Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ОРГАНИЗАЦИЯ ВЛАСТИ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН.



Во главе племенных союзов князья.«Князь» - слово заимствовано из древненемецкого - означает главу рода, старейшину.

Князья выполняли:

-управленческие;

-военные;

-судебные;

-религиозные функции.

Известна историческая летописная легенда о Кие и его братьях, державших «княженье в полях», который основал «град» и назвал его в свою честь - «Киев».

Князю помогал СОВЕТ СТАРЕЙШИН– племенная знать, которая занималась гражданскими делами.

В военных делах князю помогала ДРУЖИНА, отряд профессиональных воинов. Первоначально князь был одним из дружинников и считался самым храбрым и мужественным воином.

Племенные вече -народные собрания, где участвоваловсе население, включая знать.

Во время войны, в помощь дружине из населения племенных союзов создавалось народное ополчение.

Таким образом, триада князь-совет старейшин –вечестановится основой управления этих 12 племенных союзов и называется «военной демократией».

 

ЭКОНОМИКА. ЗАНЯТИЯ СЛАВЯН.

Основой хозяйственной деятельности восточных славян было пашенное земледелие.

Применялось 2 пахотных орудия:

- РАЛО (в южных районах) с переходом к плугу, который глубоко врезал пласт земли и переворачивал его.

- СОХА (на севере), которая проводила неглубокие борозды на земле. Запрягали в соху лошадь, тяжелый плуг тянули волы.

 

Славяне использовали 2 системы земледелия.

На севере, в лесной зоне – подсечно- огневая или подсека.

Суть: посев производился после вырубания леса, пеньки и корни деревьев выжигались, а зола использовалась в качестве удобрения.

На юге, в степной зоне – перелог или переложная система.

Суть: после нескольких лет использования земля истощалась, ее оставляли без обработки на 8- 14 лет, для восстановления плодородия и переходили на новый участок.

Основные культуры - пшеница, просо, ячмень, овес.

Зерновые культуры называли - «жито»- жизнь.

Меньшее значение играли:

-скотоводство- разводили крупный рогатый скот, лошадей. (слово «скот»- деньги.)
-охота

-рыболовство

-бортничество- добыча меда диких пчел. («Борть»-место обитания роя диких пчел.)

 

РЕМЕСЛА:

1) Железоделательное ремесло, обработка металлов. Сырьем служила болотная руда, которая откладывалась на корнях болотных и озерных растений. Уже в 7-9в.н.э.

у славян появляются специальные поселки металлургов.

2) Гончарное ремесло- по берегам рек залегали глины хорошего качества, следовательно изготовление кухонной и столовой посуды. Главная форма посуды- горшки с волнистым узором. Их использовали не только как посуду, но и как погребальные урны.

3) Ткацкое ремесло- изготовление тканей.

4) Хуже развито ювелирное ремесло из-за отсутствия сырья.

 

ТОРГОВЛЯ.

Развитие торговли связанно с путями сообщения вокруг крупных речных систем.

Важнейший торговый путь «ИЗ ВАРЯГ В ГРЕКИ»:

- из Варяжского (Балтийского) моря

- по Неве

- в Ладожское озеро

- по реке Волхов

- в Ильменское озеро

- по реке Ловать к волоковым путям. Волоки- часть суши, по которой тянули корабль.

- на Днепр

- в Черное море

- далее в столицу Византии Царьград.

 

Волжский торговый путь:

- из Варяжского (Балтийского) моря

- по Неве

- в Ладожское озеро

- по реке Свирь

- в Онежское озере

- по волоковым путям

- в озеро Белое

- по реке Шексна

- в реке Волга

- в Каспийское море.

Волжский путь – вел в Каспийское море.

 

Предметы экспорта: мех, воск, мед, рабы.

Импорт: предметы роскоши: дорогие ткани, вина, украшения.

 

РЕЛИГИЯ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН:

Язычество- культ предков, поклонения явлениям природы, земледельческие культы. На своей поздней стадии язычество понимали как многобожие. Функции жрецов у вождей. Языческих храмов не существовало. КАПИЩЕ- святилище, где славяне приносили жертвы. ИДОЛ - скульптурное изображение языческого божества.

 

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ И ПРОЯВЛЕНИЯ ЯЗЫЧЕСТВА:

Ранняя стадия развития язычества выражалась в:

1. Фетишизм -поклонения предметам: камню, дереву ( особенно дубу).

2. Оборотничество –вера в превращение человека в животного и наоборот ( царевна- лебедь, царевна – лягушка).

3. Тотемизм -вера в происхождениечеловеческого родаот какого- либо вида животных.

