Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Основы прочностного расчета фрикционных пар



Критерии работоспособности:

· Усталостное выкрашивание

· Износ

· Задир поверхности

Усталостное выкрашивание происходит в ходе нормальной длительной эксплуатации передачи работающей с обильной смазкой. Износ является следствием скудной смазки, а задир поверхности происходит как результат буксования или перегрева.

Все перечисленные виды разрушения поверхности катков зависят от напряжений в месте контакта. Поэтому прочность и долговечность оценивают по контактным напряжениям.

Контактные напряжения образуются в месте соприкосновения двух тел в тех случаях, когда размеры площадки касания малы по сравнению с размерами тел. Основоположником теории контактных напряжений является немецкий механик H. Herz. Контактные напряжения записываются σ , где индекс обозначен в честь ученого. Рассмотрим пример сжатия 2-х цилиндров (см. рис.)

Формула Герца для расчета контактных напряжений при сжатии двух цилиндров:

.

Здесь

; ; .

+ – для выпуклых поверхностей;

- – для вогнутых поверхностей.

 
 

При контакте цилиндра с плоскостью r2 =

 

 

Где q – нагрузка на единицу длины контактной линии;

r1 u r2 – радиусы цилиндров;

b –длина контактной линии (длина цилиндров).

При вращении цилиндров (например, катков фрикционных пар) отдельные точки их поверхностей периодически нагружаются и разгружаются. Контактные напряжения в этих точках изменяются по прерывистому отнулевому циклу (см. рис.).

 

Это вызывает усталость поверхностных слоев деталей. Образуются микротрещины, и происходит выкрашивание мелких частиц металла. Чтобы не было усталостного малоциклового разрушения нужно ограничить величину контактных напряжений, т.е. выполнить условие:

,

где - допускаемое контактное напряжение.

Условие прочности для контакта цилиндров по линии запишется:

 

.

Это выражение используется для проверочного расчета, когда известна геометрия передачи, т.е. ее размеры, материалы и нагрузки.

Допускаемые напряжения.

Для закаленной стали при твердости поверхности H1,2

= 1000…1200 МПа.

Для текстолита

= 80 …100 МПа.

При проектном расчете фрикционной передачи определяются ее размеры. Межосевое расстояние «а» между катками находят из выражения:

,

где i – передаточное отношение без учета знака;

коэффициент ширины катка, выбираемый по рекомендациям.

При известном «находят другие размеры передачи по формулам:

; ;

Вопросы для самоподготовки

1. Достоинства и недостатки фрикционных передач?

2. Отличие фрикционных вариаторов от коробок скоростей с зубчатыми колесами?

3. Критерии работоспособности фрикционных передач? По каким напряжениям их рассчитывают?

ЛЕКЦИЯ № 4

ЗУБЧАТЫЕ ПЕРЕДАЧИ

Зубчатая передача представляет собой механизм, который с помощью зацепления передает (а иногда преобразует) движение с изменением угловых скоростей и моментов.

По расположению валов и зубьев на колесах зубчатые передачи бывают с параллельными, пересекающимися и перекрещивающимися валами; прямозубые, косозубые и с круговым зубом (по плакату).

По форме профиля зуба: эвольвентные, круговые (системы Новикова) и циклоидные. Эвольвентные профили зуба предложены Эйлером в 1760 году.

По условиям работы зубчатой передачи они могут быть открытыми (незащищенными от внешней среды) и закрытыми. К закрытым передачам относятся редукторы, коробки скоростей и др., работающие в масляной ванне.

Достоинства зубчатых передач:

· Высокая нагрузочная способность, т.е. малые габариты;

· Большая долговечность и надежность работы при высоком КПД: 0,97-0,98 в одной ступени;

· Постоянство передаточного отношения и др.

 

Одноступенчатый редуктор. Вид сверху со снятой крышкой. Закрытая зубчатая передача

(1 – регулировочные винты)

 

Недостатки:

· Повышенные требования к точности изготовления;

· Шум при больших частотах вращения.

Наибольшее распространение имеют передачи с цилиндрическими колесам, как наиболее простые и надежные.

Стандарты устанавливают термины, определения и обозначения, а также методы расчета геометрических параметров.

Шестерня – это меньшее из пары зубчатых колес.

Колесо – большее из пары зубчатых колес.

Параметрам шестерни приписывают индекс 1, а параметрам колеса индекс 2 (рисунок с картиной зацепления). Кроме того, индексы:

w – к начальной поверхности или окружности;

b – к основной поверхности или окружности;

a – к поверхности или окружности вершин и головок зубьев;

f – к поверхности или окружности впадин и ножек зубьев.

Параметрам, относящимся к делительной поверхности или окружности, дополнительного индекса не приписывают.

z1 и z2 –число зубьев шестерни и колеса;

P – делительный окружной шаг зубьев;

Pb=P cosα – основной окружной шаг;

α – угол профиля делительный (угол профиля исходного контура), α=20º;

αw – угол зацепления или угол профиля начальный

aw cosαw= a cosα,

m = P/π – окружной модуль зубьев. Значения модулей стандартизованы, π =3,14.

Картина зацепления:

– делительный диаметр – диаметр окружности, по которой обкатывает инструмент при нарезании зубьев;

– основной диаметр – диаметр окружности, разверткой которой являются эвольвенты зубьев;

и – начальные диаметры – диаметры, по которым пара зубчатых колес обкатывается в процессе вращения;

.

У передач без смещения и при нулевом суммарном смещении (x = 0) начальные и делительные окружности совпадают, т.е.

; .

При резании колес со смещением делительная плоскость рейки (инструмента) смещается к центру или от центра заготовки на ; – коэффициент смещения исходного контура. Смещение от центра считается положительным ( >0), а к центру – отрицательным ( <0).

– межосевое расстояние

,

где ;

– коэффициент уравнительного смещения при .

Для колес без смещения:

h = 2,25m;

da = d + 2m;

d f= d – 2,5m;

hГ =1m;

hH =1,25m,

где h ,hГ , hНвысота зуба, высота головки и высота ножки зуба соответственно.

Линия зацепления A1-A2 – это общая касательная к основным окружностям пары зубчатых колес.

gα – длина активной части линии зацепления;

П – полюс зацепления.

z2/z1 = u (по ГОСТ 16532-70) – передаточное число. Отношение большего числа зубьев к меньшему числу независимо от того, как передается движение. u = z2/z1 = dw2/dw1 > 1.

Коэффициент торцового перекрытия έα

При вращении колес линия контакта зубьев перемещается в поле зацепления, одна сторона которого gα, а другая – рабочая ширина зубчатого венца bw. Однопарное зацепление сменяется двух парным. В зоне однопарного зацепления зуб передает полную нагрузку Fn , а в зоне двухпарного зацепления – только половину нагрузки.

Размер зоны однопарного зацепления зависит от значения коэффициента торцового перекрытия

εα= gα/Pb.

По условию непрерывности зацепления и плавности хода прямозубой передачи рекомендуется обеспечить условие . Точная формула расчета коэффициентаεα громоздкая, поэтому используются эмпирические формулы:

– для прямозубых цилиндрических колес без смещения и z1 17. Знак «–»для внутреннего зацепления.

Для передач с положительным смещением зубчатых колес, начиная с z1=10 , нами предлагается следующее выражение:

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.