При температурных колебаниях плавающий подшипник перемещается в осевом направлении на величину удлинения (укорочения) вала. Так как это перемещение может происходить под нагрузкой, поверхность отверстия корпуса изнашивается, поэтому, при действии на опоры вала только радиальных сил в качестве плавающей выбирают менее нагруженную опору.
Если выходной конец вала соединяют муфтой с валом другого узла, в качестве фиксирующей принимают опору вблизи выходного конца вала.
Кроме схем с фиксацией вала в одной опоре и с плавающей другой опорой, существуют схемы с фиксацией вала в двух опорах, причем в каждой опоре фиксация в одном направлении (см. рис. схема А и Б).
Эти схемы применяют с учетом ограничений по расстоянию l между опорами, что связано с изменением зазоров в подшипниках вследствие нагрева деталей при работе. Так, при нагреве самих подшипников зазоры в них уменьшаются, а при нагреве вала его длина увеличивается.
Из-за увеличения длины вала осевые зазоры в подшипниках схемы А также уменьшаются. Чтобы не происходило защемления вала в опорах, предусматривают при сборке осевой зазор «а». Значение зазора должно быть несколько больше ожидаемой тепловой деформации подшипников и вала. В зависимости от конструкции узла и условий эксплуатации, а 0,15…1,0 мм. Схема А установки подшипников конструктивно наиболее проста. Ее широко применяют при относительно коротких валах. При установке в опорах радиальных подшипников отношение l/d 8…10. Для радиально-упорных подшипников это соотношение не должно превышать l/d 6…8 из-за их большей чувствительности к изменению осевых зазоров. Причем, меньшие значения в соотношении l/d относят к роликовым, большие – к шариковым подшипникам.
При установке вала по схеме Б вероятность защемления подшипников вследствие температурных деформаций вала меньше, так как при увеличении длины вала осевой зазор в подшипниках увеличивается. Расстояние между подшипниками может быть несколько больше, чем в схеме А: для подшипников шариковых радиальных l/d 10…12; шариковых радиально-упорных l/d 10; конических роликовых l/d 8. Более длинные валы устанавливать не рекомендуется, так как могут появиться большие осевые зазоры, недопустимые для радиально-упорных подшипников.