 

Более поздняя стадия развития язычества:

Впоследствии поклонение относится не к самому предмету, а к его духу (демону) в результате начинается новая ступень язычества ПОЛИДЕМОНИЗМ. Поли- много.

Духи обособляются по месту обитания:

-водная стихия- водяные, русалки- духи умерших девушек, иногда утопленниц.

-лес- леший или лесовик.

-в поле, в траве –полевик.

-в жилище- домовой, маленький, горбатый старик.

Поздняя стадия язычества:

Следующий этап ПОЛИТЕИЗМ (многобожие)– вера в богов.

Боги:

Перун – бог грозы, молнии, грома. Главное языческое божество.

Велес (Волос) - бог скота, торговли, богатства. Покровитель скотоводов, купцов, дружинников.

Ярила – бог плодородия.

Купала- бог летнего травоцветения.

Дажьбог– бог солнца.

Стрибог – бог ветра, вьюги.

Мокошь–земная супруга Перуна, богиня плодородия, воды, потом покровительница женской судьбы.

Симаргл– священный крылатый пес.

Сварог– бог огня. Покойника сжигали на погребальных кострах.

СЛАВЯНСКИЕ ПРАЗДНИКИ:

Непосредственно связаны с язычеством.

Новый год и святки.

Главный зимний праздник – праздник начала земледельческого года – Новый год.

После принятия христианства праздник совпал с Рождеством и святками, которые следовали за рождеством.

Праздник – 12 дней. По древним верованиям в эти дни определялась судьба будущего урожая. Праздник сопровождался гаданиями, колядованиями.

«Колядка» - песенка- благопожелание, исполняемая ряжеными, облаченными в звериные шкуры, изображавших нечистую силу, животных, олицетворявших плодородие: козу, коня.

На святках гадали о будущем урожая и о судьбе. Девушки пытались узнать имя своего «суженого»- будущего мужа.

 

Масленица.

Самым веселым весенним праздником считалась масленица – дохристианский праздник, праздник проводов зимы и встречи весны.

Название в честь древнего обрядового блюда – масленого блина.

Блины- поминальная обрядовая пища восточных славян.

Масленица – сопровождалась обильными пиршествами и гулянками, обязательно наряжали чучело –его воздвигали в центре гуляний, а в конце праздника сжигали. Вместе с чучелом – масленицей сгорала и зима.

Последний день Масленицы- прощенное воскресенье.

 

Ивана Купала.

День летнего солнцестояния 22 июня (7 июля ).

В самую короткую ночь устраивались гуляния с купаниями и прыжками через костер.

Этот день близок дню Иоанна Крестителя – в восточнославянских традициях Иван Купала. Церковь запрещала праздновать Купалу: народные праздники считались «бесовскими игрищами».

 

Праздник жатвы.

Главный осенний праздник. Во время окончания жатвы особенно почитался последний сноп. Считалось, что в нем воплощается плодородие. Этот сноп хранили до нового урожая.

 

Свадьба.

Жизнь человека и жизнь природы неразрывно связанны в представлениях славян, в результате каждый праздник включает обряды гаданий о будущей жизни человека, свадьбе или грядущей смерти .

Главным семейным праздником было СВАДЬБА.

Нестор описывает разные брачные обычаи у племен восточных славян:

Поляне– обычаи «кроткие и тихие», они не похищают невест, ждут когда невесту приведут, платят за нее выкуп.

Древляне, вятичи, радимичи, северяне - жили «звериным образом» , умыкали себе невест, у них не было браков, они сходились на игрища между селами, пели «бесовские» песни , имели по 2-3 жены. Похищение невесты – древняя форма брака. Невесту брали из чужого рода, слово «невеста» - «неведомая», «неизвестная ».

 

Переговоры о заключении брака сватовство (отсюда слово «свадьба») велись сватами со стороны жениха. За невесту требовался выкуп у родителей.

Нестор и церковь осуждали обычаи славян, писали, что браки заключаются у воды, а вместо венчания обходили дерево. Дома жениха и невесту осыпали зерном, чтобы семья жила богато, угощали на пиру караваем. После смерти мужа многие древние авторы описывают обычай самоубийства вдовы на могиле мужа.

Погребальные обряды.

Славяне – язычники сжигали своих мертвых.

Нестор рассказывает, что по умершему устраивали тризну– поминки с различными ритуальными действиями, в том числе боевыми. Затем сооружали большую кладку из дров, возлагали на кладку умершего и сжигали, собирали останки, складывали их в небольшой сосуд – урну.

У славян существовали представления о загробном мире, поэтому сжигали человека, считая, что это самый короткий путь к загробному миру.

Мертвецы, не похороненные по правилам (не сожженные) делались опасными: они становились упырями. Приходилось раскапывать упыря и сжигать его.

Поминать предков считалось обязательным условием.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.