Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Протославянские культуры



Многочисленные славянские народы Восточной, Юro-Восточной и Цен­тральной Европы являются, наряду с романскими и германскими, одним из самых крупных этнических образований в Европе. Формирование славян и их культуры прошло несколько этапов. Самый ранний - предславянский. Он охватывает вторую половину II - I тысячелетие до н. э. В Центральной и Восточной Европе существовало тогда несколько родственных между собой культур, занимавших довольно обширную террито­рию. В недрах этих культур начали формироваться элементы, которые впо­следствии стали характерными для культуры славян и некоторых других наро­дов Европы. Второй период можно назвать древнеславянским. В последние века I тыся­челетия до н.э. - первой половине I тысячелетия н. э. мы уже можем выде­лить археологические культуры древних славян. Появляются и письменные сведения о славянах. В этот насыщенный историческими событиями период передвижения, вытеснения и смешения народов идет процесс формирования восточнославянской культуры, складывается славянская территория. Славяне были втянуты в водоворот больших исторических событий, когда заканчивал­ся период древней истории, рушилась Римская рабовладельческая империя, и народы стояли на пороге средневековья с его материальными и духовными ценностями, феодальными отношениями. Славяне были активными участниками этих событий. Третий период славянской культуры - феодальный. Это время образова­ния славянских государств, в частности Древнерусского государства с центром в Киеве. Славянские государства определяли историческое развитие народов на огромной территории Восточной, Центральной и Юго-Восточной Европы. Они обладали большим политическим весом среди соседних стран и народов. В славянских государствах складывалась высокоразвитая культура, без кото­рой нельзя представить мировую культуру и цивилизацию. Еще до открытия первых археологических памятников древних славян, о них было известно из сообщений письменных источников, среди которых русская летопись «Повесть временных лет». Задачей летописца, по его собст­венным словам, было выяснить, «отку­да есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити, и отку­да Русская земля стала есть». Автор лето­писи подробно описывает расселение славянских племен в период, предше­ствовавший образованию Древнерус­ского государства. Самые древние письменные сведе­ния о расселении народов, в числе ко­торых были и славяне, оставлены древнегреческим историком Геродо­том. Ему были известны племена зем­ледельцев, живших к северу и востоку от территории расселения собственно скифов или входивших в скифскую федерацию. Среди них Геродот называет невров и загадочных будинов. Буди­ны проживали в лесистой местности на расстоянии 15 дней пути от Меотиды. Согласно последним исследованиям, они обитали за землями гелонов, зани­мавших левый берег Среднего Днепра, в низовьях Десны и Сейма.

К I в. н. э. относятся сведения римского историка Тацита. Он писал о древних славянах, называя их венедами, позднее византийские историки на­зывали потомков венедов антами и склавинами. Эти сведения являются край­не неопределенными, и на их основании трудно хотя бы приблизительно очертить границу расселения венедов или антов. В этих условиях особое зна­чение приобретает археологический материал.

Истоки некоторых элементов славянской культуры прослеживаются в ряде предславянских культур. С XV в. до н. э. на территории Польши существовали две культуры: предлужицкая и к востоку от нее тшинецкая, изученная по по­селениям, расположенным на песчаных приречных холмах. Люди жили в по­луземлянках и обмазанных глиной каркасных жилищах. Умерших погребали в скорченном положении на боку в курганных и бескурганных могильниках. Предлужицкие племена, расширяя свою территорию, оказывали влияние на племена тшинецкой культуры. В результате в XII в. до н. э. на землях по Висле и Одеру сложилась единая лужицкая культура. Ее памятники встречаются на обширной территории, которая на севере доходит до побережья Балтийского моря, на юге - до верховий Вислы и Дуная, на западе - до среднего течения Эльбы, а на востоке - до Буга и верховий Припяти, до Полесья и Волыни.

Ранние памятники лужицкой культуры относятся еще к эпохе поздней бронзы. В середине I тысячелетия до н. э. появляются крупные лужицкие по­селения площадью в несколько гектаров. Среди них наиболее хорошо иссле­довано позднелужицкое поселение на берегу Бискупинского озера около польского города Познань. Остатки деревянных строений благодаря влажно­сти почвы великолепно сохранились. Поселок был огорожен мощной оборо­нительной стеной из трех рядов деревянных срубов, заполненных внутри глиной, землей и камнями. Открыты мощенные бревнами параллельные улицы, вдоль которых располагались длинные бревенчатые дома. Основу дома состав­лял каркас из вертикальных деревянных опор, а стены были сложены из бре­вен, вставленных в пазы вертикальных опор. В доме было несколько отдель­ных больших помещений. Каждая секция имела вход, который вел сначала в сени, а затем в большую комнату с очагом, сложенным из камней. Здесь най­дены остатки деревянной сохи, роговые мотыги с деревянной ручкой, желез­ные серпы и простые каменные зернотерки, много керамики. На Бискупин­ском поселении обнаружены также обуглившиеся зерна ржи, пшеницы, ячменя и гороха. Из волокнистых растений был известен лен. лужиц­кой культуры занимались земледелием и скотоводством.

