Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Пути решения проблем развития коммуникативных способностей



 

Рассмотрим теперь практические пути решения проблем, связанных с коррекцией коммуникативных способностей. Прежде чем приступить к обсуждению практических способов решения соответствующих проблем, сделаем несколько предварительных замечаний.

Если в ходе общения психолога-консультанта с клиентом на стадии исповеди выяснится, что клиент просто мало общается в жизни с людьми и часто предпочитает быть один, чем среди людей, то сам по себе этот факт еще не доказывает, что у клиента действительно есть проблемы коммуникативного характера. Многие люди являются малообщительными от природы, и ни они сами, ни окружающие их люди от этого особенно не страдают. Одиночество – их нормальное психологическое состояние, но внутренне они не чувствуют себя одинокими людьми. Чаще бывает как раз наоборот: среди людей они ощущают себя скованно и быстро утомляются от общения с ними.

Совсем другое дело, если человек жалуется на одиночество и лично очень страдает от того, что ему часто приходится быть одному, и от того, что он мало общается с людьми или они мало общаются с ним.

В этом случае можно констатировать наличие у человека проблемы одиночества и искать пути ее решения. У человека, имеющего такую проблему, как правило, обнаруживаются и другие проблемы, в частности – недостатки в чертах характера, комплексы, недоразвитие некоторых важных способностей и другие.

Один из первых шагов на пути практического решения проблемы психологического одиночества заключается в том, чтобы рекомендовать клиенту просто чаще находиться среди людей, не обязательно вступая с ними в прямые контакты. Достаточно бывает просто доброжелательно и с интересом наблюдать за людьми, а также за тем, что происходит вокруг.

Следует, правда, иметь в виду, что большинству людей не очень нравится, когда кто-то наблюдает за ними со стороны. Поэтому клиенту также надо посоветовать не вести прямое наблюдение за теми людьми, среди которых он находится. Это вполне можно делать незаметно и ненавязчиво, занимаясь одновременно каким-либо делом, например, читая книгу, газету или же просто отдыхая и время от времени поглядывая на окружающих людей.

Избавиться от чувства одиночества хорошо помогает и такая, например, рекомендация: чаще менять ситуации и людей, среди которых приходится находиться. Подобное сознательно контролируемое поведение может помочь клиенту со временем избавиться от многих проблем коммуникативного характера, так как, находясь среди людей, он со временем перестанет испытывать чувство психологической напряженности и тревоги и сможет гораздо легче вступать в непосредственное общение с ними.

Если же клиент жалуется на то, что часто не вполне удовлетворен теми результатами, которых добивается в общении с людьми, то ему можно рекомендовать сделать следующее. Во-первых, готовясь к предстоящим контактам с людьми, заранее прикидывать, какими могут быть результаты этих контактов. Во-вторых, определив возможный исход общения, устанавливать, какую пользу из него можно извлечь для себя.

Если это будет сделано заранее, если практическая выработка такой установки превратится в жизненную привычку, то степень удовлетворенности человека от общения с людьми, несомненно, возрастет.

Это связано со следующей психологической закономерностью, основанной на жизненном опыте: человек, заранее ожидающий чего-либо плохого и заведомо знающий о том, что оно может произойти, воспринимает случившееся более спокойно и с меньшими переживаниями, чем тот, кто психологически не был готов к тому, что должно произойти.

Допустим, что клиент жалуется на то, что после общения с людьми у него часто портится настроение. Чем это может быть вызвано и как можно практически помочь данному клиенту?

Прежде всего, психологу-консультанту следует выяснить причины, в силу которых у клиента после общения с людьми часто не в лучшую сторону меняется настроение.

Если клиенту прямо задать вопрос о причинах ухудшения его настроения, то, вероятно, он не сможет на него точно ответить, так как причины изменения настроения не всегда сознательно контролируются человеком. Вполне возможно, что клиент не хочет знать подлинную причину изменения своего настроения, так как она для него морально неприемлема. Возможно также, что клиент просто никогда не задавал себе такой вопрос и не пытался на него ответить.

В случае если имеет место последнее, психолог-консультант может посоветовать клиенту поступить следующим образом: каждый раз, когда после общения с людьми у него будет неожиданно портиться настроение, сразу же, не откладывая в долгий ящик, стараться выяснить, почему это произошло. Если и это не поможет и если спустя некоторое время клиент вновь станет жаловаться на невозможность осознать причину изменения своего настроения, то ему можно посоветовать пройти психологическое тестирование или же процедуру психоанализа. Вполне вероятно, что причина ухудшения настроения лежит где-то в бессознательном.

Если обратившийся в психологическую консультацию клиент избегает людей, особенно незнакомых, если он просто боится вступать с ними в контакт, то клиенту в первую очередь следует рекомендовать усилием воли заставить себя пойти на общение с людьми.

Делать это можно, кстати, не сразу, а постепенно. Вначале, например, следует как можно больше и чаще находиться среди людей и научиться спокойно реагировать на то, что они, в свою очередь, обращают на вас внимание.

Тот факт, что люди с любопытством рассматривают и изучают вас, свидетельствует о том, что вы, как личность, интересны для них. Данное обстоятельство должно не огорчать, а радовать человека. Затем можно будет попытаться начать самому активно реагировать на внимание, оказываемое другими людьми, например проявлением встречного внимания к ним.

