История возникновения и развития дисциплин по учёту человеческого фактора
Основные определения и место инженерной психологии и эргономики в системе научного знания и эргономики
Предмет инженерной психологии и эргономики
Основные задачи инженерной психологии и эргономики
Методы исследований в инженерной психологии и эргономике
Система «человек — машина», информационная модель, концептуальная модель
Распределение функций между человеком и машиной. Типы систем «человек — машина»
Концепции деятельности человека в человеко-машинных системах
Принципы эргономического обеспечения разработки человеко-машинных систем
Приём и первичная обработка
4.1.1. Характеристики зрительного анализатора
4.1.2. Характеристики слухового анализатора
4.1.3. Другие анализаторы и взаимодействие анализаторных систем
Хранение и переработка информации человеком, принятие решений и познавательные процессы
Речевые коммуникации в операторской деятельности
Механизмы регуляции деятельности человека
4.4.1. Внимание
4.4.2. Личность и личностная регуляция
4.4.3. Механизмы суггестивно-волевой регуляции
4.4.4. Эмоции в регуляции деятельности. Функциональные состояния
Антропометрические характеристики
Биомеханические характеристики
Рабочие движения оператора. Сенсомоторная регуляция
6.1. Психологический анализ деятельности
Понятия «рабочее место» и «рабочее пространство»
6.3. Факторы, влияющие на операторскую деятельность
Ошибки операторов
6.5. Виды операторской деятельности
Системный подход, особенности его применения при проектировании информационных моделей и сред
Проектирование средств отображения информации
Проектирование органов управления
Организация рабочего места оператора
Проектирование пользовательских интерфейсов
Системы виртуальной реальности
Виртуальные интерфейсы
Юзабилити
8.1. Особенности системы эргономического обеспечения разработки и эксплуатации систем «человек — машина»
Этапы и последовательность эргономического обеспечения
8.3. Эргономические стандарты
Эргономическая экспертиза
Надёжность оператора и системы «человек — машина». Ресурсный подход
Профессиональный отбор и обучение операторов
Групповая деятельность операторов
Психологические аспекты эксплуатации человеко-машинных систем
Заключение
Список сайтов по инженерной психологии и эргономике:
Библиография
Приложение 1
Примечания
Приложение 2
Область применения
Нормативные ссылки
Определения
Общие принципы
4.1. Конструирование с учётом антропометрии и биомеханики
4.1.1. Размеры тела
4.1.2. Поза тела
4.1.3. Движения тела
4.1.4. Физическое усилие
4.2. Конструирование с учётом умственных способностей
4.3. Конструирование индикаторов, сигнальных устройств и органов управления
4.3.1. Индикаторы и сигнальные устройства
4.3.2. Органы управления
4.4. Взаимодействие с физическими рабочими условиями
4.4.1. Шум и вибрация
4.4.2. Тепловое излучение
4.4.3. Освещение
4.4.4. Опасные материалы и излучения
4.5. Взаимодействия в процессе работы
Применение эргономических принципов в процессе конструирования
5.1. Выполнение задач эргономики
5.2. Разработка требований к конструированию в соответствии с эргономическими принципами
5.2.1. Разработка и уточнение требований
5.2.2. Разработка предварительного проекта
5.2.3. Разработка детального проекта
5.2.4. Выполнение
Приложение А
Приложение Б (справочное)
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 6
Глава 1. Определение понятий «инженерная психология» и «эргономика» 7
1.1. История возникновения и развития дисциплин по учёту человеческого фактора 7
1.2. Основные определения и место инженерной психологии и эргономики в системе научного знания 12
Контрольные вопросы по главе 17
Темы для групповой дискуссии 18
Литература 18
Глава 2. Предмет, задачи и методы инженерной психологии и эргономики 19
2.1. Предмет инженерной психологии и эргономики 19
2.2. Оcновные задачи инженерной психологии и эргономики 20
2.3. Методы исследований в инженерной психологии и эргономике 23
Контрольные вопросы по главе 25
Темы для групповой дискуссии 25
Литература 26
Глава 3. Основные понятия инженерной психологии и эргономики 27
3.1. Система «человек — машина», информационная модель, концептуальная модель 27
3.2. Распределение функций между человеком и машиной. Типы систем «человек — машина» 30
3.3. Концепции деятельности человека в человеко-машинных системах 33
3.4. Принципы эргономического обеспечения разработки человеко-машинных систем 36
Контрольные вопросы по главе 37
Темы для групповой дискуссии 8
Литература 38
ОГЛАВЛЕНИЕ
Глава 4. Психофизиологический базис операторской деятельности 39
4.1. Приём и первичная обработка информации оператором 41
4.1.1. Характеристики зрительного анализатора 45
4.1.2. Характеристики слухового анализатора 49
4.1.3. Другие анализаторы и взаимодействие анализаторных систем 52
4.2. Хранение и переработка информации человеком, принятие решений и познавательные процессы 53
4.3. Речевые коммуникации в операторской деятельности 61
4.4. Механизмы регуляции деятельности человека 63
4.4.1. Внимание 63
4.4.2. Личность и личностная регуляция 64
4.4.3. Механизмы суггестивно-волевой регуляции 69
4.4.4. Эмоции в регуляции деятельности. Функциональные состояния 71
Контрольные вопросы по главе 74
Темы для групповой дискуссии 77
Литература 77
Глава 5. Человек как исполнительная система. Психомоторные качества человека 79
5.1. Антропометрические характеристики 79
5.2. Биомеханические характеристики 80
5.3. Рабочие движения оператора. Сенсомоторная регуляция 80
Контрольные вопросы по главе 83
Темы для групповой дискуссии 84
Литература 84
Глава 6. Деятельность человека — оператора 85
6.1. Психологический анализ деятельности 86
6.2. Понятия «рабочее место» и «рабочее пространство» 88
6.3. Факторы, влияющие на операторскую деятельность 90
6.4. Ошибки операторов 91
6.5. Виды операторской деятельности 94
Контрольные вопросы по главе 95
Темы для групповой дискуссии 96
Литература 96
Глава 7. Инженерно-психологическое и эргономическое проектирование интерфейса «человек — машина» и рабочей среды 97
7.1. Системный подход, особенности его применения при проектировании информационных моделей и сред 98
7.2. Проектирование средств отображения информации 100
ОГЛАВЛЕНИЕ
7.3. Проектирование органов управления 104
7.4. Организация рабочего места оператора 105
7.5. Проектирование пользовательских интерфейсов 106
7.6. Системы виртуальной реальности 109
7.7. Виртуальные интерфейсы 111
7.8. Юзабилити 115
Контрольные вопросы по главе 120
Темы для групповой дискуссии 121
Литература 121
Глава 8. Система эргономического обеспечения разработки и эксплуатации эрготехиических сред 123