Носители лужицкой культуры умерших сжигали, а останки сожжения хо­ронили в глиняных горшках (урнах), которые накрывали черепком и ставили в ямы. Рядом с урнами клали небольшое количество вещей и сосуды, видимо, с пищей. Такие могильники называются «полями погребений» или «полями по­гребальных урн». Обряд погребения в урнах в первой половине I тысячелетия н. э. получил широкое распространение у славян и неславянских племен Вос­точной Европы.

Спорным остается вопрос о принадлежности к древним славянам предста­вителей чернолесской и милоградской культур, известных в скифскую эпоху. Чернолесская культура - в междуречье Среднего Днепра и Верхнего Бу­га - названа по городищу Черный Лес в бассейне Ингульца, правого притока Днепра. На поселениях этой культуры раннего железного века находят много роговых и костяных мотыг, инструменты для обработки кожи, костяные нако­нечники стрел, дротиков, псалии от удил и керамику. Обилие материала на Субботинском городище свидетельствует о развитии ремесленного производ­ства для чернолесской культуры типичны могильники двух типов: курганные и бескурганные. Погребения, как и целый ряд других элементов, близки к па­мятникам лужицкой культуры. Если племена чернолесской культуры и не принимали непосредственного участия в этногенезе славян, то, будучи бли­жайшими соседями, не могли не оказывать на них влияния.

Милоградская культура была распространена в Южной Белоруссии, в ос­новном на правобережье Днепра. На городищах открыты немного углублен­ные в почву квадратные жилища. Население обрабатывало железо и медь. Ос­нову хозяйства составляли земледелие и скотоводство. Существует мнение, что милоградскую культуру оставили племена невров; некоторые исследовате­ли связывают ее с бантами. Причастность к этногенезу славян еще одной культуры, юхновской, также является предметом дискуссии в научных кругах.

Важным рубежом в этногенезе протославян был IV в. до н. э. В это время на базе разных групп лужицкой культуры Центральной Польши, частично Бе­лоруссии и Украины складывается культура клёшевых погребений. Эту куль­туру отличают бескурганные погребения в так называемых клёшах: останки трупосожжений заключали в урну и помещали под большой перевернутый ко­локоловдный сосуд - клёш, от которого и происходит название культуры. Из вещей в погребениях находят преимущественно украшения. для этой куль­туры характерны неукрепленные поселения.

В конце II в. до н. э.- IV в. н. э. на месте культуры клёшевых погребений развивалась пшеворская культура, очевидно, принадлежавшая венедам. Посе­ления пшеворцев располагались на возвышенных местах. Люди жили в неук­репленных поселениях, в землянках и мазанках, занимались земледелием и скотоводством. В культурных слоях пшеворских поселений находят железные серпы, топоры, лемехи и большое количество лепной керамики. Считают, что она в равной мере принадлежала как древним славянам, так и германцам, кельтам и балтийским племенам. Территориально разделить эту культуру на области невозможно, так как на рубеже нашей эры указанные племена жили в ряде случаев чересполосно, элементы их культур смешивались. К тому же сре­ди бытовых предметов и вооружения, с которыми имеет дело археология, бы­ло много таких, которые имели одинаковое применение у разных народов. У пшеворских племен большое распространение получила металлургия железа. Открыты центры производства железа. Среди находок железные сош­ники и железное оружие: двулезвийные наконечники копий, железные ножи. Встречаются круглые мельничные жернова. Существовал оживленный обмен с соседними, а иногда и с дальними странами, с городами Северного Причер­номорья. Пшеворские погребения бескурганные, над ними нет насыпей. В об­ряде захоронения преобладает трупосожжение, погребения в урнах и без урн. В могилах находят глиняные сосуды, слепленные еще без гончарного круга, ритуально испорченное оружие - сломанное или согнутое.

Описанные выше культуры I тысячелетия до н. э. приблизительно дают представление о территории формирования культуры древних славян.

Во II в. до н. э. в верховьях Западного Буга и Среднего Днепра (южная часть Белоруссии) и в лесостепной Северной Украине вплоть до Киева на юге и Брянска на севере сложилась зарубинецкая культура. Считают, что центры этой культуры находились в западной части указанной территории. В течение четырехсот лет зарубинецкие племена были единственным и многочисленным населением лесостепного Поднепровья и Полесья, т. е. тех территорий, кото­рые рассматриваются как древнеславянские земли на востоке Европы. Эта культура впитала в себя традиции нескольких культур.

