1. Общая характеристика условий развития и деятельности младенца.
2. Общая характеристика условий развития и деятельности ребенка раннего возраста.
3. Общая характеристика условий развития и деятельности ребенка дошкольного возраста.
Примерный план изложения.
1. Основные особенности (младенческого, раннего, дошкольного) возраста:
- понятие психологического возраста,
- границы характеризуемого возрастного этапа,
- краткая характеристика достижений в физиологическом и психическом развитии ребенка на предыдущем возрастном этапе их роль в развитии ребенка на характеризуемом этапе,
- основные особенности жизнедеятельности ребенка, которые наблюдаются на протяжении всего характеризуемого этапа.
2. Характеристика (младенческого, раннего или дошкольного) возраста в разных психологических школах:
- анализ исследований описываемого возраста в бихевиоризме, психоанализе, гештальтпсихологии, генетической, гуманистической психологии (если этот возраст в данных теориях изучался), выделенные характеристики возраста, достоинства и недостатки исследований,
- принципиальные отличия представлений отечественных психологов о психическом развитии ребенка на данном возрастном этапе (концепции Л.С. Выготского - Д.Б. Эльконина).
3. Характеристика социальной ситуации развития (ССР) и особенностей общения с взрослыми и со сверстниками в младенческом (раннем или дошкольном) возрасте:
- понятие ССР,
- особенности ССР в описываемом возрасте (отношение ребенка к окружающему миру и самому себе, его основные потребности),
- общение как условие психического развития ребенка,
- особенности и формы общения со взрослыми и сверстниками на данном возрастном этапе по критериям, выделенным М.И. Лисиной (место общения в жизнедеятельности ребенка, содержание потребности, мотивы, средства, значение для психического развития ребенка).
4. Структура и динамика ведущей деятельности в младенческом (раннем или дошкольном) возрасте.
- определение ведущей деятельности,
- деятельность как движущая сила развития,
- доказательства ведущей роли непосредственно-эмоционального общения (предметно-орудийной деятельности, сюжетно-ролевой игры) в младенческом (раннем, дошкольном) возрасте по критериям А.Н. Леонтьева: соответствует месту ребенка в системе общественных отношений и его потребностям; в ней формируются другие виды деятельности; в ней развиваются частные психические процессы; в ней формируются основные личностные новообразования,
- структура характеризуемой деятельности,
- динамика данной деятельности на протяжении возрастного этапа,
- роль взрослого в ее становлении.
5. Основные новообразования младенческого (раннего или дошкольного) возраста. Кризис 1-го года жизни (3-х лет, 7-ми лет):
- понятие возрастных новообразований,
- характеристика новообразований данного возраста, их значение для дальнейшего развития ребенка,
- характеристика кризиса 1-го года жизни (3-х лет, 7-ми лет) как следствия данных новообразований,
- симптоматика кризиса 1-го года жизни (3-х лет, 7-ми лет, его значение для дальнейшего развития ребенка).
6. Методы исследования ведущей деятельности в изучаемом возрасте.
- краткая характеристика методов детской психологии,
- обоснование выбора метода, его целесообразность и преимущества по сравнению с другими методами,
-подробное описание методики исследования.
Заключение: обобщение полученных знаний.
Рекомендуемая литература:
1. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии // СС в 6 т. Т 4 – М., 1982.
2. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. – М., 1997.
3. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учеб для студ высш. учеб. заведений. – М., 2010.
4. Психология развития: Словарь / Под ред. А.Л. Венгера. – М., 2005.
5. Психология дошкольника. Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. / Сост. Г.А. Урунтаева. – М., 2000.
6. Смирнова Е.О. Детская психология: Учеб пособие для студ высших учебных заведений. – М., 2009.
7. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб пособие. – М., 2006.
8. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.Л. Практикум по детской психологии. – М., 1995.Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для вузов. - М., 2005.