В этой связи можно научиться, например, открыто и спокойно встречать взгляд другого человека, доброжелательно ему улыбаться.

После этого или одновременно с этим полезно выучить наизусть и научиться легко произносить подходящие для разных случаев жизни формы речевого этикета – такие, с которыми можно было бы обратиться к незнакомому человеку и отреагировать на проявление внимания с его стороны.

Наконец, можно заставить себя самого проявлять инициативу в установлении контактов с незнакомыми людьми. Последовательное освоение и выполнение всех этих действий сначала в общении с достаточно близкими, затем – со знакомыми и, наконец, с незнакомыми людьми должно снять проблему боязни общения с людьми.

Если в результате психодиагностики клиента обнаружится, что у него слабо развиты коммуникативные умения, то самые первые адресованные ему рекомендации должны касаться того, как улучшить соответствующие умения.

Допустим, к примеру, что клиент теряется на виду у других и ему не удается обращать на себя заинтересованное и доброжелательное внимание с их стороны. Тогда клиенту нужно помочь приобрести такие знания, умения и навыки, которыми он мог бы воспользоваться в общении с людьми и решить для себя эту задачу, то есть стать более интересным для окружающих людей.

Этого же, конечно, можно было бы добиться при помощи каких-либо чисто внешних эффектов: яркой, необычной, броской одежды, экстравагантных манер, эпатажного поведения и тому подобного. Однако такой способ привлечения внимания к себе не даст должного эффекта, не породит интереса к человеку как к личности и желания общаться с ним. Внешние формы привлечения внимания могут вызвать интерес к человеку, но ненадолго.

Гораздо более важно обладать какими-либо особенными, положительными психологическими качествами. При желании их можно найти у каждого человека, и задача психолога-консультанта в оказании практической помощи клиенту в этом случае сводится к тому, чтобы помочь ему обнаружить такие качества у себя.

Симпатии к себе со стороны окружающих людей часто вызывают те люди, которые сами умеют быть внимательными к другим, кто может интересно и увлекательно говорить и заинтересованно слушать.

Умению внимательно и доброжелательно слушать других часто научиться сложнее, чем активному говорению, поэтому психолог-консультант, столкнувшись с подобной проблемой, должен посоветовать клиенту постараться в первую очередь стать хорошим слушателем для других людей.

Стать хорошим слушателем, в свою очередь, означает следующее:

• проявлять искренний интерес к любому человеку,

• терпеливо и доброжелательно выслушивать любого человека

до конца,

• находить и отмечать положительное в любом человеке и в каждом его высказывании,

• по мере возможности избегать критики людей и того, что они

говорят,

• если критика все же необходима, то научиться высказывать

ее так, чтобы не обижать другого человека и не портить взаимоотношения с ним,

• выработать умение поддерживать, стимулировать положительные действия другого человека – такие, которые повышают его престиж, поднимают в глазах окружающих людей. Если у клиента почему-то не складываются личные взаимоотношения с людьми и его настроение портится после того, как он пообщается с людьми, – значит, в общении с ними он ведет себя не так, как нужно, и не вызывает с их стороны симпатию.

Причины этого, как правило, полностью не осознаются, и первая задача психолога-консультанта сводится к тому, чтобы вместе с клиентом разобраться в них. Далее необходимо помочь клиенту устранить эти причины, подсказав ему, как лучше и правильнее вести себя в общении с людьми.

Обозначим возможные причины антипатии со стороны других людей и способы ее устранения.

Причина 1. Человек сам ведет себя неуважительно по отношению к людям, своими действиями и высказываниями фактически оскорбляет, унижает их.

Способ практического решения проблемы в данном случае – осознать и изменить свое неправильное поведение, научиться контролировать свои действия в общении с людьми.

Причина 2. Человек в общении с другим человеком невольно напоминает ему кого-то, кто прежде неоднократно вызывал с его стороны антипатию. Способ решения проблемы в этом случае следующий: во что бы то ни стало пойти на контакт с собеседником, напоминающим кого-либо, и, поговорив с ним, убедиться в том, что он не имеет ничего общего с тем, кто раньше вызывал антипатию.

Причина 3. Неблагоприятная общая обстановка общения, которая сама по себе вызывает раздражение и повышенную напряженность, невольно ухудшая настроение и порождая отрицательные реакции на действия собеседника.

Способ устранения этой причины – изменить обстановку, дать человеку успокоиться, научить его не реагировать на проявление антипатии со стороны других людей. Кроме того, желательно научиться сохранять доброжелательный тон общения с людьми во всех жизненных ситуациях.

Причина 4. Наличие у собеседника устойчивых отрицательных черт характера, в силу которых он часто проявляет беспричинную антипатию к людям.

Способ решения проблемы в данном случае такой: помочь человека сдерживать себя.

Для этого сначала необходимо, чтобы он осознал недостатки своего характера, признал их и захотел от них избавиться. Если это не случится, то можно ограничиться тем, что просто продемонстрировать клиенту, как он на самом деле себя ведет себя и как он при этом выглядит со стороны.




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.