Племена зарубинецкой культуры выбирали для поселений крутые берега рек, огораживали их тыном и сооружали прямоугольные дома-мазанки. С на­чала нашей эры преобладает тип жилищ в виде прямоугольных полуземлянок площадью 10-15 кв. м, с двускатной крышей, очагом или печью и бревенча­тые дома. На поселениях найдено большое количество лепной керамики, гар­пуны, ручные жернова, зернотерки, песты, фибулы (застежки), а также рим­ские и кельтские вещи. Рядом с жилищем открыты ямы-погреба. Основу хозяйства составляло мотыжное земледелие и домашнее скотоводство. Разво­дили коров, лошадей, овец, свиней. Из поселений наиболее известны Чаплин­ское городище под Гомелем и городища около Киева на Днепре.

Характерными для зарубинецкой культуры являются так называемые поля погребальных урн. Этот обряд на рубеже нашей эры становится господствую­щим. Два больших могильника Корчеватовский и Зарубинецкий под Киевом дали название всей культуре.

Производство железа зарубинецкие племена освоили в совершенстве. Же­лезо добывали из болотных руд, варку производили в небольших сыродутных горнах. Железные предметы разнообразны: ножи, топоры, долота, кельты, стамески, серпы, косы-горбуши, наконечники стрел и дротиков, удила и ры­боловные крючки.

Среди исследователей нет единого мнения по вопросу об этнической при­надлежности зарубинецкой культуры: одни видят в ней славянскую, дру­гие - балтскую, третьи считают, что она принадлежала разным этническим группам.

Во II-III вв. в среде племен зарубинецкой культуры происходят значи­тельные изменения. Они связаны с расширением ее территории и с политиче­ским и культурным влиянием с юга, со стороны сарматов, готов и других племен, границы расселения которых постоянно менялись в связи с Великим переселением народов и вторжением варваров в пределы Римской империи. Постоянные перемещения и ассимиляции привели к тому, что в начале III в. племена зарубинецкой культуры были вытеснены в верховья Днепра, на Десну.

На территории Нижнего и Среднего Поднепровья, на Южном Буге и Дне­стре, вплоть до Черного моря появляется новая культура - черняховская, на­званная так по могильнику у с. Черняхово, к югу от Киева. Археологическими памятниками культуры являются большие поселения открытого типа наподо­бие современных сел и могильники, в которых наряду с полями погребальных урн есть и трупоположения. Погребальные обряды указывают на смешанный характер населения черняховской культуры. Черняховские поселения укреп­лений не имели, располагались в удобных для земледелия местах, в долинах небольших рек. Люди жили в домах-мазанках.

у черняховцев наблюдалось имущественное неравенство, шел процесс классообразования. Наличие монет свидетельствует о широких внутренних и внешних торговых связях, высоком уровне развития ремесла. Среди украшений встречаются римские фибулы, дорогие изделия из стекла. Масса посуды сделана на гончарном круге.

Некоторое внешнее сходство в обряде погребения позволило ряду ученых связать черняховскую культуру со славянскими племенами антов. Другие ар­хеологи отрицают славянскую принадлежность черняховской культуры, счи­тая ее этнически разнородной (готы, фракийские, славянские и сармато-алан­ские племена), и связывают ее с готским союзом племен в Восточной Европе. Черняховские племена развивали пашенное земледелие и ремесло, отмечены их устойчивые торговые связи.

Черняховская культура прекратила свое существование в конце IV в. Ее исчезновение вызвано Великим переселением народов: в 375 г. орды гуннов перешли Дон и разорили поселения по Днепру, Южному Бугу, нанесли удар готам. Готский союз был кратковременным, но значительным историческим образованием в Восточной Европе. Он объединял оседлых земледельцев лесо­степной зоны, кочевников-сарматов и другие племена. Особенностью готско­го союза является то, что его культура развивалась при римском влиянии.

Основные центры зарубинецкой оседлости в результате сложения на юге черняховской культуры переместились на рубеже II-III вв. на север и севе­ро-восток, за Припять и на Десну. Позднезарубинецкий могильник и поселе­ние второй четверти I тысячелетия н. э. исследованы в урочище Обидня в Мо­гилевской области. Серединой 1 тысячелетия датированы поселения в бассейне Десны: Жуковка, группа памятников в районе Трубчевска, Колочинское городище на Днепре и др. Наиболее сохранившимися элементами куль­туры выступают жилища, погребальный обряд и керамика.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.