Глава I. Теоретический анализ проблемы особенностей зрительного восприятия детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. 6
1.1. Особенности восприятия как психического процесса. 6
1.2. Характеристика развития восприятия в старшем дошкольном возрасте 10
1.3. Особенности зрительного восприятия детей дошкольного возраста в норме и с общим недоразвитием речи. 13
Глава II. Экспериментальное изучение особенностей зрительного восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. 20
2.1.Организация экспериментального исследования и методики, используемые для изучения зрительного восприятия. 20
2.2.Результаты проведённого исследования. 24
2.3. Методические рекомендации по развитию зрительного восприятие детей с общим недоразвитием речи. 34
Заключение. 38
Литература. 41
Приложения. 43
Введение
Дошкольное детство — очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет. Но они имеют непреходящее значение в этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа младенец превращается в относительно самостоятельную, активную личность. Получают определенное развитие все стороны психики ребенка, тем самым закладывается фундамент для дальнейшего роста. Итогом этого этапа жизни является старший дошкольный возраст, который является преддверием в более взрослую жизнь и в первую очередь поступление в начальную школу.
Из младенца личностью становится не только обычный ребёнок не имеющий никаких проблем в своём развитии, плавно раскрывающийся как цветок, но и каждый ребёнок имеющий различные отклонения от общепринятого стандарта, в том числе и дети с общим недоразвитием речи. Диагноз ОНР для ребёнка как лепесток, который почему-то не раскрылся в бутоне и ему придётся в последующем бороться с этим явлением всю оставшуюся жизнь. Важно не допустить, что бы другие психологические процессы полностью раскрылись и несмотря на недостаток ребёнка его личность была гармонично и полноценно сформирована.
Восприятие играет важную роль в жизни ребёнка. Оно является основой любого познавательного процесса, его отправной точкой. Из экспериментальной психологии восприятия хорошо известно, что процесс формирования образа начинается с различения и далее идет через опознание к полному и адекватному восприятию данного объекта [4; с. 9].
В познавательной деятельности дошкольника старшего возраста, ведущая роль принадлежит зрительному восприятию. Для того чтобы сделать его продуктивным и не переутомлять при этом зрительный анализатор ребёнка, необходимо правильно организовать начало любого познавательного процесса. Важно также учитывать возможности и способности ребёнка. И если возникают трудности в развитии зрительного восприятия связанные с процессом общего недоразвития речи ребёнка необходимо оказать такое воздействие, которое поможет ребёнку наиболее полноценно развиться.
В обосновании АКТУАЛЬНОСТИ выбранной темы, главным является то, что формирование и положительное воздействие на зрительное восприятие ребёнка с общим недоразвитием речи содействует более совершенному отношению человека к окружающему миру, и обществу, способствует становлению гармонически развитой личности.
Новизна данного исследования в том, что исследования зрительного восприятия ребенка старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи находятся до сих пор на недостаточно высоком уровне, а, следовательно, процесс зрительного восприятия личности ребёнка, исследование и его коррекция является интересной темой для изучения и в дальнейшем применения на практике полученных знаний во время изучения интересующей нас проблемы.
ЦЕЛЬ: экспериментально исследовать специфику зрительного восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и особенностей его развития по сравнению с их нормально развивающимися сверстниками.
Для достижения поставленных целей необходимо решить ряд задач:
1. Провести анализ литературных источников по проблеме.
2. Подобрать методики для экспериментального исследования.
3. Провести экспериментальное изучение особенностей восприятия у старших дошкольников с общим недоразвитием речи, по сравнению с их сверстниками с нормально развивающимися сверстниками.
4. Разработать методические рекомендации.
ГИПОТЕЗОЙ нашего исследования является предположение о том, что у детей с общим недоразвитием речи будет проявляться специфика развития зрительного восприятия по сравнению с их сверстниками с нормальным речевым развитием, что объясняется первичной структурой дефекта.
ОБЪЕКТОМ исследования является развитие зрительного воспитания в старшем дошкольном возрасте.
ПРЕДМЕТОМ исследования выступают особенности развития зрительного восприятия детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
В своей работе мы использовали следующие МЕТОДЫ: анализ литературных источников связанных с проблемой экспериментального исследования, изучение особенностей восприятия респондентов с помощью тестирования и метода анализа продуктов их деятельности, а так же для обработки выявленных данных мы использовали метод качественного и количественного анализа.
ВЫБОРОЧНАЯ СОВОКУПНОСТЬ: 10 человек: 5 детей с общим недоразвитием речи и 5 детей с нормально развивающихся детей, посещающие 1 и 2 смешанную подготовительные группы ДОУ № 62, «Яблонька» г. Брянска.
Глава I. Теоретический анализ проблемы особенностей зрительного восприятия детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи