1. Понятия: воля, произвольность. Закономерности развития воли и произвольного поведения (Е.О. Смирнова).
2. Развитие воли в младенческом, раннем и дошкольном возрасте (Л.И. Божович).
- Предпосылки воли в младенческом и раннем возрасте: личностные новообразования (мотивирующие представления, Система – Я) и развитие воли.
- Становление иерархии мотивов в дошкольном возрасте. Ее роль в развитии волевого поведения.
- Становление волевых качеств дошкольника. Роль взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.
Семинар № 27
3. Развитие произвольного поведения в младенческом, раннем и дошкольном возрасте (Е.О. Смирнова)
- Выполнение речевых инструкций взрослого как первая форма произвольного поведения (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, Е.О. Смирнова).
4. Становление произвольности в дошкольном возрасте. Роль сюжетно-ролевой игры и игр с правилами (Д.Б. Эльконин).
Задания:
1) Выписать основные понятия по теме;
2) Определить основные закономерности развития волевой сферы ребенка;
3) Раскрыть содержание и условия развития воли (Л.И. Божович, с. 162 – 192), раскрыть содержание и условия развития и произвольности (Е. О. Смирнова), заполнить таблицу:
«Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном детстве»
Процесс
Особенности и условия развития в младенческом возрасте
Особенности и условия развития в раннем возрасте
Особенности и условия развития в дошкольном возрасте
Воля
Произвольность
4) Подготовить тезисы выступления на пед совете по теме: «Роль и особенности и условия развития воли и произвольности в дошкольном детстве».
Литература
основная:
1. Смирнова Е. О. Детская психология. – М., 2009.
дополнительная:
Божович Л. И. Развитие воли в онтогенезе // Избранные психологические труды. – М 1997.
3. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология. – М. , 2006.
4. Эльконин, Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для вузов. - М., 2005.
Семинар № 28
Тема: Понятие и структура психологической готовности ребенка к школе
Вопросы для обсуждения:
1. Понятия готовности к школе, школьной зрелости, психологической готовности к школе.
2. Содержание и структура учебной деятельности.
3. Новообразования дошкольного возраста
4. Структура психологической готовности к школе, характеристика компонентов.
Задания:
1) Выписать содержание и структурные компоненты учебной деятельности;
2) Выписать новообразования дошкольного возраста по Л.С. Выготскому, Д.Б. Эльконину, Л.И. Божович.
3) Охарактеризовать компоненты психологической готовности к школе.
Литература
основная:
1. Смирнова Е. О. Детская психология. – М., 2009.
дополнительная:
2. Давыдов В.В. Содержание и строение учебной деятельности // Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка / Под ред. Г.В. Бурменской. – М., 2008.
3. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. – М., 2006.
План лабораторных РАБОТ
Лабораторная работа № 6 - 7
Тема: Особенности исследования познавательных процессов
У детей дошкольного возраста
Цель: Формировать у студентов умение проводить исследование развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста.
Задание:
1.Изучить предложенную литературу.
2.Подготовиться к обсуждению по следующим вопросам:
- Закономерности развития познавательных процессов в раннем и дошкольном возрасте.
- Методы исследования развития познавательных процессов в дошкольном возрасте.
Ход работы:
1. Выбор предмета исследования: познавательный процесс (восприятие, внимание, память, мышление) и возраст ребенка.
2. Описание методики изучения выбранного познавательного процесса.
3. Анализ протоколов экспериментального исследования познавательных процессов у детей дошкольного возраста.
4. Интерпретация полученных данных, вывод об особенностях развития у ребенка изучаемого познавательного процесса.
5. Разработка рекомендаций.
Схема описания методики
1) название, автор методики;
2) цель;
3) контингент испытуемых;
4) инструкция по проведению;
5) инструкция по обработке данных.
Литература
Основная:
1. Смирнова Е.О. Детская психология. – М.,2009.
Дополнительная:
2. Волков Б.С., Волкова Н.В. Методы изучения психики ребенка. – М.1994.