8.1. Особенности системы эргономического обеспечения разработки и эксплуатации систем «человек — машина». 124
8.2. Этапы и последовательность эргономического обеспечения 124
8.3. Эргономические стандарты 126
8.4. Эргономическая экспертиза 128
Контрольные вопросы по главе 129
Темы для групповой дискуссии 129
Литература 130
Глава 9. Эффективность системы «человек— машина», пути её повышения 131
3.1. Надёжность оператора и системы «человек — машина». Ресурсный подход 132
9.2. Профессиональный отбор и обучение операторов 133
9.3. Групповая деятельность операторов 139
9.4. Психологические аспекты эксплуатации человеко-машинных систем 140
Контрольные вопросы по главе 141
Темы для групповой дискуссии 142
Литература 142
Заключение 143
Список сайтов по инженерной психологии и эргономике 144
Библиография 146
Приложение 1. ГОСТ 2.103-68 Межгосударственный стандарт. Единая система конструкторской документации стадии разработки 153
Приложение 2. ГОСТ Р ЕН 614-1-2003 Национальный стандарт РФ. Безопасность оборудования. Эргономические принципы конструирования 157
Введение
Мы живём в мире, насыщенном сложными техническими устройствами и системами, которые давно стали привычными элементами нашего быта и интерьера. Это бытовые приборы — холодильники, стиральные машины, телевизоры; оргтехника и мультимедийное окружение — компьютеры, принтеры, лазерные проекторы и многое другое. Люди активно внедряются во все сферы отношений с природой, увеличивая свои возможности с помощью науки, техники и технологии. Транспортные, энергетические, производственные, социальные системы представляют собой широкий спектр систем, включающих человека посредством техники. Автомобили, самолёты, корабли, подводные лодки, орбитальные станции, электростанции, объекты вооружения — всё это создают большие коллективы разработчиков.
Профессия инженера-проектировщика связана с созданием рабочей среды человека, в которую включены разнообразные технические средства и системы. Всё так или иначе конструируется для человека и для использования человеком. Постоянное усложнение техники, необходимость объединения человека и машины в единую систему нетривиальным образом не позволяют пользоваться лишь соображениями здравого смысла: кроме инженерных знаний и умений необходимо опираться на эргономику и инженерную психологию — дисциплины научно-практического комплекса, учитывающего особенности проектирования техногенной среды, включающей человека. Эти сравнительно недавно появившиеся отрасли психологического и инженерного знания переживают в настоящее время интенсивное развитие и рост.
1.1. История возникновения и развития дисциплин по учёту человеческого фактора
Историко-содержательный анализ появления и развития междисциплинарного поля инженерной психологии и эргономики следует начать с рассмотрения зарубежного и в первую очередь американского опыта. Именно здесь зародились и получили развитие дисциплины, послужившие аналогами отечественным реализациям инженерной психологии и эргономики. Это прежде воеято появившиеся в США в начале XX века направления промтехники (Industrial engineering) и возникшие в послевоенное время комплексы человекотехнических дисциплин (Human Factors, Human engineering, Engineering psychology). Они гибко реагировали на эволюцию техники и технологий, возникавшую под влиянием научно-технического прогресса, изменяя в контексте решения конкретных производственных задач поле своей деятельности.
Наиболее значительные работы по инженерной психологии появились в США и Англии в 40-х годах прошлого столетия и связаны с совершенствованием объектов военной техники и, в частности, систем боевой авиации и управляемого вооружения. Среди авторов того периода отметим известных психологов — специалистов в области человеческого фактора: А. Чапаниса
(A. Chapanis), К. Моргана (С. Morgan), Р. Слейта (R. Slight), П. Фитса (P. Fitts), Дж.А. Миллера (G.A. Miller), Е. Мак-Кормика (Е. Mc.Cormic).
Первое эргономическое общество за рубежом было создано в Англии в 1949 г., а в 1961 г. Международная эргономическая ассоциация объединяла в своих рядах учёных более 30 капиталистических развитых стран.
Предтечей эргономики и инженерной психологии в Советском Союзе стала психотехника — научное движение, занимающееся внедрением психологических знаний в практику (термин предложен В. Штерном в 1903 г., основатель направления Г. Мюнстер-берг). Наиболее видные представители психотехники в 20-30 годы в Советском Союзе: А.К. Гастев, И.Н. Шпильрейн, А.И. Ро-зенблюм, С.Г. Гелерштейн, НА Эпле, К.К. Платонов, Б.М. Теплое осуществили во многом успешные попытки использования данных психологии в различных сферах человеческой практики.
Так, например, А.А. Толчинский проводил психологические тренировки работниц технического контроля на заводе «Красный треугольник» по производству галош. Тренировки вели с использованием данных психофизиологии. Проводился анализ деятельности, выявлялись существенные качества, необходимые для её выполнения.
Ю.И. Шпигель, Л.И. Селецкая и В.В. Чебышева исследовали вопросы совершенствования функций различения свойств стали сталеварами. Они предложили методику тренировки функций цветоразличения, повысившую качество визуального определения состава стали. Были составлены специальные таблицы.
Н.А. Бернштейн изучал в те годы рабочее место вагоновожатого поезда метро, а Н.А. Эпле — авиационные индикаторы на приборной доске лётчика. А.К. Гастева волновала идея гармонизации человека и машины.
Психотехника, как и генетика и кибернетика, стала жертвой сталинской эпохи. В 1936 г. постановлением ЦК ВКП(б) от 4 июля 1936 г. «О педологических извращениях в системе Наркомпро-сов» были закрыты все лаборатории по промышленной психотехнике и психофизиологии труда как чуждые Советской власти.
Наиболее видные представители психотехники были репрессированы и попали в лагеря Гулага.
Одной из причин возникшего положения стали низкая эффективность и декларативность психотехники как науки. Технически и технологически отсталая страна того времени не требовала психологических методов повышения эффективности экономики. Вследствие этого многие темы имели надуманный, искусственный характер. Так, в одном исследовании утверждалось, что горизонтальное положение — самое удобное для питания мозга. Как рекомендация для работников умственного труда было предложено устраивать лежачие рабочие места. По понятным причинам эксперимент не удался: большинство участников довольно быстро засыпали. Пришлось рекомендацию отменить. В то же время физика отстояла своё право на жизнь, так как правящей советской элите нужно было ядерное оружие, и она его получила.
