Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ. ВОЗНИКНОВЕНИЕ СВЕТСКОЙ ШКОЛЫ.



Светский характер образования, соединение обучения с практикой коренным образом отличали школу петровских времен от прежних школ, находившихся в руках духовенства.

Возникновение светской школы.

В 1701 г. в Москве в здании бывшей Сухаревой башни (называлась в честь стрелецкого полка полковника Сухарева, разме­щавшегося рядом) была основана Школа математических и навигацких наук. Из старших классов этой школы, переведенных в Петер­бург, позднее, в 1715 г., была создана Морская академия (ныне Выс­шая военно-морская академия).

Вслед за Школой математических и навигацких наук были открыты Артиллерийская, Инженерная, Меди­цинская школы, Школа канцелярских служителей, позднее — горные школы. Обучение детей дворян грамоте стало обязательным. Петр запретил даже жениться дворянам, уклонявшимся от учебы.

Огромным шагом вперед в развитии просвещения и светской школы оказались введение в 1708 г. гражданского печатного шрифта взамен трудночитаемого церковнославянского и переход от обозначе­ния чисел с помощью букв к арабским цифрам. На новый шрифт перешла первая русская печатная газета «Ведомости», которую нача­ли издавать с декабря 1702 г. По указу 1714 г. в губерниях были открыты 42 цифирные школы, в них принимали детей непривилеги­рованных сословий (кроме детей крепостных крестьян).

В условиях военного времени (Северная война и др.) была вели­ка потребность в специалистах, поэтому в первые петровские школы набирали «робяток всякого рода, оприч (кроме) помещичьих кресть­ян». Однако со второй четверти XVIII в. правительство перешло к созданию замкнутых сословных учебных заведений.Образование ста­ло еще одной привилегией господствующего сословия.

Для подготовки дворян к офицерской службе в армии и на флоте в Санкт-Петербурге в 1731 г. открылся Шляхетский (дворянский) корпус, который в дальнейшем разделился на Сухопутный, Морской, Артиллерийский, Инженерный. Подготовка к гражданской службе при императорском дворе велась в Пажеском корпусе.

В 1763 г. в Москве открылся Воспитательный дом, где обучались сироты, подки­дыши и дети, которых не могли прокормить родители-разночинцы.

В 1764 г. в Петербурге открылись Смольный институт благородных де­виц, а также благородные пансионы. Дворянские дети получа­ли образование также через систему частного обучения. Дети духо­венства учились в духовных семинариях и духовных академиях, дети разночинцев и купцов — в медицинских, горных, коммерческих и других профессиональных школах, а также в Академии художеств. Рекрутские дети обучались в солдатских школах, готовивших для ар­мии унтер-офицерский (сержантский) состав.

Таким образом, к середине XVIII в. в России сложилась система замкнутых сословных школ. Только в конце века (1786) в каждой гу­бернии открылись формально бессословные четырехклассные главные народные училища, а в каждом уезде — двухклассные малые народ­ные училища. Однако образование в целом оставалось сословным, так как оно не стало всеобщим, обязательным и одинаковым для всех категорий населения. В конце XVIII в. в России учились лишь два че­ловека из тысячи, а целые сословия (крепостные крестьяне) были поч­ти полностью лишены возможности получить образование.

Выдающимся событием в жизни страны было создание в 1755 г. первого в России Московского университета по инициативе и проек­ту М. В. Ломоносова при деятельной поддержке просвещенного фаворита императрицы Елизаветы Петровны И. И. Шувалова, ставшего его первым куратором. По инициативе И. И. Шувалова в 1757 г. была создана Академия художеств, до переезда в Петербург в 1764 г. состоявшая при Московском университете.

Со дня своего ос­нования Московский университет как бы поднялся над сословной школой. В соответствии с идеями создателя университета образова­ние в нем было бессословным (дети крепостных могли быть приня­ты в университет, получив вольную от помещика).М. В. Ломоносов писал, что «университет создан для генерального обучения разночин­цев». Лекции в университете читались на русском языке.Одну из важнейших задач университета М. В. Ломоносов видел в распростра­нении научных знаний. В этом деле видную роль стали играть типо­графия и библиотека университета, а также публичные лекции его профессоров.

