Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ПОЧУВСТВОВАТЬ И СДЕЛАТЬ



(Виды учебных речей)

Познай, почувствуй, и свершится чудо:

Желанной ты достигнешь цели,

О коей и не ведаешь покуда.

 

Мало знать теорию и методику предмета “риторика”. Надо владеть практикой публичного выступления. На нашем языке “понять - значит почувствовать и сделать”. Теорию воплотить в практике.

Для приобретения навыков публичного выступления предлагается определенная последовательность создания различных видов речи. Мы сознательно исключаем такой вид речи, как информационный. В последние годы он стал почти единственным видом общения: формальная, просто сообщающая, безынтонационная манера звучания. Оратор не проявляет своей заинтересованности, отношения к объекту высказывания, не разъясняет содержание, а просто информирует. Такой вид речи схож с простым объявлением.

Учебные речи строятся таким образом, что оратор от выступления к выступлению как бы смелеет, делает выступления все более интересными, эмоциональными, способными воздействовать на слушателей.

Виды учебных речей взяты из опыта работы в созданной мною школе ораторского искусства и преподавания риторики в вузах города и страны.

Предложенные речи - это первый опыт занимающихся. Они просты по содержанию и, главное, предельно кратки. В процессе выступления оратора они звучат, разумеется, иначе: более разговорно, с обращениями к слушателям, с риторическими приемами, которые делают речь более воздействующей. Заучивать тексты своих выступлений не рекомендуется. При заучивании работает память, а не мысль. Важно, чтобы мысли оратора рождались здесь, сейчас, на глазах у слушателей. Это самое дорогое в искусстве оратора.

РЕЧЬ - ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

Это самый простой вид речи. Занимающийся впервые выходит выступать перед незнакомой аудиторией. Он знакомит слушателей с собою - представляет себя. Называет свое имя, фами-

лию, сообщает о том, кем работает или где учится, что привело его в школу ораторов; что он от нее ожидает.

- Я - Ольга Сергеева. Мне двадцать семь лет. Работаю экскурсоводом. Мне очень важно владеть речью. Я часто волнуюсь, и моя речь становится невнятной, голос звучит напряженно. От этого я еще больше начинаю волноваться. Боюсь смотреть в глаза слушателям.

Пришла в школу, чтобы не только усовершенствовать речь и голос, написать хороший текст, но и научиться бороться с волнением во время ведения экскурсии.

- Я - Николай Смирнов. Мне двадцать пять лет. Руковожу детской спортивной школой. Меня часто переспрашивают. Не понимают, что ли? Мне от волнения бывает трудно произнести фразу. Звуки как бы наскакивают один на другой, особенно когда я выступаю перед родителями.

Хочу быть более смелым и не бояться выступать. Хочу словом увлекать ребят спортом. Вот поэтому и пришел учиться.

В первой же речи видны многие недостатки публичного выступления: глаза бегают или устремлены в потолок (оратор должен глядеть в глаза слушателям); речь звучит очень тихо, невнятно; мысли формулируются с величайшим трудом; речь изобилует навязчивыми словами и выражениями; руки все время бессмысленно двигаются; оратор часто переступает с ноги на ногу...

В речевом взаимодействии очень важно мысленно видеть то, о чем говоришь, и передавать слушателям картины внутреннего видения. Выступающий описывает игру природы, или случай, или интересного человека...

ОПИСАТЕЛЬНАЯ РЕЧЬ

Море

Море... Это что-то неожиданное. Большущее поле без границ. Это могучая сила, не подвластная нам.

Если вы поедете отдыхать на море, то не пожалеете. Оно красиво в любую погоду. Когда светит солнце и голубеет небо, то само море тоже превращается в небо, а вода переливается и играет “зайчиками”. А когда нет ветра и волн, то можно увидеть, как рыбы радуются такой погоде; они то и дело выпрыгивают из воды, ловят мошек и плюхаются обратно.

