Во главе племенных союзов – князья.«Князь» - слово заимствовано из древненемецкого - означает главу рода, старейшину.
Князья выполняли:
-управленческие;
-военные;
-судебные;
-религиозные функции.
Известна историческая летописная легенда о Кие и его братьях, державших «княженье в полях», который основал «град» и назвал его в свою честь - «Киев».
Князю помогал СОВЕТ СТАРЕЙШИН– племенная знать, которая занималась гражданскими делами.
В военных делах князю помогала ДРУЖИНА, отряд профессиональных воинов. Первоначально князь был одним из дружинников и считался самым храбрым и мужественным воином.
Племенные вече -народные собрания, где участвоваловсе население, включая знать.
Во время войны, в помощь дружине из населения племенных союзов создавалось народное ополчение.
Таким образом, триада князь-совет старейшин –вечестановится основой управления этих 12 племенных союзов и называется «военной демократией».
ЭКОНОМИКА. ЗАНЯТИЯ СЛАВЯН.
Основой хозяйственной деятельности восточных славян было пашенное земледелие.
Применялось 2 пахотных орудия:
- РАЛО (в южных районах) с переходом к плугу, который глубоко врезал пласт земли и переворачивал его.
- СОХА (на севере), которая проводила неглубокие борозды на земле. Запрягали в соху лошадь, тяжелый плуг тянули волы.
Славяне использовали 2 системы земледелия.
На севере, в лесной зоне – подсечно- огневая или подсека.
Суть: посев производился после вырубания леса, пеньки и корни деревьев выжигались, а зола использовалась в качестве удобрения.
На юге, в степной зоне – перелог или переложная система.
Суть: после нескольких лет использования земля истощалась, ее оставляли без обработки на 8- 14 лет, для восстановления плодородия и переходили на новый участок.
Основные культуры - пшеница, просо, ячмень, овес.
Зерновые культуры называли - «жито»- жизнь.
Меньшее значение играли:
-скотоводство- разводили крупный рогатый скот, лошадей. (слово «скот»- деньги.) -охота
1) Железоделательное ремесло, обработка металлов. Сырьем служила болотная руда, которая откладывалась на корнях болотных и озерных растений. Уже в 7-9в.н.э.
у славян появляются специальные поселки металлургов.
2) Гончарное ремесло- по берегам рек залегали глины хорошего качества, следовательно изготовление кухонной и столовой посуды. Главная форма посуды- горшки с волнистым узором. Их использовали не только как посуду, но и как погребальные урны.
3) Ткацкое ремесло- изготовление тканей.
4) Хуже развито ювелирное ремесло из-за отсутствия сырья.
ТОРГОВЛЯ.
Развитие торговли связанно с путями сообщения вокруг крупных речных систем.
Важнейший торговый путь «ИЗ ВАРЯГ В ГРЕКИ»:
- из Варяжского (Балтийского) моря
- по Неве
- в Ладожское озеро
- по реке Волхов
- в Ильменское озеро
- по реке Ловать к волоковым путям. Волоки- часть суши, по которой тянули корабль.
Язычество- культ предков, поклонения явлениям природы, земледельческие культы. На своей поздней стадии язычество понимали как многобожие. Функции жрецов у вождей. Языческих храмов не существовало. КАПИЩЕ- святилище, где славяне приносили жертвы. ИДОЛ - скульптурное изображение языческого божества.
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ И ПРОЯВЛЕНИЯ ЯЗЫЧЕСТВА:
Ранняя стадия развития язычества выражалась в:
1. Фетишизм -поклонения предметам: камню, дереву ( особенно дубу).
2. Оборотничество –вера в превращение человека в животного и наоборот ( царевна- лебедь, царевна – лягушка).
3. Тотемизм -вера в происхождениечеловеческого родаот какого- либо вида животных.
Более поздняя стадия развития язычества:
Впоследствии поклонение относится не к самому предмету, а к его духу (демону) в результате начинается новая ступень язычества ПОЛИДЕМОНИЗМ. Поли- много.
Духи обособляются по месту обитания:
-водная стихия- водяные, русалки- духи умерших девушек, иногда утопленниц.
-лес- леший или лесовик.
-в поле, в траве –полевик.
-в жилище- домовой, маленький, горбатый старик.
