1 Основные понятия. Мышление. Виды мышления. Мыслительные операции. Речь.
2 Закономерности развития мышления в онтогенезе (Л.С. Выготский).
3 Наглядно-действенное мышление в раннем и дошкольном возрасте.
4 Наглядно-образное мышление в дошкольном возрасте. Образные средства мыслительной деятельности дошкольников. Возможности активизации мыслительной деятельности дошкольников в обучении в условиях овладения ими наглядными моделями (Л.А. Венгер).
Семинар № 17
5 Развитие словесно-логического мышления в дошкольном возрасте.
- Этапы развития речевого мышления в дошкольном возрасте: особенности и механизмы образования слов-«куч» и «комплексов» (Л.С. Выготский).
- Эгоцентрическая и внутренняя речь ребенка.
- Особенности детской логики (Ж. Пиаже, А.В. Запорожец, С.Л. Рубинштейн).
Задания:
1) Выписать определения понятий по теме;
2) Опираясь на работы Л.С. Выготского и А.Н. Запорожца, выявить закономерности развития мышления в онтогенезе;
3) Охарактеризовать динамику мышления в раннем и дошкольном возрасте (4; 5). Заполнить таблицу:
«Развитие мышления в раннем и дошкольном детстве»
Вид процесса
Особенности и условия развития в младенческом возрасте
Особенности и условия развития в раннем возрасте
Особенности и условия развития в дошкольном возрасте
Наглядно-действенное мышление
Наглядно-образное мышление
Словесно логическое мышление
4) Из работы Л.А. Венгера выписать определение, виды и этапы формирования наглядных моделей. Привести доказательства, что наглядные модели – средства мыслительной деятельности, доступные дошкольникам (2).
5) Выписать особенности эгоцентрической речи.
6) Охарактеризовать этапы развития речевого мышления (Выготский Л.С. Собрание сочинений Т 2, с. 136 – 140).
7) Выписать особенности детской логики (3).
8) Подготовить тезисы выступления на пед совете по теме: «Роль и особенности и условия развития наглядно-действенного и наглядно-образного мышления в дошкольном детстве», «Роль и особенности и условия развития речевого мышления в дошкольном детстве».
Литература
основная:
1. Смирнова Е.О. Детская психология. – М.,2009.
дополнительная:
2. Венгер Л. А. Развитие способности к наглядному и пространственному моделированию // Психология дошкольника. Хрестоматия / Сост. Г. А. Урунтаева. – М., 1997.
3. Запорожец А.В. Развитие мышления // Избранные психологические труды. В 2 Т., Т.1. – М., 1986.
5. Эльконин, Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для вузов. - М., 2005.
Семинар № 18
Тема: развитие памяти в раннем и дошкольном детстве
Вопросы для обсуждения:
Понятие памяти. Виды и свойства памяти.
Закономерности развития памяти в онтогенезе (Л. С. Выготский): натуральная и культурная линии развития памяти.
Особенности памяти в младенческом и раннем возрасте.
Развитие памяти в дошкольном возрасте. Становление произвольной памяти. Овладение приёмами логического запоминания.
Условия развития памяти дошкольников. Приемы активизации памяти на занятиях.
Задания:
1) Выписать определения понятий по теме;
2) Определить закономерности развития памяти по Л.С. Выготскому, выписать средства организации памяти, доступные дошкольникам, и законы их освоения.
3) Выявить особенности и условия развития памяти ребенка в раннем и дошкольном возрасте.
4) Выписать особенности методики и результаты исследования З.М. Истоминой.
5) Заполнить таблицу:
«Развитие памяти в раннем и дошкольном детстве»
Вид процесса
Особенности и условия активизации в младенческом возрасте
Особенности и условия активизации в раннем возрасте
Особенности и условия активизации в дошкольном возрасте
Память
6) Подготовить тезисы выступления на пед совете по теме: «Роль и особенности и условия развития памяти в дошкольном детстве».
Литература
основная:
1. Истомина З.М. К вопросу о развитии произвольной памяти у детей дошкольного возраста // Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка / Под ред. Г.В. Бурменской. – М., 2008.