А что творится с морем, когда сильный ветер и дождь?! Тогда, “бушуя в бурной мгле, играет море с берегами”. Оно превращается в серое чудовище, готовое проглотить вас. Но по-своему оно тоже красиво. Красиво своей могучей силой, своей дерзостью.

Ты днем красиво, море.

Ночью тоже.

В твоей красе

величие царит.

Как много тайн в тебе.

Быть может, Их знает только дно

да скал гранит.

Собирайте вещи! Поезжайте на море! Наслаждайтесь величием природы!

В описательной речи оратор не торопится произнести все слова. Он сосредоточен на внутренних видениях того, о чем рассказывает. Это его несколько успокаивает, убирает излишнее волнение.

 

РЕЧЬ “ОТ ПРЕДМЕТА”

В такой речи оратор также борется с волнением. Теперь он выступает не от себя. Теперь Я - уже не Я. Я - старинная вешалка, чернильница, глобус, диван... И это обстоятельство делает оратора более смелым. Кроме того: речь “от предмета” развивает фантазию, воображение, юмор...

Старинные часы

Я - старинные часы с кукушкой.

Много лет назад меня принесли в этот добрый дом мои еще молодые хозяева и поместили в комнате на стене, напротив большого окна. Тогда мои стрелки, поблескивая золотом, отсчитывали секунды, и кукушечка, распахнув лакированные дверцы своего домика, оповещала хозяев о каждом прожитом часе в этом доме: “Ку-ку, ку-ку...”. Мы были свидетелями их счастливой молодой жизни. Весело будили ребятишек, когда им пришла пора идти в школу. А в часы грусти и печали кукушечка тихо открывала свои дверцы и грустное “ку-ку, ку-ку...” нарушало тишину комнаты. Так мы и жили: секунда за секундой, час за часом, год за годом.

Но однажды главный механизм пришел в негодность и меня сняли со стены, упаковали в коробку и отнесли на пыльный чердак.

Неизвестно, сколько прошло времени. Но вдруг неожиданно в коробку с солнечным светом заглянули чьи-то любопытные глаза, моих стрелок коснулись чьи-то добрые руки. И вот я вновь на той же стене.

Из окна видны уже большие деревья, у камина сидят мои постаревшие хозяева, а рядом с ними резвятся уже их маленькие внуки. Мой новый механизм отсчитывает секунды, кукушечка распахивает свои, вновь покрытые лаком, дверцы и весело приветствует подросшую ребятню: “Ку-ку, ку-ку, ку-ку!”.

Мягкая игрушка

Я - тигренок. Нет, не живой. Я мягкая игрушка.

Сначала меня долго выбирали в магазине. Потом с трепетом дарили. Затем долго восхищались, хвастались перед друзьями и подругами.

Самое счастливое время для меня - когда меня повсюду берут с собой. И хотя путешествовать мне приходится зачастую в чемодане, я все равно счастлив. Я обожаю, когда, прижавшись ко мне, моя хозяйка засыпает и просыпается. Я готов сделать для нее все, что в моих силах. Согреть, когда ей холодно. Выслушать, когда ей не с кем поговорить. Составить компанию, когда ей одиноко.

Но проходит время, и я чувствую, что я ей уже не так необходим, как прежде. Меня все реже берут с собой в путешествие. Я все чаще лежу на окне.

Возможно, я уже сыграл свою роль? Возможно, это все, что я мог сделать?..

Но я-то знаю, что был очень нужной, самой лучшей мягкой игрушкой.

Диван

Я новый диван. Меня недавно купили. Купили вместе с креслами. Все мы называемся гарнитур “Моника”. О, мебельная фабрика! Я - мужчина, а меня назвали женским именем! Да еще каким! “Моника”!

Утешает только одно: мне дали почетный титул: “мягкая мебель”. Вы понимаете, стол для компьютера (очень полезная вещь), шкаф с тремя дверками и антресолью - просто мебель. А я - “мягкая мебель”!

