В конце 1989 г. под воздействием событий в В Европе и все более явственных кризисных явлений в самой стране, справиться с которыми традиционными средствами не удавалось, югославские власти решились провести выборы на многопартийной основе. Кроме того, они надеялись, что, дав возможность различным силам открыто выразить свои цели, задачи и намерения, смогут ослабить остроту политического противостояния. Сначала в Словении, а затем и в др республиках начали образовываться разл ПП, которым после сорока лет единоличного правления СКЮ предстояло взять на себя часть ответственности за дальнейшую судьбу федерации. В подавляющем большинстве возникали на нац основе.
Так, в Сербии возникли Демокр партия и Сербская радик партия, в Хорватии - Хорватская партия права и Хорватская крест партия, в Македонии - Всемакедонская революционная организация - Демократическая партия македонского национального единства (ВМРО-ДПМНЕ). Занялись своей реорганизацией и республ компартии. В Словении и Хорватии компартии фактически перешли на социал-демокр позиции и стали называться Союз коммунистов Словении - Партия демократического обновления и Союз коммунистов Хорватии - Партия демократических перемен. Решение о трансформации в социал-демократическую партию принял и Союз коммунистов Боснии и Герцеговины. В Сербии после объединения республиканского Союза коммунистов с Социалистическим союзом трудового народа (организация, выросшая из послевоенного Народного фронта) была образована Социалистическая партия. А в Черногории еще два года в прежнем виде продолжал существовать республиканский Союз коммунистов.
В течение весны – осени 1990 г. в СФРЮ прошли первые многопартийные выборы. За исключением Сербии и Черногории, победу на них всюду одержали оппозиционные партии.
В конце 1990 г. на заседании Президиума СФРЮ решено провести в начале 1991 г. переговоры представителей всех республик об изменении федеративного устройства страны. Параллельно с переговорами происходили двусторонние встречи республиканских делегаций. Но безрезультатно, не удалось согласовать две концепции (сохранения и обновления федерации – Сербия и Черногория. и преобразования СФРЮ в конфедерацию –Словения и Хорватия. Промежуточную позицию занимали Б и Г, а также Македония). Впрочем, идея конфедеративного устройства (уже фактически существовавшего) использовалась ее сторонниками главным образом, чтобы замаскировать истинную цель – отделение от Югославии.
В апреле 1991 г. Словения оповестила, что в соответствии с результатами плебисцита она намерена «стать самостоятельным, суверенным и независимым государством». Власти Хорватии также заявили, что в случае, если не удастся подписать договор о союзе сувер гос-в, они предпримут шаги для выхода из Югославии.
за сохранение единого государства Сербия (не считая маленькой Черногории) практически оставалась в одиночестве. Действия объяснялись тем, что, если другие народы Югославии при распаде федерации по существовавшим админ границам образовывали свои нац государства, то сербы оказывались разделенным народом (Ок трети - за пределами республики, преимущественно в Б и Г, в Хорватии). Сербия соглашалась на образование хорватами и словенцами собственных нац государств лишь при условии признания за сербским народом аналогичного права и включения в ее состав всех территорий с преобладанием сербского населения. То есть, отказ Белграда признать республиканские границы в качестве будущих гос границ. цели Сербии и Словакии с Хорватией были противоположными. Никто не собирался идти на компромисс, господствовали националистические настроения.
Будущее Югославии зависело от состояния отношений, которые складывались между Сербией, Хорватией и находящейся между ними Б и Г. Именно по оси Белград - Сараево - Загреб и возникло основное противостояние после поражения коммунистов на первых альтернативных выборах и прихода к власти в республиках сепаратистки настроенных лидеров.
Распад Югославии начался в июне 1991 г., когда парламенты Словении и Хорватии провозгласили независимость и приняли решения о выходе из состава единого государства. Окончательно же Соц Федеративная Республика Югославия прекратила существовать спустя полгода, в январе 1992 г., когда независимость Словении и Хорватии признали страны Европ сообщества. В нач апреля 1992 г. международное признание получила Б и Г. Раздел территории без предварительных договоренностей - угроза войны. Это понимали все
Югославский кризис
Распад государства, межэтническое противостояние и войны в бывшей Югославии вошли в историю под именем югославского кризиса. два самостоятельных процесса. С одной стороны, это попытки Югославской народной армии (ЮНА), большинство - сербы, силой остановить распад единого государства. Начавшееся противоборство - вооруженные столкновения в Словении (июль 1991 г.) и две межэтнические войны - хорватскую (1991-1995) и боснийскую (1992-1995). К тому же конфликту следует отнести натовскую агрессию против Союзной Республики Югославия в связи с событиями в Косово в 1999 г. И, наконец, в 2001 г. в результате усиления албанского сепаратизма в вооруженный конфликт на несколько месяцев погрузилась и Македония.
Второй процесс– интернационализация югосл кризиса, т.е. вмешательство в него извне. -часть расширения НАТО на Восток,― формированием новой модели международной безопасности после краха биполярной модели мира.