Новый интерес к практической психологии в Советском Союзе возник уже в послевоенное время в связи с запросами оборон-тй отрасли. Отечественная инженерная психология начала раз виваться в конце 50-х годов, когда в Москве, в секретном в то время НИИ автоматической аппаратуры, под руководством Д.Ю. Панова появилась первая лаборатория по учёту «человеческого фактора». Первая «открытая» лаборатория инженерной психологии (вначале носившая название лаборатории индустриальной психологии) в нашей стране была организована в Ленинградском университете в 1959 г. Б.Ф. Ломовым.
Первое обсуждение инженерно-психологических вопросов состоялось на конференции по психологии труда в 1957 г. в Институте психологии АПН РСФСР.
Несколько докладов было прочитано на первом Всесоюзном съезде психологов.
На втором съезде, состоявшемся в 1963 г. в Ленинграде, уже работали самостоятельная секция по инженерной психологии и симпозиум по проблемам приёма и переработки информации человека. В 1963 г. в Москве состоялась конференция по проблеме «Человек и автомат». В 1966 г. в МГУ и ЛГУ одновременно созданы кафедры психологии труда и инженерной психологии.
Ключевую роль в развитии научного направления инженерной психологии в СССР сыграл Борис Фёдорович Ломов, выпускник Ленинградского государственного университета, в дальнейшем один из организаторов и бессменный директор Института психологии АН СССР.
О Б.Ф. Ломове нужно сказать особо и отдать дань этой неординарной личности. При его непосредственном участии были проведены в 1964 г. — Первая Ленинградская конференция по инженерной психологии; в 1965 г. — Конференция по инженерной психологии в приборостроении. В 1963 г. вышла книга Б.Ф. Ломова «Человек и техника», имевшая успех и переизданная в 1966 г. Это самая известная работа по инженерной психологии в советское время.
Не менее известная фигура в науках о человеческом факторе — Владимир Петрович Зинченко, который возглавил Московскую эргономическую школу, эргономическое направление прикладной психологии.
Эргономика в Советском Союзе развивалась параллельно с инженерной психологией. Пика популярности она достигла позже, в начале 70-х годов, хотя в концептуальном плане эта дисциплина оформилась в начале 20-х годов XX века, трудами В.М. Бехтерева, который называл её эргонологией, и В.Н. Мясищева — автора эргологии. Сам термин «эргономика» был изобретён Войтехом Ястшембовским в 1857 г.: термин подразумевал науку о труде, основанную на законах природы.
Основной центр деятельности представителей эргономического направления располагался в Москве во ВНИИТЭ (Всесоюзном научно-исследовательском институте технической эстетики), находившемся на территории ВДНХ. Заместителем директора по науке ВНИИТЭ был в то время Владимир Михайлович Мунипов, сотрудничество которого с В.П. Зинченко во многом определило направления развития отечественной эргономики в советское время. Отдел эргономики ВНИИТЭ начал свою работу в 1962 г.
В 1964 г. изданы сборник переводов — «Инженерная психология» под редакцией В.П. Зинченко и Д.Ю. Панова и с аналогичным названием — сборник советских авторов. Под редакцией
В.П. Зинченко и В.М. Мунипова в 1991 г. вышел перевод на русский язык шеститомного руководства «Человеческий фактор».
Третий центр инженерной психологии и эргономики в России связан с работами оборонной тематики. Его возглавил Пётр (Пинхус) Яковлевич Шлаен, сотрудник НИИ-2 в г. Твери. В 1970 г. в г. Калинине (г. Тверь) проходила III Всесоюзная конференция по инженерной психологии, на которой были представлены доклады по вопросам инженерно-психологического и эргономического обеспечения проектирования сложных технических систем. Сегодня работы этого эргономического направления проводятся в рамках Межотраслевого центра эргономических исследований и разработок «Эргоцентр».
Четвёртый центр инженерной психологии и эргономики зародился в г. Туле, в 70-х годах прошлого века в ЦКБ аппаратостроения, проводившем работы по созданию тренажёров для советской армии. Его видный представитель — Коротеев Геннадий Леонидович. Здесь получили развитие инженерно-психологические исследования по профотбору и профессиональному обучению по массовым операторским специальностям с использованием технических средств. Исследования по инженерно-психологической тематике осуществлялись практически во всех сферах оборонной промышленности.
Инженерная психология во многом повлияла на специфику развития факультета психологии Ленинградского университета, которая состояла в выраженной практической направленности — решении задач военно-промышленного комплекса страны. В научно-исследовательских лабораториях кафедры инженерной психологии факультета психологии, созданной в 1966 г., работали известные учёные: Г.С. Никифоров, занимавшийся в то время вопросами надёжности человеческого звена в авиации; Т.П. Зинченко — вопросами зрительного опознания и разработки кодовых алфавитов; А.И. Нафтульев — изучавший проблемы принятия решения; Г.В. Суходольский — вначале задачами сенсомоторного слежения, а затем проблемами психологической теории деятельности. В 1980 г. впервые в СССР в университете был создан спецфакультет по переподготовке кадров по инженерной психологии, выпускники которого работали в различных сферах народного хозяйства.
В начале 80-х годов в СССР был создан мощный научно-практический комплекс инженерной психологии и эргономики, решавший задачи во всех отраслях обороны и промышленности.
Сегодня центрами инженерно-психологических и эргономических исследований в России являются Санкт-Петербургский и Московский государственные университеты, институт психологии Российской академии наук, «Эргоцентр» (г. Тверь), Московский авиационный институт, Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ», Государственный университет авиационного приборостроения, Санкт-Петербургская Военно-медицинская академия, Институт авиационной и космической медицины.
1.2. Основные определения и место инженерной психологии и эргономики в системе научного знания и эргономики
Инженерная психология, как и все практические дисциплины, непрерывно меняет свою сферу интересов, подстраиваясь под запросы практики и, вследствие этого, не имеет точ-
ного определения своей рабочей области. Сегодня это научно-практический комплекс, связанный с изучением, проектированием и эксплуатацией технических систем, включающих человека.
Приведём ряд популярных определений, отражающих области исследований и применений инженерной психологии и их эволюцию.
Инженерная психология — наука, изучающая системы «человек — техника» с целью достижения их высокой эффективности и разрабатывающая психологические основы:
— конструирования техники и организации управления технологическим процессом;
— подбора людей, обладающих необходимым уровнем индивидуально-психологических профессионально важных качеств для работы с определённой техникой;
— профессиональной подготовки людей, использующих в своей трудовой деятельности сложные технические устройства.