Да и что удивляться. Я весь такой гобеленовый, весь такой мягкий и раздвижной, с ящичками для белья и даже с молнией на подушке.

Но обращаются со мной несколько неуважительно. Вот сейчас придет хозяин и непременно сядет на подушки. Так и есть!

Эй, эй! Ты чего это в обуви на меня лезешь?! Ведь не один раз сидишь. Сейчас запачкаешь, а потом на эту грязь сядешь. Как говорил мой столяр-плотник: “Не плюй в колодец, пригодится воды напиться!”.

Как бы мне хотелось подольше быть новеньким. Ведь я дорожу своим почетным титулом “Мягкая мебель”.

ДОКАЗАТЕЛЬНАЯ РЕЧЬ

Надо доказать правильность своей точки зрения на тот или иной предмет, явление, событие. А значит, речь должна быть логически хорошо выстроена, должна содержать убедительные доказательства, факты, аргументы. Следует позаботиться и об эмоциональности речи. Темы в доказательных речах должны быть близки и понятны оратору.

 

Футбол

 

Кто не любит футбол? Кто его не понимает? Ограниченные люди! Зачем они ищут в игре глубинный смысл, философию-то, чего не должно быть в простом и поэтому наиболее захватывающем развлечении. Часто слышишь из уст ненавистников футбола: “Двадцать два бугая гоняют по полю мяч почти два часа! Это же глупость!”. Нет - глупость в том, чтобы отрицать простую и чистую Игру с большой буквы.

Глупо бездумно отвергать то, что радует миллиарды людей на всей планете. Представьте: судья выставляет на середину зеленого поля мяч, и вот игрок в первый раз ударяет по нему, начиная матч, вовлекая вас в игру. Удар ногой по белому, беспомощному мячику - и твои мышцы напряжены так же, как и у футболиста.

Ты следишь, часто с замиранием сердца, за мячом... Вот пас -мяч летит через все поле, и ты вместе с футболистом ловишь его, обрабатываешь ловко ногой, чтобы удобнее было играть, легко обводишь защитника вражеских ворот, красивым, чуть заметным движением останавливаешь мяч. Метнул взгляд на вратаря - он, не ожидая остановки, ушел в правый угол ворот, и ты, несильно размахнувшись, посылаешь мяч, почти уже сросшийся с твоей ногой, мимо защитника, в левый верхний угол ворот, прямо “в девятку”. Доля секунды, как мяч оторвался от твоей стопы, кажется тебе вечностью. Но вот мяч влетает в ворота, и ты, забывая все на свете, радуешься своей удаче, своему счастью, своей победе!

С игроком ликует и весь свет - все болельщики, неотрывно следящие за игрой, восторженно вскакивают со своих мест, не в силах сдержать радость, ведь они тоже играют на поле вместе со

своими кумирами, их мышцы так же напряжены, как и у футболистов, гол их команды - это их гол, они забили его вместе!

Так зачем же критиковать игру, позволяющую ощутить адреналин в крови, почувствовать ни с чем не сравнимый настоящий азарт? Это так же глупо, как отрицать любое другое невинное развлечение человека.

Ведь радость не требует серьезного объяснения. Чтобы получить удовольствие, не нужно строить заумных теорий. Нужно просто радоваться жизни, радоваться игре!!!

 

ХВАЛЕБНАЯ РЕЧЬ

Хвалить можно все: человека, искусство, дело, природу, предметы, спорт... Хвалебная речь более поэтична, образно-эмоциональна, насыщена словами превосходной степени оценки, наполнена восклицательными интонациями. Ведь восклицательный знак очень действенен - он вызывает у слушателя одобрение, или сочувствие, или гнев, или радость, или восхищение...

Ночь

Ночь... Темная леди. Спокойная и безлунная. Каждый из нас видел ее, проживал и переживал. Удивительное время суток. Время мечтаний и воспоминаний.

Мы смотрим на звездный купол и забываем о суете и насущных проблемах. Мы слушаем. Чувствуем. Дышим жизнью Темной леди! Ее слезами, ее покоем или ее буйством!