Поздняя стадия язычества:
Следующий этап ПОЛИТЕИЗМ (многобожие)– вера в богов.
Боги:
Перун – бог грозы, молнии, грома. Главное языческое божество.
Велес (Волос) - бог скота, торговли, богатства. Покровитель скотоводов, купцов, дружинников.
Ярила – бог плодородия.
Купала- бог летнего травоцветения.
Дажьбог– бог солнца.
Стрибог – бог ветра, вьюги.
Мокошь–земная супруга Перуна, богиня плодородия, воды, потом покровительница женской судьбы.
Симаргл– священный крылатый пес.
Сварог– бог огня. Покойника сжигали на погребальных кострах.
СЛАВЯНСКИЕ ПРАЗДНИКИ:
Непосредственно связаны с язычеством.
Новый год и святки.
Главный зимний праздник – праздник начала земледельческого года – Новый год.
После принятия христианства праздник совпал с Рождеством и святками, которые следовали за рождеством.
Праздник – 12 дней. По древним верованиям в эти дни определялась судьба будущего урожая. Праздник сопровождался гаданиями, колядованиями.
«Колядка» - песенка- благопожелание, исполняемая ряжеными, облаченными в звериные шкуры, изображавших нечистую силу, животных, олицетворявших плодородие: козу, коня.
На святках гадали о будущем урожая и о судьбе. Девушки пытались узнать имя своего «суженого»- будущего мужа.
Масленица.
Самым веселым весенним праздником считалась масленица – дохристианский праздник, праздник проводов зимы и встречи весны.
Название в честь древнего обрядового блюда – масленого блина.
Блины- поминальная обрядовая пища восточных славян.
Масленица – сопровождалась обильными пиршествами и гулянками, обязательно наряжали чучело –его воздвигали в центре гуляний, а в конце праздника сжигали. Вместе с чучелом – масленицей сгорала и зима.
Последний день Масленицы- прощенное воскресенье.
Ивана Купала.
День летнего солнцестояния 22 июня (7 июля ).
В самую короткую ночь устраивались гуляния с купаниями и прыжками через костер.
Этот день близок дню Иоанна Крестителя – в восточнославянских традициях Иван Купала. Церковь запрещала праздновать Купалу: народные праздники считались «бесовскими игрищами».
Праздник жатвы.
Главный осенний праздник. Во время окончания жатвы особенно почитался последний сноп. Считалось, что в нем воплощается плодородие. Этот сноп хранили до нового урожая.
Свадьба.
Жизнь человека и жизнь природы неразрывно связанны в представлениях славян, в результате каждый праздник включает обряды гаданий о будущей жизни человека, свадьбе или грядущей смерти .
Главным семейным праздником было СВАДЬБА.
Нестор описывает разные брачные обычаи у племен восточных славян:
Поляне– обычаи «кроткие и тихие», они не похищают невест, ждут когда невесту приведут, платят за нее выкуп.
Древляне, вятичи, радимичи, северяне - жили «звериным образом» , умыкали себе невест, у них не было браков, они сходились на игрища между селами, пели «бесовские» песни , имели по 2-3 жены. Похищение невесты – древняя форма брака. Невесту брали из чужого рода, слово «невеста» - «неведомая», «неизвестная ».
Переговоры о заключении брака сватовство (отсюда слово «свадьба») велись сватами со стороны жениха. За невесту требовался выкуп у родителей.
Нестор и церковь осуждали обычаи славян, писали, что браки заключаются у воды, а вместо венчания обходили дерево. Дома жениха и невесту осыпали зерном, чтобы семья жила богато, угощали на пиру караваем. После смерти мужа многие древние авторы описывают обычай самоубийства вдовы на могиле мужа.
Погребальные обряды.
Славяне – язычники сжигали своих мертвых.
Нестор рассказывает, что по умершему устраивали тризну– поминки с различными ритуальными действиями, в том числе боевыми. Затем сооружали большую кладку из дров, возлагали на кладку умершего и сжигали, собирали останки, складывали их в небольшой сосуд – урну.
У славян существовали представления о загробном мире, поэтому сжигали человека, считая, что это самый короткий путь к загробному миру.
Мертвецы, не похороненные по правилам (не сожженные) делались опасными: они становились упырями. Приходилось раскапывать упыря и сжигать его.