Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Вопрос 43 Становление и развитие Новой Югославии 1945 — 1948



Окончание войны с оккупантами и их пособниками = победа народно-освободительной борьбы революции, приведшей к коренным изменениям в общ-полит и эк жизни Югославии. внешнеполитические условия и успешная борьба во время войны обеспечили коммунистам полное преобладание в полит жизни на завершающем этапе войны.

Доминирование коммунистов закреплено преобразованиями первых послевоенных месяцев. В августе 1945 г. заседание 3-й сессии АВНОЮ. законность органа революционной власти и преобразование его в Временную народную скупщину.: 1)подтвердила решения 2-й сессии АВНОЮ, 2)приняла ряд законов (об агр реформе, по принципу: земля принадлежит тем, кто ее обрабатывает, о национализации рудников и др.,) + решение о проведении выборов в Учредит скупщину, которая должна была определить будущий характер государства ( последнее вызвало шквал протестов оппозиции и эмиграции). Но великие державы оставили без внимания.

На прошедших в ноябре 1945 г. парлам выборах кандидаты Народного фронта, руководимого КПЮ, получили 90% голосов и поддержку предложения о преобразовании в республику.

29 ноября 1945 г. торжественное открытие Учредительной скупщины: 1)приняла закон о провозглашении Федеративной Народной Республики Югославии (ФНРЮ), 2)подтвердила законодат акты, принятые АВНОЮ и временной народной скупщиной. 3)КПЮ добилась подтверждения легитимного х-ра новой власти и проводимого ею полит курса.

Новая обстановка склонила многих деятелей оппозиции (и И.Шубашича) к эмиграции из страны, другие сошли с полит сцены. В стране фактически утвердилась однопартийная система.

Проведенные по иниц ком коренные перемены были закреплены конституцией - принята Учредительной скупщиной 31 января 1946 г. после всенародного обсуждения ее проекта. ФНРЮ -объединение равноправных народов, которые на основании права на самоопределение выразили добровольное желание жить в едином федеративном государстве.

Согласно конституции: 1)в состав ФНРЮ вошли 6 республик: Б и Г, Македония, Сербия (она вкл автономные края Воеводину, Косово и Метохию), Словения, Хорв, Черногория. 2) всем гражданам гарантировались равные права, свобода слова, печати, собраний и др. демократические свободы. 3)Гл формой собственности объявлялась “всенародная”. 4)Высшим орг законод власти объявлялась Народная скупщина, из двух палат: Союзного веча и Веча национальностей. Скупщина избиралась на 4 года в ходе прямых, всеобщих, равных выборов при тайном голосовании. Парламент наделялся и контрольн ф-иями, поскольку федеральное правительство было ему подотчетно. 5)Власть на местах - народным комитетам.

Таким образом соединение традиц парламента и органов рев власти, сформировавшихся во время войны. Становление конституционной федерат системы завершали республ конституции, принятые в 1946-1947 гг. Каждая из республик - свой парламент и пр-во, -важный этап в самоопределении населявших их народов. Основной закон ФНРЮ, стал официальной правовой основой для дальнейшего развития социалистических отношений.

· От сталинской модели социализма к социал самоуправлению.

В своей внутр политике КПЮ исходила из того, что только развитие по социалистическому пути как в СССР позволит Югославии быстро догнать эк развитые государства мира.

+ объективная эк отсталость, аграр перенаселение, воен разрушения, в том числе и большинства пром предприятий. Будучи и до войны одним из наиболее отсталых, Югославия лежала в руинах. 3,5 млн. ч без крова, разрушено 40% пром предприятий и половина ж/д путей. Естественно, первоочередной стала задача восстановления нар х-ва. Опираясь на энтузиазм народных масс, используя советскую помощь, руководство КПЮ сумело наладить восстановление. К 1947 г. удалось достигнуть довоенный ур-нь пром производства.

Одновременно разработка программы ускоренной индустриализации (две-три пятилетки и Ю -индустриально-аграрн держава). Необходимые средства должна дать национализация осн средств произв-ва, банковско-кредитной сферы, транспорта и торг предприятий оптовой и значительной части розничн торг, проведенная в соответствии с принятым скупщиной в дек 1946 г. законом.