Инженерная психология изучает психологические закономерности трудовой деятельности человека в системах управления и контроля, его информационное взаимодействие с техническими устройствами этих систем.
Инженерная психология имеет целью разработку психологических основ для проектирования и создания новой техники с учётом «человеческого фактора», т.е. с учётом совокупности тех свойств человека-оператора, которые влияют на эффективность системы «человек — машина».
Инженерная психология изучает и преобразует труд оператора, выполняющего функции управления сложной системой.
Сложная система «человек — машина» характеризуется двумя главными отличительными признаками. Во-первых, в такой системе человек контролирует состояние управляемого объекта и воздействует на него не путём непосредственного контакта с орудием и предметом труда, а через дистанционные передачи. Во-вторых, человек воспринимает информацию об объекте управления и влияющих факторах среды от средств отображения информации и воздействует на управляемый объект с помощью органов управления.
Инженерная психология — отрасль науки, изучающая психологические особенности труда человека при взаимодействии его с техническими средствами в процессе производственной и управленческой деятельности; результаты изысканий используются для оптимизации деятельности людей в системах «человек — машина», а также в эргономике при проектировании новых технических средств и технологий.
Заметим, что, несмотря на схожесть названий отечественной инженерной психологии и американской Human engineering, это далеко не тождественные дисциплины. Отечественная инженерная психология в силу исторических причин вобрала в себя более широкий научно-практический контекст и близка по содержанию к методологии тотального проектирования Human Factors.
Аналогичное, в основных чертах тождественное, содержание носит зародившееся в Советском Союзе эргономическое направление учёта человеческих факторов. Круг интересов и притязаний эргономики может быть очерчен в определениях, данных представителями данного направления:
Эргономика (от греч. ergon — работа и nomos — закон) — научно-прикладная дисциплина, занимающаяся изучением и созданием эффективных систем, управляемых человеком.
Эргономика — отрасль науки, изучающая человека (или группу людей) и его (их) деятельность в условиях производства с целью совершенствования орудий, условий и процесса труда. Основной объект исследования эргономики — системы «человек — машина», в том числе и так называемые эргатические системы; метод исследования — системный подход.
Эргономика — дисциплина, изучающая движение человека в процессе производственной деятельности, затраты его энергии, производительность и интенсивность при конкретных видах работ. Эргономика исследует не только анатомические и физиологические, но также и психические изменения, которым подвергается человек во время работы. Результаты эргономических исследований используются при организации рабочих мест, а также в промышленном дизайне.
ния, методы исследования и технологии проектирования из следующих отраслей человеческого знания и практики:
• Инженерная психология;
• Психология труда, теория групповой деятельности, когнитивная психология;
• Конструирование;
• Техническая эстетика;
• Гигиена и охрана труда, научная организация труда;
• Антропология, антропометрия;
• Медицина, анатомия и физиология человека;
• Теория проектирования;
• Теория управления.
Рядом авторов эргономика условно делится на три подобласти:
Микро-эргономика — исследование и проектирование систем «человек— машина». В неё включаются, в том числе, и интерфейсы «человек — компьютер» (компьютер рассматривается как часть машины) — как аппаратные интерфейсы, так и программные. Соответственно, -«эргономика программного обеспечения» — это подраздел микроэргономики. Сюда же относятся системы «человек — компьютер—человек», «человек — компьютер — процесс», «человек— программа»,, «человек — программное обеспечение».
Миди-эргономика — исследование и проектирование систем «человек — (рабочая группа, коллектив, экипаж, организация», «коллектив — машина», «человек — сеть, сетевое сообщество», «коллектив — организация».
Здесь и проектирование организаций, и планирование работ, и обитаемость рабочих помещений, и гигиена труда, и проектирование АРМ (автоматизированных рабочих мест) залов с дисплеями общего пользования, проектирование интерфейсов сетевых программных продуктов, и многое другое. Исследуется взаимодействие на уровне рабочих мест и производственных задач.
Макро-эргономика — исследование и проектирование систем «человек — социум, общество, государство», «организация — система организаций».
Столь широкая экспансия эргономики несёт довольно серьёзную опасность для неё, так как одного психологического базиса явно
недостаточно для решения большинства возникающих практических задач.
Наиболее удачное и сбалансированное на настоящий момент определение дисциплины, по мнению П.Я. Шлаена и В.М. Львова, имеет следующий вид:
Эргономика — системная научно-практическая дисциплина, изучающая закономерности формирования человеко-ориентиро-ванных свойств систем «человек — машина», оказывающих непосредственное влияние на качество деятельности, функциональное состояние и развитие личности человека, работающего в составе таких систем.
Различия между инженерной психологией и эргономикой часто имеют незначительный, чисто терминологический характер. Эти науки часто нарушают совместные границы. Все они междисциплинарны и используют данные широкого класса наук, связанных с человеком.
В качестве критериев отличия между эргономикой и инженерной психологией считают их ориентацию — или на человека (инженерная психология), или на учёт особенностей человека при проектировании техники (эргономика) (П.Я. Шлаен, В.М. Львов). Считается, что инженерная психология занимается системами — «человек — техника», а эргономика — «человек — техника — среда». Эргономика — более практическая, инженерная, а инженерная психология — психологическая, теоретическая дисциплина. Некоторые авторы включают инженерную психологию в состав эргономики и её родственной дисциплины «Учёт человеческих факторов».
В настоящее время наблюдается рост специализации отдельных направлений, развивающихся в рамках эргономики и инженерной психологии, что приводит к появлению новых дисциплин. Так, например, интенсивно развивается направление, возникшее в процессе решения задач, связанных с проектированием компьютерных интерфейсов, — юзабилити (Usability Engineering) — научно-прикладная дисциплина, служащая повышению эффективности, продуктивности и удобства использования инструментов деятельности.
Эргономика и инженерная психология взаимодействуют практически со всеми науками, в той или иной мере связанными с че
ловеком, осуществляющим трудовую деятельность: антропологией, психологией, педагогикой, физиологией, технической эстетикой, гигиеной и безопасностью труда. Они черпают свои методы из математики, социологии, системотехники, экономики, информатики, биологии и педагогики, технических наук.
Междисциплинарный характер эргономики и инженерной психологии не свидетельствует о стремлении этих наук иметь главенствующее значение в процессе создания технических систем. Они лишь очерчивают круг проблем, решение которых осуществляется силами компетентных отраслей знаний.
Эргономика формулирует свои требования в форме эргономических требований и стандартов, ограничивающих зоны допустимых вариаций условий деятельности человека в среде/социо/технической системе.
