего света разрушить в любой момент, осудит в свое время злобу и несправедливость господствующих. Крепостные же обязаны исполнять их приказания и быть послушными во всем том, что не нарушает величия Речи Посполитой и христианской веры; [крестьяне должны] стоять на их стороне против всех и особенно против неприятелей. Ибо недолго существовала бы Речь Посполитая, если бы крепостные не были послушны приказаниям господ.

 

Внешняя торговля Польши в XVI в.

Из сочинения М. Кромера «Польша» (1577 г.)

Марцин Кромер (1512–1589 гг.) – польский историк, церковный деятель, публицист. Его сочинение «Польша» было одним из наиболее популярных описаний Польского государства в Речи Посполитой и Европе.

Вывозят от нас рожь, пшеницу, овес и другие хлеба, лен, хмель, воловьи кожи, жир, скорняжные изделия, мед, воск, янтарь, смолу, поташ, лес... другие предметы, нужные для постройки судов и украшений домов, а также пиво и некую траву, пригодную для крашения шерсти и шелка. На волов, баранов и коней наших есть спрос не только у соседних, но и у дальних народов... Привозят же отовсюду шелка, парчу, а также тонкие ткани из шерсти и льна, обивку и другие украшения для стен... ремесленные изделия, в производстве которых Польша не имеет достаточного совершенства, хотя основное сырье даже другим народам поставляет.

 

Из книг краковского капитула[10] (1468 г.)

Самые древние капитульные книги[11] относятся к началу XV в., позднее они становятся все более многочисленными и подробными. В них содержится богатый и разнообразный материал по хозяйственным вопросам, по церковно-организационной, судебной и политической деятельности капитулов.

Пан Ян Войшик, краковский кустош[12], жаловался на Яна старосту, Марка, его сына... [и др.] кметов... Несмотря на то, что [названные крестьяне] имеют наследственные поля в означенной деревне Тромбки [принадлежавшей краковскому капитулу], они проживают и пребывают в других местах... покинув названную церковную деревню и забросив собственные угодья, с которых они... обязаны нести повинности в пользу поименованной церкви… Кустош краковский потребовал принудить крестьян к постоянному нахождению на собственных полях, а в противном случае – к освобождению этих угодий и отказу от них. Происходило это в присутствии тех же крестьян... которые... признали, что это правда... И господа члены капитула... единодушно постановили, что вышеназванные крестьяне должны по истечении одного года перенести свое местожительство в деревню Тромбки и должны лично находиться на своих полях под угрозой лишения наследственной собственности каждого из них, кто поступил бы иначе, а также под угрозой церковных кар. По истечении года пан Ян Войшик, кустош, имеет право и власть именем церкви забрать навсегда поле каждого, кто не пребывает на нем, и передать другим, кто захочет постоянно на нем проживать, не оставляя за названными крестьянами вообще никаких прав на эти покинутые и заброшенные поля.

 

О вывозе зерна из Польши из трактата А. Ф. Моджевского

«Об исправлении государства» (1551 г.)

Анджей Фрыч Моджевский (1503–1572) – выдающийся политический мыслитель, правовед, публицист, автор нескольких памфлетов и трактата «Об исправлении государства», в котором рассматривает проблемы социально-экономического и политического развития Польши XVI в. и выдвигает ряд реформ общественного и государственного строя.

...Часто мы видим, что столь большое количество зерна от нас вывозится, что после огромнейшего изобилия наступает у нас затруднение в хлебе, и не только в хлебе, но и в мясе, сыре и других вещах... Учреждение...[13] пускай устанавливает определенное количество вывоза зерна, чтобы наша земля не стала урожайной для чужих, а бесплодной для нас самих. Пусть также и у нас установят справедливую цену, чтобы те, которые имеют излишки зерна, продавая больше, чем следует, не причиняли из-за этого трудности беднякам и не повышали цены на другие товары... Многие купцы прячут зерно на длительное время, чтобы в подходящий момент дороже продать. Но это могло бы своевременно предотвратить учреждение, которое велело бы извлечь из амбаров зерно, закупленное ранее по низкой цене, и продавать его немного дороже, нежели купили. Тогда вся прибыль досталась бы государству и купцы вынуждены были бы продавать зерно дешевле при его избытке, нежели при недостатке...

