Предприятие живет не в вакууме. Его окружает множество различных субъектов хозяйствования, органов власти, простых граждан, и все они связаны между собой нитями взаимного влияния.
Анализ внешней среды представляет собой процесс, посредством которого разработчики стратегического плана контролируют внешние по отношению к организации факторы, чтобы определить возможности и угрозы для фирмы. Анализ внешней среды дает организации время для прогнозирования возможностей, составления плана на случай непредвиденных обстоятельств, разработки системы раннего предупреждения угроз.
Рассмотрим некоторые факторы воздействия внешней среды применительно к нашему предприятию (таблица 3).
Таблица 3.
Анализ среды косвенного воздействия.
PESTЕ-факторы:
Влияние:
P- политические
Cтабилизация политической ситуации в стране. Это дает возможность начать планомерно выстраивать систем связей предприятия с внешней средой.
Положительная сторона деятельности государства (для общества в целом) – снижение налоговых ставок, укрепление позиций рубля, контроль за доброкачественностью товаров, создание служб по стандартизации и сертификации продукции.
К сожалению, службы контроля совершенно не обращают внимания на подпольный автосервис.
Е- экономические
Основными факторами, которые отрицательно сказываются на производственном росте, являются:
- рост цен на комплектующие и материалы.
- по-прежнему высокие проценты по кредитам.
- требования персонала о повышении заработной платы.
- рост цен на энергоносители.
Категорическая нехватка «живых денег» и инвестиций приводит к постоянным сбоям в работе и шаткой экономической позиции.
Но с другой стороны, некоторая стабилизация экономики дает возможность переходить от мер экстренного планирования (долгосрочных закупок сырья ориентацию на «сиюминутного» покупателя, уменьшения свободных средств) к составлению долгосрочных планов, заключению договоров, как с потребителями, так и с поставщиками и финансовыми организациями.
Таблица 3. Продолжение
S-социокультурные
Отсутствие на рынке труда квалифицированных специалистов, что вызывает трудности с подбором персонала.
Нет возможности обеспечить работникам ту зарплату, которой они достойны.
Большая часть автомобилистов не проявляет интереса к появляющимся новинкам на рынке автомобильного оборудования.
Полное пренебрежение к ПДД и соответствию автомобиля техническим требованиям.
Т-технологические
Глубокое внедрение микрокомпьтеров в системы управления автомобиля вызывают усложнение или невозможность корректного подключения дополнительных устройств.
Внедрение систем впрыска топлива в автомобильных двигателях. Возник спрос на услуги по диагностике и ремонту систем впрыска и других электронных систем.
Общее усложнение конструкции автомобилей требует все большей квалификации персонала и затрат времени на работу.
E-экологические
Ужесточение норм по токсичности выхлопных газов автомобилей как во всем мире, так и в России. Это делает невозможным обслуживание и ремонт без применения дорогостоящих приборов.
В таблице даны лишь некоторые факторы внешней среды, которые, казалось бы, не имеют никакого отношения к предприятию, но которые на самом деле оказывают влияние на его жизнь.
К факторам внешней среды, непосредственно влияющим на предприятие, относятся законы и государственные органы, поставщики, конкуренты, потребители.
Рассмотрим их несколько подробнее.
Законы и государственные органы. Как известно, в России строгость законов компенсируется необязательностью их исполнения. Сегодня по закону за занятие предпринимательской деятельностью без регистрации теоретически можно попасть под суд. Практически, после консультаций с сотрудниками МВД, занимающимися этими вопросами, выясняется, что грозит реально штраф в размере минимальной зарплаты. Сегодня по закону нельзя работать без кассового аппарата. Работают. И ничего. Отсюда и проистекает та самая неравная конкуренция. Кто на виду – тот платит налоги, кто в тени – тот все кладет себе в карман. Зато как удобно для органов власти – всегда можно прийти и напомнить о себе. Кстати, по наблюдениям самые бесцеремонные и наглые клиенты – это представители администраций и МВД.
Поставщики. Поставщики рассматриваются как товарные, так и финансовые. Почти все поставки происходят либо за наличный расчет, либо после предоплаты. Товарный или денежный кредит получить невозможно или разорительно. Из опыта следует, что получить что-либо за счет поставщика можно только в случае личных родственных или дружественных контактов. Естественно, все сказанное относится только к нашему бизнесу и к нашим объемам реализации. В случае значительного роста объемов, картина может измениться.