Наука и техника.

Важнейшим результатом деятельности Петра I в области науки стало открытие в Петербурге в 1725 г. Академии наук, указ об основании которой были подписан годом раньше. В со­став Академиивошли университет и гимназия для подготовки кадров.

В первой четверти XVIII в. были начаты изучение природных условий и картографирование страны:

-Русские рудознатцы откры­ли богатейшие рудные залежи на Урале, давшие необходимый в период Северной войны металл.

- Велись работы по разведке До­нецкого каменноугольного района и бакинской нефти.

- Обследова­лись внутренние районы Сибири, побережья Каспийского и Араль­ского морей, Ледовитого океана, Средняя Азия.

Эти работы подго­товили издание в середине XVIII в. географом И. К. Кирилловым «Атласа Российского». (В середине XVIII в. лишь Франция имела атлас своей страны, подобный «Атласу» И. К. Кириллова.)

- Экспе­диции В. Берингадостигли пролива между Азией и Америкой, на­званного его именем.

- С. П. Крашенинников составил первое «Опи­сание земли Камчатки».

- Имена С. Челюскина, двоюродных брать­ев Д. и X. Лаптевых навсегда остались на картах мира как свидетельства их географических открытий.

- В 60—70-е годыбыли организованыАкадемические экспедиции П. С. Палласа, С. Г. Гмелина, И. И. Лепехина и др.по изучению природы и культурынародов России, оставившие после себя подробные описания По­волжья, Урала, Сибири.

В. Н. Татищев и М. В. Ломоносов положили начало русской ис­торической науке. Во второй половине века свои исторические тру­ды создали историки М. М. Щербатов и И. Н. Болтин.

Ряд оригинальных станков и механизмов сконструировал механик А. К. Нартов, работавший в петровское время. Во второй половине века выдающийся ученый-самоучка И. И. Ползунов на 20 лет рань­ше англичанина Д. Уатта создал паровую машину. Однако в услови­ях крепостничества это изобретение не получило практического ис­пользования и было забыто. В нищете закончил свои дни еще один замечательный изобретатель — И. П. Кулибин, чей проект одноарочного 300-метрового моста через Неву и диковинные изделия до сих пор поражают воображение людей.

В петровские времена открылся первый русский естественно-ис­торический музей — Кунсткамера (1719).В конце XVIII в. покупка Екатериной II ряда частных коллекций произведений искусства в Ев­ропе положила начало одному из крупнейших и наиболее значитель­ных музеев мира — Эрмитажу.

Собственных кадров ученых в России было недостаточно, и на первых порах в Академию наук приглашались иностранные специа­листы. В России работали выдающиеся ученые того времени: мате­матик Л. Эйлер, основатель гидродинамики Д. Бернулли, естествоис­пытатель К. Вольф, историк А. Шлецер. Однако рядом с ними зачас­тую оказывались иностранцы-авантюристы, не имевшие никакого отношения к науке. С приходом в Академию в середине XVIII в. М. В. Ломоносова произошел заметный рост числа русских специа­листов-ученых.

М. В. Ломоносов. Выходец из государственных крестьян Архан­гельской губернии Михаил Васильевич Ломоносов (1711—1765), один из титанов мировой науки, своими энциклопедическими познаниями и исследованиями поднял русскую науку на новую ступень. Не было ни одной отрасли знаний в то время, где не проявился бы его гений. М. В. Ломоносов был одним из основоположников физической химии; высказал замечательные предположения об атомно-молекулярном строении вещества; открыл закон сохранения энергии; занимался изу­чением атмосферного электричества. Его открытие атмосферы на Ве­нере знаменовало создание астрофизики как специальной науки.

М. В. Ломоносову принадлежат и замечательные труды в области гуманитарных наук. Он первым выступил, против норманской теории происхождения Древнерусского государства. Его «Российская грам­матика» была первой научной грамматикой русского языка. М. В. Ломоносов оставил весьма заметный след и в поэзии (основатель силлабо-тонического стихосложения): его перу принадлежат многие замечательные оды, поэмы и стихотворения.