Все, что сказано о зерне, касается воска, сала, коней и других подобных вещей! Много тех, которые, вывозя эти вещи, сами богатеют, изобилие и зажиточность всем соседним народам несут, а тем временем наш народ терпит голод из-за недостатка и всеобщей дороговизны...

 

Описание шляхетского фольварка из инвентаря (1576 г.)

Инвентарь – документ, составляющейся чаще всего при совершении какой-либо сделки или передаче владения в другие руки и содержавший подробное описание имущества землевладельца и крестьянских повинностей. Инвентари содержат богатую информацию о структуре землевладения, состоянии помещичьего и крестьянского хозяйства, размере деревень, соотношении пустующих и обработанных ланов и т.п. Приведенные ниже инвентари дают представление о типичном фольварке.

…соответствующая обычаю опись инвентаря, Слоновицкого имения, фольварка, строений, скота и фольварочных орудий, а также кметов... Прежде всего хлеба как яровые, так и озимые, все земли как фольварочные, так и «пустующие», и хорошо засеянные. Также два небольших пруда с рыбой... Строения: также черная изба с недавно переложенным полом, двери на деревянном полозе, три окна со ставнями и деревянными решетками. Печь, дымоход, три лавки... маслобойка, четыре новых горшка для молока, горшков с молоком девять, горшков для масла четыре. ...Наседок на яйцах две. Кладовая при избе... В кладовой два сусека для засыпки зерна... На всем строении новая крыша двухлетней давности, из снопов составленная... Погреб, двери у погреба деревянные со скобами и засовами... Две бороны с железными гвоздями, без гвоздей – четыре. Телега старая, плохая. Плуг старый, плохой, с плохим железом. Скотный двор с изгородью, воротами из жердей, прикрытый... Хлев из плетня, с крышей, с дверями из жердей, загон для волов из плетня, с воротами из жердей, две кормушки и лестница в этом загоне.

Фольварочный скот. Коров дойных девять… также вол-двухлеток, не выхолощенный, соловый, лысый. Лошади три... Волов упряжных у Якуба, сына Адамова, два, которые подохли, но он должен поставить новых на их место.

Гумно. Молотилка с током, под крышей. Пустых навесов для скирд – 25. Скирд с зерном из старого гумна... две. Сена в гумне двухлетнего – один стог... Соломы в гумне два стога... Огород фольварочный один, огороженный хворостяным плетнем, засаженный овощами. Также три пустующих огорода, два засеянных льном, а третий – засаженный капустой и морковью...

Кметы. Кметов оседлых семь, а именно: первый – Мапек Малый, второй – Валенты Поджик и др… Разорившихся кметов с пустошами трое за паном Челатыньским. Коморниц[14] две.

 

О необходимости тщательно управлять фольварком

из сочинения А. Гостомского «Хозяйство» (1588 г.)

Ансельм Гостомский (ок. 1508 – 1588 гг.) – богатый землевладелец, воевода равский с 1572 г. «Хозяйство» – первое польское руководство по организации фольварка и сельскохозяйственных работ в имении.

…Повсеместно в Польше труд кметов является наиглавнейшим доходом... Работой [кметов] хозяин должен распорядится так, чтобы крестьян не разорять, а делать их с каждым годом более зажиточными... Всегда, когда у него есть время, управляющий должен учиться хозяйственности у домовитого шляхтича и у домовитого крестьянина – на пашне и на скотном дворе. Он должен с ним... посоветоваться о каждом хозяйственном деле. ...кто хочет быть хорошим хозяином, должен приложить к этому старание... и пахать, и сеять в то время, когда [это делает] хороший хозяин и пахарь... Справедливый управляющий должен присматриваться [к тому], как хороший крестьянин исполняет каждую работу для себя, и такой же работы требовать от прочих крестьян в пользу господина...

 

Обязательство крестьян д. Несковой платить чинш

за отказ от создания здесь фольварка (1601 г.)