Каждая ночь неповторима и незабываема. Наши ощущения обостряются. Мы становимся романтиками и отчасти возвращаемся в детство.

И вот уже звезды нам кажутся не сгустками раскаленных песчинок, а молчаливыми стражниками, с укором, гордостью или состраданием взирающими на нас веками.

Облака, отливающие розовым светом дрейфующих лучей зашедшего солнца, на темно-синем небосводе превращаются в причудливых существ! Словно изменившие окраску морские дьяволы купаются над нами в воздушной воде.

Ночные звуки становятся отчетливыми и видимыми для нас. Вот скворец поет колыбельную песню, склоняясь над своими детьми. Вот плачет синица. А это соловей выводит трели новой неповторимой мелодии.

И мы вновь оживаем! Становимся... людьми! Да, да... людьми! Теми, которые жили в гармонии с природой, в гармонии с днем, в гармонии с ночью. Теми, кто жил задолго до нас и умел видеть

прекрасное не в наличии денег, а в наличии возможности жить и чувствовать!

Спасибо тебе... Ночь! Восхитительная Темная леди!

 

Мы победили!

Вчера в Швеции на чемпионате мира по хоккею Россия и Чехия сыграли четвертьфинальный матч: 3:1. Мы победили!

После провального матча со шведами, ничьей с Украиной и проигрышей финнам и словакам выход в 1/4 финала казался несбыточной мечтой. И вдруг - победа!

Защита была надежной! Вратарь владел ситуацией! Команда сражалась до последнего! Даже втроем против пятерых чехов! Как дерзко они бросались на лед, закрывая собой ворота!

А два гола! Как ловко игроки, стоящие на пятачке, сумели изменить направление движения шайбы! Какие потрясающие реакция и точность! Наши стремительные передачи шайб! Наши красивые комбинации!

В СССР играли в комбинационный хоккей. С распадом СССР не стало и той игры. И вот снова -наш хоккей!

Да, мы вышли в полуфинал. Завтра игра с финнами. Завтра 9 мая - День Победы. Мы не можем проиграть! Мы обязательно победим!

 

Успех

Мир, застыв, глядит на твой успех. Ты на целый миг быстрее всех!

Успех... Это то, без чего нельзя жить. Нет успеха - нет невидимого результата работы. Нет результата - нет настроения. Нет настроения - нет желания работать дальше. Нет желания работать - снова нет успеха. Замкнутый круг...

Успех нужен человеку как воздух. Ведь вы помните те потрясающие ощущения, когда вы - победитель?! Да-да, успех -это прежде всего победа. Победа над собой. На эту победу надо работать. Работать усердно, настойчиво и от души. И не бояться, не бояться поражения. Даже разгромного. Ведь это все равно опыт. Пусть горький, но опыт.

Пока вершина не взята, Не смей до страха опускаться. Она коварна, высота. Она не любит покоряться.

И в следующий раз, работая до изнеможения, вы будете победителем. А у победителей раны не болят. Победив один раз, вы

 

поймете, что полет на крыльях успеха приближает вас к мечте, и будете снова и снова работать.

Цель - это жемчуг взаперти.

И надо приложить старанье,

Взять жемчуг - значит ключ найти,

А ключ - усердье и познанье.

КамалХуджаиди

Успех - это наркотик. Это единственный наркотик, который стоит попробовать!

 

Хвала жизни

Жизнь! Она дороже всех сокровищ и дается человеку один раз. Как же ею надо дорожить! Как прожить, чтобы иметь право сказать: “Я жил не зря”? Так что же такое жизнь?

Жить - это, прежде всего, любить. Любить тех, кто дал тебе жизнь; любить тех, кто наполнял тебя знаниями; любить дело, которому ты служишь; любить своего избранника (избранницу); любить свою Отчизну; любить свой народ. “Лучше не иметь сердца, чем в нем не иметь любви к народу” - гласит народная мудрость.