? Контрольные вопросы по главе
1. Назовите дисциплины, послужившие основой для возникновения инженерной психологии и эргономики.
2. Что такое психотехника?
3. Что такое инженерная психология?
4. Чем отличается инженерная психология от эргономики?
5. Чем отличается отечественная инженерная психология от её зарубежных аналогов?
6. Чем обусловлено появление инженерной психологии как науки?
7- Назовите трёх любых известных Вам авторов — основателей инженерной психологии за рубежом.
8. Где и кем создана первая отечественная лаборатория по эргономике?
9. Кем и когда была создана первая научная лаборатория по инженерной психологии?
10. Работы каких российских авторов стали основой для развития инженерной психологии в нашей стране?
11. Где начались первые академические работы по инженерной психологии?
12. Назовите основные научные центры по инженерной психологии и эргономике, действующие в России.
13. Назовите фамилии пяти российских учёных, внёсших, по вашему мнению, наибольший вклад в развитие инженерной психологии и эргономики. Аргументируйте ваш выбор.
14. Что такое юзабилити?
15. Что изучает эргономика?
16. В чём проявляется междисциплинарный характер эргономики? Темы для групповой дискуссии
1. Причины сходства и различий российского и американского путей развития наук по изучению и учёту человеческого фактора.
2. Что вносят в эргономику точные науки? Гуманитарные науки?
Литература
1.Дмитриева МЛ., Крылов АЛ., Нафтульев А.И. Психология труда и инженерная психология. Л.: Изд-во ЛГУ, 1979. С.129-137.
2. Шлаен П.Я., Львов В.М. Эргономика для инженеров: Эргономическое обеспечение проектирования человеко-машинных комплексов: проблемы, методология, технологии. Тверь: ТвГУ, 2004.
3. История советской психологии труда. Тексты (20-30-е годы XX века) / Под ред. В.П. Зинченко, В.М. Мунипова, О.Г. Носковой. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983.
2.1. Предмет инженерной психологии и эргономики
Предмет инженерной психологии — процессы и структура информационного взаимодействия человека и технических систем, в том числе -приёма, переработки, хранения информации, принятия решений и психической регуляции управляющих действий.
Объект инженерной психологии — система «человек — техника».
Как психологическая наука инженерная психология изучает психические процессы и свойства человека, выясняя, какие требования к техническим устройствам вытекают из особенностей человеческой деятельности, т.е. решает задачу приспособления техники и условий труда к человеку.
Как техническая наука инженерная психология изучает технические средства деятельности для оптимизации информационного взаимодействия в системе «человек — машина».
Как практическая дисциплина инженерная психология решает вопросы внедрения психологических знаний в практику проектирования, создания и эксплуатации систем «человек — машина» (СЧМ).
Предмет эргономики — трудовая деятельность человека в процессе взаимодействия с техническими системами при влиянии факторов внешней среды.
Объект изучения эргономики — система «человек — техника — среда».
Эргономика реализует четыре направления деятельности, различающиеся по методическому и методологическому базису:
Научное: проведение комплексных междисциплинарных исследований путей придания человеко-машинным комплексам ориентированных на человека свойств.
Системное: интеграция данных разных наук о человеке и технике с целью исследования и придания системе «человек — машина», ориентированных на человека свойств.
Практическое: участие в формировании ориентированных на человека свойств у вновь создаваемых, модернизируемых и находящихся в эксплуатации конкретных человеко-машинных комплексов путём использования результатов собственных исследований и данных смежных наук.
Методическое: обобщение опыта создания эргатических систем, стандартизация и унификация процессов учёта человеческого фактора.
Главные цели эргономики: повышение эффективности систем «человек — техника — среда» (в разных вариантах — «человеко-машинного комплекса», «эргатической системы» и т.д.), обеспечение безопасного труда, развития личности профессионала в процессе труда.
2.2. Основные задачи инженерной психологии и эргономики
Задачи эргономики как науки:
• Разработка теоретических основ проектирования деятельности человека — оператора с учётом специфики эксплуатируемой техники и рабочей среды.
• Исследование закономерностей взаимодействия человека с техническими системами и окружающей средой.
• Разработка принципов создания систем «человек — техника — среда» и алгоритмов деятельности операторов.
• Перспективное планирование вопросов развития человеко-машинных систем и содержания труда действующих в них операторов.
• Разработка методов и средств, сопровождающих процессы создания и эксплуатации, эффективных эрготехнических сред.
• Обобщение опыта создания и эксплуатации человеко-машинных систем, стандартизация эффективных решений.
• Поиск связей между качеством труда и обеспечивающими его эргономическими параметрами.
Добавим к перечисленным научным направлениям практические задачи по:
— внедрению стандартов в практику проектирования и эксплуатации систем «человек — техника — среда».
В инженерной психологии выделяют задачи, формирующие содержание и специфику работ данного научно-практического направления:
• Анализ задач человека в СЧМ, изучение структуры и классификации деятельностей оператора. Распределение функций между человеком и кибернетической частью системы.
• Изучение процессов преобразования информации оператором: приём информации, переработка информации, принятие решения, осуществление управляющих воздействий.
• Исследование совместной деятельности операторов, процессов общения и обмена информацией.
• Разработка методов построения рабочих мест операторов и систем интерфейса.
• Изучение факторов, влияющих на деятельность оператора. Оценка и формирование оптимальных рабочих функциональных состояний.
• Изучение влияния психологических факторов на эффективность систем «человек — машина».
• Разработка принципов, методов и средств профессиональной подготовки операторов для обеспечения процедур профессионального отбора, обучения, формирования коллективов, тренировки, психологической поддержки и коррекции.
• Инженерно-психологическое сопровождение проектирования и оценка систем «человек — машина». Это обобщающая задача, и при её решении используются результаты, полученные при решении всех предыдущих задач. Отметим, что выделяют два основных прикладных направления инженерной психологии: системотехническое и эксплуатационное.
Системотехническое направление включает в себя:
— комплексное проектирование деятельности оператора и используемых им технических средств;
— создание информационных моделей, реализуемых на различных устройствах отображения и органах управления;
— реализацию алгоритмов и анализ содержания управляющих действий, исключающих ошибки и внештатные ситуации;
— выработку требований к уровню профессиональной пригодности, учитывая необходимость отбора, степень обученности, виды и содержание тренировочных упражнений и средств подготовки;
— определение соответствия содержания деятельности возможностям человека-оператора.
Основные проблемы, решаемые в рамках эксплуатационного направления:
— анализ поведения и работоспособности операторов в различных режимах работы;
— психологическое сопровождение научной организации труда операторов;
— разработка методов и средств контроля психофизиологического состояния операторов;
— вопросы групповой психологии, профессиональной подготовки операторов и т. д.
