2. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. – М., 2006.
3. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М., 2010.
Психология развития: Словарь / Под ред. А.Л. Венгера. – М. 2005.
Семинар № 2
Тема: методы детской психологии
Вопросы для обсуждения:
1. Понятия методология, методологические принципы, метод исследования.
2. Классификация методов возрастной психологии.
3. Эмпирические методы возрастной психологии. Особенности их применения в исследованиях психического развития детей младенческого, раннего и дошкольного возраста.
Задания:
1) Выписать понятия метод, методология, методологические принципы (3).
2) Составить схему: «Методы возрастной психологии в классификации Б.Г. Ананьева» (2).
3) Составить таблицу «Характеристика эмпирических методов и специфика их применения в детской психологии» (4).
Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: учебное пособие.- М.: Пед общество России, 2009.
Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. – М., 2006.
Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.Л. Практикум по детской психологии. – М. 1995.
Семинар № 3 - 4
Тема: основные проблемы детской психологии
Вопросы для обсуждения:
Семинар № 3
1. Проблема условий и движущих сил психического развития.
- Особенности представлений об условиях и движущих силах психического развития ребенка в биогенетических теориях (Ст. Холл), бихевиоризме (Д. Уотсон), психоанализе (З. Фрейд) и генетической психологии Ж. Пиаже.
- Понятие о предпосылках, факторах, условиях и источниках психического развития в теории культурно-исторического развития Л.С. Выготского.
- Понятие о движущих силах психического развития ребенка в отечественной психологии. Понятие о деятельности, ведущей деятельности, структура деятельности, механизм ее развития (А.Н. Леонтьев).
Семинар № 4
2. Проблема соотношения обучения и психического развития ребенка в детской психологии.
- Подход к проблеме соотношения обучения и психического развития ребенкав бихевиоризме, концепции Ж. Пиаже.
- Понятие о развивающем обучении в культурно-историческом подходе (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов), понятие «зоны ближайшего развития».
- Типы и особенности обучения в раннем и дошкольном возрасте.
3. Проблема периодизации психического развития ребенка в детской психологии.
- Подход к проблеме в биогенетических теориях, психоанализе и генетической психологии.
- Стабильные и критические возрасты. Психологическая природа, особенности и типы кризисов.
- Эпохи и стадии детства (Д.Б. Эльконин).
Задания:
1) Выделить подходы к решению проблемы условий и движущих сил психического развития (4).
2) Выписать понятие и характеристики ведущей деятельности (2).
3) Выделить подходы к решению проблемы соотношения развития и обучения, типы обучения по Л.С. Выготскому.
4) Выписать понятия обучения, развивающего обучения, зоны ближайшего развития.
5) Выписать особенности развивающего обучения в дошкольном возрасте.
6) Охарактеризовать подходы к проблеме периодизации психического развития.
7) Выписать понятия, новообразования, социальной ситуации развития, кризиса(1).
8) Определить типы ведущих деятельностей, эпохи и стадии развития, типы кризисов (6).
9) Провести сравнительный анализ подходов к проблеме психического развития. Заполнить таблицу.
Школа
Представления о психическом развитии
Суть
психического развития
Факторы психического развития
Движущие силы развития
Соотношение обучения и развития
Периодизация
Биогенетические теории
Психоанализ
Бихевиоризм
Генетическая психология
Культурно-деятельностная теория
Литература:
Основная
1. Выготский Л.С. Проблема возраста // Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка / Под ред. Г.В. Бурменской. – М., 2008.
2. Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребенка // Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка / Под ред. Г.В. Бурменской. – М., 2008.
4. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М., 2010.
Дополнительная:
5. Леонтьев А.Н. Общее понятие о деятельности // Хрестоматия по возрастной психологии / Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.,1994.
6. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка / Под ред. Г.В. Бурменской. – М., 2008.