Демократические законы об аграрной реформе - основа конфискации земель помещиков, буржуазии, церкви и немцев. Конфискованные земли -в собственность малоземельным крестьянам, в том ч переселяемым из неплодородных районов Черногории, Далмации и др. районов, а также участникам народно-освободительной борьбы. Часть земель - создание социал аграрн сектора – гос имений, гос лесного фонда,+передавалась кооперативам (задругам).

В апреле 1947 г. Народная скупщина утвердила 1й пятилетний план развития нархоза. задачи: ликвидация эк отсталости, укрепление оборонного потенциала, расширение социал сектора эк-ки, подъем жизненного ур-ня трудящихся. Задания выполнялись успешно. В проме к 1948 г. объем производства превысил довоенный уровень. Успешно развивались эк отношения с СССР и др странами сов блока. На их долю приходилось более половины внешнеторгового оборота ФНРЮ.

Югославия лидировала среди др государств Ц и Ю-В Европы по темпам и глубине соц-эк и полит преобразований по советскому эталону. Но разгоревшийся в 1948 г. конфликт между сов и югосл руководством, последующий разрыв помешали успешному выполнению пятилетнего плана, и внесли коррективы в процесс социалстроительства в Югославии.

Конфликт приобрел открытый, острый характер летом 1948 г., в ходе работы V съезда КПЮ, когда советское рук-во попыталось открыто, в грубой форме навязать свою волю югославским коммунистам и склонить их к устранению И.Тито и его сторонников из руководства партии. Отказ делегатов повлек за собой полное прекращение полит, эк и воен сотрудничества с ФНРЮ СССР и др стран народной демократии. В первое время югосл руководители еще не теряли надежды на нормализацию отношений. Поэтому они перешли к более форсированному строительству соц-ма по советскому образцу. +проведена национализация остатков ЧС в эк-ке, осуществлено почти полное кооперирование с/х, усиливались репрессии против несогласных. Но позиция Сталина оставалась непреклонной.

Оказавшись изолированными от прежних союзников и идейных единомышленников, руководители партии и государства столкнулись с непростой задачей: продолжить марш к социализму, не имея поддержки и сталкиваясь с сильным сопротивлением части общества, особенно крестьянства. Альтернатива - максимальная мобилизация внутр ресурсов страны и расширение сотрудничества с западом без полит уступок со стороны Югославии.

В новых условиях советская модель соц строительства оказывалась малопригодной. + следование ей мешало партнерству с Западом, находившимся в состоянии ХВ с СССР и его союзниками. Поэтому в Югославии в конце 40 - начале 50-х гг. развернулся активный поиск более соответствующих условиям и менее отталкивающих для Запада форм орг-ции общ-ва и гос-ва, а также борьба со сторонниками прежнего курса ориентации на СССР.

перемены начались в сфере управления экономикой. В 1950 г. Народной скупщиной был принят закон о введении на гос предприятиях непосредственного управления трудовых коллективов. Формально, заводы и фабрики, в общенародной собственности, передавались в управление трудовым коллективам. На практике -контроль КПЮ сохранялся, осуществлялся через заводские парторганизации. Трудовые коллективы должны были управлять через рабочие советы и комитеты управления. Рабочий совет избирался на 2 года. Для решения произв задач и ведения текущих дел - комитет управления и директор(отвечал перед рабочим советом и комитетом управления, а также перед местным выборным органом власти - общинной скупщиной). Община наделялась функциями первичной административно-территориальной единицы.

Практика показала, что, несмотря на выборность и подотчетность директора и комитета управления, контроль за ними был формальным.

В конце 40- начале 50-х гг. изменения в системе гос управления экономикой в направлении децентрализации. Ряд функций фед пр-ва по рук-ву нархозом передан республикам, а - скупщинам общин.

Отменялись пятилетнее планирование; вместо него - годовые планы соц-эк развития. Эти реформы - ликвидация большинства федер министерств, их аналоги созданы на ур-не республик. В итоге, возросла роль республ и местных орг власти. + закладывались основы того, что позже стало называться строительством социализма на основе самоуправления трудящихся.

В начале 50-х гг. руководство отказалось от курса на принудит коллективизацию с/х, большинство кооперативов распались, крестьяне вернулись к семейным формам хозяйствования.

После компромиссного решения вопроса о компенсации за собственность, конфискованную у граждан зап гос-в (кроме немцев) в ходе национализации, стали развиваться эк отношения с ведущими кап странами. Начало положено оказанием США в 1950 г. безвозмездной помощи зерном.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.