Представ лично перед его милостью Бернатом Мацеевским, епископом краковским, Мартин Ячек, Мацей Кветок [и др.]... из деревни Несковой, наследственно принадлежащей Меховскому монастырю, добровольно признали, что заключили договор и соглашение с преподобным ксендзом Шимоном Турским... держателем и пожизненным владельцем этой деревни Песковой о том, чтобы он не основывал у них фольварка. Они обещали давать и платить этому ксендзу Шимону Турскому все вместе по 100 злотых ежегодно… В случае, если какая-либо сумма ему не будет выплачена в вышеозначенный срок, ксендз Турский вправе будет этот договор не выполнять и основать фольварк на крестьянских угодьях там, где ему понравится...

 

О крестьянах, покидающих деревни.

Из постановлений мейма в Петракове[15] (1496 г.)

...Поскольку молодежь покидает деревни и собственных родителей, [эти] деревни опустевают из-за отсутствия работников... мы постановляем, что только один [крестьянский] сын в деревне может уйти от своего отца на службу, в особенности для изучения наук и ремесла, остальные же пусть остаются на унаследованной земле вместе с отцами... А если у кмета единственный сын, то он должен оставаться на наследственном наделе и работать вместе с родителями на том наделе, который родителями занят...

...Так же ...постановляем... что ежегодно не более чем один крестьянин может по праву и по справедливости переселиться из одной деревни в другую. Не пожелай кто-нибудь при этом отпустить одного вышеназванного крестьянина, он [землевладелец] будет подвергнут штрафу, который принято налагать на поступающих незаконно.

 

О введении обязательной однодневной барщины.

Из постановления сейма (1520 г.)

...А также, стремясь позаботиться о выгодах наших подданных... постановляем соблюдать вечно: чтобы крестьяне... отрабатывали бы отныне нам и своим господам один день в неделю, с каждого лана и были принуждены к отработке, за исключением тех крестьян, которые уже прежде заменили отработки своим господам денежным или зерновым чиншем, или какой-либо данью либо выплатой.

 

О солтысах из трактата А. Ф. Моджевского

«Об исправлении государства» (1551 г.)

Существует у нас право... о солтысе[16], что если он является бесполезным, лишить его той должности, а владение его выкупить... Обязанностью хорошего солтыса является осуществлять суд над своими жителями, взимать со всех них повинности; поскольку его владение больше, нежели у других, должен, согласно обычаю, идти на войну, если нужно...

 

Критерии шляхетства.

Из постановлений сейма в г. Радоме (1505 г.)

Поскольку возник вопрос о шляхетском происхождении... мы объявляем, что лишь тот может считаться шляхтичем и удостаиваться... должностей и привилегий, каждый из родителей которого – шляхтич. И он, и его родители должны проживать... в своих имениях, замках, местечках или деревнях в соответствии с обычаем отчизны и привычкой шляхты, живя по уставам и законам, принятым среди шляхты нашего королевства... Следует считать также тех шляхтой, кто рожден отцом-шляхтичем, хотя бы мать его была низкого происхождения; чьи родители, однако, и сами они... живут так же, как и другая шляхта в нашем королевстве... и не исполняли в прошлом и не исполняют в настоящем тех работ..., которыми... привыкли заниматься мещане.

 

Об освобождении шляхты от пошлин.

Из постановления сейма в г. Петркове (1511 г.).

Так же постановили…что бы шляхта нашего королевства не принуждались к уплате каких-либо королевских пошлин с зерна и продуктов, необходимых для домашнего потребления и работ, проводимых внутри имения.

 

О порядке возведения в шляхетское достоинство.

Из постановления сейма (1578 г.)

Постановляем, что бы плебеи не возводились в шляхетство иным образом, кроме как на сейме…с согласия сената или во время войны за выдающееся мужество поведения и военное мастерство.

 

О новой шляхте. Из постановлений сейма (1601 г.)

Появилось очень много новой шляхты и прибывает ее разными путями все больше… Противодействуя этому, мы постановляем на будущие времена, что ни мы, ни наши потомки не должны ни кого…в шляхетство, кроме тех, кто был рекомендован нам сенатом и земскими послами (в армии – гетманом) за значительные заслуги перед Речью Посполитой…Добавляем так же, что ничьего подданного вопреки воле наследственного пана мы не допустим в шляхтичи.