Жить - это значит иметь друзей. “Жить трудно целый век без близких, без друзей. Пойми, что человек ты лишь среди людей”. И надо дорожить дружбой. Дружба - дело святое!

Жить - значит творить добро. Ведь “жизнь дана на добрые дела”. Быть человеком - значит нести людям радость, разделять их счастье и горе, по первому зову идти на помощь.

Жить - значит страстно познавать мир. Путешествовать, изучая другие страны, другие народы. “Жить - не тужить, по свету кружить”.

И если ты живешь наполненно каждый день, можешь смело восклицать:

Я люблю тебя, ЖИЗНЬ, и надеюсь, что это взаимно!

 

ПРОБЛЕМНАЯ РЕЧЬ

В проблемной речи, как в монологической, много вопросов, ответов, решений, отказов от этих решений, рассуждений, выводов. Главное речевое действие в проблемной речи - активное думание, поиск ответа на поставленную проблему. Речь неторопливая. Голос звучит в основном на нижнем регистре. Напряженная внутренняя жизнь.

Темы проблемных речей многообразны и бесконечны. Вся жизнь состоит из больших и малых проблем. В учебных речах не рекомендуется брать политические темы и темы, которые сложны для глубинного решения. Все это - в будущем. А обучаясь ораторскому искусству, надо брать более доступные темы: эгоизм, равнодушие, счастье, радость жизни, наш город, культура общения...

В качестве проблемной речи приведем отрывок из статьи “Размышление” народной артистки, профессора М.О. Кнебель1.

“Личность художника - что это такое? Из чего она состоит?... Можно ли формировать самого себя как личность?... Мне кажется, что из нашего театра постепенно уходит понятие “посвящение себя искусству”, понятие высочайших эстетических норм, которые были законом для великих деятелей русской сцены.

Понятие “самоусовершенствование” мы сдали в архив... В то время как стоит оглянуться на судьбы крупных художников - будь это живописец, композитор, писатель или скульптор, - мы увидим титанический труд над самим собой.

Разве в нашем деле уровень искусства поднимается сам собой?

Разве наше тело, наш голос податливее глины?

Разве наше воображение так уж подвижно от природы?

Разве процесс рождения замысла в нашем искусстве проще, примитивнее, чем в живописи или в музыке?

Разве театр требует меньше культуры, знаний, эмоциональной взволнованности?

Разве дилетантизм в нашей профессии не безнравственен?

Сейчас слишком охотно молодые объявляют себя Моцартами. А потом мы с горечью наблюдаем, как вместе с молодостью уходит обаяние, глядишь, вместо Моцарта пред тобой скучная посредственность, убогий диапазон чувств и мыслей...

Все это вопросы бескомпромиссного отношения к себе, к своему творчеству. Именно нарушение высоких этических норм лежит в основе того, что художник может скатиться к ремесленничеству. И тогда уже трудно говорить о личности художника”.

Дружба

“И ты, Брут?” - воскликнул Цезарь, умирая. Предательство друзей! Что может быть страшнее? Даже самый беспощадный враг не идет ни в какое сравнение с фальшивым другом. Ведь врагов встречаешь с открытым забралом и мечом в руке. К друзьям же не боишься повернуться спиной. Беда, которую не ждешь, ранит намного сильнее ожидаемого удара.

1 Кнебель М.О. Размышление. Журнал “Театральная жизнь”. 1984, № 13.

 

Многие скажут: “Не может быть! Мои друзья никогда меня не предадут. И вообще: каждый получает то, что заслуживает”. Однако в жизни, к сожалению, не всегда так. И свидетельства тому можно найти в пословицах, крылатых выражениях: “Пригрел змею на груди”, “Предают только друзья”, “Ни одно доброе дело не остается безнаказанным”, в сказках (“Снегурочка”), драматических произведениях (“Король Лир”, “Горе от ума”, “Отелло”), и этот список можно продолжать и продолжать.

