Письменность появилась задолго до христианства. Остались упоминания, что древние славяне пользовались УЗЕЛКОВОЙ И УЗЕЛКОВО - ИЕРОГЛИФИЧЕСКОЙ письменностью.
Широкое распространение грамотности связывают с деятельностью во 2 половине 9в. (862 г.) византийских братьев из города Солоники КИРИЛЛА И МЕФОДИЯ,создавших ПЕРВУЮ СЛАВЯНСКУЮ АЗБУКУ.Первоначально создавалась для распространения христианских священных текстов. Договор 911г. с Византией уже был написан на двух языках – греческом и славянском.
Старейшие славянские тексты написаны 2 азбуками – ГЛАГОЛИЦЕЙ И КИРИЛЛИЦЕЙ.
ГЛАГОЛИЦА – имеет более раннее происхождение, где использовано греческое письмо, древнееврейские и восточные алфавиты.
КИРИЛЛИЦА– в ее основе только греческое письмо.
Сохранилось много свидетельств о распространении грамотности среди жителей Древней Руси:
1. О грамотности городского населения свидетельствуют ремесленные изделия с надписями:
- женщины подписывали ПРЯСЛИЦА –глиняные кольца, которые надевали на веретено;
- сапожник вырезал на колодке обуви имя заказчика;
- гончары подписывали амфоры.
2. Большое количество надписей найдено на стенах каменных зданий и соборов. Их называют ГРАФФИТИ.
3. В 1951г. археологи в г. Новгороде обнаружили более 700 берестяных грамот.
До изобретения бумаги БЕРЕСТА, в отличие от ПЕРГАМЕНТА была дешевым писчим материалом. Ее достаточно было прокипятить в воде, чтобы она стала податливой для письма. Писали на ней ПИСАЛАМИ специальными металлическими стержнями или птичьими перьями. Берестяные грамоты найдены в Смоленске, Москве, Полоцке, и других городах. Стиль письма, при котором прописывалась каждая буква и не допускались пробелы между словами – УСТАВ.
4. Об уровне распространения грамотности на Руси свидетельствуют открытые при Ярославе Мудром школы в Киеве, где обучались более 300 детей. Глубокое образование получила дочь Ярослава Мудрого Анна – одна из первых грамотных женщин. Сестра Владимира Мономаха создала в Киеве женский монастырь, где девушки обучались грамоте. Князья и духовенство знали иностранные языки. В монастырях собирались значительные библиотеки.
ЛИТЕРАТУРА И УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО.
Устное народное творчество представлено:
- заговорами;
- заклинаниями;
- обрядовыми песнями;
- пословицами, поговорками;
- былинами (популярными героями былин являются новгородский купец, играющий на гуслях Садко, Владимир Красное Солнышко, Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.)
ЛИТЕРАТУРА
Литература родилась в высших слоях общества. Дошло около 150 книг.
Писали на ПЕРГАМЕНТЕ – специально выделанной телячьей коже. Писали чернилами или КИНОВАРЬЮ– сернистая ртуть, краски ярко – красного цвета.
Текст начинали писать с большой красной буквы – заставки (выражение «писать с красной строки»).Книги украшали рисунками – миниатюрами. Сшитые листы книг переплетали, наиболее ценные оковывали золотом, украшали драгоценными камнями.
ДРЕВНЕЙШИЕ КНИГИ
1. «ОСТРОМИРОВО ЕВАНГЕЛИЕ», написанное в 1056 – 1057г. по заказу новгородского посадника Остромира.
2. «ИЗБОРНИК» - 1073 год, принадлежал Святославу Ярославичу.
Вся древнерусская литература делилась на ПЕРЕВОДНУЮ и ОРИГИНАЛЬНУЮ.
ПЕРЕВОДНАЯ: зарубежная религиозная и светская литература:
- Священное Писание;
- Произведения Иоанна Златоуста;
- Произведения Кирилла Иерусалимского;
- «Повесть о разорении Иерусалима» Иосифа Флавия;
- «Александрия» - повесть о подвигах и жизни Александра Македонского.
Оригинальная древнерусская литература представлена основными жанрами:
Главное место в древнерусской литературе занимало написание летописей. Написанием летописей занимались монахи, прошедшие специальное обучение. Древнейшая летопись Киевской Руси – «Повесть временных лет» монаха Киево – Печерского монастыря Нестора, написанная в 1113г.
Известны летописи феодальной раздробленности:
- «Псковская летопись»;
- «Ипатьевская летопись», обнаружена в Ипатьевском монастыре под Костромой в Галице – Волынской земле;
- «Лаврентьевская летопись» Владимиро – Суздальской земли, названная по имени монарха Лаврентия.
ЖИТИЕ
Житие – представляет собой жизнеописание знаменитых духовных и светских лиц, канонизированных христианской церковью.
Главным произведением, написанном в этом жанре станет «Житие Бориса и Глеба» монаха Нестора.