Конкуренты. Попытаемся нарисовать профиль конкурента, рассматривая для упрощения только два основных наших вида деятельности – установку систем сигнализации и тонирование стекол автомобилей. Никакой официальной информации относительно объемов работ в натуральном или денежном выражении никто из конкурентов на сторону не выдает. Все оценки производятся на основании косвенных данных.
С полным списком наших конкурентов можно ознакомиться в любом номере газеты «Моя реклама» в рубрике «Автосервис». В каждом номере обычно 20 – 30 рекламных объявлений.
Анонимный телефонный опрос показывает, что работа есть почти каждый день у каждого конкурента. Из этого следует, что мы обслуживаем примерно 5% рынка установки сигнализаций и примерно 10% рынка тонирования автомобильных стекол. Причем это относится к наиболее «дорогой» части рынка.
Что следует отнести к сильным и слабым сторонам конкурентов? Результаты анализа сведены в таблицу (таблица 4).
Таблица 4.
Анализ конкурентов.
Сильные стороны
Слабые стороны
Низкие цены на работу и системы.
Готовность работать в выходные дни и по ночам.
Работа на выезде.
Больший, чем у нас, срок гарантии.
Скорость выполнения заказа.
Предоставление дополнительных услуг как по автомобилям, так и по другим сферам жизни.
Согласие работать с дешевыми, принесенными клиентом, материалами.
Работа под флагом предпринимателя – ему более, чем юридическому лицу, доверяют клиенты.
Работа без регистрации, уплаты налогов.
Значительные оборотные средства.
Сосредоточение на работе в дешевом секторе.
Квалификация персонала.
Невозможность расчета безналичными деньгами.
Непредоставление клиенту письменных гарантий на свою работу.
Отсутствие единого комплекса демонстрационный зал – установочный пункт.
Нет демонстрационных образцов ранее выполненных работ.
Как правило, выполняются простые варианты работ или позволяются огрехи в качестве.
Работа без сертификации, лицензирования
Как это ни печально, все без исключения конкуренты, резко, у кого на сколько хватает внутренних возможностей, сбрасывают цену. При этом в выигрыше оказываются те, кто работает «втемную», без регистрации и уплаты налогов.
При формировании ассортимента систем сигнализации наблюдается упорный крен всех установщиков к трем – четырем маркам наиболее рекламируемых дешевых и простых систем. При установке другого дополнительного оборудования ориентируются на дешевые и, соответственно, низкокачественные комплектующие.
По персоналу – как правило, имеем конторки из двух – четырех человек по этому профилю деятельности.
Потребители. Для изучения следующего фактора внешней среды прямого действия - потребителя - использовалось анкетирование. Образец анкеты приведен в приложении 5.
Анкета разработана для нужд предприятия ООО «Автодом – Атэкс» и соответствует всем предъявляемым со стороны предприятия требованиям. Форма и содержание анкеты проверены и утверждены директором ООО «Автодом – Атэкс». При разработке анкеты учитывалось следующее:
· Те клиенты, которые к нам обращаются, имеют достаточно высокий уровень доходов, некоторые – очень высокий.
· Часто обращаются женщины, имеющие свой автомобиль.
· Анкета должна помещаться на одном листе.
· Шрифт может быть мелким, так как у автомобилистов нормальное зрение.
· Допускается применение терминов и выражений, широко известных в среде автомобилистов.
На протяжении трех месяцев 47 клиентов согласились заполнить анкету, и еще большое количество, прочитав, высказалось устно. Обработка результатов показала, что при дооборудовании автомобиля какими-либо устройствами важность критериев для потребителя располагается следующим образом:
1. высокое качество исполнения работ,
2. гарантии на выполненные работы,
3. широкий спектр услуг,
4. аккуратность в обращении с автомобилем,
5. удобство расположения и подъезда,
6. низкий уровень цен.
При выборе, куда обратиться, клиенты руководствуются следующим (в порядке убывания):
1. посещали нас раньше и остались довольны,
2. мнение знакомых,
3. результаты беседы с персоналом,
4. реклама предприятия.
Клиенты в большинстве своем доверяют нашим сотрудникам.
Клиенты согласны доплачивать за высокое качество и гарантии, но в разумных пределах.
Наиболее часто встречающееся пожелание клиентов (вопрос 19): возможность диагностики, обслуживания и ремонта электронных систем автомобиля.