Так как же быть? Не иметь друзей? Никому не доверять? Быть одному? Нет! От этого можно сойти с ума!

Жить трудно целый век без ближних, без друзей!

Пойми, что человек ты лишь среди людей.

Низами

 

Надо жить по принципу: “Лучше поверить и ошибиться, чем ошибиться, не поверив”.

Нужно любить и верить, понимать и прощать. Ценить настоящих друзей и не бросать их ради новых, на первый взгляд, более интересных знакомых. Ведь “старый друг лучше новых двух”.

Нужно прощать зло. Прощать не ради других - ради себя. Обида сжигает душу, а месть разрушает ее окончательно. Конечно, предательство - это страшно, но оно не стоит того, чтобы помнить о нем всю жизнь.

Если жизнь тебя обманет,

Не печалься, не сердись!

В день уныния смирись:

День веселья, верь, настанет.

Сердце в будущем живет;

Настоящее уныло;

Все мгновенно, все пройдет;

Что пройдет, то будет мило.

А.С. Пушкин

И все же: “Дружба да братство дороже всякого богатства”, Берегите дружбу и друзей!

Когда обучающиеся познакомились друг с другом и сдружились, объединенные единой целью овладения речевым мастерством, можно предложить им такой вид речи, как “Портрет”.

Об этом задании надо предупредить заранее, чтобы можно было понаблюдать за объектами, отметить особенности характера, поведения, речи, голоса, привычек... “Портрет” - это речь-загадка, ибо не называется имя человека - о ком идет речь, угадывают сами слушатели.

Хорошо, чтобы обучающиеся прочли внимательно “Мертвые души” и обратили внимание на то, как гениально рисует портре-ты своих героев Н.В. Гоголь.

В процессе занятий идет работа и над многообразными видами речей, с которыми мы чаще всего встречаемся в жизни.

Поздравление: “С днем рождения”, “...юбилеем”, “...праздником”, “...победой в спорте, искусстве, работе”, “Со свадьбой” и т.д.

Напутствие (окончившим школу, вуз, призывникам и т.д.).

Приветствие, сенсация, открытие выставки.

Презентация, прощальная речь с умершим...

Каждый из этих видов имеет свои особенности. Так, поздравления рождают определенный тон речи, восторженные слова, мягкий теплый тембр... Ведь надо возбудить у слушателей теплые чувства радости, счастья.

В напутствии речь звучит уверенно, достаточно звучно. Надо внушить веру в хорошее будущее. В речи часто слышны восклицательно-побудительные интонации.

Действие в сенсации - удивить, изумить, потрясти. Речь неторопливая, с вопросами, восклицаниями, в которых звучит удивление, радостное открытие чего-то небывалого или, наоборот, потрясающий гнев по поводу какого-либо преступления.

Если вы открываете выставку карикатуристов, надо людей настроить на веселый лад, сделать их “легкими”, если же ведете на выставку, посвященную Великой Отечественной войне, надо сделать людей “тяжелее”, серьезнее, остановить от ненужных разговоров, шума и т.д.

И если в первом случае голос звучит на более высоких тонах, со светлым тембром, то во втором - голос низкий, речь медленная, тембр мягкий, но темный.

Прощальная речь с умершим кратка, строга, сдержанна в эмоциях; речь звучит в нижнем регистре; медленно, тяжело произносятся слова. Надо всех сделать “тяжелее”: идет осознание того, что происходит. Конечно, говорится обо всем хорошем, что сделал человек в жизни. Если говорящий “подпускает чувства”, то создается впечатление, что он лжет, играет горе.

Свадебные речи часто произносятся в стихотворной форме. Это создает особый эмоциональный настрой всех присутствующих на то, что происходит великое событие в жизни двух людей, связавших себя узами брака.