 

Занятие № 2:

 

Сословные привилегии шляхты из привилея, выданного королем Сигизмундом-Августом на сейме в г. Петракове (1550 г.)

...Никто не должен быть коронован на польское королевство без того, чтобы прежде был добровольно избран всеми сословиями[17]... Поскольку рыцарское и духовное сословие..., на основании пожалований и привилегий [данных] нашими предками, не должны платить никаких пошлин... с тех [продуктов], которые производятся в их хозяйстве... мы также постановляем, что рыцарское и духовное сословие не должны платить нам новых пограничных пошлин. ...Для того, чтобы в период нашего правления общественные дела исправно решались, мы будем созывать... сеймы в то время и в том месте, какие определены законом... Поскольку нам известно, сколь необходимы поветовые сеймики[18], мы желаем, чтобы они созывались ежегодно в определенных местах и не переносились бы воеводами на другое время… Чтобы облегчить образ жизни шляхты, мы разрешаем ей покупать в городах дворы, дома, амбары... с тем, однако, исполнялись все соответствующие городам повинности и обязанности, лежащие на этих домах и дворах... В нашем королевском совете не должно быть никого... кто бы не принадлежал к шляхетскому сословию. Поскольку мы являемся польским королем, мы не хотим доверять королевских замков и владений никому, кроме поляков шляхетского происхождения, имеющих свою земельную собственность...

 

Постановления Сейма в г. Радоме.

«О неприятии конституции

без согласия сенаторов и земских послов»

На этом сейме в Радоме мы вместе со своими прелатами, сенаторами, баронами и земскими послами нашего королевства…постановили, что с этой поры и во все будущие времена ничто новое, что вело бы к нововведениям в общем законе и публичной свободе…не должно устанавливаться нами и нашими преемниками без общего согласия сенаторов и земских послов.

Привилегии шляхты и компетенция королевской власти.

Из «Генриховых артикулов» (1573 г.)

«Генриховы артикулы» были составлены на сейме 1573 г., утверждены сенатом и посольской избой и подписаны позднее в Париже Генрихом Валуа, избранным на польский престол. «Генриховы артикулы» окончательно узаконили систему «шляхетской демократии».

Мы, сенаторы, шляхта и рыцарство королевства Польского, народов как польского, так и литовского..., настоящей грамотой... гарантируем себе то, что наш будущий князь или властитель, только что нами выбранный, будет нам обязан выдать... грамоту, в которой были бы подтверждены и признаны ниже сформулированные статьи... Мы, Генрих, Божьей милостью король польский… объявляем настоящей грамотой... (1) ...чтобы право свободного выбора нового короля навсегда... сохранялось бы за всеми коронными сословиями... (3) ...В отправлении посольств в другие страны, в приеме... чужих посольств, в наборе или приглашении каких-либо войск... мы не должны ничего предпринимать и делать без совета сената обоих народов… (4) О войне и посполитом рушении мы не должны ничего решать без сеймового постановления всех сословий... (6) Если... между сенаторами... возникнет разногласие в мнениях... то мы... не должны ничего решать своей властью... (7) На каждом вальном сейме следует назначать... 16 человек из числа сенаторов... которые постоянно находились бы при нас, без совета и ведения которых ни мы, ни наши потомки не должны ничего предпринимать в текущих делах [вовсе не касаясь] сеймовых дел... (9) Вальный коронный сейм должен созываться не реже, чем раз в два года... А перед такими сеймами... должны созываться поветовые сеймики... на которых шляхта через послов должна по обычаю объявлять о своих потребностях. . (12) Что бы не было никаких сомнений относительно шляхетских земельных владений, они... должны оставаться сво6одными... (17) Специально оговариваем, что не будем вводить ни налогов, ни податей в наших королевских имениях и в имениях духовенства, а так же в наших городах и... во всех наших землях... без разрешения всех сословий на вальном сейме .. (18) ...Мы обещаем... никогда не заключать браков и не решать о них без оповещения и решения сенаторов... (21) А если бы мы... выступили против прав, вольностей... или что-нибудь не выполнили бы, тогда мы объявляем граждан двуединого народа свободными от послушания, от веры нам и от нашей власти.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.