Наконец, у югокризиса есть еще один аспект – рост албанской экспансии. В настоящий момент албанцы самый активный, быстро растущий численно и стремящийся к консолидации в границах единого государства балканский этнос. Учитывая то, что, кроме собственно Албании, албанцы проживают в Сербии, Черногории, Македонии и Греции, это чревато новыми потрясениями.
Словения
Полит развитие
Первые многопарти выборы в Словении - апр 1990 г. победу (около 55% голосов) -блок оппозици - Демократ оппозиция Словении (ДЕМОС) : Словенский дем союз, Соц-дем союз Словении, Словенское христианско-социальное движение, Словенский крест союз и партия «зеленых». В парламент + Партия демокр обновления (бывшие коммунисты), Либ-дем и Социалистическая партии. Все апеллировали исключительно к словенским национальным ценностям. Премьер - деятель правого толка Лойзе Петерле от Словенского христианско-социального движения, а Председателем Президиума республики (президентом) – бывший ком функционер, известный либ взглядами, сторонник выхода Словении из федерации Милан Кучан.
курс на обретение республикой полной самостоятельности. декларация о суверенитете и независимости Словении, плебисцит, 88% участников - выйти из федерации. 25 июня 1991 г. парламент провозгласил независимость Словении. Одновременно руководство республики приказало своим вооруженным формированиям занять таможенные и погранично-пропускные пункты, а также обозначить собственными пограничными знаками и флагами Словении ее границы с Италией, Австрией и Венгрией.
На сл день пр-во Югославии признало эти действия незаконными. Однако эта акция федеральных властей потерпела неудачу. Руководство Словении мобилизовало 35 тыс. добровольцев и силы т. н. «территориальной обороны». 10 дней вооруженных столкновениях В конфликт вмешалось Европейское сообщество, организовав переговоры конфликтующих сторон. 3 июля перемирие. Словенцы: на три месяца отложить реализацию декларации о независимости, а федеральные власти - вывести войска с территории республики, что они и сделали 29 июля. Это открывало руководству Словении возможность проводить самостоятельную политику. В октябре 1991 г. контроль над границами и нац валюта, в декабре новая конституция. В январе 1992 г. независимость Словении была признана государствами Европейского сообщества (после подписания в 1992 г. Маастрихтского договора оно стало называться Европейским союзом), а затем и другими странами.
Среди государств, возникших на территории бывшей Югославии, - наиболее однородная по этническому составу: около 90% словенцы, исповедующие католицизм. моноэтничность и моноконфессиональность предопределили бескровный выход республики из состава СФРЮ.
Согласно конституции 1991 г., Словения – парламентская республика. Парламент из двух палат: гос собрание (Законодат в составе 90 депутатов, избираемых от ПП в ходе всеобщих, равных, прямых выборов при тайном голосовании сроком на 4 года; по 1 мандату зарезервировано для представителей ит и венг нац меньшинств; формирует правительство и контролирует его деятельность, принимает законы.) и гос совет (40 депутатов, избираемых на 5 лет. выражение соц, эк, проф и локальных интересов всех членов общества без различия полит или нац принадлежности. В нем 4 представителя от работодателей, 4 – от наемных работников, 4 – от крестьян, ремесленников и лиц свободных профессий, 6 – от нехоз сферы. Эти 18 депутатов избираются путем многоступ выборов. 22 депутата, представляющие местные интересы, избираются путем прямых, всеобщих выборов).
Право законодательной инициативы - правительству, депутатам обеих палат парламента и группам граждан, числом не менее 5 тыс. человек. Законы, вкл конституцию, могут приниматься как парламентом, так и на общенац референдуме.
Гл гос-ва - президент, избираемый в рез-те прямых, всеобщ выборов сроком на пять лет, не более 2х раз подряд. Он -главноком Сил обороны Словении, назначает выборы в парламент, может распустить досрочно, если гос собрание не сможет сформировать правительство, а также имеет право издавать полномочные указы в том случае, когда законодат орган не может собраться по не зависящим от него причинам (война, чп).
На 1х парлам выборах в независ Словении в декабре 1992 г. относительное большинство голосов - Либ-дем партия (глава Янез Дрновшек возглавил коалиц левоцентр пр-во). в 2000 г., когда у власти правоцентр коалиция, Я. Дрновшек и президент страны М. Кучан сохраняли главные гос посты на протяжении всего 1го десятилетия независ Словении (М. Кучан был единственным республиканским лидером, встретившим распад Югославии в этом качестве и остававшимся в нем до начала XXI в. Его избрание в 1998 г. на третий срок стало возможным потому, что в 1990 г. Словения еще была в составе СФРЮ).
В кон 2002 г., в связи с тем, что М. Кучан согласно конституции уже не мог баллотироваться, новым президентом страны был избран Я. Дрновшек. Пр-во возглавил член Либ-дем партии Антон Роп. На парлам выборах в окт 2004 г. относительное большинство - Словенская дем партия Янеза Янши, Либ демократы оказались вторыми. Пр-во Я.Янши, заключило коалиц соглашение с блоком «Новая Словения» — Христианско-народная партия, Словенской народной партией и Демократической партией пенсионеров. Сейчас през-т Борут Пахор(был премьером 2008-2012), а Янша – премьер снова.