2.3. Методы исследований в инженерной психологии и эргономике
Инженерная психология и эргономика пользуются широким ассортиментом методов, сложившихся в психологии и областях знаний, связанных с изучением человека: кибернетики, теории информации, физиологии и т.д.
Метод наблюдения заключается в регистрации внешних проявлений деятельности человека в СЧМ, к которым относятся мимика, речь, поза, результаты труда и т.д. Наблюдение дополняется рядом объективных методов регистрации: фото-кино-видеосъёмка рабочей позы, движений, показаний приборов, направления взгляда, запись на магнитофон речи. Производятся замеры физиологических показателей: частоты пульса и дыхания, кровяного давления, электрической активности сердца, мышц, головного мозга, снимаются данные методами ядерного магнитного резонанса (ЯМР) и т.д.
Наблюдение дополняется беседами с операторами и анкетированием.
Эксперимент — изучение психологических особенностей деятельности оператора путём изменения условий, целей или способа её выполнения.
Различают лабораторный и естественный эксперименты.
Лабораторный эксперимент представляет собой одну из разновидностей моделирования и заключается в том, что оператору в лабораторных условиях ставится задача выполнить определённые действия по психологической структуре, близкие его действиям в реальной деятельности. Недостаток метода — невозможность отделить все побочные влияния, искажающие реальные факторы деятельности. Различают синтетический и аналитический лабораторные эксперименты. При синтетическом эксперименте стараются точно воспроизвести все действующие факторы, а при аналитическом — один или
несколько наиболее существенных факторов. Разновидность аналитического эксперимента — использование тестов — стандартизированных процедур по оценке степени выраженности у оператора того или иного психологического качества (группы качеств).
Естественный эксперимент проводится путём анализа и регистрации параметров реальной деятельности испытуемого.
Широко используется сочетание естественного эксперимента с математическими моделями, реализованными на компьютерной технике, с введением пограничных и экстремальных условий деятельности.
Правильно поставленный эксперимент включает стадии:
— постановка задачи;
— планирование эксперимента;
— собственно эксперимент;
— обработка результатов.
Все характеристики деятельности оператора — это случайные величины, изменяющие своё значение от опыта к опыту, вследствие влияния на них огромного числа факторов объективного и субъективного характера. Основные методы обработки результатов — методы математической статистики: корреляционный, регрессионный, факторный анализ, методы планирования эксперимента, многомерное шкалирование, кластерный анализ.
Метод моделирования заключается в том, что исследуются не сами реальные процессы и явления, а модели — искусственно созданные объекты, аналогичные в определённом отношении реальным.
Различают физические и математические модели. При физическом моделировании исследуется деятельность оператора или её фрагменты в лабораторных условиях с помощью специального имитационного оборудования — тренажёров, стендов, макетов и т.п.
При математическом моделировании реальная деятельность заменяется её математическим описанием — форму
лой, уравнением, неравенством и т.п. В необходимых случаях вводятся ограничения, налагаемые системой неравенств. Наиболее часто используется математический аппарат теории информации, массового обслуживания, автоматического управления. Ограничения метода математического моделирования связаны с трудностями формализации операторской деятельности, которая протекает при воздействии множества факторов.
Эргономика использует методы эргономической экспертизы, заключающиеся в циклической оценке степени соответствия разрабатываемого образца системы «человек — машина — техника» эргономическим требованиям, получаемым в процессе эргономического проектирования, исследований, сформулированным в виде стандартов.
? Контрольные вопросы по главе
1- Что является предметом и объектом инженерной психологии?
2. Чем отличаются объекты изучения в эргономике и инженерной психологии?
3. Что такое системотехническое направление в инженерной психологии?
4. Что такое эксплуатационное направление в инженерной психологии?
5. Основные практические задачи эргономики?
6. Перечислите методы исследований в инженерной психологии.
7. Что такое аналитический лабораторный эксперимент?
8. Назовите основные стадии эксперимента.
9. Назовите ограничения метода математического моделирования.
10. Приведите примеры физических моделей.
11. Что такое эргономическая экспертиза?
Темы для групповой дискуссии
1. Сходство и различие в задачах, решаемых эргономикой и инженерной психологией.
2. Что должно входить в оснащение лаборатории инженерной психологии и эргономики?
Дмитриева МЛ., Крылов АЛ., Нафтульев А.И. Психология труда и инженерная психология. Л.: Изд-во ЛГУ, 1979. С.129-137.
3.1. Система «человек — машина», информационная модель, концептуальная модель
Человеко-машинные комплексы относятся к объектам, свойства которых формируются в результате взаимодействия сложных разнокачественных систем физической и биологической природа. Эргономика использует идеи системного подхода в качестве основной методологической ориентации. Понятия и принципы системного подхода применимы при рассмотрении вопросов эргономического обеспечения. Основные из них— система, элементы, функции. Система в переводе с греческого языка означают целое, составленное из частей. Системный подход охватывает группу методов, описывающих объект как совокупность взаимодействующих элементов, реализующих в процессе достижения цели системы определённые функции. Система образует организацию, существующую по принципам:
• иерархичности. Система более низкого порядка встроена в систему более высокого порядка и определяет протекающие в ней процессы;
• целенаправленности. Цель системы определяет деятельность
её создателей при проектировании, является критерием оценки её работоспособности;
• каждый элемент системы подчинён общей целевой функции;
• каждый элемент оказывает влияние на все другие элементы;
• выходные эффекты отдельных элементов системы преобразуются в выходные эффекты системы.
Кроме того, системная организация включает в себя процедуры и процессы измерения, оценки, сравнения, обратной связи, которые устанавливают рабочие характеристики системы. Каждая человеко-машинная система описывается в соответствии с данными принципами.
Система «человек — машина» — одно из основных понятий эргономики и инженерной психологии. По ГОСТ 26.387-84 Система «человек — машина» — это «система, включающая в себя человека — оператора СЧМ, машину, посредством которой он осуществляет трудовую деятельность, и среду на рабочем месте». Состоит из двух принципиально разных подсистем: подсистемы, включающей технические звенья («машина»), и подсистемы, которая представлена человеком — оператором СЧМ. Никакая автоматизация не может исключить человека из системы в целом.
С повышением степени автоматизации для сохранения управляемости системы мы всегда будем вынуждены иметь подсистему более высокого уровня, которая будет включать в себя подсистему «человек», а замкнутая система будет иметь свойства системы «человек — машина».