Выдающуюся роль сыграл М. В. Ломоносов как организатор рус­ской науки. Он был создателем первого русского университета. Его ученики и коллеги (академики) — астроном С. Я. Румовский, матема тик М. Е. Головин, географы и этнографы С. П. Крашенинников и И. И. Лепехин, физик Г. В. Рихман и др.— обогатили русскую науку замечательными открытиями.

Общественная мысль.

Проблемы преодоления отсталости стра­ны были центральными в общественно-политической мысли России первой четверти XVIII в. Петр I и его сподвижники — Феофан Прокопович, П. П. Шафирови др.— с рационалистических позиций «ес­тественного права» и «общего блага» доказывали необходимость преобразований и право монарха на неограниченную абсолютист­скую власть.

В своих сочинениях «Правда воли монаршей» и «Ду­ховный регламент» Ф. Прокоповичпоследовательно проводил мысль о том, что «русский народ таков есть от природы своей, что только самодержавным владетельством храним быть может».

П. П. Шафи­ров в «Рассуждении о причинах Северной войны» доказывал необхо­димость борьбы за Балтику, землю «отцов и дедов» русских людей.

Оригинальным мыслителем петровского времени был И. Т. По­сошков, которого иногда называют первым русским экономистом. Ремесленник, а впоследствии богатый купец, И. Т. Посошков в кни­ге «О скудости и богатстве»выступал как горячий поборник рус­ской промышленности и торговли.

В середине — второй половине XVIII в. в центре русской обще­ственной мысли оказался крестьянский вопрос. Критика отдельных сторон крепостничества прозвучала в выступлениях некоторых депу­татов Уложенной комиссии, в журнальной полемике Н. И. Новикова с Екатериной II. Эта борьба подготовила появление революционера-республиканца А. Н. Радищева, высказавшегося против самодержа­вия и крепостного права.

Русскую литературу XVIII в. своими произведениями обогатили писатели, поэты и публицисты, такие, как А. Д. Кантемир, В. К. Тредиаковский, М. В. Ломоносов, А. П. Сумароков, Н. И. Новиков, А. Н. Радищев, Д. И. Фонвизин, Г. Р. Державин, И. А. Крылов, Н. М. Карамзин и др.

Быт и нравы.

После посещения стран Европы и возвращения из Великого посольства Петр I со свойственной ему нетерпеливостью собственноручно начал стричь бороды у встречавших его бояр и об­резать длинные рукава и полы боярских одежд. Он приказал коротко стричь волосы и брить лицо (бояре жаловались, что лица у них ста­ли «босые»). Бороды разрешалось носить только духовенству и кре­стьянам. Желавшие сохранить бороду должны были платить особый налог, о чем свидетельствовал специальный медный «бородовой знак». Повсеместно вводилась более практичная европейская одежда. Разрешалось курение, которое ранее, по Соборному уложению 1649 г., расценивалось как уголовное преступление. Местом встреч и развлечений стали введенные Петром ассамблеи (собрания).

По приказанию царя с немецкого языка было переведено специ­альное руководство о правилах хорошего тона и поведения в обще­стве«Юности честное зерцало», дополненное Петром I. В нем предписывалось держать отца и мать «в великой чести», быстро от­вечать на вопросы, быть вежливыми со старшими. Давались советы, как вести себя в обществе. «Юности честное зерцало» пользовалось большим спросом и четырежды переиздавалось.

Наряду с ассамблеями, которые устраивались для дворян, в пет­ровское время проводились и общественные праздники. Строились триумфальные арки, устраивались «огненные потехи» (фейерверки), проводились массовые гулянья во время празднования побед в войнах, смотров флота, коронационных торжеств.

Начиная с 1 января 1700 г. в России начали праздновать Новый год и устраивать елки. Тогда же, с 1 января 1700 г. Россия перешла на летоисчисление от Рождества Христова, как это было принято в большинстве стран Европы.