Эк развитиебыла наиболее развитой из всех республик СФРЮ (30% экспорта в конвертируемой валюте и 60% совокупного экспорта страны). После обретения независимости тоже. Особенность: невысокие темпы во время реформ чтобы избежать соц напряженности в обществе. все социальные конфликты в Словении имели отраслевой или локальный характер
По уровню достигла многих западноевроп государств. В марте 2004 г. Всемирный банк признал Словению первой на бывшем постсоциалист пространстве В Европы развитой страной.
Внеш политикаОсобенность: высокая стабильность внутр положения, + отсутствие колебаний во внеш. Курс на тесное сотрудничество с Западом. принята в ООН, присоединилась к Центральноевропейскому соглашению о свободной торговле (ЦЕССТ), Центральноевропейской инициативе (ЦЕИ), Пакту стабильности для Юго-Восточной Европы и др.
курс на интеграцию в общеевропейские институты. Италии блокировала до 1996 г. В 2004 г. Словения первой из республик бывшей Югославии вступила в НАТО и Евросоюз.
Но при этом, она понимает потенциальную опасность потери своей культурной самобытности. Словения -инициатор создания Форума славянских культур, учредительная конференция которого состоялась в 2004 г. Участниками стали 10 славянских стран: Белорус, Болг, Б и Г, Македония, Польша, Россия, Серб и Черногор, Словения, Хорв, Укр. Словакия и Чехия - статус наблюдателя.
ХОРВАТИЯ
Борьба за границы
Первые многопартийные выборы в два тура в апр и мае 1990 г. Находившиеся у власти коммунисты их проиграли. победу одержала радикально настроенная наця партия Хорватское демократическое содружество (ХДС), Лидер Франьо Туджман (1922-1999) был избран председателем Президиума Хорватии. Предвыборная программа ХДС включала требование независимости республики. без прав и автономии сербскому меньшинству
В кон 1990 г. новая конституция Хорватии (т.н. «рождественская»), - унитарное «нац государство хорватского народа» (до этого республика определялась как гос-во хорватского и сербского народов). в Республике Хорватия (РХ) вводилась сильная президентская власть. Президент на пять лет, не более чем на два срока. Полномочия: определять дату проведения парлам выборов и референдумов, назначать и отправлять в отставку премьер-министра, а по предложению последнего - его заместителей и членов правительства, распускать парламент.
Высшая законодательная - сабору, состоявшему из палаты представителей (от 100 до 160 депутатов) и менее влиятельной палаты жупаний, то есть областей (68 депутатов до 2000 г., затем их число было сокращено до 65). Депутаты палаты представителей избирались на основе всеобщего и равного избирательного права путем прямых выборов при тайном голосовании, для представителей национальных меньшинств выделялось 5 мест. Состав палаты жупаний определялся в ходе всеобщего голосования в каждой области.
После принятия осн закона Хорватии - подготовка военных формирований. С марта 1991 г. между хорватскими военными формированиями и сербскими ополченцами, которых поддерживали добровольцы из Сербии, начались столкновения, в том числе и вооруженные.
19 мая 1991 г. референдум по вопросу об отделении от Югославии. Более 90% за самостоятельность. Сербское население Хорватии референдум бойкотировало. 25 июня 1991 г. декларация о провозглашении суверенитета и независимости Хорватской Республики. В январе 1992 г. Хорватию под нажимом Германии признали страны Европейского сообщества.
Подразделения ЮНА быстро овладели районами Хорватии с компактным проживанием сербов (Краина, Восточная и Западная Славония) и остановились в 40 км от Загреба. Хорватское руководство согласилось приостановить действие декларации о независимости, что позволило ему выиграть время, создав собственные вооруж силы. 8 октября хорватский парламент принял окончательное решение о выходе из состава Югославии. В ответ 19 декабря 1991 г. сербы в Хорватии провозгласили создание собственного государственного образования - Республики Сербская Краина (РСК), в которой сохранялось действие конституции Югославии. В РСК сложилась однопартийная система власти, исп власть и парламент возглавляла Сербская демократическая партия.
Межэтническая гражданская война в Хорватии прошла несколько стадий. С марта по август 1991 г. вооруженные столкновения. Затем в войну вступили регулярные войска Хорватии и ЮНА. до 20 ноября 1991 г. -взятие сербами города Вуковара в Восточной Славонии. После заключения о прекращении огня между хорватской армией и ЮНА в марте 1992 г. в Хорватию были введены миротворческие силы ООН. период затишья на фронте, длившийся до мая 1995 г. В этот период международными посредниками был разработан специальный план «Загреб-4» («З-4»), предусматривавший предоставление автономии части территорий с сербским населением. Однако обе стороны были настроены непримиримо и этот план отвергли. В мае и августе 1995 г. хорватская армия провела две масштабные операции против хорватских сербов, приведших к фактической ликвидации Республики Сербская Краина. «Реинтеграция» в состав Хорватии последней сербской территории в Восточной Славонии была делом времени. Об этом было заключено специальное соглашение между Хорватией и сербскими властями Восточной Славонии. Фактически Хорватия стала моноэтническим государством, в котором сербов осталось не более 4%.