Такую систему образует совокупность органов гос. власти РФ и её субъектов потому, что все они формируются и действуют на основании Конституции и Федерального законодательства по единым принципам, а система судебных органов и органов исполнительной власти представляет собой совокупность либо организационно-соподчинённых органов (судебная система), а органы исполнительной власти РФ и субъектов образуют единую систему по предмету как организационная соподчинённость и по предметам ведения.
Систему Федеральных органов исполнительной власти образуют:
- Президент РФ,
- двухпалатное Законодательное Собрание,
- Правительство РФ и иные Федеральные органы исполнительной власти (Министерства, Федеральные агентства и Федеральные службы, а также Высшие суды РФ – КСРФ, Верховный Суд и Высший Арбитражный Суд).
В субъектах РФ органы государственной власти образуются государственной властью субъектов самостоятельно и в основе своей соответствуют системе Фед органов гос власти, т.е. это Президенты Республик и Губернаторы иных субъектов РФ, Законодательные (Представительные органы субъектов), Правительства и иные органы исполнительной власти РФ, Суды субъектов РФ, к числу которых относятся: Конституционные в Республиках и Уставные Суды в иных субъектах РФ и мировые суды.
Федеральное Собрание РФ
ФС (Парламент) – высший представительный законодательный орган РФ.
Ф-ции:
1) представительная (представительство интересов народа);
2) законодательная (связана с нормативным регулированием гос и общ жизни;
3) контрольная (контроль преимущественно за исполнительной властью).
4) в США + подготовка к следующим выборам.
Конституции и уставы многих субъектов Федерации предусматривают больший объём контроля.
2 палаты (это связано с федеративным устройством):
Ø СФ (Верхняя палата) представляет интересы субъектов Федерации;
Ø ГД – интересы всего народа РФ, всех граждан.
СФ и ГД заседают раздельно. На совместные заседания они собираются лишь для заслушивания:
- ежегодных посланий Президента о положении в стране,
- посланий Конституционного Суда,
- выступлений иностранных государств и Правительств.
Конституция РФ предусматривает различную компетенцию для каждой палаты ФС, обеспечивая тем самым систему сдержек и противовесов внутри самого Парламента.
Задача СФ – противостоять диктатуре большинства в ГД.
Законодательный процесс в РФ.
ФС РФ принимает 2 вида законов – ФКЗ (по вопросам особой значимости, специально оговорённым в Конституции; детализируют положение ключевых разделов Конституции, касающихся преимущественно деятельности органов гос. власти) и ФЗ.
ФЗ принимаются в обычном порядке по вопросам, отнесённым Конституцией.
Конституция
ФКЗ
ФЗ
Акты федеральных органов гос. власти
Законодательство субъектов федерации.
Законодательный процесс - процедура принятия законов, начиная от внесения проектов в ГД и кончая их подписанием и опубликованием.
Законодательный процесс урегулирован Конституцией и состоит их нескольких стадий:
Стадия реализации законодательной инициативы. Конституцией установлен перечень лиц и органов, имеющих право вносить на рассмотрение ГД проекты законов, подлежащих обязательному рассмотрению. Это субъекты законодательной инициативы: Президент РФ, СФ и его члены, депутаты ГД и их объединения, Правительство РФ, органы законодательной власти субъектов РФ, а также высшие Суды РФ по вопросам, входящим в их компетенцию.
Рассмотрение законопроекта в трёх чтениях:
1) рассматривается концепция законопроекта, целесообразность его принятия, определяется профильный комитет или комитеты, которые ведут все работы с проектом, вносятся поправки концептуального характера;
Стадия
2) рассматривается по существу, устраняются возможные внутренние противоречия и противоречия с принятыми законами, вновь в профильный комитет(s)? кот. осуществляют юридическую редакционную правку и выносят отработанный текст на третье чтение,
3) закон принимается полностью. Внесение поправок в третьем чтении не допускается.
Стадия одобрения закона (только для особых ФЗ). Принятие осуществляется большинством голосов депутатов ФС. В случае отклонения закона либо создаётся согласительная комиссия из представителей ГД, которая рассматривает и снимает возникшие противоречия, либо ГД может повторно принять закон в той же редакции квалифицированным большинством (не менее 2/3).
Стадия промульгации закона, т.е. его подписание и официальное опубликование. Президент обязан рассмотреть ФЗ и ФКЗ (подписать) в течение 14-ти дней и опубликовать в Собрании Законодательства РФ, Российской газете и в Парламентской газете.
ü финансового, валютного, кредитного и таможенного регулирования,
ü денежной эмиссии,
ü ратификации международных договоров,
ü статуса и защиты государственной границы,
ü войны и мира.
ФКЗ принимается ГД квалифицированным большинством (не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов), направляется в СФ, кот также принимает его квалифицированным большинством голосов (не менее ¾ голосов).
Для ФКЗ заканчивается стадия принятия закона и не нужна стадия одобрения. Принятые обеими палатами ФКЗ направляются Президенты, который должен подписать его в 14-ти дневный срок и опубликовать.
Президент имеет право вето в отношении ФЗ, но не в отношении ФКЗ.
Закон вступает в силу по истечении 10 дней со дня его опубликования, если иное не указано в тексте самого закона.