Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Вопрос 21 Нарастарние в Югославии сепаратистских тенденций 60-е- кон 80х гг.



· На путях развития и совершенствования общ самоуправления

Вопросы управления нархозом -главные в повестке дня VI съезда КПЮ в 1952 г. Съезд одобрил курс на перестройку эк страны на принципах общественного самоуправления. На съезде решение о переименовании ком партии в Союз коммунистов Югославии (СКЮ), что подчеркивало самостоятельность югославских коммунистов по отношению к КПСС. Народный фронт, в который входили КПЮ, Союз молодежи, профсоюзы и дру общ орг-ции: новое название - Социалистический союз трудового народа Югославии.

Изменения были закреплены в конституц законе, который можно приравнять к конституции, принятом в январе 1953 г. Глава гос-ва - президент. Союзная народная скупщина : вместо Веча национальностей - Вече производителей. Федеральное правительство = Союзное исполнительное вече (СИВ). федеральные министерства=секретариаты. Президент - И.Тито, а вице-пр-т - Н.Ранкович (долгое время руководивший органами безопасности).

В июне 1955 г. принят Общий закон об устройстве общин и районов, направленный на развитие и совершенствование системы самоуправления. Общины (или коммуны) провозглашались первичными орг-циями местного самоуправления трудящихся. Скупщина общины избиралась всеми гражданами, проживающими или работающими на ее территории, ей принадлежала вся полнота местной административной и распорядительной власти.

В апреле 1963 г. после всенародного обсуждения Союзная скупщина ФНРЮ приняла новую конституцию. Страна - Социалистическая Федеративная Республика Югославия (СФРЮ). Конституция: 1)право на труд, 42-часовую рабочую неделю, оплачиваемый отпуск, образование, соц обеспечение, минимальный личный доход. 2)Союзная скупщина- 5 палат (вскоре решено вернуться к двухпалатной системе). 3) принцип сменяемости выборных должностных лиц и депутатов (ротации) через каждые 2 года. 4) закон о создании конституционного суда Югославии.

В текст конституции со временем были внесены поправки (1967, 1968 и 1971 гг.), в результате чего 1)создан Президиум федерации, выполнявший ф-ции коллективного руковод органа. В его состав -представители республик (по 3 человека) и автономных краев (2 человека).

2)расширились права республик и автономных краев - большая самостоятельность в эк за счет центр органов власти.

3)Изменилось название труд коллективов - Организация объединенного труда (ООТ).

4)расширены права предприятий. у них стало оставаться 2/3 чистого дохода.

(!)В июле 1965 г. Союзная скупщина приняла ряд законодательных актов, положивших начало новой соц-эк реформе. Цели: переход к интенсив хозяйствованию; ликвидация диспропорций м/у отраслями эк и ее стабилизация; повышение производит труда; активное вкл страны в международное разделение труда + некоторые принципы рыночной экономики для конкурентоспособности промаи на внутр и междунар рынках + предусматривалась отмена монополии на внеш торг, льготы для предприятий, модернизировавших оборудование и технологические процессы +Налог с оборота с предприятий взимался после реализации продукции. +Отменялись гос дотации нерентабельным предприятиям, а сами они попадали под принудительное управление со стороны гос органов. +Сократились федеральные фонды капиталовложений в неразвитые регионы. +Лица, не сумевшие трудоустроиться в Югославии, получали право на свободный выезд из страны. +Еще большую самостоятельность получили республики и края.

Итоги: + 1.увеличились темпы прироста пром производства. 2.Возросла рентабельность предприятий, 3.модернизировалось оборудование.

- 1.рост потребления, увеличение импорта нарушили стабильность экономики. 2.рост внеш задолженности. 3.Обострилась проблема трудоустройства. С нач 70-х гг рост безработицы. Свыше 1 млн. - искать заработки за рубежом. 4. увеличились диспропорции в уровне эк и культ развития отдельных республик и автономных краев СФРЮ, а также в уровне жизни отдельных граждан.

· СФРЮ в условиях обострения межнац и соц противоречий. Конец 60-х - 80-е гг.

Кон 60-х - нач 70-х гг. - резкий рост соц и межнац напряженности. В мае 1968 г. в ряде городов массовые студенческие демонстрации. “Бездомным студентам - общежития!”, “Долой красную буржуазию!”. Сказывалась неравномерность развития отд нац регионов. на первое место в СФРЮ вышла Словения. Последнее место - Косово.(СМИ соседней Народной Республики Албании (НРА) стали призывать албанское население Косова к воссоединению. В ноя 1968 г. демонстрации студентов, школьников и рабочих состоялись в ряде городов этого автономного края. Однако в Косово, как ранее и в Белграде, демонстрации были разогнаны милицией, а их участники арестованы).