Выступая с той или иной речью, надо позаботиться о тоне ее звучания. Сейчас мы чаще слышим минор вместо мажора. Или фальшивый, крикливый, не изнутри идущий “бодрячок”, или “озлобленный рык”, готовый, как говорят некоторые режиссеры,

“вздрючить” слушателей. Чтобы избавиться от этих ошибок, надо знать разнообразие тонов, существующих в действительности: лирический, романтический, юмористический, героический, буффонный, драматический, трагический. Возможно и их сочетание: лирико-романтическое, лирико-драматическое и т.д.

Говорящий и слушающие связаны нитями творческого понимания. Это понимание рассчитано на сотворчество, сомыслие, сопереживание. Восприятие - это комплексный сгусток мыслей, чувств, всех психофизиологических процессов человека.

Можно выделить главенствующее действие слушателей при восприятии различных видов речи. Определим (разумеется, весьма условно) действенно-чувственные нити, связывающие говорящего со слушателями.

  Оратор   Слушатель
1. Речь - представление - знакомится
2. Речь - описательная видит
3. Речь - от предмета - улыбается
  Речь - доказательная - соглашается
5. Речь - хвалебная - чувствует
6. Речь - проблемная - понимает
7. Речь - портрет - угадывает
8. Речь - информация - запоминает
9. Речь - презентация - решает
10. Речь - свадебная - радуется
11. Речь сенсация - удивляется
12. Речь - открытие - настраивается
13. Речь - прощание - задумывается

Ораторы - это неповторимая индивидуальность во всем: в умении словами излагать содержание, в проявлении чувств (открытых или сдержанных), в логике доказательств и т.д. У кого-то превалирует мысль, логика, у кого-то на первом месте чувство, открытый темперамент.

С помощью действенного слова, различных видов речи мы организуем не только наше общение со слушателями, но и свой внутренний мир, управляем своими мыслями, желаниями, памятью, чувствами, поведением, творческим самочувствием. Совершенствуем себя как личность.

 

ЕЩЕ РАЗ О МАСТЕРСТВЕ ОТВЕТОВ НА ВОПРОСЫ

Оратору часто приходится отвечать на вопросы слушателей. Появление вопросов - это хороший сигнал. Он говорит о том, что выступление вызвало интерес, взволновало аудиторию.

Мудрец хоть знает, но вопрос задаст,

Чтоб знанья укрепить.

Глупец не знает, но не спросит нас,

Чтоб знающим прослыть.

В ответах надо не уронить своего престижа. Отвечать на вопросы следует профессионально и интересно: кратко, точно, убедительно, если надо - с юмором.

Прежде всего, ответы даются по существу вопроса, конкретно, правдиво, с достоверной информацией. Если вы не уверены в точности информации, лучше вовсе не отвечать, чем отвечать неверно. Не надо бояться сказать о том, что вы не готовы к ответу. Или отвечайте (особенно по значительным событиям, явлениям), но с некоторой оговоркой: “мне кажется”, “по-видимому”, “может быть”, “можно предположить” и т.п.

Слушатель воспримет благожелательно ваш “осторожный” ответ.

Бывают и такие случаи, когда оратор, отвечая на вопросы, проходит, “как бы случайно”, мимо коварного вопроса. Иногда он вынужден точнее сформулировать вопрос слушателя.

Все эти приемы “честного признания”, “отсрочки”, “формирования вопроса” имеют место в ораторской практике.

Высоко оценивается слушателями четкая лаконичность ответов, краткость и в то же время полнота их. Если же ответы ораторов длинны, то, по меткому замечанию Монтескье, они “наверстывают длиною то, что не хватает у них в глубину”. (Выделено мною. — 3. С.)

Никогда не следует упрекать слушателей в том, что они задают вопросы, на которые вы уже отвечали в своем выступлении. Надо найти новые аргументы, факты, новый поворот раскрытия вопроса.

Необходимо учитывать и такую ситуацию: вопрос задает один человек, а ответ слушает вся аудитория. Значит, и оценивают ответ все. И очень важно, чтобы оратор был внимателен к вопросам, доброжелателен к коварным или неумело сформулированным.