Человек, выполняющий функции управления в системе «человек-машина», называется «оператором». В эргономике под «человеком-оператором» понимается «человек, осуществляющий трудовую деятельность, основу которой составляет взаимодействие с объектом воздействия, машиной и средой на рабочем месте при использовании информационной модели и органов управления». В узком смысле в рамках инженерной психологии под оператором понимают человека, выполняющего деятельность в СЧМ посредством взаимодействия с информационной моделью.
«Информационная модель» реализуется в технических средствах в виде средств отображения информации — индикаторов, дисплеев, сигнализаторов, содержания виртуальной реальности и т.п. и должна обеспечить оператору:
— понимание отображаемой информации;
— выделение сложных отношений в ситуации;
— эффективное информационное взаимодействие человека и технических устройств;
— максимальную надёжность деятельности человека и системы управления;
— возможность легко и свободно менять способы действия, гибкость поведения человека и взаимозаменяемость наблюдателей;
— условия координации действий, если системой управляет не один человек, а коллектив.
Информационная модель — это организованное в соответствии с определённой системой правил отображение состояния предмета труда, технической системы, внешней среды и способов воздействия на них.
По ГОСТ 26.387-84 Информационная модель — это «условное отображение, информация о состоянии объекта воздействия, системы «человек — машина» и способов управления ими».
Информационные модели, несущие осведомительную информацию, разделяют на наглядные, абстрактные и смешанные.
Наглядные модели (репродуктивные, пикторальные, картинные или модели — изображения) являются некоторой визуальной копией, подобием отображаемого объекта; в них воспроизводятся те или иные, прежде всего пространственные и модальностью, свойства объекта. Картина, фотография, голограмма, мультипликация, компьютерная графика и видеоизображения — примеры наглядных информационных моделей.
Достоинство этих моделей в том, что процесс их восприятия во многих отношениях протекает так же, как и процесс восприятия реальных объектов, что позволяет человеку использовать опыт, полученный в процессе деятельности с реальными объектами.
Абстрактные модели (символические, условные, знаковые, кодовые) передают оператору информацию об отображаемом объекте при помощи набора знаков. Текст, математические формулы, системы символов — примеры этого класса моделей. Достоинство абстрактных моделей состоит в том, что они позволяют отображать скрытые от непосредственного наблюдения свойства объектов — скорость, напряжение, величину тока, угол крена, ускорение и т.д.
Смешанные модели — сочетание элементов наглядных и абстрактных моделей. При рациональном сочетании объединяются достоинства моделей первых двух типов.
Информационная модель формирует в операторе особую систему отношений, базирующуюся на его опыте, особенностях мышления, представлениях о развитии ситуации, предвидении последствий, называемую «концептуальной моделью». В ней отражаются потребности человека, система взглядов, профессиональные качества, позиция по отношению к решаемой задаче, прогноз будущего состояния системы и способы перевода её в это состояние.
Одна и та же информационная модель в зависимости от состояния оператора порождает в нём различные концептуальные модели.
Основные обобщённые требования к информационным моделям (А.А. Крылов):
• информационная модель должна отражать только наиболее существенные взаимосвязи в системе;
• должна строиться на основе использования эффективных кодов;
• должна быть наглядной и учитывать характеристики анализаторных систем человека, порядок и сложность операций.
3.2. Распределение функций между человеком и машиной. Типы систем «человек — машина»
Создание эффективной СЧМ заключается в поиске оптимального сочетания возможностей машины и человека.
На человека следует возлагать выполнение функций по:
— распознаванию ситуации в целом по её многим сложно связанным характеристикам, а также при неполной информации о ней;
— осуществлению функций индуктивного вывода, т.е. обобщению отдельных фактов в единую систему;
— решению задач, в которых отсутствует единый алгоритм или нет четко определённых правил обработки информации;
— решению задач, в которых требуется гибкость и приспособляемость к изменяющимся условиям, особенно задач, появление которых заранее трудно предвидеть;
— решению задач с высокой ответственностью в случае возникновения ошибки.
Машине следует поручать:
— выполнение всех видов математических расчётов;
— выполнение однообразных, постоянно повторяющихся операций, реализуемых по заданному алгоритму;
— хранение и динамическое представление больших объёмов однородной информации;
— решение задач, требующих дедуктивного вывода, т.е. получения на основе общих правил решений для частных случаев;
— выполнение действий, требующих высокой скорости реакции на команду.
Не следует прямо воспринимать методологию распределения функций как проектировочную дисциплину, а приведённые рекомендации как руководство к действию. Это лишь иллюстрация различий, присущих основным элементам человеко-машинной системы. Всё в действительности гораздо сложнее, требует тонкого анализа содержания деятельности оператора и учёта возникающих артефактов. Несмотря на значительный прогресс в создании сложных технических систем, человек во многих случаях незаменим. Особенно это касается его возможностей по работе в условиях неполноты информации и использовании эвристических методов решения проблем. Кроме того, только человек обладает способностью учитывать разнокачественный, в том числе и социальный, опыт для достижения своих целей.
Человечеством создано огромное разнообразие человеко-машинных систем, ориентироваться в котором достаточно трудно.
Для упрощения ориентирования в технологических и целевых нюансах технических систем создаются различные классификационные системы и схемы.
В зависимости от технического назначения человеко-машинных систем различают:
• системы управления движущимися объектами с управлением как с объекта, так и извне;
• системы управления энергетическими установками;
• системы управления технологическими процессами циклического типа;
• системы наблюдения за обстановкой и обнаружения объектов;
• системы диспетчерского типа, управляющие транспортными средствами, распределением энергии и т.п.
Приведённая классификация, несмотря на свою условность и простоту, выполняет задачу по уменьшению многообразия возникающих в практике реальных систем.
Более сложные классификации СЧМ:
A. По степени участия в работе системы человека: 1) автоматические (работающие без человека); 2) автоматизированные (с участием человека); 3) неавтоматизированные (человек работает без применения сложных технических средств).
Б. По целевому назначению: 1) управляющие (основная задача — управление машиной или комплексом); 2) обслуживающие (человек контролирует состояние машины, ищет неисправности, осуществляет настройку); 3) обучающие (тренажёры, технические средства обучения); 4) информационные (радиолокационные, телевизионные и т.п.); 5) исследовательские (моделирующие установки, макеты).
B. По числу операторов и иерархии «человеческого звена»:
1) моносистемы (один человек — например, пилот или оператор
станков с ЧПУ); 2) полисистемы (несколько человек, команда), где выделяются: «паритетные» (когда все операторы работают «на равных») и иерархические (с чёткой соподчинённостью операторов).