Нац и соц напряженность, сопутствующая эк реформе, и протест против сложившейся ситуации с наибольшей силой проявились в 1971 г. в Хорватии. В ноябре 1970 г. по всей Хорватии обсуждался проект новой конституции (дальнейшее увеличение прав союзных республик, опять-таки за счет уменьшения законодательных прав органов федерации). Необходимость конституционных преобразований диктовалась многими обстоятельствами, среди которых - ослабить обострившиеся межреспубликанские отношения и противоречия. Конституционная реформа ставила более развитые Словению и Хорватию в привилегированное положение. Практически во всех республиках - Сербии, Черногории, Македонии, Боснии и Герцеговине - наблюдалась критика конституционных поправок. В Хорватии чаще говорилось об эксплуатации хорватского народа путем перекачки средств республиканского бюджета в “отсталые регионы с неработоспособным населением”. Разногласия вызвали раскол в парт-гос руководстве республики. Одна часть поддержала требования большей самостоятельности Хорватии, обвиняя руководство Сербии в шовинизме и бюрократическом централизме. Резко обострились отношения между хорватами и сербами на бытовом уровне. Оценивая ситуацию в Хорватии, Тито считал, что страна находится в преддверии межнациональной ГВ.

По приказу президента СФРЮ осенние волнения 1971 г. в Хорватии были подавлены силами милиции и армии. Руководители республики, выступавшие за коренные преобразования, были арестованы, среди них - и будущий президент Хорватии, генерал-майор Ф.Туджман.

В декабре 1971 г. отстранены от должностей руководители высших партийных и гос органов в некоторых республ и краях, в том числе в Сербии и в Хорватии. силовое решение дало лишь временный результат.

· Общ-полит и эк развитие СФРЮ в 70-е - 80-е годы

Обострение межнациональных отношений побудило рук-во СФРЮ к более активному вмешательству в соц-эк сферу (напр, VIII съезд СКЮ 1964 г. подчеркивал, что роль коммунистов в работе в сфере идеологии и воспитания трудящихся, , то материалы парт форумов нач 70-х годов внесли коррективы в прежние аксиомы. Подчеркивалась необходимость усиления руководящей роли раб класса и его авангарда - СКЮ как ведущей силы, ответственной за направление общ развития и соц самоуправления, силы, хранящей идеалы социалистической революции).

В 1971-1973 гг. чистка руководящих кадров. Обвинения в их адрес типичны для политической лексики тех лет: технократизм, анархо-либерализм, антисоциалистический догматизм и т.п.

В 1974 г. конституция, которая оказалась последней в истории “государственного содружества объединившихся народов”. Суть: 1.все средства производства в общественной собственности, предоставленной в пользование объединениям трудящихся. 2.Последние образуют осн (первичные) организации объединенного труда (ОООТ). 3.ОООТ - осн соц-полит структура СФРЮ. 4.делегатская система. На общих собраниях ОООТ избирались делегаты в вышестоящие органы самоуправления сроком на 4 года (в скупщины общин, городов, отдельных регионов и республик). Любой из делегированных депутатов теоретически мог быть отозван досрочно, если он недостаточно активно отстаивал интересы коллектива, выдвинувшего его в ОООТ. НО система не была подкреплена реальными возможностями общества. Большинство депутатов были, по сути, представителями парт-админ номенклатуры.

Конституция 1974 г. значительно расширила права союзных республик и наделила их правами автономные края Сербии - Воеводину и Косово. Республики и края превратились в независимые гос образования и в сфере эк, и в области гос-полит прав.

5.Скупщина СФРЮ на совместном заседании двух палат (Союзное вече и Вече республик и краев) избирала Президиум СФРЮ - высший орган государственной власти (по 1представителю от каждой республики и автономных краев). 6. Тито был назначен пожизненным председателем президиума, офиц именуясь президентом. После его смерти 8 членов президиума ежегодно сменяли друг друга, именуясь председательствующим президиума СФРЮ.

Прошедший в июле 1978 г. XI съезд СКЮ был последним для Тито, кот подчеркнул, что социалистическое самоуправление и политика неприсоединения основы внутренней и внешней политики СФРЮ. Помимо ЦК был избран президиум ЦК СКЮ (23 человека). Его члены избирали из своих рядов на 1 год председателя и на 2летний срок - секретаря. Лишь правительство - Союзное исполнительное вече (СИВ) утверждалось Скупщиной на 4 года.

Неуклонное соблюдение демокр форм равноправия - ежегодная смена высших должностных лиц федерации и партии - приводило к различного рода конфликтам и орг неурядицам, тк интересы республик и краев оставались различными. Эти различия, окончательно узаконенные конституцией 1974 г., стали еще более видимыми после смерти Тито в мае 1980 г.

В 80-е гг. СФРЮ вступила в обстановке эк трудностей и нац-полит кризиса в Косово (В апреле 1981 г. в Косово -массовые митинги и демонстрации. требование предоставления краю статуса союзной республики) первый и весьма тревожным симптом для Югославии послетитовского периода. Для нормализации президиум СФРЮ принял решение об объявлении в Косово ЧП. На территорию были введены армейские подразделения и объединенный отряд милиции союзного Секретариата внутренних дел.