 

Архитектура.

В XVIII в. новое развитие получила архитектура. В области строительства был совершен переход от радиально-кольце­вой к регулярной планировке, для которой характерны геометрическая правильность, симметричность, установление единых правил и прие­мов в застройке улиц, определенное соотношение размеров и высоты зданий.

Господствующим архитектурным стилем в первой половине XVIII в. был барокко. Для барокко (в переводе с итальянско­го— «вычурный») характерна монументальность построек, сочетавшаяся с пышностью, блеском, великолепием, эмоциональной припод­нятостью. Это достигалось за счет изогнутых линий фасадов и обще­го плана зданий, обилия колонн, декоративных лепных украшений и скульптур, создававших светотеневые эффекты.

Во второй половине XVIII в. на смену пышному, яркому бароккопришел строгий и величественный классицизм. Для классицизма ха­рактерны ясность форм, простота и в то же время монументаль­ность, утверждавшие мощь и силу государства, ценность человече­ской личности. В его основе лежит обращение к законам классиче­ской архитектуры Греции и Рима.Классицизм предусматривал строгую симметричность планировки, выделение главных частей зда­ния, четкость горизонтальных и вертикальных линий.

 

Все это нашло воплощение в строительстве новой столицы Российской империи — Санкт-Петербурга:

- Группа выдающихся архи­текторов раннего барокко (Ж. Леблон, Д. Трезини) осуществляла его планировку и застройку. Д. Трезини возвел летний дворец Петра I, собор Петропавловской крепости, здание Двенадцати коллегий.

Продолжалось монументальное строительство и в Москве. В пер­вой половине XVIII в. были сооружены Меншикова башня (рядом со зданием Московского Главпочтамта), церковь Иоанна Воина на Яки­манке, собор Заиконоспасского монастыря (его купол хорошо виден за вестибюлем станции метро «Площадь Революции»). Их создание связывают с именем архитектора Ивана • Зарудного. В этих построй­ках элементы средневековой архитектуры переплетаются со светским началом — здания напоминают дворцовые строения или башни-мону­менты, увенчанные крестами. Тогда же в Москве возводятся Арсенал в Кремле, промышленные здания Суконного и Монетного двора, Ка­менный мост через Москва-реку и Кузнецкий мост через Неглинную, Лефортовский дворец и другие общественные постройки.

Продолжалось развитие деревянного зодчества. В начале XVIII в. наивысшим его достижением стало возведение Кижского ансамбля на одном из островов Онежского озера с 22-главой центральной Преображенской церковью.

Вслед за Петербургом принципы регулярной планировки распро­странились на старые русские города. С этой целью была создана специальная комиссия, которая составила более 400 проектов пере­планировки (генеральных планов) городов.

Крупнейшим мастером барокко в России был В. В. Растрел­ли— итальянец по происхождению, который в России обрел вторую родину. Им были возведены Зимний дворец и Смольный монастырь в Петербурге, дворцы в Царском Селе и Петергофе, ряд дворцов для петербургской знати, Андреевская церковь и Мариинский дворец в Киеве и др.

А в Москве городской архитектор Д. В. Ухтомский построил Кузнецкий мост через реку Неглинную, Красные ворота, колокольню в Троице-Сергиевом монастыре. Им была создана архитектурная школа, из которой вышли замечательные зодчие А. Ф. Кокоринов, И. Е. Старое, М. Ф. Казаков и др.

Петербург принимал «строгий, стройный вид». Во второй поло­вине XVIII в. архитектор И. Е. Старое построил здание Таврическо­го дворца, Троицкий собор Александро-Невской лавры, В. И. Баже­нов— Каменноостровский дворец и Арсенал, А. Ф. Кокоринов и Ж. Б. Валлен-Деламот — Академию художеств и Гостиный двор, А. Ринальди — Мраморный дворец, Ю. М. Фельтен — набережную Невы и решетку Летнего сада, Д. Кваренги — Академию наук и дру­гие здания. Складывался неповторимый облик Петербурга:

По оживленным берегам

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.