Г. По типу взаимодействия человека и машины: 1) с непрерывным, постоянным (например, система «водитель — автомобиль»); 2) частичным, стохастическим (например: система «оператор — компьютер»; 3) эпизодическим взаимодействием.
Д. По типу и структуре машинного компонента в СЧМ: 1) инструментальные СЧМ (неотъемлемый компонент системы — инструменты и приборы, работа с которыми требует от оператора высокой точности выполняемых операций, т.е. важна роль самого человека); 2) простейшие человеко-машинные системы (включают стационарные и нестационарные технические устройства); 3) сложные человеко-машинные системы (включают целую систему взаимосвязанных устройств, различных по своему функциональному назначению); 4) системотехнические комплексы (иногда система расширяется до «человек — человек — машина», как некая иерархия более простых систем).
Е. По особенностям рабочего процесса: 1) детерминированные и вероятностные; 2) статические и динамические; 3) дискретного и непрерывного действия системы.
Известны и другие классификации: по видам продуктов труда, точности и надежности функционирования, роли и месту человека в системе.
3.3. Концепции деятельности человека в человеко-машинных системах
В процессе развития инженерной психологии как научно-практической дисциплины наблюдается возникновение и смена парадигм проектирования и соответственно взглядов на роль и положение человека в технической системе.
В начальном периоде эволюции технических систем большую роль играл «машиноцентрический подход», в соответствии с которым человек рассматривался как звено технической сис
темы, решающее ту или иную её задачу. Описание оператора осуществляется в терминах анализа технических средств. Определяются «входные» и «выходные» параметры человека, составляется его передаточная функция. Задачей исследователя является поиск некоторых констант, не зависящих от условий работы человека. Такой подход оказался малопродуктивным при анализе сложных систем, так как поведение человека осуществляется сложным, плохо формализуемым образом.
Возникла необходимость в развитии новых подходов, и появился сформулированный Б.Ф. Ломовым «антропоцентрический подход». Его суть в том, что машина является орудием труда, с помощью которого осуществляется деятельность человека. При этом главным становится проектирование деятельности «человека — оператора». Проект деятельности выступает основой решения задач проектирования системы. Несмотря на перспективность подхода, долгий период его развития поставил под сомнение его эффективность. Дело в том, что одного психологического знания оказалось явно недостаточно для того, чтобы возглавить проектирование сложных технических систем на всех уровнях их создания и эксплуатации. Многие инженерно-психологические проекты имели явно декларативный характер, не подкреплённый технологически. Одновременно с антропотехническим подходом появился «системно-технический» подход, в котором роли человека и техники уравнены. Однако и он не получил должного развития, но уже по причине низкой психологической грамотности инженеров, что проявлялось в игнорировании ими психологического знания.
Мягкой формой антропоцентрированной методологии явился «человеко-ориентированный» подход к проектированию (П.Я. Шлаен, В.М. Львов), который постулирует необходимость учитывать возможности человека в системе, но главным образом на первых этапах её проектирования. Далее осуществляется эргономический контроль процесса разработки системы, оценка её эргономичности.
Этот подход широко распространён в инженерной среде эргономического направления. Однако он, позволяя проектировать хорошо известные системы и продукты, тем не менее, малоэффективен при создании новых образцов техники и систем «человек— машина».
Альтернативой ему служит подход, развиваемый автором данного пособия, который называется подходом «умножения возможностей». Согласно ему задачей эргономического проектирования является, прежде всего, расширение возможностей психологической и психофизиологической систем оператора, наделение его новыми свойствами для решения профессиональной задачи. Подчеркнём, что в данном подходе речь идёт не только о проектировании технических систем, включающих человека и учитывающих его свойства, но и о проектировании человека, его внутреннего мира посредством специальных технических решений. «Новый человек» придаёт эргатической системе новые свойства, ведущие к успешному выполнению профессиональной деятельности.
В процессе тематической проработки технических решений человеко-машинной системы должны оцениваться вклады каждой новой подсистемы в увеличение возможностей тех или иных систем человека. Речь идёт об усилении его перцептивных возможностей, возможностей антиципации, памяти, внимания, принятия решения, мышления, включения в социальные системы и системы коллективного принятия решений и т.д. Необходимо учитывать синергетические эффекты, возникающие вследствие появления новых технических и психологических элементов в проектируемой системе. Особое внимание уделяется и новым способностям, которыми наделяется человек при внедрении той или иной системы. Например, в авиации сверхманевренность самолетов с изменяемым вектором тяги двигателя позволяет снять ограничения по пространственному манёвру, что даёт пилоту новую способность — свободно перемещаться в пространстве на низких скоростях. Введение систем обеспечения невидимости в радиолокационном диапазоне даёт лётчику уверенность и превосходство над противником при выполнении задач, требующих внезапного появления и ухода с поля боя. Машина усиливает возможности пилота.
При таком подходе важную роль приобретает выбор интерфейсных решений, обеспечивающих эффективное включение оператора в комплекс обеспечения целевой функции системы.
Методология «умножения возможностей» позволяет включить в круг рассматриваемых инженерной психологией не только вопросы тематической разработки новых изделий и систем с точки зрения обеспечения технико-технологических
аспектов проектирования, но и вопросы формирования посредством техники эффективного внутреннего мира профессионала.
3.4. Принципы эргономического обеспечения разработки человеко-машинных систем
Человеко-машинные системы создаются в рамках совместной деятельности коллективов, состоящих из специалистов разного профиля, включающей этапы формирования технического проекта, конструирования, создания и испытаний опытного образца, разработки технической и технологической документации, проведения государственных испытаний и внедрения в производство.
На каждом этапе решаются специфические задачи, в том числе и задачи учёта человеческого фактора. Система учёта особенностей человека в процессе разработки человеко-машинных комплексов называется системой эргономического обеспечения разработки и эксплуатации (СЭОРЭ). В первую очередь эта система занимается вопросами рационального учёта характеристик системы «человек — машина», согласования свойств её человеческого и машинного звеньев с целью достижения требуемого (заранее заданного) качества деятельности. СЭОРЭ планомерно использует научно-технические, производственные и социально-экономические возможности страны и международного сообщества для совершенствования эргономических качеств образцов человеко-машинных систем. Эти возможности непрерывно увеличиваются и изменяются вместе с прогрессом человеческой цивилизации.
СЭОРЭ строится на следующих основных организационно-методических принципах:
• иерархической группируемости задач СЭОРЭ по этапам их реализации во времени и пространстве;
• согласования этапов СЭОРЭ со стадиями технического проектирования, испытаний, производства и эксплуатации;