Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Особенности системы эргономического обеспечения разработки и эксплуатации систем «человек — машина»



Система эргономического обеспечения разработки и эксплуата­ции систем «человек — техника» (СЭОРЭ) представляет собой совокупность взаимосвязанных организационных мероприятий, научно-исследовательских и проектных работ, устанавливаю­щих эргономические требования и формирующих эргономичес­кие свойства человеко-машинных систем в процессе их разра­ботки и эксплуатации. Эта система имеет черты самоорганизую­щейся социальной организации, решающей целевую задачу пу­тём формирования профессионального дискурса, отражающего научно-практические достижения в области учёта человеческого фактора. Это динамическая система, генерирующая новую ин­формацию, важную для проектирования СЧМ посредством про­фессиональных коммуникаций специалистов широкого класса дисциплин, связанных с учётом свойств человека в технической системе.

8.2. Этапы и последовательность эргономического обеспечения

Эргономическое обеспечение проектирования эргатической сис­темы в общем случае включает этапы:

• обоснования и разработки эргономических требований;

• обеспечения проектирования системы «человек — машина»;

• эргономического проектирования системы формирования и поддержания работоспособности операторов (ФИПРО);

• эргономического обеспечения эксплуатации.

Кроме того, на каждом этапе проявляются общие для всех про­цедуры эргономического обеспечения:

• обоснования и разработки эргономических требований;

• обеспечения проектирования системы;

• эргономической экспертизы.

Они проявляются на всех стадиях разработки эргатической системы с различными акцентами в зависимости от задач проектирования. К завершающим стадиям проектирования возрастает роль контрольно-корректировочных операций, значение экспертизы.

На начальной фазе разработки важно определить показатели, отражающие эргономические свойства разрабатываемого изде­лия. Желательно, чтобы они могли быть количественно измере­ны, что обеспечивает возможность их сравнить до и после внед­рения соответствующих изменений, повышающих эргономич­ность изделия. К таким показателям относятся:

• эргономичность — интегральный показатель степени выпол­нения эргономических требований;

• показатели качества деятельности оператора (время решения задачи, производительность, число ошибок, состояние здоровья и т.д.);

• надёжность деятельности оператора (своевременное и безо­шибочное выполнение функций);

• эффективность СЧМ;

• напряжённость и экстремальность деятельности и т.д.

Важно, чтобы выбранные показатели были связаны с повышением качества деятельности, что не всегда очевидно. Обоснование тре­бований осуществляется методами научного эксперимента в поис­ке связей между выбранными показателями и качеством деятель­ности. Большую роль играют опыт и интуиция проектировщика, использование нормативно-справочных материалов. Можно гово­рить и о существовании определённой проектировочной культуры, возникающей в организации.

Данные, полученные на первом этапе проектирования, служат для формирования технического задания на разрабатываемую

систему, его разделов, связанных с общими и частными эргоно­мическими требованиями к изделию.

На втором этапе проводится проектирование СЧМ и её первич­ная эргономическая экспертиза. Ведётся работа по трансформа­ции общих эргономических требований в требования к элемен­там проектируемой системы. С этой целью проводятся исследо­вания, создаются стенды, макетные образцы оборудования для получения данных, необходимых для эскизного проекта разра­батываемой системы. Создаётся научно-методическое и аппа­ратное обеспечение процедур эргономической экспертизы.

Третий этап начинается со стадии технического проектирования и завершается этапами предварительных, межведомственных или государственных испытаний. Проводится эргономическое обеспечение разработки всех физических, функциональных и экологических объектов, входящих в СЧМ, системы ФИПРО, за­вершается подготовка к эргономической экспертизе объекта в целом. Готовятся итоговые документы по результатам испыта­ний СЧМ и системы ФИПРО.

На завершающем этапе, связанном с реальным функционирова­нием создаваемой СЧМ, внедряются ранее разработанные эрго­номические рекомендации по обеспечению работоспособности операторов. Результаты эксплуатации СЧМ служат для форми­рования эргономических требований к вновь создаваемым ана­логичным системам.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.