И вместе с тем надо быть принципиальным в ответах на провокационные вопросы, сохранять спокойствие, живость ума, убежденность в своей правоте.

Трудность ответов на вопросы заключается и в том, что они не известны заранее оратору, а он должен найти верный и полный ответ в считанные минуты.

Все это требует предельной собранности, умения мобилизовать мозговую деятельность.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

Какие существуют виды учебных речей?

Какие навыки тренируют малые речевые формы?

Какова роль внешней техники речевого действия в создании и воплощении

различных видов речей? Что надо знать о творческих нитях понимания действия каждого из видов

речей?

Как сочетаются мысль и чувство у различных ораторов? Что надо знать о мастерстве ответов на вопросы?

Задания по теме “Учебные речи” состоят в самостоятельной работе по созданию тех или иных видов речей, с которыми оратор выступает перед аудиторией. А это большая подготовительная работа: определение темы, нахождение необходимого материала, фактов, доказательств, это и составление речи, голосо-речевой тренинг, нахождение средств выразительности выступления и т.д.

 

библиография

Аверинцев С. С. Риторика и истоки европейской литературной традиции. — М., 1996.

Аванесов Р. И. Русское литературное произношение. — М, 1984.

Апресян Г. 3. Ораторское искусство. — М., 1972.

Бахтин М. М. Человек в мире слова. — М., 1995.

Беркли-Ален М. Забытое искусство слушать. — СПб, 1997.

Введенская Л. А., Павлова Л. Г. Культура и искусство речи. Современная риторика. — Ростов-на-Дону, 1998.

Головин Б. Н. Основы культуры речи. — М., 1988.

Далецкий Ч. Б. Практикум по риторике. — М., 1995.

Жинкин Н. И. Речь как проводник информации. — М., 1982.

Калинин А. В. Культура русского слова. — М., 1984.

Колесов В. В. Русская речь. Вчера, сегодня, завтра. — СПб, 1998.

Колшанский Г. В. Паралингвистика. — М., 1977.

Кохтев Н. Н. Риторика. - М., 1994.

Михневич А. Е. Введение в методику лекционной пропаганды. — Минск, 1982.

Маркачева Т. Б., Ножин Е. А. Мастерство публичного выступления. М., 1988.

Петрова Э. А. Живое слово лектора. — Л., 1988.

Риторика и ораторское искусство. Хрестоматия. Составитель В. А. Шенберг. - СПб, 1994.

Рождественский Ю. В. Риторика и стиль. — М., 1989.

Рождественский Ю.В. Речь и действительность. - Риторика публичной речи. - М., 1989.

Розеншток-Хюсси. О. Речь и действительность. — М., 1994.

Савкова 3. В. Средства речевой выразительности. — Л., 1982.

Савкова 3. В. Внеязыковые средства выразительности речи лектора. — Л., 1984.

Савкова 3. В. Творческое самочувствие лектора. — Л., 1986.

Савкова 3. В. Речь лектора - это сам лектор. — М., 1989.

Савкова 3. В. Энергия живого слова. — СПб, 1991.

Савкова 3. В. Риторические игры. — СПб, 1998.

Савкова 3. В. Техника звучащего слова. — СПб, 1997.

Сергеич П. Искусство речи на суде. — М., 1988.

Сопер П. Основы искусства речи. — М., 1992.

Станиславский К. С. Собр. соч. в 8 т. — М., 1954—1961.

Цицерон. Три трактата об ораторском искусстве. — М., 1994.

Чихачев В. П. Речевое мастерство пропагандиста. — М., 1987.

Шенберг В. А., Колоченко А. К. Методика ответов на вопросы слушателей. — Л., 1989.

Шенберг В. А. Полемика как способ духовного противоборства. — Л., 1991.

Шенберг В. А., Савкова 3. В. Риторика. - СПб, 1997.

 

© Ссылка на сайт www.ritorika.igro.ru - обязательна.


 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.