Одновременно рост кризисных симптомов в экономике СФРЮ. Причины: конституция 1974 г. увеличила самостоятельность республик и краев до такой степени, что единая эк система югославской федерации перестала существовать. - восемь автономных эк регионов, практически государства в государстве. Сокращался межреспубликанский товарооборот. Реальная власть в республиках сосредоточилась в руках гос чиновников, а не органов самоуправления. И хотя в июле 1982 г. в Скупшине СФРЮ была принята долгосрочная программа стабилизации, кризис экономики стал постоянным явлением на протяжении 80-х годов.

Ситуация в Косово оставалась весьма напряженной на протяжении всех 90-х. Косовскую проблему также можно считать в качестве одной из причин распада югославской федерации как единого государства.

Уже в начале 1982 г. на IX съезде Союза коммунистов Сербии отмечалось, что постоянно нарастает тенденция выселения из Косово сербов и черногорцев, что албанские националисты выдвинули лозунг создания “этнически чистого” Косова.

В 1988 г. скупщина Сербии приняла поправки к респуб конституции, существенно огранич полномочия краевых органов власти. Воеводина и Косово лишались части законодательных и судебных функций. => массовые акции протеста (демонстрации, забастовки) косовских албанцев.

Ответ - массовые контрманифестации сербов (например на одном из митингов сербов в Белграде осенью 1988 г. участвовало около 1 млн. человек), + жесткие административные меры. В 1989 г. были смещены со своих постов, а затем арестованы руководители края, введен комендантский час.

В конфликт вокруг Косово постепенно втягивались и другие республики. косовская проблема ложилась дополнительным бременем на эк и финансы Словении и Хорватии, заинтересованных в интеграции со странами Евросоюза, а не в участии в решении внутренней проблемы Сербии.

В дек 1989 г. сербы и черногорцы, проживавшие в Косово, объявили о намерении провести митинг в Любляне с тем, чтобы информировать общественность Словении о ситуации в автономном крае. Руководство Словении заявило о нежелательности этой акции и о готовности предотвратить ее силой. В ответ на это правительство Сербии обратилось к гражданам своей республики с призывом прекратить эк связи со Словенией. Бойкот был подтвержден тайным решением скупщины Сербии. В фев 1990 г. из Косова был демонстративно выведен личный состав Объедин отряда милиции, прибывший из Словении. В апреле также поступила Хорватия.

В ноябре 1988 г. скупщина Югославии принимает очередные поправки к конституции СФРЮ. Изменения касались расширения основ единого югославского рынка. В марте 1989 г. скупщина СФРЮ утвердила новый состав Союзного исполнительного веча, которое возглавил известный хорватский экономист и хоз деятель А.Маркович. В декабре скупщина по инициативе А.Марковича приняла предложения направленные на стабилизацию экономики. Реализация этих предложений дала позитивные результаты. Была проведена денежная реформа, в результате чего югославский динар стал вновь конвертируемым. На некоторое время удалось обуздать инфляцию и стабилизировать цены. Однако улучшение -недолговременным.

В кон 80-х гг. рост нац выступлений в республиках и краях Югославии, обострение борьбы за власть в местном парт-гос руководстве. Массовые митинги жителей Черногории (февраль 1989 г.) и Воеводины (октябрь 1988 г.) - отставка высшего руководства названных регионов.

Январь-февраль 1990 г. эскалация межнац противоречий, рост в Югославии соц-полит напряженности, кризис Союза коммунистов Югославии и падение авторитета. XIV внеочередной съезд СКЮ, янв 1990 г в Белграде, покинули делегации коммунистов Словении и Хорватии. С этого времени СКЮ практически прекратил свою деятельность как единая всеюгославская партия.

В январе 1990 г. массовые демонстрации - Косово. При разгоне были убитые и раненые. Студенты Белградского университета вышли на демонстрацию перед зданием скупщины СФРЮ под лозунгом “Не отдадим Косово!”

В феврале 1990 г. участники собрания Югославской самостоятельной демократической партии в г. Войниче(Хорватия) объявили о возможности образования Сербского автономного края (будущая республика Сербская крайна). - реакция на принятое в авг 1989 г. решение хорватского сабора о лишении офиц статуса сербского языка в сербских районах республики. В феврале 1990 г. правительство Словении -ответные меры в ответ на эк блокаду со стороны Сербии.

В апреле 1990 г. парламентские и президентские выборы в Словении на многопартийной основе. Президент М.Кучан, незадолго до этого возглавивший Союз коммунистов Словении. В апр выборы в Хорватии. Две трети депутатских мест в саборе получило Хорватское демокр содружество, а его лидер Ф.Туджман стал президентом Хорватии.

Через несколько месяцев, 2 июля 1990 г. скупщина Словении приняла декларацию о полном суверенитете Республики Словения. Это, по сути, положило начало распаду Федерации югославских республик, провозглашенной в 1945 г. Аналогичные решения парламентов Македонии (25 января 1991 г.), Хорватии (25 июня 1991 г.) логически завершили полный распад прежней югославской федерации как единого государственно-правового целого.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.